Лето с осенним взором. (Из Ирины Жиленко)

ЛЕТО  С  ОСЕННИМ  ВЗОРОМ
Цикл

1.  МОТЫЛЁК  НА  РУКЕ

Отзвенели,  отцвели  сады  по  взгорьям,
и  нарциссы  отлетели  к  синю  морю,
травы  угодили  под  косу,
растеряли  светлую  росу.
Отцветут  на  днях  акации  и  грозы…
Время  уж  не  катит  тихим  возом  –
будто  кони  вскачь  его  несут.
Будто  только  обручились  зорькой  тихою,
а  уже  в  вечерней  хате  свадьбы  свет.
Не  вчера  ли  пчёлы  тешились  гречихою?
Нынче  рады  даже  падалкам  в  траве.
И  в  варенье  нашем  розы  аромат,
и  жасмины  насушили  мы  для  чая.
Багрянеют  винограды  вдоль  веранд  –
собираются  в  дороженьку  печальную.
Что  ж  стоит  так  долго  дочка  пред  окном…
Не  кричат  ли  ласточки  ей  :  “Может,  с  нами?”
Как  осеннее  гнездо,  притих  наш  дом,
и  боится  скрипнуть  он  дверями.
Маленький  зелёный  музыкант
знай,  сверчит…  И  на  веранде  синей
всё  диктую  сыну  я  диктант,
пока  дождик  сеет  на  малину.
Дождик  сеет,  а  сынок  растёт.
Побыстрей  бы!  Я  уже  старею…
День,  как  век.  Но  верно  же  и  то,
что  и  век,  как  день.
                                                   Прохладно.  Вечереет.

Подрастай  скорее,  мой  родной!
Я  диктую:  “Дождик  серый-серый…”
Сын  смеётся,  в  серое  не  веря,
и  упрямо  пишет:  “Золотой…”
Сеет  дождик.  Серенький.  Простой
(ах,  простите,  –  не  простой,  а  золотой).
Скоро  осень.  И  светлеет  добрый  сад,
чтобы  легче  оглянуться  мне  назад  –
в  лето  юное,  и  далее  –  в  весну…
Мотылёк,  большой,  мохнатый  и  цветастый
сел  мне  на  руку,  доверчиво  заснул.
Не  спугнуть,
не  погасить  бы  это  счастье!


2.  ДЕНЬ  АСТР

Уходит  август.  Уж  соседи
купили  малышу  букварь.
А  у  крылечка  астра  светит  –
высокий  голубой  фонарь.
Ночами  –  дождь,  но  ясно  утром.
Роскошно  ловятся  сомы.
И  пахнут  терпко  и  уютно
над  огородами  дымы.
То  по  грибы,  то  по  лещину
(какой  зимою  будет  пир!)
Иль  невзначай  отыщем  с  сыном
тропинку  в  незнакомый  мир.
А  у  колодца  –  гром  ведёрный.
Там  бабы  всласть  судачат  вздорно
о  том,  о  сём  –  свербит  в  ушах.
Того  зубами  перетёрли,
ту  –  понесли  на  языках.
Мол,  ни  стыда,  ни  срама  нету.
Мол,  ей  уж  больше  сорока,
а  только  схоронила  деда  –
глядь,  привечает  примака.
–  Да  был  бы  хоть  мужик  путёвый,
а  то  –  залатанный  пиджак,
какой-то  квёлый,  хлипкий…  Словом,
наверно,  пьянь.
–  Наверно,  так.
А  тучки  лёгкие  –  как  храмы.
Печаль  касается  щеки
росою,  дымом  и  грибами,
и  счастьем,  чьи  уста  горьки.
Таким  убогим,  поздним  счастьем,
что,  проходя  через  село,
жалея  Катрю,  Ганну,  Настю,
руками  грустно  развело.
И  засветило  астры  синью,
и  бабам  скинуло  с  руки
листы  осенние  сухие
в  подолы,  словно  медяки.

