АПАТИЯ ЧУВСТВ [проза]

Жизнь  –  это  бомба  замедленного  действия.  
И  ты  никогда  не  знаешь,  в  какой  момент  она  рванёт.


Меня  зовут  Брайан,  а  её  –  Мишель.  Она  каждое  утро  принимала  антидепрессанты,  прежде  чем  уйти  на  работу,  а  я  принимал  антидепрессанты  каждый  раз,  когда  чувствовал  себя  одиноким,  что  бывало  крайне  часто  для  меня  одного.  Она  заглушала  тишину,  барабанной  дробью  бившейся  в  её  висках,  вином  после  работы,  а  я  бывал  пьян  почти  с  самого  утра.  
Мы  встретились  в  реабилитационном  центре.  Её  буквально  сняли  с  подоконника,  когда  она  хотела  выйти  в  окно,  вылететь  птицей  с  крыши  многоэтажки.  Уже  здесь  ей  объяснили,  что  люди  –  не  птицы,  что  люди  –  не  летают.  Её  это  очень  разочаровало  и  расстроило.  
Меня  вытащили  из  петли,  когда  я  захотел  зависнуть  в  воздухе  и  просто  перестать  дышать.  Уже  здесь  мне  объяснили,  что  это  неправильно.
Так  мы  оказались  здесь,  полные  пустоты  и  отчаяния,  искренне  не  понимая,  зачем  же  нас  спасли  из  старого  замкнутого  круга  и  заперли  в  новой  тюрьме.  Но  у  нас  было  одно  общее  желание,  которое  нас  сблизило,  -  это  желание  умереть,  и  пустота,  от  которой  мы  не  могли  убежать.
Про  нас  люди  говорят,  что  мы  –  психи,  здесь  нас  называют  душевнобольными  –  мне  кажется,  что  это  наиболее  подходящее  для  нас  слово.  Мы  не  такие,  как  они,  потому  что  чувствуем  слишком  глубинно  и  остро.
Мы  попали  сюда  почти  одновременно,  поэтому,  как  только  нам  разрешили  выходить  к  остальным,  мы  подружились.  Каждый  день  мы  встречались  на  общем  курсе  терапии,  где  каждый  из  нас  делился  с  другими  своими  чувствами  и  мыслями.  Мне  было  довольно  сложно  рассказывать  о  том,  что  я  чувствую,  совершенно  посторонним  людям,  поэтому  я  чаще  всего  отмалчивался  и  просто  слушал.  Мишель  поступала  точно  также.

***
Она  всё  время  стояла  у  окна  и  что-то  разглядывала.  Сначала  я  думал,  там  есть  что-то  интересное  или  просто  красивый  пейзаж,  которым  она  любуется,  но  когда  я  подошёл  и  посмотрел,  то  ничего  не  увидел,  кроме  унылой  картины.
-  Можно  я  закурю?  –  поинтересовался  я.
-  Пожалуйста,  -  ответила  она,  даже  не  посмотрев  в  мою  сторону.
Я  закурил.  Сигаретный  дым  растёкся  теплом  по  моим  лёгким.
Я  не  знал,  стоит  ли  дальше  продолжать  разговор,  потому  что,  по  всей  видимости,  у  неё  не  было  ни  малейшего  желания  с  кем-либо  говорить,  но  почему-то  именно  в  ней  я  почувствовал  родственную  душу.
-  Я  видел  тебя  на  терапии.  Ты  всё  время  молчишь.
-    Да,  в  общем-то,  и  ты  не  многословен,  -  ухмыльнулась  она.
-  А  тебе  не  страшно  было,  когда  ты  решилась  спрыгнуть  и  разбиться?  –  я  проигнорировал  её  замечания  по  поводу  того,  что  я  отмалчиваюсь,  как  и  она.  Мне  больше  была  интересна  её  мотивация,  которая  привела  её  к  суициду.  Здесь  было  много  таких,  но  большинство  из  них  действительно  были  не  в  себе,  а  она  казалась  вполне  нормальной.
-  Нет,  абсолютно,  –  она  повернулась  ко  мне  и,  глядя  в  глаза,  спросила,  -  неужели  здесь  все  всё  друг  о  друге  знают?  –  и,  выхватив  из  моих  пальцев  сигарету,  втянула  дым.
-  Вроде  того…  -  я  был  немного  удивлён  её  поступком,  –  я  бы  мог  дать  тебе  новую  сигарету.
-  Мне  захотелось  выкурить  именно  твою  -  это,  знаешь,  как  разделить  что-то  с  тобой,  стать  ближе.  Мне  просто  безумно  захотелось  это  сделать.  Мы  же  психи  и  нам  можно,  правда?
Я  кивнул  и  больше  не  стал  заострять  внимание  на  этом,  а  просто  достал  и  подкурил  новую.
