Давайте представим себе, что во второй половине XVIII века фея, которая одаривает новорожденных, задумала сделать подарки двум мальчикам. Одному она подарила музыку, а другому – стихи.
Предположим, фея любила рассуждать о жизни и об истории. Ей показалось, что, хотя в мире вокруг много красоты и веселья, горя и лицемерия в нем чересчур. Она умела предвидеть будущее и знала, что скоро люди устроят себе новый праздник борьбы за свободу и справедливость. Но ее беспокоило, что в этой борьбе будет много жестокости. Да и лицемерия и несправедливости тоже порядочно. А если так, то, пожалуй, опомнившись, люди будут слишком разочарованы, чтобы верить в хорошее.
Этого фея не хотела допустить. Она не моралистка, но не любит всеобщее разочарование. Если людям все безразлично, ее подарки не принесут никакой радости. Ими вообще не смогут распорядиться. А наплевательского отношения к своей работе фея терпеть не могла!
И вот, когда она рассуждала, что бы такое придумать, самое верное, чтобы люди всегда помнили, что на белом свете всегда останется что-то НЕ-фальшивое, у нее придумалась песня. Тема с вариациями, то в мажоре, то в миноре, и куплеты разные – печальные и веселые чередовались. Но это была настоящая песня. Ее хотелось петь без конца, в нее можно было незаметно влюбиться. Фея уже начала приходить в отчаяние и сомневаться в своих волшебных способностях, а песня сразу подняла ей настроение. И фея решила, что это именно то, что нужно подарить – музыку и стихи.
Для верности она решила подарить то и другое отдельно и выбрала двух понравившихся ей ребят для подарков. В разных странах. Собственно, она одарила не только их, но и их родителей – ей хотелось наградить их за любовь к детям и заботу о них.
Но кроме волшебного дара, фее пришлось дать каждому из мальчиков и беды в жизни. Она этого совсем не хотела, но таково не зависящее от нее правило. Фея очень старалась и выбирала, ей хотелось дать в придачу как можно меньше бед. Но, так как ее дар творчества был очень ценен, то и горести мальчикам достались немалые.
Тем не мене они жили, эти два мальчика, и совершили то, чего фея хотела от них. А после смерти они встретились в ее волшебном царстве, и она приняла их, как любимых родных сыновей.
Это типа сюжет для сказки. :-) А смысл вот в чем.
Когда я летом читала книгу Риты Райт-Ковалевой, пришло мне в голову, что есть нечто общее между Бернсом и Моцартом. Решила их сравнить.
Их дни рождения отделяют два дня: Бернс родился 25 января, Моцарт – 27 января.
Они были современниками, но Моцарт постарше: он родился в 1756 г и умер в 1791-м. Бернс родился в 1759-м и умер в 1796-м. Не один из них не дожил до 40 лет.
Оба были масонами.
У обоих были довольно заботливые отцы, серьезно относившиеся к воспитанию детей и сделавшие много для их образования.
Все, кто интересовался, знают анекдот о том, как маленький Моцарт просил руки Марии-Антуанетты. Бернс в одном из писем обозвал ее проституткой (я не настолько осведомлена о жизни и личности королевы, чтобы претендовать на роль судьи, но, по моему мнению, лучше бы Бернс воздержался. He would have been wiser to shut up:-)).
Жанры творчества Бернса не настолько разнообразны, как у Моцарта. Моцарт писал и оперы, и симфонии, и концерты для разных инструментов, и камерную музыку, и духовную; Бернс знаменит прежде всего как поэт-лирик, а многое из задуманного в других жанрах он не успел осуществить. Но поэзия Бернса очень музыкальна. Многие его известные стихи – это новые слова на мелодии старинных шотландских баллад, которые ему замечательно удавалось придумывать.
Но самое главное, по-моему, что знакомство со многими произведениями Моцарта и Бернса оставляет схожие чувства: цельности, ясности, света. Напоминания (хотя у каждого это – в своем роде и своими средствами), что нечто простое и важное является настоящим. И даром пробуждать лирой добрые чувства каждый из них владел.
25.01.2009
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1004907
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.02.2024
автор: Валентина Ржевская