3.  ОСЕНЬЮ  ВСЕГО  МНЕ  ЖАЛЬ…*

Листьев  первая  коснулась  ржа.
Крик  гусиный  –  как  зимы  предтеча.
Ранней  осенью  всего  мне  жаль:
пчёл,  цветов,  притихших  дач  и  речек.

Впрочем,  у  природы  всё  пригоже.
Птицам  –  перья,  рыбам  –  чешуя.
Да  людей  жалею  я,  о  Боже!  –
коль  уходит  из-под  ног  земля.

Всё  не  так,  непросто  и  невлад.
Там  нехватка,  там  –  на  латке  латка.
Жизнь  несёт  нас,  как  в  телеге  шаткой
и  не  сдаст  хотя  б  чуть-чуть  назад.

Жизнь  несёт  нас,  гонит  и  морочит,
даже  оглянуться  не  даёт.
Торба  с  сеном  заслоняет  очи,
запах  сена  остро  в  ноздри  бьёт.

С  хламом  бытия  бредём  приниженно.
Нас,  как  клёны,  обжигает  ржа.
Жаль  мне  всех  –  и  дальнего,  и  ближнего.
И  себя  меж  ними  –  ох,  как  жаль!


4.  СМЕРТЬ

Жаль  старушку  Соньку.  Умирает…
Грешницей  жила…  Пришла  пора.
Умирает  и  себя  карает
так,  как  и  Господь  бы  не  карал.

А  сосед  у  Соньки  нрава  строгого.
Всю-то  жизнь  плевал  бродяжке  вслед.
А  теперь  жалеет  он  убогую,
как  Господь  не  мог  бы  пожалеть.

Гонит  он  от  бабки  бедолашной
сов,  нетопырей  –  исчадий  зла.
Держит  за  руку  –  чтобы  нестрашно.
…Вспомнилось,  как  в  детстве  бесшабашном
гнали  с  ней  коров  –  гроза  была!


5.  ОДИНОЧЕСТВО

Ганну  жаль.  Нет  вдовьей  доли  злее.
Одинокой  –  ох,  страшна  зима.
«Зиму,  –  говорит,  –  не  одолею.
Удавлюсь.  Я  не  могу  одна.

Кажется,  уже  схожу  с  ума  я.
Страшно  и  от  лампы  отойти.
Под  кроватью  будто  кто  вздыхает,
сверху  птица  чёрная  летит.

Как  ни  натоплю  –  а  холод,  холод…
Сколько  ни  варю  –  а  голод,  голод.
Мир  пропал,  в  туман  ушли  подворья.
Нет  ни  поля,  ни  деревни  нет.
Скажете,  мол,  есть  же  люди  добрые…
Есть-то  есть,  да  не  идут  ко  мне.

Всяк,  своей  заботою  томим,
кинет  слово  –  и  проходит  мимо
к  хате  с  голубым  уютным  дымом.
Над  моим  же  домом  нелюбимым
нелюдимый,
                                             чёрный,
                                                                             мёртвый  дым».


6.  ТЕНЁТА

Жаль  мне  и  молоденькую  Ульку.
Ведь  дитя!  А  уж  качает  люльку.
Не  стерпелась  свекруха  с  невесткою,
с  городскою,  чужою,  не  местною.
И  грызёт,  и  грызёт  её  косточки
целый  день,  да  с  утра  спозараночку.
Щедро  капают  светлые  слёзыньки
то  в  тарелку,  то  в  детскую  ванночку.
А  свекровь  на  посиделках
                                                                       брызгает  слюною:
“То-то  Бог  послал  невестку,
“счастьице”  такое.
Ни  очей,  ни  плечей.  Неловка,  нескладна.
Всё,  видать,  не  по  ней,  ничему  не  рада.

