АВАНГАРДИЗМ |
- широкое понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. (включает в себя такие авангардные направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, "поток сознания", "новый роман" и др.). Общие черты: отказ от традиции, от классических норм изобразительности, от осознанных целей, часто - от завершенности, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств, обращенность в будущее, программность, ориентация на создание произведения "искусства для искусства". Культ случайного. Поиск выразительных художественных средств ("выразить невыразимое") является самоценным и самодостаточным. См. также Модернизм.
|
АВТОР | - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия: 1) А. как создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения; 2) образ А. - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей (обладает чертами лирического героя или героя-рассказчика; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него). См. Образ автора. |
АКРОСТИХ | - (от греч. akrostichis - краестишие) - соединение первых букв стихотворных строк в самостоятельное слово или фразу, часто - имя автора или адресата; разновидность стихотворной загадки. В древности было средством запечатлеть имя автора в случае, если его нельзя было назвать или обозначить по каким-либо причинам.
|
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ | - основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка. |
АКЫН | - поэт-импровизатор и певец у казахов и киргизов. А. — создатель произведений отличается от жирши (ырчи) — исполнителя песен, сказителя эпических произведений. А. импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. |
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ | - французкий 12-сложный или русский 6-тропный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на II пол.18 - I пол.19 века. |
АЛКЕЕВА СТРОФА | - (горациева строфа), в античной лирике (Алкей, Гораций) и ее имитациях - строфа из двух 11-сложных, 9-сложного и 10-сложного стихов логаэдического строения (см. Логаэды). |
АЛЛЕГОРИЯ | - (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. А. состоит из двух элементов: 1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2) образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление. Связь А. с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. А. выражает в основном строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). В целом же А. и символ очень близки. |
АЛЛИТЕРАЦИЯ |
- (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Например: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А. С. Пушкин ) |
АЛЛОНИМ | - см. ПСЕВДОНИМ
|
АЛЛЮЗИЯ | - (от франц. allusion - намек) - намек на общеизвестный литературный или исторический факт. Распространенной разновидностью А. является намек на современные общественно-политические реалии в произведениях об историческом прошлом. А. на литературные произведения называется реминисценцией. |
АЛЬБА | - (прованс. alba, букв. — рассвет), жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме — преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. |
АЛЬТЕРНАНС | -(франц. alternance — чередование), правило чередования рифмованных стихов с мужскими и женскими окончаниями (клаузулами): мужские или женские стихи, находящиеся рядом, непременно должны быть связаны рифмой. |
АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | - (от греч. amoibáios — попеременный, чередующийся), художественная композиция, при которой на протяжении всего поэтического произведения чередуются отрывки (полустишия, стихи, строфы), связанные между собой параллелизмом. |
АМФИБРАХИЙ |
- (от греч. amphibrachys - краткий с двух сторон)
- трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе. Схема: U_U I U_U ... Пример: Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. (А. А. Фет) |
АМФИМАКР | - (amphimacer — крестик) — трехсложная стопа (—0—) обратная амфибрахию (0—0).
|
АНАГРАММА |
- слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета. В русской поэзии А можно встетить в эпизодический вкраплениях. Полностью стихотворных А крайне мало: Что нам весна за ней дано? Одна мечта - знай сон да лей вино! (В.Брюсов) |
АНАДИПЛОСИС |
- (от греч. anadíplōsis — удвоение), стык, подхват, повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего: О весна, без конца и без краю, Без конца и без краю мечта! (А. А. Блок). |
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ | - легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древнегреческому поэту Анакреонту. |
АНАПЕСТ |
- (от греч. anapaistos - отраженный) - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: U U _ I U U _... Пример: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... (И. А. Бунин) |
АНАФОРА |
- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - единоначатие; стилистическая фигура - повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин) |
АНАЦИКЛ |
- стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа на лево. А. читается в обох направлених не по буквам, а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для экспериментальной поэзии. Глаза зеленые твои Мне будут снова сниться Слеза как чистый образ твой Весне запомниться шальной.