-  Мне  кажется,  что  ты  не  одна  из  этих  психов,  которые  снуют  по  коридорам.
Она  прыснула.
-  Может  быть,  но  пока  что  роли  безумцев  мне  удаются  лучше  всего.
Она  развернулась  и,  не  попрощавшись,  ушла.  Просто  развернулась  и,  как  ни  в  чём  не  бывало,  ушла.  Мне  было  интересно,  что  же  этим  она  хотела  сказать.  Может  быть,  она  действительно  сумасшедшая?  Но  она  удивительная.
Вот,  бывает,  видишь  человека  в  первый  раз,  но  точно  знаешь,  что  это  именно  тот  человек,  с  которым  тебе  хочется  стать  ближе,  чувствуешь  что-то  родственное,  что-то  притягательное,  отчего  нельзя  просто  так  избавиться.  Вот  точно  эти  чувства  я  испытывал  к  Мишель.  Мне  хотелось  понять  её,  узнать  ближе,  познать  то,  что  она  ощущает  и  как  она  ощущает.  Раньше  у  меня  не  возникало  никогда  таких  желаний.



***
На  следующий  день  она  сама  подошла  ко  мне,  и  вместо  того,  чтобы  поздороваться,  она  сказала:
-  Мне  не  нравится  этот  мир.  Абсолютно  точно,  не  нравится.  Мне  в  нём  как-то  тесно  и  душно,  трудно  дышится  и  почти  не  живётся.  А  ещё  я  не  люблю  людей.  Совершенно  не  люблю.  Они  меня  утомляют  и  раздражают  своей  чрезмерной  глупостью.  Не  то,  чтобы  я  считала  себя  сверхумной  и  чрезвычайно  интеллектуально  развитой,  -  нет.  Просто  слепота  большинства  может  передаться  и  мне,  а  я  этого  не  хочу.  А  ещё  мне  не  нравится  осознавать,  что  я  одна  из  них,  что  я  такая  же,  как  они.  Если  тебя  не  испугали  мои  признания,  может,  пойдём  погуляем  по  саду?
 Меня  немного  сбили  с  толку  её  слова  об  отношении  к  миру,  ведь  в  обычной  жизни  это  выглядело  бы  более  чем  странно,  а  я  всё  время  забывал,  что  мы  уже  не  в  обычной  жизни,  что  здесь  всё  может  быть  не  так,  как  там.  Поэтому  я  согласился  пройтись  с  ней.  Погода  располагала  к  утренней  прогулке,  да  и  настроение  было  лучше,  чем  обычно,  наверное,  из-за  лекарств.
-  Безумно  ненавижу,  когда  за  мной  наблюдают.  Такое  чувство,  будто  я  лабораторная  крыса,  -  и  она  рассмеялась.
-  Я  вижу,  что  тебе  стало  лучше,  если  ты  можешь  смеяться.
-  Это  просто  ирония  над  самой  собой.  Сарказм  –  это  своего  рода  болезнь,  но  я  научилась  с  ней  жить.  Просто  ничего  больше  не  осталось.
-  Я  тебя  понимаю.
-  Ты  всё  время  пытаешься  что-то  спросить  у  меня,  а  сам  про  себя  ничего  не  рассказываешь.
-  Просто  ничего  интересного  не  могу  поведать.
-  Вот  знаешь,  мне  кажется,  что  откровенное  общение  с  каким-то  другим  человеком  –  это  своего  рода  порнография,  потому  что  ты  обнажаешься  душой,  открываешь  дверь  в  свой  внутренний  огромный  мир.  И  вообще  такое  общение  подразумевает  под  собой  излишнюю  откровенность,  которая  даже  может  испугать.  Можно  преподнести  всё,  как  лёгкую  эротику:  немного  приоткрыть,  где  нужно,  что-то  скрыть.  А  когда  ты  обнажаешься  полностью,  то  иногда  это  может  быть  даже  мерзко,  -  и  она  уточнила,  -  я  сейчас  про  душу  говорю.
-  Я  понял,  -  наверное,  у  меня  было  какое-то  глупое  выражение  лица.  Я  в  первый  раз  слышал  подобное  сравнение,  что  и  ввело  меня  в  недоумение.
-  А  ты  как  считаешь?
-  Разве  тебе  никогда  не  хотелось  кому-то  открыться  полностью,  чтобы  избавиться  от  чего-то,  что  тебя  тревожит,  или  просто  поделиться  чем-то,  о  чём  было  страшно  сказать,  но  очень  хотелось?
-  Знаешь,  что  я  заметила?
Я  отрицательно  покачал  головой.
-  Ты  постоянно  отвечаешь  вопросом  на  вопрос,  как  будто  бы  игнорируешь  то,  что  я  у  тебя  спрашиваю.
-  Дурацкая  привычка…  -  я  смущённо  улыбнулся,  пригладив  волосы  на  затылке.  Я  всегда  так  делаю,  когда  смущаюсь.