Её  руки  –  как  щепки,
                                                     не  завяжет  и  кошке  хвоста.
Что  пришьёт  –  так  некрепко,
                                                       залатает  –  не  так.
Всё  молчит  и  молчит,  хитрая  змеюка.
Губы  сквасит  и  сидит
и  слезами  борщ  солит.
                                                 Вот  такая  штука”.
И  сердился  сын,  и  ругался,
да  к  губам  не  приставить  ворот.
И  с  женой  он  тихонько  шептался
на  крылечке,  коль  час  выдавался
посидеть  с  ней,  как  двое  сирот.
“Что  ж  худеешь  ты,  моя  козочка?
Только  оченьки,  только  косточки…”
А  она  отвечает  тоскливо:
“Не  до  жиру  тут,
                                                         быть  бы  живу…”

Сколько  зим,  сколько  вёсен  и  лет
ей  трудиться,  молчать  и  терпеть…
Ведь  хозяйство!  Кроли.  Боровок.
Куры,  гуси,  да  два  огорода.
Да  свекруха  гадючьего  рода.
Ох,  завяз  коготок  –  и  молчок.


7.  УТРАТЫ

Жалко  пасечника,  деда  Гната,
у  которого  лишь  он,  да  кот,
да  огромная  пустая  хата  –
скажешь  слово  –  улетит  куда-то,
а  вернётся  эхом  через  год.

А  семью  когда-то  не  вмещала,
как  рубашка  тесная,  трещала.
Сыновей  лелеяла  она.
Четырёх…  а  их  взяла  война.

Время  лечит…  Может  быть,  и  так.
Время  терпеливо,  кто  же  спорит…
Только  баба  не  смогла  никак
времени  отдать  седого  горя.

Время,  как  вода,  и  камень  точит,
заметает  скорби,  словно  снег.
А  она  все  дни  ждала  лишь  ночи,
чтоб  сынов  увидеть  хоть  во  сне.

Чтобы  хоть  во  сне  услышать:  “Мама…”
Наконец,  слезами  изошла.
И  пошла  она  вслед  за  сынами,
и  травой  могилка  поросла.

Ну  а  дед  впал  в  детство.  Тут  и  там
семенил  он  –  то  к  Днепру,  то  к  саду,
к  пчёлам,  снегу,  и  к  дождю,  и  граду  –
будто  бы  к  жене  и  сыновьям.

То  учил  их,  как  что  делать  надо,
то  просил  у  них  совета  сам.
Вслушивался  в  шелест  листопада,
улыбался,  приласкать  был  рад  он
наишелудивейшего  пса.

Каждый  день  к  сельмагу  топал  старый,
покупал  гостинцы  неустанно,
ребятишкам  встречным  раздавал,
всех  детей  внучками  называл.

Осенью  светился  мёд  янтарный.
И  светлела  деда  голова.


8.  ЧИСТЫЙ  ЧЕТВЕРГ

Что  за  день?  Откуда  же  досталась
мне  щемящая  такая  жалость,
что  разлита  светом  голубым
по  стогам  и  мёртвым  бурьянам,
что  течёт  и  стелется,  как  дым,
по  притихшим  к  осени  холмам?

День  открытых  жалости  дверей,
видно,  нынче.  Как  осиным  жалом,
сквозняком  с  пустеющих  полей
жалит  сердце  мировая  жалость.

Это  взял  над  всеми  днями  верх
и  пришёл  в  предутреннем  ознобе
чистый-чистый,  как  роса,  четверг,
чтоб  омыть  нас  в  радости  и  скорби.

Как  звезда,  над  сердцем  он  встаёт,
укоряет,  мучит  и  тревожит.
Ни  один  на  свете  звездочёт
эту  ношу  снять  с  меня  не  сможет.



9.  НА  СОЛНЫШКЕ

А  зима  придёт  –  не  заставит  ждать.
Да  и  старость  не  за  горой.
Люди  с  ближними  делят  радости.
Люди  к  людям  идут  с  бедой.

Был  бы  повод  –  хоть  важный,  хоть  мелкий,
или  так  –  по  хорошей  погоде,
а  уже,  глядишь  –  посиделки
собирают  досужий  народец.

А  над  ними  (аж  небо  в  искринку)
метушится  народец  крылатый.
И,  как  ветер  в  дырявой  кринке,
тёплый  улей  гудит  за  хатой.

Блох  проворно  на  лоне  природы
разношерстые  ловят  народы.
И  тихонечко  тучки  качает
тот  народ,  что  уже  опадает.

