немного дружеской иронии на некоторые аспекты серьёзных сомнений :))))
Гемоглобин :: Мартовские сомнения
Наверно, мне пора раздвинуть ставни
И в мартовский сугроб направить ноги.
Добраться до реки, увидеть плавни,
Узнать об изменениях в природе.
Наверно, ветру мять мою рубашку
И каплям талым холодить затылок –
Не ходят еще люди нараспашку
И держат в складках зиму. Цвет бутылок,
Наверно, был срисован с этих впадин,
Наполненных водой. Наверно, брошу
Логично рассуждать. Будь он неладен
Пробравшийся мурашками под кожу,
До немоты ужавший щель гортани
Весенний депрессняк. Наверно, ложным
Является тепло… И солнце манит,
Наверно, лживо. За порог прихожей,
Наверно, выйду я намного позже.
.
.
.
.
01.11.2008, 22.05.2009
ID: 131073
Рубрика: Вірші, філософська лірика
дата надходження 23.05.2009 09:41:25
автор: Гемоглобин
меня сюда, в этот стих, привело красивое название. Мой любимый месяц, в марте я родилась, в марте раз в году живу. А здесь - "мартовское", да ещё "сомнение"!
Есть же люди, которые сомневаются в МАРТЕ (!)
Начала читать. Первые строки понемногу начали вводить меня в некоторые замешательство и сомнения тоже - так же, как и автора. Давайте посмотрим то, что увидела я:
"Наверно, мне пора раздвинуть ставни
И в мартовский сугроб направить ноги.
Добраться до реки, увидеть плавни,
Узнать об изменениях в природе."
вчитываемся немного тщательнее, ведь мы пришли увидеть сомнения, а именно сомнения нужно читать более тщательно и вдумчиво, чем, например, откровения. В откровениях всё значительно проще - человек откровенничает, выкладывает всю свою подноготную, как есть. А здесь - СОМНЕНИЯ.
что мы пробуем наблюдать.
Автор начинает с того, что настала пора «раздвинуть» ставни, и после этого замысловатого действа (ибо я с трудом могу представить, как можно «раздвинуть» ставни. Раздвинуть гораздо проще жалюзи или но…. Но не будем о столь противоречивом, они тут же, в следующей строчке) пробуем свершить более героический поступок.. Можно ведь предположить, что ставни сделаны по подобию вертикальных жалюзи – из тоненьких реечек, снабжённых всяческими живописными деревянными узорами и окрашенные масляной краской, давно облупившейся и потерявшей свой первозданный цвет. Можно предложить Автору и свой, читательский вариант – «распахнуть» ставни. Вот он, Март! Душа просится на волю! Рвётся и стонет! «Распахиваем» ставни! Но проявим снисходительность – зима была трудной, суровой, долгой. Автор заждалась тепла. И представленная ситуация теперь кажется естественной – ставни с трудом «раздвигаются» под тяжестью грусти и ожидания.
Что мы видим дальше? После столь замысловатой процедуры с раздвижными жалю.. ставнями, Автор тут же, смело и без колебания (о чём только можно бесконечно восхищаться и аплодировать стоя) «направляет ноги в мартовский сугроб». Именно направляет. СтОит напомнить, что перед этим были «раздвинутые» ставни, следовательно читатель может предположить, что Автор отчаянно, прямо из окна, «правит» своими ногами в суровый и холодный сугроб.
Направление, конечно, выбрано настолько верное, что не остаётся никаких сомнений – да! показаны именно самые искренние чувства любви к месяцу Марту – началу Весны. Итак, ставни, раздвинуты, ноги направлены в сугроб, ожидаем остальную часть Автора, ибо он задерживается по неизвестной нам причине. Ведь она так хотела увидеть изменения, произошедшие с Природой, как трескается на реке лёд, как шумит половодье (плавни), что позабыла оставшуюся свою часть вытащить наружу. Но ведь любое терпение имеет быть награждённым, так и читатель, оставленный в растерянности, вновь оглушён обрушивающимися «событиями и изменениями» в природе:
«Наверно, ветру мять мою рубашку
И каплям талым холодить затылок –
Не ходят еще люди нараспашку
И держат в складках зиму»
Ну что ж, ноги остались быть направленными в сугробе (об их дальнейшей судьбы читателю ничего не станет известно), зато на переднем плане появляется ветер, мнущий (!) рубашку и неизвестные доселе люди со складками, прячущие в оных зиму. Предположим, есть такой ветер, безудержно мнущий рубашку. Но давайте спросим у самого Автора, что же это за люди, обладающие складками невероятных размеров, в которых легко поместилась зима и:
«Цвет бутылок,
Наверно, был срисован с этих впадин,
Наполненных водой.»
