В одном уважаемом немузыкальном учебном учреждении поставили в фойе рояль.
Первыми о том, что они заметили существование рояля, заявили те, кто хотел не играть, а бренчать. Поэтому вскоре на его крышку, оставленную опущенной, легли два листка бумаги с текстом - написанные от имени рояля просьбы не бренчать, а играть, и не играть не на переменах. Недостаточно подготовленные энтузиасты не отстали сразу, но интерес их уменьшился, хотя нельзя сказать, чтобы вообще исчез. Но те, кто не только хотел, но и умел играть, поняли, что инструмент здесь - для них, и пошли навстречу его ожиданиям.
Обычно в таких учреждениях рояль может появиться в актовом зале и не слишком часто слышен. В этом же случае рояль был предоставлен всем желающим, при условии, что его не обижают и не используют, чтобы мешать занятиям озорства ради. И когда это перестало казаться странным, перед занятиями и на переменах начались маленькие концерты. Гостями учреждения сделались знаменитые композиторы. Шопен, Бетховен, Георгий Свиридов и те, кого вы вспомнили после "и", - никак не уступающие им по важности и по любви слушателей.
Подходя к музыкальной школе, слышишь музыку, доносящуюся из классов - и произведения, и упражнения. Не всегда ученики играют так, что учителя довольны. В немузыкальной школе можно услышать фортепиано, если готовится концерт. В обоих случаях это, не обязательно радующее слушателей, звучание - то, что должно быть, всегда или по известным из календаря причинам. В немузыкальной высшей школе слышать фортепиано часто - это неожиданность, потому что, по общему представлению, главное предназначение ее другое. Здесь мимо рояля в фойе должны пробегать, торопясь куда-то по делу, - но к нему подходят и с ним беседуют. Рояль удивляет, даже если уже привыкли к тому, что он стоит в фойе и ждет своего друга. Неизвестно, кто именно будет этим другом, который сейчас разбудит рояль к его радости - хотя уже и появились те, кто будит его регулярно. Неизвестно, какой именно композитор придет вместе с пианистом и следующим напомнит о себе студентам и преподавателям.
И именно тогда, когда к роялю, и все чаще, стали подходить местные пианисты, стало понятно: это восхитительно. За стенами может быть ливень или, напротив, удручающая осенняя жара. Впереди может быть нервный день. В новостях (и не только в них) может быть горе. А здесь - музыка. Ты проходишь мимо вахты, здороваешься, может быть, берешь ключ, идешь к лифту или к лестнице, - а тебя встречает пианист, который играет для себя, но и для всех нас, сквозь пьесу проходящих.
Хочешь верить, что, пока эта музыка есть, все то, что кроме нее - преодолимо.
А тех, кто недолго побренчит и уйдет от рояля, потому что у них интерес пропадет, - их тоже можно пускать к нему иногда. После них подойдут и другие. Они задержатся дольше и вернутся.
О музыкантах. Можно, наверное, признать, что подходить вот так к роялю - дело рискованное. Ты играешь - значит, открываешь свои тайны. До сих пор ты была одна из многих девушек на лекции, ты был один из юношей в столовой, а теперь ты - тот, кто вчера после третьей пары играл Шопена. И кое-что рассказал о себе даже тем, кто не знает твоего имени.
Вы мне возразите, и совершенно обоснованно, что рояль не должен попрошайничать - ждать кого угодно, чтобы тот подошел и прикоснулся к его клавишам как угодно. Но рояль точно так же помогает выявить не только музыкальные вкусы тех, кто на нем играет, но и лентяев, небрежных, презрительных. Есть те, кто его дразнит, но есть и те, кто после его жалеет. И именно благодаря этим вторым стало ясно, насколько хорош всех встречающий рояль.
Однажды начало происходить то, что казалось еще более неожиданным, но было, если подумать, закономерным. Пианисты стали играть свою музыку.
Как-то раз, когда я уже решила, что привыкла к роялю, я услышала музыку, которой не знала, а мне она понравилась. Сказать "красиво" - мало, сказать "мечтательно" - тоже, пожалуй, мало. Весна, раскрытое окно, и кто-то поставил на подоконник вазу из прозрачного стекла с весенними цветами. И на нее светит солнце. Вы смотрите на нее и начинаете что-то вспоминать, любоваться. То, что вы вспоминаете - хорошо, и хорошо то, чего вы ждете в будущем. Это я себе вообразила.
Мне было неловко прерывать музыканта своим вопросом, да и он сам, похоже, не был рад, что его остановили. Он ответил мне и продолжил.
С того времени мне захотелось, чтобы из фойе подольше не уходил рояль.
05.10.2018
[url="https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1009990"]Те ж саме українською[/url]
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1005397
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 10.02.2024
автор: Валентина Ржевская