А  осеннее  –  так  себе  счастье  –
всё  в  прорехах,  всё  в  латках  цветастых,
обходя  людские  дворы,
всем  по  клинышку  делит  –  бери!

Этот  –  бабе,  а  тот  –  молодице  –
на  скатёрку  иль  на  рушник.
А  не  хватит  –  то,  может,  сгодится
хоть  сынишке  надставить  штаны.

Вот  и  дедушке  Гнату  –  нате!  –
вроде  жизнь  постучалась  в  дом.
Попросились  в  дедову  хату
молодые  с  малым  дитём.

Надо  ж  деду  теперь  крутиться,
то  агукать,  то  двор  заметать.
Будто  вновь  довелось  родиться.
А  малец  оседлал  кота.

Кот  со  страху  удрал  за  поленья.
А  мучитель  как  заревёт!
Подхватил  его  дед  на  колени,
несуразное  что-то  несёт:

“Тупу-тупу-цыть-цыть!
В  хате  муха  гудит,
и  комарик  поёт  –
гнида  замуж  идёт.
А  вошь  радуется  –
будет  добрый  зятёк…”

Где-то,  слышно,  зима  идёт…
И,  как  клонится  к  печке  плечо,
человек  к  человеку  льнёт.
А  к  кому  же  ещё?…


10.  РОЗОВОЕ  ПОЛЕ

Бежит  сынок  мой  в  розовой  рубашке
к  закату  солнца  розовым  привольем.
А  я  к  орешнику  в  степном  овражке
сошла  с  лукошком.  Остывает  поле.

И  в  запах  жита  древний,  изначальный
вплетает  тонкий  аромат  тимьян.
И,  чтобы  душу  освежить  печалью,
над  полем  легкий  стелется  туман.

Грустят  о  лете  поздние  ромашки.
Гусиный  крик  тревожен  и  высок.
Бежит  сынок  мой  в  розовой  рубашке,
мой  поздний,
                                                 мой  осенний
                                                                                                 светлячок.

Хоть  так  несоразмерны  в  мире  нашем
дитя  и  небо,  мальчик  и  Земля  —
бежит  сынок  мой  в  розовой  рубашке,
ко  мне  руками  небо  наклоня.

И,  открывая  за  дверями  двери
в  пространства  дней  неведомой  красы,
мчит  покоритель  временных  империй
стернею,  голубою  от  росы.

И  даль,  и  ширь,  и  глубину  просторов  —
объемлю  все.  Я  вхожа,  Я  своя.
Мой  маленький  сынок,  мой  аистенок
приблизил  небо,  чтоб  смогла  и  я
идти  за  ним  с  корзинкою  орехов,
с  охапкой  солнечных  духмяных  трав
туда,  в  страну  любви,  добра  и  смеха,
где  смерть  отныне  не  имеет  прав.

Кивают  солнцу  сонные  ромашки.
И  прямо  в  небо,  словно  светлый  стяг,
бежит  сынок  мой  в  розовой  рубашке.
Не  разберёшь,  где  солнце,  где  дитя.


11.  ВЕЧЕР  С  СЕРЕБРЯНОЙ  ГОЛУБКОЮ

Под  вечер  мы  пошли  за  молоком.
Густели  сумерки,  и  в  темноте  светлела
дорога  пыльная.  И  стала  белой-белой,
и  радовала  глаз  –  то  лопухом
в  серебряной  росе,  или  ежом,
что  проползал  дорогу  перед  нами.
Светились  вдоль  дороги  овсюги.
А  в  хате  Ганны  пахло  пирогами.
И  над  столом  –  голубка  из  фольги.
Примак  был,  как  начищенный  медяк,
наряженый,  отмытый  и  побритый.
Аж  удивлялся  сам  себе  примак,
что  человек  теперь  такой  он  видный.
А  Ганна  любовалась  примаком,
как  песней,  что  сама  же  и  сложила,
как  образом,  который  сотворила,
как  командир  любуется  полком.
И  чарка  ей  легка,  она  взлетает  –
О  высота!  –  над  горем,  над  летами.
Голубка  пьёт  из  чарки  серебро.
Звенит  голубка,  и  звенит  хрусталь.
А  очи  Ганны  светятся  добром,
и  в  хату  дверь  –  как  райские  врата.