да ещё цветные бутылки, прячущиеся в складках-впадинах, наполненных водой. Читателю удалось перепрыгнуть направленные в сугробе ноги, раздвижные ставни, мятые ветром рубашки (если учесть, что рубашка отдельно от тела попала в яростный вихрь) и даже талые капли, которые превращают затылок пациента в камеру глубокой заморозки. Но вот людей с необъятными складками-впадинами, вмещающих в себе зиму, цветные бутылки, наполненные водой, которые были «срисованы»*(!) с этих впадин, Читатель вообразить, увы, не смог.
Читая следующие строчки, мы, наконец, понимаем, что Автор до сих пор пребывал в жуткой депрессии, и, находясь на грани отчаянья, рисовал в своих грустных фантазиях столь замысловатые и непонятный широкому кругу общества образы:
«Наверно, брошу
Логично рассуждать. Будь он неладен
Пробравшийся мурашками под кожу,
До немоты ужавший щель гортани
Весенний депрессняк.»
о нет. Читатель и здесь ошибся! Нет! Всё, что мы пытались выяснить выше – это была не смутная депрессия Автора, поглотившая на некоторое время его сознание, не гнетущее болезненное состояние души, и даже не кошмарный сон. Нет! Это было «логическое размышление».
А вот дальше уже пошёл «весенний депрессняк», раскрывающий всё более и более ужасающие последствия в виде «подкожных мурашек, ужавших щель гортани». Читатель старательно задумался, представляя «ужатую щель гортани». На эти раздумья ушло немало времени.
Уже были позабыты и оставленные в одном направлении в мартовском сугробе ноги, люди с гигантскими складками-впадинами, носящие нараспашку цветные бутылки, наполненные водой и даже срисованные с этих бутылок впадины, присутствующие в складках. Но «ужатую щель гортани» было очень тяжело пропустить, а забыть – тем более. Но ведь время – лечит, а уж Весеннее время подавну:
«Наверно, ложным
Является тепло… И солнце манит,
Наверно, лживо. За порог прихожей,
Наверно, выйду я намного позже»
Читатель добирается до финала произведения. И что он видит. Его, Читателя, нагло обманули, причём самым грубым образом. Читатель прорывался сквозь наслоения образности, безупречность авторских метафор, глубины творческого подсознания, тревожные симптомы Весны, и что он видит в результате? Какую награду он получает за эти немыслимые умозаключения и борьбу с Авторским и собственным сознанием?
А вот что. В начале произведения автор уверенно сообщила нам, что выводит направление своих ног через раздвинутые ставни, т.е – не как иначе, чем через окно. А теперь, в финале она сообщает нам, что она всё это время находилась в прихожей и даже не думала выходить за её порог!
А талые капли, замораживающее жидким азотом затылок? Тоже обман? Они же были талые, а теперь – «солнце лживо».
Эх, знать бы заранее, чем всё это обернётся..
И что теперь делать мне, простому Читателю, который повёлся на столь впечатляющие на первый взгляд, «Мартовские Сомнения», выжившему в холодных сугробах Марта, оставившему в них направленные ноги, старательно обходящий на своём трудном пути странных Складчатых Людей-Впадин, хранящих у себя внутри цветные наполненные бутылки и даже лицезревший «ужатую щель гортани», стреляющую трассирующими подкожными мурашками депрессняка?
Да ничего. Жить. Ведь на пороге ненавидимое лето.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=131161
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 24.05.2009
автор: white_snow