-  Не  то  слово,  -  и  она  опять  затянулась  сигаретой.  –  Мне  иногда  хочется  выложить  всё,  как  есть,  ничего  не  скрывая  и  не  прикрывая,  но  это  безумно  сложно.  Кстати,  ты  не  заметил,  что  я  довольно  часто  использую  слово  «безумно»,  тебе  не  кажется  это  странным?
-  Я  даже  не  обратил  внимания,  -  я  действительно  даже  не  заметил  этого.
-  Давай  так:  я  не  говорю  больше  слово  «безумно»,  а  ты  больше  не  отвечаешь  вопросом  на  вопрос,  идёт?
-  Я  согласен,  -  мне  ничего  не  оставалось,  как  согласиться.
-  Так  вот,  если  вернуться  к  теме:  просто  нет  такого  человека,  который  бы  располагал  к  тому,  чтобы  я  могла  ввести  его  в  свой  мир,  и  чтобы  он  при  этом  не  испугался.
-  Там  так  страшно?  
-  Не  то  слово,  -  в  её  голосе  постоянно  звучала  такая  ирония,  что,  если  бы  я  не  знал  о  её  попытке  самоубийства,  никогда  бы  не  подумал,  что  она  способна  на  это.
-  Ты  с  кем-то  делилась?
-  Не  думаю,  что  это  хорошая  идея  с  кем-то  делиться  таким.  Мне  иногда  хотелось  взять  и  всё  выложить,  как  есть,  но  тем  людям,  которым  я  хотела  открыться  –  это  было  ненужно.  Знаешь,  так  бывает  в  жизни  почти  всегда  –  нет  взаимности:  ни  любви,  ни  дружбы,  ни  откровенности.  Да  и  за  откровенность  потом  приходится  платить,  так  что  увольте,  -  и  Мишель  сделала  манерный  жест  рукой,  в  которой  держала  почти  докуренную  сигарету.
-  Меня  всегда  удивляло,  почему  люди  жалуются  на  то,  что  не  хватает  искренности,  когда  сами  ничего  для  этого  не  делают.  Все  пытаются  быть  кем-то,  но  только  не  собой.  Все  хотят  казаться,  а  не  быть.  Почему  нельзя  просто  взять  и  сказать  о  том,  что  чувствуешь,  или  о  том,  что  думаешь?
-  А  ты  можешь?
-  В  том-то  и  дело,  что  нет.  Меня  научили  с  самого  детства  не  быть  собой.  Я  и  стал  программистом  только  потому,  что  мой  отец  настоял  на  этом.  Он  говорил,  что  из  меня  выйдет  отличный  программист,  что  это  самый  лучший  выбор.  А  я  даже  не  противостоял  этому.  Я  хотел  стать  актёром.  Я  даже  собирался  уехать,  а  точнее  сбежать,  чтобы  только  не  делать  того,  чего  мне  не  хотелось.  Но  я  струсил,  отказался  от  решительного  поступка  в  самый  последний  момент,  за  что  до  сих  пор  себя  виню.  Как  бы  мне  хотелось  вернуться  туда  в  тот  момент  и  сесть  в  поезд,  уехать  оттуда  навсегда,  изменить  всё.
-  Но  ты  уже  не  можешь.  Изменить  можно  только  то,  что  сейчас  и,  как  следствие,  своё  будущее.
-  Моё  настоящее  было  таким  однообразно-монотонным,  что  я  ничего  больше  вокруг  не  видел,  не  знал,  куда  ещё  можно  пойти  и  что  изменить.
-  Знаешь,  Брайан,  это  как  замкнутый  круг:  куда  бы  ты  не  пошёл,  чтобы  не  сделал  –  всё  время  по  одной  и  той  же  дороге,  всё  время  возвращаясь  на  исходную  точку.  Или  как  белка  в  колесе,  которая  бежит,  бежит,  бежит,  но  никуда  не  добежит,  потому  что  никуда  не  двигается,  потому  что  она  не  может  выйти  за  пределы  своего  колеса.
-  Может,  это  страх  виноват  в  том,  что  люди  не  могут  выйти  за  пределы  своих  колёс?
-  Думаю,  ты  прав.
-  У  меня  тоже  было  своё  колесо.  Я  из  него  смог  выбраться,  когда  поборол  один  из  таких  страхов.
-  Какой?
-  Страх  смерти.  И  я  попал  в  новое  колесо  –  сюда.
-  Кто  бы  сомневался,  -  засмеялась  Мишель,  и  тут  же  с  серьёзным  лицом  спросила,  -  А  почему  именно  актёром?