–  Ну  вот,  и  я  уже  не  сирота.
То  слово  скажет,  то  цветок  подарит.
Какой  ни  есть,  а  всё  не  пустота,
и  есть  кому  блинков  нажарить.

И  усмехнулся  в  чёрный  ус  Мамай
с  картинки  стародавней.
                                                                       Поднял  чарку
и  крикнул:  “Ну,  Ганнуся,  наливай,
да  выпьем,  чтоб  чертям  аж  стало  жарко!”

Примак  сказал:  “Поставим  мы  у  входа
в  наш  двор  скамейку,  чтобы  на  заре
смотреть  вдвоём  на  Днепр,  на  пароходы
и  вместе  потихонечку  стареть”.

Ну  что  сказал  он  как  бы  и  не  в  лад?
Простое  слово  –  грош  ему  цена.
Но  будто  бы  раздвинулась  стена,
и  стало  видно  всё  –  и  двор,  и  сад,
и  белый  шлях  через  ржаное  поле,
и  всё  смеётся,  светится,  поёт…
Взошёл  над  светлым  миром  месяц  полный,
и  серебро  с  него  голубка  пьёт.
Стояла  ночь.  С  горы  сойдя  в  долину,
на  вдовий  дом  из  темени  степной
мы  оглянулись.  Как  кораблик,  плыл  он
меж  туч  вслед  за  мерцающей  звездой.

Светились  окна  юно,  яснооко.
И  белый  шлях  светился  среди  тьмы.
Пришёл  покой.  И  в  тишине  глубокой
уже  не  страшно  было  нам  зимы.


12.  НОЧЬ  ЛИВНЕЙ

Уснули  муж  и  дочь,  и  сын.
А  на  столе  моём  коренья
и  травы  спали:  девясил,
душица,  мята,  подмаренник…
Так  пахло!  И  казалось  мне,
что  души  трав  вокруг  ходили,
по  всей  квартире  наследили.
И  дождик  крапал  в  тишине.
И  разум  мой  уснуть  был  рад.
Но  в  этой  тишине  пугливой
вдруг  ошалел  наш  старый  сад
за  окнами.  И  грянул  ливень!
Я  не  узнала  дом.  А  впрочем,
то  был  другой,  не  этот  дом.
Метнулась  птица  за  окном,
и  тень  её,  чернее  ночи,
в  полёте  быстром  отсекла
полкомнаты  своим  крылом,
и  из  волшебного  стекла
как  будто  стену  возвела,
ту  половину  налила
она  весёлым  серебром.
А  там,  за  хрусталём  звенящим,
с  тяжёлых  книг  смывая  пыль,
струился  ливень,  аж  слепящий
и  белый  свет  меня  любил.
Допытывался  о  здоровье
и  в  изголовье  травы  клал.
Ведь  мир  любил  меня  любовью
людей,  с  которыми  жила.
О,  сколько  музыки  в  безмолвье
дождя  в  мерцаньи  полуночном!
И  я  любила  мир  любовью
супруги,  матери  и  дочки.
И  знала  я,  что  все  дороги
ведут  нас  только  к  человеку.
Во  всех  утратах  и  тревогах
взывай  хоть  к  морю,  к  небу,  к  Богу,  –
сам  Бог  установил  навеки,
всегда  так  было,  есть  и  будет  –
тебе  помогут  только  люди.
И  с  ними  –  травы,  ливни,  птицы,
и  столько  смысла  и  красы  –
аж  сердцу  больно,  и  не  спится,
и  в  сладком  сне  смеётся  сын.
Дождь  лил…  Белели  овсюги.
В  моей  душе  звенело  счастье.
А  с  ним  –  голубка  из  фольги.
И  с  нею  –  в  палисаде  астры.
Дворцом  серебряно-хрустальным
стояла  в  ливнях  эта  ночь.
В  ночном  лесу  грибы  не  спали  –
они,  как  водится,  росли.
Дожди  не  спали  –  они  шли.
И  мне  уснуть  было  невмочь.






