Вещий Олег и Рахиль. Статья

Стихотворение  Анны  Ахматовой  "Рахиль"  из  библейского  цикла  написано  в  той  же  форме,  что  и  пушкинская  "Песнь  о  вещем  Олеге".  Сходство  не  сразу  заметно,  так  как  в  первой  строфе  "Рахили"  растянуты  вторая  и  четвертая  строки:

"И  встретил  Иаков  в  долине  Рахиль,
Он  ей  поклонился,  как  странник  бездомный.
Стада  подымали  горячую  пыль,
Источник  был  камнем  завален  огромным.
Он  камень  своею  рукой  отвалил
И  чистой  водой  овец  напоил".  (C)

Но  потом  все  выравнивается:

"Пирует  с  дружиною  вещий  Олег
При  звоне  веселом  стакана.
И  кудри  их  белы,  как  утренний  снег
Над  славной  главою  кургана…
Они  поминают  минувшие  дни
И  битвы,  где  вместе  рубились  они…"(C)

"И  снится  Иакову  сладостный  час:
Прозрачный  источник  долины,
Веселые  взоры  Рахилиных  глаз
И  голос  ее  голубиный:
Иаков,  не  ты  ли  меня  целовал
И  черной  голубкой  своей  называл?"  (C)

В  остальном  оба  стихотворения  очень  разные,  но  тем  удобнее  их  сравнивать  из-за  общности  формы.  "Песнь  о  вещем  Олеге"  -  это  стихи  об  исполнившемся  обещании,  о  сбывшемся  пророчестве  несчастья:  "примешь  ты  смерть  от  коня  своего".  "Рахиль"  -  это  стихи  о  неисполненном  обещании,  об  обмане.  Прежде  всего  со  стороны  Лавана,  отца  невест,  но  и  Иаков  проявляет  неверность  -  по  крайней  мере,  на  первый  взгляд,  потому  что  женится  на  Лии.  Его  мучает  совесть,  поэтому  ему  в  брачную  ночь  и  снится  Рахиль.  А  вещий  Олег,  напротив,  можно  сказать,  что  погибает  из-за  своего  желания  проявить  верность  умершему  коню  как  своему  товарищу  и  верному  слуге:  он  приходит  проститься  с  останками  коня.  Но  можно  также  вообразить,  что,  когда  змея,  выползшая  "из  мертвой  главы  коня",  жалит  Олега,  это  конь  наказывает  Олега  за  предательство:  ведь  ранее  Олег  от  коня  отказался.
Также  в  обоих  стихотворениях  рассказанная  история  еще  совершенно  не  оканчивается.  Приходит  к  концу  жизнь  Олега,  но  не  история  страны:  в  последней  строфе  упоминаются  Игорь  и  Ольга,  а  пир  дружины  по  случаю  тризны  Олега  такой  же,  как  был  при  его  жизни:  повторяются  почти  дословно  две  строки,  описание  пира,  где  вспоминают  прошлое,  "бойцы  поминают  минувшие  дни  И  битвы,  где  вместе  рубились  они"  (C).  (Из  таких  воспоминаний,  кроме  прочего,  возникают  исторические  песни).  Иаков  еще  не  женится  на  Рахили,  пока  что  он  женился  на  Лии,  -  но  читатель,  вероятно,  знает,  что  на  Рахили  он  все  же  женится.  Стихи  оканчиваются  на  страдании  Рахили  и  молчаливых  раскаянии  и  тоске  Иакова  -  но  для  сюжета  это  не  развязка,  а  приостановка.  В  момент,  важнейший  для  героини:  благодаря  этим  чувствам  героя  будет  продолжение.
Вот  так  узнаваемая  общность  формы,  всего  лишь  формы,  побуждает  искать  другие  общие  черты  между  очень  разными  произведениями.  И  эти  общие  черты  находятся.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=1016046
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 23.06.2024
автор: Валентина Ржевская