-  Потому  что  можно  играть  всё,  что  угодно.  Например,  самого  себя:  настоящего  себя,  а  все  будут  думать,  что  я  просто  хороший  актёр  и  великолепно  исполняю  свою  роль.  На  сцене  можно  выплёскивать  своё  безумие  и  никто  не  посчитает  тебя  безумным,  потому  что  ты  якобы  играешь.  Понимаешь,  о  чём  я?
Она  кивнула  в  ответ,  и  я  продолжил:
-  И  это  непередаваемое  чувство,  когда  ты  выходишь  на  сцену  и  словно  не  входишь  в  какой-то  другой  образ,  а  начинаешь  жить  чьей-то  жизнью.  Я  играл  в  школьном  театре  и  у  меня  неплохо  получалось.  Я  выходил  к  зрителям  и  начинал  жить  другую  жизнь.  Но  что  такое  школьный  театр?  Там  ничего  серьёзного  не  сыграешь,  а  мне  хотелось  связать  свою  жизнь  именно  со  сценой,  и  я  уверен,  что  у  меня  бы  получилось,  я  просто  рождён  был  для  этого.
-  Я  бы  очень  хотела  посмотреть,  как  ты  играешь.  Правда,  очень  бы  хотела,  –  она  взяла  меня  за  руку  и  попросила,  -  пообещай,  что  когда-нибудь  ты  пригласишь  меня  на  премьеру  своего  спектакля,  где  будешь  играть  главную  роль,  а  я  непременно  буду  сидеть  в  первом  ряду  и  подарю  тебе  большой  букет  роз.
-  Обещаю,  -  я  знал,  что  этого  никогда  не  будет,  но  сам  момент  обещания  чего-то  несбыточного,  но  желанного  –  это  что-то  невероятное,  как  будто  ты  сам  начинаешь  в  это  верить.


***
Мы  стали  каждый  день  гулять  в  саду  и  говорить  обо  всём  на  свете  часами.  Ещё  не  было  в  моей  жизни  человека,  с  которым  бы  мне  хотелось  говорить  всё  время,  говорить  всё,  как  есть,  ничего  не  скрывая  и  не  пытаясь  быть  кем-то.  Я  просто  не  мог  дождаться  того  времени,  когда  мы  останемся  вдвоём  и  будем  снова  о  чём-то  друг  другу  рассказывать.  Я  словно  стал  зависим  от  наших  разговоров,  словно  до  знакомства  с  ней  вообще  ни  с  кем  в  жизни  ещё  не  говорил.
-  Странно,  что  для  того,  чтобы  встретить  тебя,  мне  пришлось  попытаться  покончить  с  собой  и  попасть  сюда,  -  как-то  в  шутку  сказал  я.
-  Просто  здесь  легче  быть  собой,  ты  не  должен  бояться,  что  тебя  посчитают  не  в  своём  уме,  потому  что  ты  и  так  в  том  месте,  где  тебя  считают  не  в  своём  уме.  Вот  интересно,  если  бы  мы  встретились  в  реальной  жизни  где-нибудь  на  улице  или  в  каком-то  баре,  мы  бы  заметили  друг  друга,  мы  бы  познакомились  и  были  бы  так  откровенны  друг  с  другом?
-  Сомневаюсь.  Мы  бы  хотели  понравиться  друг  другу  и  делали  бы  всё,  чтобы  никто  из  нас  не  узнал,  что  находится  внутри  нас.  Это  поразительно:  люди  всегда  хотят  понравиться,  хотят  показаться  лучше,  чем  они  есть  на  самом  деле.  Но  ведь  невозможно  нравится  всем  и  сразу.  
-  Знаешь,  я  верю  в  судьбу,  а  значит,  так  должно  было  случиться,  чтобы  мы  попали  сюда  и  для  чего-то  встретились,  потому  что  просто  так  ничего  не  бывает.  Всё  имеет  какой-то  смысл  и  со  всего  должен  быть  извлечён  какой-то  урок.
-  Теперь  и  я  так  думаю.  Раньше  мне  казалось,  что  человек  сам  может  построить  свою  судьбу,  сам  может  решить,  как  ему  жить  и  чем  заниматься,  просто  не  все  могут  принимать  такие  решения  из-за  страха  перед  чем-то  новым,  а  теперь  мне  кажется,  что  все  случайности  и  строят  нашу  жизнь,  направляют  на  другой  путь.  И  вот  тот  круг,  о  котором  мы  говорили  –  это  и  есть  урок,  который  стоило  извлечь:  всё  будет  повторяться,  пока  мы  не  найдём  в  себе  силы  что-то  изменить,  не  какую-то  мелочь,  а  кардинально  всё  поменять.
-  Теперь  твоя  жизнь  точно  кардинально  поменялась,  разве  не  так?
-  Сарказм?
-  Без  этого  никуда,  извини.
-  А  ты  догадывалась  о  своём  безумии  до  того,  как  сюда  попала?