Шальной запомниться весне Твой образ твой чистый как слеза И сниться снова будут мне Твои зеленые глаза. |
АНДЕГРАУНД | - (от англ. underground - под землей, подпольный) - непризнанные, чаще всего оппозиционные официальному искусству и правительству направления в искусстве, культуре, молодежной моде.
|
АНТИМЕТАБОЛА | -(от греч. antimetabolē — взаимообмен), антитеза, усиленная словесным или корневым повтором, обычно в виде хиазма, «мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». М. Л. Гаспаров.
|
АНТИСПАСТ | - (греч. antíspastos), стопа в античном стихосложении. |
АНТИСТРОФА | - (греч. antistrophē, букв. — поворот назад), в античной хоровой лирике — вторая строфа в паре строф, написанных одним и тем же (обычно весьма сложным) размером. Со временем перешла в хоровые песни в трагедии. |
АНТИТЕЗА | - (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Встречаются А.: персонажные (в персонажной организации), сюжетные (в сюжетном построении), композиционные; для выражения А. часто используют антонимы - противоположные по смыслу слова ("Красное и черное", "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.). |
АНТИФРАЗ(ИС) | - (греч. antíphrasis), употребление слова в противоположном смысле: «этот Крез» — о нищем; «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. А. Крылов) — об осле. |
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ | - стихосложение греческой и латинской поэзии VIII в. до н. э. — VI в. н. э., разновидность метрического стихосложения; такие отдельные явления, как эолийские лирические размеры (первоначально силлабические) и сатурнийский стих. |
АНТОЛОГИЯ | - (греч. anthología, букв. — собрание цветов), название сборников, содержащих избранные стихи, изречения, отрывки из произведений разных авторов или же представляющих литературу определенного народа, периода, литературного течения. |
АПОКОПА | - (от греч. apokopē — отсечение), отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения, например: у А. С. Пушкина — «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп Людская молвь и конский топ». |
АПОЛОГ | - короткая иносказательная басня с изображением животных или растений с нравоучительным подтекстом: Одна свеча лишь слабо освещала; Зажгли другую, - что ж? Изба светлее стала Правдивы древнего речения слова: Ум хорошо, а лучше два. (А.Пушкин) |
АПОСТРОФА | - стилистический прием, обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевленному. |
АПОФЕГМА | - краткое нравоучительное и остроумное изречение. Апофегматы - старинные сборники апофегм. |
АРИТМИЯ | - нарушение ритмической правильности в стихе. |
АРСИС И ТЕЗИС | - (греч. ársis — подъем, thésis — опускание ноги в пляске), сильное и слабое место в ритме стиха; то же, что икт и междуиктовый интервал. |
АРХАИЗМЫ | - (от греч. archaáios - древний) - устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность: "Угас, как светоч, дивный гений"; "Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...". Могут быть собственно лексическими (устаревшие слова, названия существующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог - тюрьма) и лексико-семантическими (устаревшее значение слова: аттестат -письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам). |
АРХИТЕКТОНИКА | - в литературе (от греч. architektonikē— строит. искусство), внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов. |
АССОНАНС | - (от франц. assonance - созвучие) - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Иногда А. называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Усиливает выразительность речи: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин) |
АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ | - (поэтический) (от позднелат. associatio — соединение), образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью. |
АССОЦИАЦИЯ | - (от лат. associatio - соединение) - oбраз, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).
|
АСТРОНИМ | -(от греч. ástron — звезда и ónyma — имя), разновидность псевдонима, замена фамилии автора звездочками. Их количество и расположение бывало различным; например, Е. А. Баратынский ставил то одну, то две, три или четыре звездочки рядом. |
АСТРОФИЗМ | - отсутствие строфического строения в стихотворном произведении. См. Строфика. |
АТОНИЧЕСКИЕ СЛОВА | - односложные, а порой и двухсложные слова в стихе, которые, примыкая к последующему или предыдущему слову, теряют свое ударение. Например, в стихе Лермонтова: «Но для чего живу, страдая...» Атоническими являются слова — «но» и «для». Порой слова, которые в одном стихотворении (или вообще) являются атоническими, в другом, соответственно замыслу его, — звучат особенно сильно. |
АТТРАКЦИЯ | — (Attractio — притягивание) — это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо — убит ногами слонов, обносили чашей зеленого вина. А. восходит к эпохе господства в языке паратактического строя. Существенная особенность этого строя состояла в том, что подлежащее не допускало при себе развития никаких других членов, кроме приложения и аттрибутивного прилагательного в нечленной форме; приименный родительный падеж в старославянском и старорусском языках был невозможен. Нельзя было сказать церковь Спаса, а церковь Спас. Сказуемое могло развивать в себе только дополнения в одном падеже; нельзя было сказать — видели меня идущим, — а видеста мя идуща и т. д. |
АФОРИЗМ | - (от греч, aphorismós - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. К А. часто относят пословицы; вместе с тем А. имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества. |