Вчера был день рождения у великолепного композитора и очень замечательного человека - Валентина Сильвестрова. Его музыку я полюбила недавно но.. безвозвратно. Всей душой прониклась, погрузилась, растворилась и живу этими мелодиями.. А его личность вызывает огромное уважение и искреннюю улыбку.
А сегодня (вот так накатом) день музыки.
Музыка.. со мной она с детства, но только теперь - года два с небольшим назад - я стала по-настоящему ее чувствовать, слышать, понимать.... любить. Современную и не очень, академическую и народную - но подлинную, наполненную, несущую что-то, без чего нет смысла жить.
Если оглашать список избранных и современных..
* Первым был Арво Пярт. Издалека, случайно. В обработке вообще левой. А потом был Spiegel im Spiegel. И далее - произведения для хора, а потом.. Незаменимое Mozart-Adagio для ф-но, скрипки и виолончели. Книга же бесед с ним мне на многое обратила внимание, что было где-то рядом, но я все не оборачивалась.
* Вторым мне попался Леонид Десятников. Очень тронул его Ноктюрн для кинофильма "Мания Жизель" о Спесивцевой. Вообще атмосфера и образ очень втянули как-то... И вот теперь - Ария с колоколом, Эскизы к закату и еще некоторые вещи - талантливо, весьма!
* Далее появился Альфред Шнитке. Смешно, опять-таки - Танго из оперы "Жизнь с идиотом". В университете "понтанулась, что знаю.. А потом - к/ф "Восхождение" - эта музыка! И что еще.. фрагмент из Альтового концерта. Исполнения Кофмана в филармонии! Невероятно - время и пространство деформируется, сотрясается, расплывается, сжимается..
* Гия Канчели - случайное начало моей связи с грузинской культурой. Ему же спасибо за знакомство со стихотворением "Ветрено" Г. Табидзе (мою вариацию на тему многие тут видели). Но это все когда - началось со Стикса для альта, хора и оркестра. Произведение меня поразило. А потом я увидела вариант его хореографического воплощения. Потом - Кьяроскуро, Сумрак, Вальс Бостон, Оплаканный ветром и.. кинопесенки, песенки для театра - просто и гениально. А на видео он - настоящее чудо. Светлый, добрый человек.
* Евгений Станкович - его я узнала благодаря своему консерваторскому другу-виолончелисту - они с оркестром готовили программу для фестиваля и "предпоказ" был летом в консерватории. Я с его подачи пошла и... была прибита к сидению этой невероятной музыкой - Второй скрипичный концерт. Потом - балет "Вечера на хуторе.." и филармония.. я видела его в филармонии)
* Уже в период активного слушания толковой музыки, неожиданным открытием были книги Кофмана, беседы со Станковичем (книга) - это период практики в консерватории. В них там и сям встречалась одна и та же фамилия - Сильвестров! И я услышала. И полюбила. Тихая музыка, Тихие песни, Пятая симфония, Метамузыка, Осенняя серенада, Ностальгия. Багатели и.. две книги с беседами - они обратили внимание на очень важное, что есть у меня в душе и это помогло найти свой стиль в поэзии, живописи, танце. Невероятный человек - интервью с ним и фильмы документальные очень впечатлили.
* Олег Кива - открытие, сделанное благодаря книге о Евгении Федоровиче - он там упоминался как композитор очень искренний. Его музыка действительно дышит живой эмоцией.. подлинной, сильной, прозрачной. Камерная кантата №3 для голоса и оркестра - нечто невообразимое (слушать только в исполнении Нины Матвиенко). Вообще его произведений записано мало - в основном - на диске Киевской Камераты.
* Мой первый выход в свет и личное знакомство - Дмитрий Чесноков. За это спасибо моему педагогу - за идею ставить дипломный спектакль о Спесивцевой и Артуру Никулину, с которым я из-за этого познакомилась (там сложная цепочка простых событий) - он нас познакомил и... мы много говорили, импровизировали (музыка+танец), много... всего было много. А музыка: Кончерто гроссо, Снег, Планеты, Тройной концерт, Элегия-Ноктюрн и его импровизации. И мои стихи - это первый композитор, видевший их и как-то оценивший.
* А Чесноков мне рассказал о Борисе Пиговат. Его музыка в основном на иудейскую тематику. Она такая... Серьезная, глубокая, где-то тяжелая. Иерусалим, Массада, Соната для ф-но.
Классики - Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Сибелиус, Чайковский... любовь к ним была привита на уроках классики (хотя слушала и ценила раньше) нашими педагогом Анной Алексеевной Перовой и концертмейстером Гладкой Людмилой Владимировной. Многие ли танцевали урок под Лунную сонату или Прелюдию до мажор Баха? А адажио под Адажио Моцарта? То-то же. )))
А вообще я слухач и училась в муз. школе. Аж полгода!))))))
С праздником.
|
|