-  Я  бы  не  сказала,  что  это  безумие  –  то,  что  я  чувствую  внутри,    но  я  догадывалась,  точнее  я  точно  знала,  что  оно  есть  внутри  меня.
-  Как  думаешь,  откуда  оно  берётся?
-  Вот  что-то  происходит  в  твоей  жизни  такое,  что  раз  и  навсегда  тебя  ломает,  и  ты  уже  не  можешь  стать  прежним.  Ты  начинаешь  смотреть  на  мир  по-другому,  без  искажений,  а  другим  кажется,  что  ты  сошёл  с  ума.  Но,  на  самом  деле,  это  они  смотрят  на  мир  через  кривое  стекло,  не  хотят  замечать  истинное  положение  вещей.
-  Как  ты  определила,  что  стала  другой?
-  Другой  –  это  ненормальной?  На  самом  деле,  моё  сумасшествие  определяется  довольно  просто:  ты  всё  время  говоришь  сам  с  собой,  развивая  диалог  между  своими  «Я»:  Я-1  и  Я-2.  Первое  –  постоянно  задаёт  вопросы,  главные  из  которых  «почему?»  и  «зачем?»,  второе  –  изредка  даёт  вразумительные  ответы,  хотя  и  сомневается  в  их  достоверности.  А  со  временем  ты  уже  не  можешь  отличить  действительность  от,  созданного  тобой,  мира,  который  находится  только  в  твоём  сознании.  Ты  живёшь  в  своей  идеальной  утопии,  откуда  совершенно  не  хочется  выходить  в  этот  псевдо_хороший_мир.  И  ты  даже  не  успеешь  оглянуться,  как  на  тебе  уже  висит  ярлык  «сумасшедший».  
Чтобы  убежать  от  реальности,  я  создавала  в  своём  сознании  другой  мир,  в  котором  мне  было  хорошо,  туда  я  пыталась  убежать  от  действительности  всякий  раз,  когда  мне  было  ужасно  плохо.  
Я  бы  даже  не  прочь  переселиться  в  какой-нибудь  нереальный  мир.  Мне  просто  необходим  билет  в  одну  сторону  в  Страну  Иллюзий,  без  права  вернуться  назад.
Ещё  меня  иногда  спасало  то,  что  помогало  мне  забыться.  Тогда  я  уже  не  могла  без  какого-либо  допинга:  будь-то  человек,  или  алкоголь,  или  мечта,  это  могли  быть  даже  фильм  или  песня,  –  всё,  что  могло  доставить  мне  хоть  какие-то  чувства,  взрывы,  всплески  эмоционального  характера.  Мне  нравилось  ощущать,  как  адреналин  или  эндорфин  разливается  вместе  с  кровью  по  венам  и  вызывает  чувство  эйфории.  Антидепрессанты,  конечно,  давали  на  время  лже-чувство  того,  что  всё  хорошо,  всё  в  порядке,  давало  псевдо-ощущение  покоя,  которое  вскоре  улетучивалось  и  я  опять  срывалась.
-  Несколько  раз  я  увеличивал  дозу  антидепрессанта  и  у  меня  начинались  галлюцинации.  Я  видел  разные  странные  вещи.  Мне,  например,  казалось,  что  я  умираю,  и  будто  мой  призрак  ходит  по  этому  миру  и  видит  всё  не  так,  как  в  обычной  жизни.  Кстати,  у  тебя  бывало,  что  ты  идёшь  по  улице,  но  как  будто  бы  это  не  ты?
-  Чувство,  как  будто  бы  всё  во  сне?  –  уточнила  Мишель.
-  Да,  как  будто  смотришь  через  плёнку  какую-то,  как  в  тумане,  теряется  чувство  реальности.
-  Дереализация.
-  Что?  –  переспросил  я.
-  Дереализация,  -  ещё  раз  повторила  она,  -  это  такое  расстройство.
-  Это  понятно.  А  ты  откуда  знаешь  об  этом?
-  Один  из  моих  диагнозов.
-  И  сколько  их  у  тебя?
-  Достаточно,  чтобы  оказаться  в  том  месте,  в  котором  я  сейчас  нахожусь.  Я  сама  себе  ставлю  диагнозы.
-  Это  как?
-  Я  увлекалась  психиатрией  и  психоанализом.  Занимательная,  кстати,  вещь.  Если  выйдешь  отсюда  не  с  помутившимся  рассудком,  то  обязательно  прочти  что-то  из  этого.
-  Ты  психиатром  хотела  быть,  что  ли?  
-  Нет.  А  что  похоже?  –  и  она  как-то  странно  посмотрела  на  меня.  –  Моя  работа  была  самой  отстойной  из  всех  работ.
-  И  что  за  работа?