13.  ПРОЩАНЬЕ,  ПРОЩАНЬЕ,  ПРОЩАНЬЕ…

Прощанье,
прощанье,
прощанье
в  заботах  и  радостях  дня.
Прощай,  моё  лето  гречаное,
и  ты  доцвело,  дозвучало,
дозрело  и  ты  до  зерна.

Цветы  твои,  пчёлы  и  дети
остались,  остались  на  дне.
Чуть-чуть  –  и  заснёт  моё  лето
в  своём  сокровенном  зерне.

Прощанье,  прощанье,  прощанье,
к  прощанью  зовут  небеса.
Синеют  озёра  печально,
и  каждое  –  Божья  слеза.

И  листьям  осеннего  сада,
и  всем  нам  –  дорога  одна.
Прощай,  моя  светлая  радость,
допела  и  ты,  домечталась,
дозрела  ты  –  аж  до  зерна.

Твой  дом,  твои  праздники,  войны
остались,  остались  на  дне.
Чуть-чуть  –  и  заснёшь  ты  спокойно
в  своём  сокровенном  зерне.

Прощаюсь,  прощаю,  прощенья
прошу  у  земли  и  людей.
Душа  наполняется  звенью
и  светлой  девчушкой  весенней
танцует  на  тёмной  воде.

Мы  встретимся,  горы  и  реки!
Не  плачьте,  не  плачьте  по  мне.
Я  лишь  на  минуточку  веки
сомкну  в  своём  тёплом  зерне.

Зайду  на  минутку  в  осоку,
и  в  жито,  и  меж  лебедей…
Всё  будет  –  и  небо  высокое,
и  горе,  и  счастье  нелёгкое,
и  танец  души  синеокой
на  тёмной  озёрной  воде.


От  переводчика.

*В  оригинале  после  стихотворения  ДЕНЬ  АЙСТР  следует  стихотворение  «ЩОСЬ  СТРАШНЕ…».  Я  счёл  его  перевод  невозможным  ввиду  того,  что  здесь  сама  фактура  живой  украинской  речи  едва  ли  менее  важна,  чем  сюжет,  композиция  и  поэтика  стиха.
Поэтому  беру  на  себя  грех  и  без  спроса  у  автора  привожу  его  в  оригинале.

«ЩОСЬ  СТРАШНЕ…»

–  Якщо  хлопчик  –  вередун,
не  приходить  Кiт-Баюн.
Але  спускається  с  горища
Котище  Вирячи  Очища.

Вiдхилить  вiн  вiконну  раму
і  шасть…
                             Не  вiриш?    Сам  простеж…
–  А  я  тодi  гукну:  «Мамо!»  –
і  ти  його  проженешь.

…Оченятами  iскриться
і  нiчого  не  боїться.

Та  коли  глухой  паркан
нам  трапляється,  то  чимось
вiн  лякає  хлопчака,
аж  дитя  росте  очима…

«Що  там?  Що?»  –  пита  мене.
Страх  мале  сердечко  тисне.
А  паркан  зловiсно  висне.
«Що  там?  Що?  Таке  страшне…»

«Щось  страшне»  ходило  двором
то  в  комору,  то  з  комори,
тупцювало,  статкувало,
гроши  в  глечиках  ховало.

Та  все  нишком,  та  бочком,
та  до  вищих  –  лисачком,
п’ятиличне,  двоязичне,
ще  й  линяло  на  день  тричи.

У  вiйну  старостувало,
і,  вiдбувши  десять  лiт,
знов  воно  гараздувало,
гендлювало,  шапкувало,
лютовало  на  весь  свiт.

Павутиннячко  снувало
тишком-нишком,  лисачком,
пантрувало  –  жерло,  рвало
і  ковтало  з  тельбушком.

«Щось  страшне»  було  страшне
тим,  що  не  було  одне…

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=175152
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 03.03.2010
автор: Даниил Кишиневский