мартовские сомнения (взгляд Читателя на одно произведение)

немного  дружеской  иронии  на  некоторые  аспекты  серьёзных  сомнений  :))))


Гемоглобин  ::  Мартовские  сомнения

Наверно,    мне    пора    раздвинуть    ставни
И    в    мартовский    сугроб    направить    ноги.
Добраться    до    реки,    увидеть    плавни,
Узнать    об    изменениях    в    природе.    
Наверно,    ветру    мять    мою    рубашку
И    каплям    талым    холодить    затылок    –    
Не    ходят    еще    люди    нараспашку
И    держат    в    складках    зиму.    Цвет    бутылок,
Наверно,    был    срисован    с    этих    впадин,
Наполненных    водой.    Наверно,    брошу
Логично    рассуждать.    Будь    он    неладен
Пробравшийся    мурашками    под    кожу,
До    немоты    ужавший    щель    гортани    
Весенний    депрессняк.    Наверно,    ложным
Является    тепло…    И    солнце    манит,
Наверно,    лживо.    За    порог    прихожей,
Наверно,    выйду    я    намного    позже.
.
.
.
.
01.11.2008,    22.05.2009

ID:  131073
Рубрика:  Вірші,  філософська  лірика
дата  надходження  23.05.2009  09:41:25
автор:  Гемоглобин


меня  сюда,  в  этот  стих,  привело  красивое  название.  Мой  любимый  месяц,  в  марте  я  родилась,  в  марте    раз  в  году  живу.  А  здесь  -  "мартовское",  да  ещё  "сомнение"!  
Есть  же  люди,  которые  сомневаются  в  МАРТЕ  (!)
Начала  читать.  Первые  строки  понемногу  начали  вводить  меня  в  некоторые  замешательство  и    сомнения  тоже  -  так  же,  как  и  автора.  Давайте  посмотрим  то,  что  увидела  я:

"Наверно,    мне    пора    раздвинуть    ставни
И    в    мартовский    сугроб    направить    ноги.
Добраться    до    реки,    увидеть    плавни,
Узнать    об    изменениях    в    природе."

         вчитываемся  немного  тщательнее,  ведь  мы  пришли  увидеть  сомнения,  а  именно  сомнения  нужно  читать  более  тщательно  и  вдумчиво,  чем,  например,  откровения.  В  откровениях  всё  значительно  проще  -  человек  откровенничает,  выкладывает  всю  свою  подноготную,  как  есть.  А  здесь  -  СОМНЕНИЯ.
         что  мы  пробуем  наблюдать.
         Автор  начинает  с  того,  что  настала  пора  «раздвинуть»  ставни,  и  после  этого  замысловатого  действа  (ибо  я  с  трудом  могу  представить,  как  можно  «раздвинуть»  ставни.  Раздвинуть  гораздо  проще  жалюзи  или  но….  Но  не  будем  о  столь  противоречивом,  они  тут  же,  в  следующей  строчке)  пробуем  свершить  более  героический  поступок..  Можно  ведь  предположить,  что  ставни  сделаны  по  подобию  вертикальных  жалюзи  –  из  тоненьких  реечек,  снабжённых  всяческими  живописными  деревянными  узорами  и  окрашенные  масляной  краской,  давно  облупившейся  и  потерявшей  свой  первозданный  цвет.  Можно  предложить  Автору  и  свой,  читательский  вариант  –  «распахнуть»  ставни.  Вот  он,  Март!  Душа  просится  на  волю!  Рвётся  и  стонет!  «Распахиваем»  ставни!  Но  проявим  снисходительность  –  зима  была  трудной,  суровой,  долгой.  Автор  заждалась  тепла.  И  представленная  ситуация  теперь  кажется  естественной  –  ставни  с  трудом  «раздвигаются»  под  тяжестью  грусти  и  ожидания.
         Что  мы  видим  дальше?  После  столь  замысловатой  процедуры  с  раздвижными  жалю..  ставнями,  Автор  тут  же,  смело  и  без  колебания  (о  чём  только  можно  бесконечно  восхищаться  и  аплодировать  стоя)  «направляет  ноги  в  мартовский  сугроб».  Именно  направляет.  СтОит  напомнить,  что  перед  этим  были  «раздвинутые»  ставни,  следовательно  читатель  может  предположить,  что  Автор  отчаянно,  прямо  из  окна,  «правит»  своими  ногами  в  суровый  и  холодный  сугроб.  
         Направление,  конечно,  выбрано  настолько  верное,  что  не  остаётся  никаких  сомнений  –  да!  показаны  именно  самые  искренние  чувства  любви  к  месяцу  Марту  –  началу  Весны.  Итак,  ставни,  раздвинуты,  ноги  направлены  в  сугроб,  ожидаем  остальную  часть  Автора,  ибо  он  задерживается  по  неизвестной  нам  причине.  Ведь  она  так  хотела  увидеть  изменения,  произошедшие  с  Природой,  как  трескается  на  реке  лёд,  как  шумит  половодье  (плавни),  что  позабыла  оставшуюся  свою  часть  вытащить  наружу.  Но  ведь  любое  терпение  имеет  быть  награждённым,  так  и  читатель,  оставленный  в  растерянности,  вновь  оглушён  обрушивающимися  «событиями  и  изменениями»  в  природе:

«Наверно,    ветру    мять    мою    рубашку
И    каплям    талым    холодить    затылок    –    
Не    ходят    еще    люди    нараспашку
И    держат    в    складках    зиму»

Ну  что  ж,  ноги  остались  быть  направленными  в  сугробе  (об  их  дальнейшей  судьбы  читателю  ничего  не  станет  известно),  зато  на  переднем  плане  появляется  ветер,  мнущий  (!)  рубашку  и  неизвестные  доселе  люди  со  складками,  прячущие  в  оных  зиму.  Предположим,  есть  такой  ветер,  безудержно  мнущий  рубашку.  Но  давайте  спросим  у  самого  Автора,  что  же  это  за  люди,  обладающие  складками  невероятных  размеров,  в  которых  легко  поместилась  зима  и:

«Цвет    бутылок,
Наверно,    был    срисован    с    этих    впадин,
Наполненных    водой.»

да  ещё  цветные  бутылки,  прячущиеся  в  складках-впадинах,  наполненных  водой.  Читателю  удалось  перепрыгнуть  направленные  в  сугробе  ноги,  раздвижные  ставни,  мятые  ветром  рубашки  (если  учесть,  что  рубашка  отдельно  от  тела  попала  в  яростный  вихрь)  и  даже  талые  капли,  которые  превращают  затылок    пациента  в  камеру  глубокой  заморозки.  Но  вот  людей  с  необъятными  складками-впадинами,  вмещающих  в  себе  зиму,  цветные  бутылки,  наполненные  водой,  которые  были  «срисованы»*(!)  с  этих  впадин,  Читатель  вообразить,  увы,  не  смог.

Читая  следующие  строчки,  мы,  наконец,  понимаем,  что  Автор  до  сих  пор  пребывал  в  жуткой  депрессии,  и,  находясь  на  грани  отчаянья,  рисовал  в  своих  грустных  фантазиях  столь  замысловатые  и  непонятный  широкому  кругу  общества  образы:

«Наверно,    брошу
Логично    рассуждать.    Будь    он    неладен
Пробравшийся    мурашками    под    кожу,
До    немоты    ужавший    щель    гортани    
Весенний    депрессняк.»

о  нет.  Читатель  и  здесь  ошибся!  Нет!  Всё,  что  мы  пытались  выяснить  выше  –  это  была  не  смутная  депрессия  Автора,  поглотившая  на  некоторое  время  его  сознание,  не  гнетущее  болезненное  состояние  души,  и  даже  не  кошмарный  сон.  Нет!  Это  было  «логическое  размышление».  
         А  вот  дальше  уже  пошёл  «весенний  депрессняк»,  раскрывающий  всё  более  и  более  ужасающие  последствия  в  виде  «подкожных  мурашек,  ужавших  щель  гортани».  Читатель  старательно  задумался,  представляя  «ужатую  щель  гортани».  На  эти  раздумья  ушло  немало  времени.  
Уже  были  позабыты  и  оставленные  в  одном  направлении  в  мартовском  сугробе  ноги,  люди  с  гигантскими  складками-впадинами,  носящие  нараспашку  цветные  бутылки,  наполненные  водой  и  даже  срисованные  с  этих  бутылок  впадины,  присутствующие  в  складках.  Но  «ужатую  щель  гортани»  было  очень  тяжело  пропустить,  а  забыть  –  тем  более.  Но  ведь  время  –  лечит,  а  уж  Весеннее  время  подавну:

«Наверно,    ложным
Является    тепло…    И    солнце    манит,
Наверно,    лживо.    За    порог    прихожей,
Наверно,    выйду    я    намного    позже»

Читатель  добирается  до  финала  произведения.  И  что  он  видит.  Его,  Читателя,  нагло  обманули,  причём  самым  грубым  образом.  Читатель  прорывался  сквозь  наслоения  образности,  безупречность  авторских  метафор,  глубины  творческого  подсознания,  тревожные  симптомы  Весны,  и  что  он  видит  в  результате?  Какую  награду  он  получает  за  эти  немыслимые  умозаключения  и  борьбу  с  Авторским  и  собственным  сознанием?
     А  вот  что.  В  начале  произведения  автор  уверенно  сообщила  нам,  что  выводит  направление  своих  ног  через  раздвинутые  ставни,  т.е  –  не  как  иначе,  чем  через  окно.  А  теперь,  в  финале  она  сообщает  нам,  что  она  всё  это  время  находилась  в  прихожей  и  даже  не  думала  выходить  за  её  порог!
         А  талые  капли,  замораживающее  жидким  азотом  затылок?  Тоже  обман?  Они  же  были  талые,  а  теперь  –  «солнце  лживо».  

Эх,  знать  бы  заранее,  чем  всё  это  обернётся..
И  что  теперь  делать  мне,  простому  Читателю,  который  повёлся  на  столь  впечатляющие  на  первый  взгляд,  «Мартовские  Сомнения»,  выжившему  в  холодных  сугробах  Марта,  оставившему  в  них  направленные  ноги,  старательно  обходящий  на  своём  трудном  пути  странных    Складчатых    Людей-Впадин,  хранящих  у  себя  внутри  цветные  наполненные  бутылки  и  даже  лицезревший  «ужатую  щель  гортани»,  стреляющую  трассирующими  подкожными  мурашками  депрессняка?
         Да  ничего.  Жить.  Ведь  на  пороге  ненавидимое    лето.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=131161
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 24.05.2009
автор: white_snow