-  Я  в  офисе  работала.  Каждый  день  одно  и  тоже  –  монотонно  и  однообразно,  как  будто  я  жила  в  бесконечных  копиях  одного  и  того  же  дня,  который  проживала  раз  за  разом  на  протяжении  многих  лет.  Наверное,  силы  воли  не  хватило  что-то  изменить.  Хотя,  как-то  смешно  получается:  на  то,  чтобы  что-то  изменить  –  силы  воли  не  хватило,  а  на  то,  чтобы  свести  счёты  с  жизнью  –  хоть  отбавляй.
-  Да  жизнь  вообще  смешная  штука,  забавная  очень.  И  не  понятная.  По  крайней  мере,  для  меня.
-  Да  и  я  не  очень  понимаю,  для  чего  всё  это.  А  ты  программистом,  значит,  был?  И  как  –  нравилось?
-  Я  ненавидел  свою  работу.  Но  поменять  не  приходило  в  голову.  
-  Знаешь,  что  для  меня  было  во  всём  этом  самое  страшное?
-  И  не  догадываюсь,  -  я  отрицательно  покачал  головой.
-  Самое  страшное  –  это  было  утро.  Потому  что  именно  по  утрам  ты  всё  время  думаешь  о  самоубийстве,  как  о  самом  кратчайшем  пути  избавления.  Сначала  ты  пол  ночи  валяешься  пьяная  на  полу,  чтобы  просто  ни  о  чём  не  думать,  а  потом  пытаешься  заснуть,  а  чаще  просто  лежишь  с  закрытыми  глазами,  с  ужасом  дожидаясь  наступления  утра.  Утро  начинается  с  боли  где-то  в  области  сердца.  Ты  открываешь  окно  и,  не  зависимо  от  того,  какое  за  ним  время  года  или  какая  погода,  ты  видишь  одно  и  то  же,  как  будто  все  ощущения  окружающего  в  тебе  смазались  и  исказились.  Одно  и  то  же.  Утром  просто  хочется  умереть.  Обычно  люди,  начиная  свой  новый  день,  ждут  чего-то  нового,  чего-то  хорошего,  а  я  не  ждала.  Мне  нужно  было  хоть  как-то  протянуть  до  вечера  и  я  принимала  антидепрессанты.  Каждый  день  по  пути  домой  я  чувствовала  себя  зданием:  разрушенным    и  опустошённым.  Каждый  вечер  со  мной  случались  истерики.  Иногда  мне  просто  по  пути  хотелось  упасть  на  колени  и  завыть  диким  волком.  Это  было  отчаяние…  -  она  замолчала,  потом,  сделав  затяжку,  улыбнулась,  -  давай  лучше  не  будем  об  этом,  пусть  это  останется  в  той  прошлой  жизни,  как  в  страшном  сне.  Сейчас,  разговаривая  с  тобой,  я  чувствую  себя  значительно  лучше.
Мне  было  невероятно  приятно  слышать  от  неё  такие  слова,  что  я  помогаю  ей  справиться  с  её  переживаниями.  Когда  слышишь  такие  слова  от  человека,  который  тебе  дорог,  то  любые  слова  приобретают  совершенно  иной  окрас,  у  каждого  слова  появляется  значимость  и  смысл.



***
Как-то  мы  заговорили  о  страхе.  Не  помню,  откуда  всплыла  эта  тема,  но  я  хорошо  запомнил  именно  часть,  когда  мы  заговорили  о  страхе.
-  Я  жутко  боюсь  старости.  Я  не  представляю,  как  больше  не  буду  молодой.
-  Ты  пробовала  бороться  со  страхом?
-  Страх  всегда  побеждает.  В  какой-то  момент  тебе  кажется,  что  ты  преодолела  его,  но  в  итоге  страх  всё  равно  одержит  победу,  всё  равно  собьёт  с  ног,  чтобы  там  не  говорили.  Страх  –  он  всепоглощающ,  когда  это  ему  на  руку.
-  Ты  многого  боишься?
-  Думаю,  да.  –  Мишель  на  мгновение  задумалась,  а  потом  добавила  с  полной  уверенностью,  -  я  точно  знаю,  что  да:  я  боюсь  всего,  абсолютно  всего.  Больше  всего  я  боюсь  жизни.  Жизнь  –  это  бомба  замедленного  действия.  Никогда  не  знаешь,  в  какой  момент  она  рванёт.  
Я  боюсь  замужества,  заводить  детей,  я  боюсь  самостоятельно  принимать  решения,  я  боюсь  действовать,  страшусь  перемен,  я  опасаюсь  что-либо  менять  в  своей  жизни,  хотя,  ощущаю,  что  мне  просто  необходимы  перемены.  Мне  необходимо  что-то  изменить.  Я  боюсь  настоящего  и  будущего.  Наверное,  я  боюсь  всего,  кроме  смерти.  Смерть,  для  меня,  это  некий  переход  из  одного  состояния  в  другое.  Я  не  знаю,  будет  ли  за  той  чертой  лучше,  чем  здесь,  но  я  надеюсь,  что  там  всё-таки  лучше,  чем  здесь.  Я  верю  в  это.
