Если бы знаменитый художник Саврасов жил в Киеве, он бы ознаменовал наступление весны картиной «Скворцы прилетели»* – ведь у нас прилет грачей означает приход зимы. А весну в Киев приносят скворцы (Sturnus vulgaris) – их черные бодрые стаи возвращаются с далекого юга и сразу же принимаются за свое главное весеннее дело. Тогда наши парки и улицы гремят виртуозным пением – самцы соревнуются именно в этом виде искусства, пытаясь привлечь дам и завоевать их сердца на этот сезон. Бог дал скворцам не только сильный голос, но еще и талант пересмешника, и потому их пение неимоверно разнообразно: тут и свист всех вариаций и тональностей, и щелчки, и раскатистые трели с переливами, и мяуканье, и еще целый набор механических шумов, которых птицы нахватались на своем миграционном пути. Вот только что я слушал в Ботсаду великолепное трио, Лучано Скворцотти, Пласидо Скворцинго и Хосе Скворцеррас; кто-то из них между тиии-уууу и щелк-щелк-щелк вставлял басовитое кваканье лягушки. Я слушал, любовался и фотографировал.
Только дома на фото я рассмотрел, что кто-то из певцов держится за ветку лишь одной лапой – и во всех ракурсах было видно, что он стоит на одной ноге. Второй нет – поджимать ее при пении нет никакого смысла, и вообще – скворцы умеют и любят ходить и бегать по земле, именно так добывая свой основной весенний корм, доставляющий им силы и материал для размножения – дождевых червей и личинок насекомых, зимовавших в грунте. Но этот, вероятно, ходить по земле не может вообще – не получится на одной ноге, так можно только за ветви деревьев цепляться и перелетать с дерева на дерево.
Эта картина, как почти всё сейчас, была исполнена мощного символизма: как скворец среди юной листвы обозначает бесповоротный приход весны, так его увечье указывает, что жизнь со всех сторон окружена смертью. К этому певцу, без устали зовущему самку залихватскими трелями, она подобралась так близко, что оттяпала ему одну ногу. А он все равно прилетел за тридевять земель, откуда-то с берегов Персидского залива, чтобы пропеть свою весеннюю песенку, а если повезет, то свить гнездо и оставить потомство, которое повторит его путь – снова, и снова, и снова…
Он прилетел - и потому жизнь, со всех сторон окруженная смертью, продолжается. Кажется, он пел именно об этом.
март 2020
*Саврасов жил и творил севернее, и потому его полотно называлось "Грачи прилетели". В наших широтах грачи птицы оседлые, а скворцы, наоборот, перелетные.
Фото автора