-  «Каждому  воздастся  по  вере  его»,  -  подытожил  я,  -  это  Экклезиаст.
-  Это  моя  любимая  часть  в  Библии.  Она  для  меня  самая  правдивая.
-  А  ты  веришь  Библии?
-  Я  не  верю  только  людям,  на  чьём  сердце  никто  не  смог  оставить  шрамов.  Такие  люди  не  знают  ни  что  такое  боль,  ни  что  такое  предательство,  они  никогда  не  станут  задумываться  о  чьих-то  чувствах.  Я  предпочитаю  избегать  таких  людей,  потому  что  они  неминуемо  принесут  разочарование.  А  ещё  в  них  нет  глубины:  мне  не  интересны  люди  без  глубины,  потому  что  в  них  невозможно  утонуть,  они  поверхностны  и  просты,  а  мне  нравятся  те,  у  кого  сложная  внутренняя  конструкция,  кого  можно  разгадывать,  узнавать,  теряться  в  этом  человеке,  читать  его  долго  и  сложно,  глубоко  проникая  в  смысл  прочитанных  слов,  осознавать  их  значимость  и  ценность.  Вот  таких  я  люблю.
Я  сидел  неподвижно  и  задумчиво,  подперев  голову  руками.  Я  слушал  и  слышал  каждое  её  слово.  Она  говорила  удивительные  и  странные  вещи.  Но  что  более  всего  меня  удивляло:  я  их  понимал  и  осознавал,  потому  что  она  озвучивала  то,  что  я  сам  не  мог  сформировать  в  единую  мысль  и  не  мог  передать  эту  мысль  словами.  А  она  могла.  Мне  нравилось  её  слушать.
-  Хотя,  я  вообще  редко  доверяю  людям.  
-  Ты  говорила,  что  не  любишь  людей,  но  ведь  тебе  бывали  интересны  хоть  какие-то  из  них?
-  Конечно.  Я  вообще  очень  увлекающийся  человек  и  мне  нравится  быть  увлечённой  кем-то.  Не  в  смысле  любить  кого-то  или  сгорать  от  страсти,  а  просто  интересоваться  кем-то,  знать  про  этого  человека,  если  не  всё,  то  очень  многое,  как  будто  коллекционируешь  знания  о  нём,  собираешь  его  жизнь  из  кусков.  Я  получаю  от  этого  положительные  эмоции.  Но  когда  так  происходит,  когда  я  увлекаюсь  кем-то,  то  пытаюсь  много  сразу  про  этого  человека  узнать  и  пресыщаюсь  им,  получается  вот  такой  передоз  эмоциями.
-  Ты  любила  кого-нибудь  по-настоящему?
-  Нет.  Никогда.  И  никого.  –  После  каждого  слова  она  делала  небольшую  паузу.
-  Как  думаешь,  смогла  бы  ли  ты  кого-нибудь  полюбить?
-  Не  знаю.  Вряд  ли…  Мне  больше  нужны  друзья.  Друзья,  которые  будут  рядом.  Но  мне  не  нужна  любовь.  Точнее,  мне  не  нужна  взаимная  любовь.  Я  даже  мысли  не  приемлю  о  взаимной  любви.  Потому  что  взаимная  любовь  –  это  счастье,  а  для  меня  кажется  дикой  сама  мысль  о  счастье,  потому  что  счастье  –  это  кратковременная  иллюзия.  Для  меня  любовь  должна  быть  непостижимой  и  всегда  далёкой,  я  не  должна  иметь  права  приблизиться  к  объекту  своих  желаний,  иначе  миф  об  идеальном  чувстве  будет  развеян  и  я  потеряю  последнее,  ради  чего  стоит  жить,  потеряю  последнюю  надежду  на  то,  что  в  этом  мире  есть  хоть  что-то  идеальное.  Хотя,  на  самом  деле  я  понимаю,  что  всё  несовершенно,  а  несовершенство  порождает  несовершенство.  
-  Ты  просто  боишься  быть  счастливой.
-  Возможно.  Мне  сложно  из-за  того,  что  я  –  разрушитель.  Я  разрушаю  всё  на  своём  пути,  и  если  я  хоть  кого-то  впущу  в  свою  жизнь,  разрешу  заглянуть  в  мой  мир,  то  тем  самым  разрушу  жизнь  этого  человека.  Я  не  умею  делать  кого-то  счастливым.  Во  мне  нет  даже  жажды  жизни,  у  меня  к  ней,  своего  рода,  иммунитет.
Она  перестала  смотреть  мне  в  глаза,  как  обычно  это  делала.  Вместо  этого  она  смотрела  прямо  перед  собой,  потупившись  в  пол,  и  мне  почему-то  показалось,  что  она  неохотно  говорит  на  эту  тему,  поэтому  я  решил  переключиться  на  другое:
-  Знаешь,  я  хочу  отсюда  выбраться.
-  Хочешь  начать  жизнь  заново?
-  Не  хочу  умирать  здесь.  Это  унылое  место.
-  И  что  будешь  делать,  когда  выйдешь  отсюда?
-  Хочу  уехать  куда-то.  Не  потому  что  хочу  найти  там  другую  жизнь,  а  просто  хочу  путешествовать,  хочу  посмотреть  мир.
-  А  меня  возьмёшь  с  собой?  –  наконец-то,  улыбнувшись,  спросила  Мишель.
-  Если  захочешь  поехать  со  мной,  я  буду  только  рад.
-  Я  хочу  посетить  какие-то  красивые  места,  хочу  побывать  в  каких-то  священных  храмах.  Мне  очень  хочется  побывать  где-нибудь  в  Тибете  и  ещё  в  Японии.  Я  хочу  познать  мир,  увидеть  своими  глазами.
-  Тогда  решено:  как  только  мы  выходим  отсюда,  мы  отправляемся  в  длительное  путешествие,  чтобы  открыть  для  себя  весь  мир,  -  я  говорил  уверенно,  потому  что  верил,  что  так  и  будет.
-  Ты  обещаешь?
-  Обещаю.



***
-  Вот  говорят,  что  темнее  всего  перед  рассветом.  У  меня  всегда  это  «темнее  всего  перед»,  а  рассвет  не  наступает.  Или  ещё  говорят,  чтобы  увидеть  радугу,  сначала  нужно  переждать  дождь.  Дождь  идёт,  а  радуги  нет.  Я  словно  одна  из  нелюбимых  детей  Бога.  Из  тех,  которые  не  оправдали  надежд.
-  Может  быть,  всё  наоборот?  Может  быть,  Бог  тебя  любит  и  поэтому  хочет,  чтобы  ты  видела  мир  без  искажений?
-  А  ты  сам  веришь  в  то,  что  говоришь?  Мне  иногда  кажется,  что  создание  Вселенной,  как  и  создание  человека,  -  это  некий  эксперимент.  Когда  кто-то  сверху  даёт  определённый  отрезок  времени  каждому  из  живущих  на  Земле,  а  потом  наблюдает,  как  каждый  из  них  распорядится  своим  собственным  отрезком.  Дело  в  том,  что  люди  боятся  течения  времени,  отсюда  их  спешка  жить,  но  в  то  же  время  и  страх  совершить  ошибку,  потому  что  с  каждым  прожитым  годом  времени  не  становится  больше.  И  этот  страх  идущего  времени  часто  и  не  даёт  человеку  рисковать,  также  экспериментировать  со  своей  жизнью,  как  это  делает  тот,  кто  дал  нам  эту  самую  жизнь.
-  Я  не  могу  дать  определение  слову  «жизнь».  Я  даже  не  могу  сказать,  жить  –  это  хорошо  или  плохо.  Всё  что  я  видел  в  этой  жизни  –  это  одиночество.  Я  всегда  был  один.
-  Знаешь,  как  я  вижу  жизнь?  Это  такая  своего  рода  линия,  которую  я  бы  подписала  «Жизнь  =  Одиночество».  По  краям  линии  я  бы  написала  «рождение»  и  «смерть».  И  от  начала  до  конца  линии  можно  поставить  разные  надписи,  потому  что  через  всё  в  жизни  человеку  нужно  проходить  самому,  ведь  ты  не  можешь  передать  всю  полноту  чувств  кому-то  другому.  Даже  если  будут  рядом  с  тобой  или  даже  если  тебе  будут  сопереживать,  то  всё  равно  не  смогут  прочувствовать  так  же,  как  чувствуешь  ты.  Мы  и  рождаемся  сами  и  умираем  сами.  Мы  всегда  одни,  даже  если  рядом  кто-то  есть.



***
-  Внутри  меня  забился  какой-то  громадный  ком,  который  становится  всё  больше  и  больше.  Он  растёт.  Я  не  могу  от  него  избавиться.  Раньше,  если  дать  волю  слезам,  то  становилось  легче.
-  А  сейчас  это  перестало  помогать?  –  спросил  я.
-  Знаешь,  я  не  могу  больше  плакать.  Даже  если  очень  хочу,  всё  равно  ничего  не  получается.  Вот  как  будто  я  исчерпала  свой  лимит  слёз.  Они  просто-напросто  закончились.  Это  плохой  признак,  -  мне  показалось,  что  Мишель  расстроилась,  говоря  об  этом.  Я  просто  почувствовал  это,  хотя,  она  ничем  это  и  не  выдала.  Я  взял  её  за  руку,  потому  что  мне  казалось,  это  необходимо.
-  Когда  я  был  маленьким,  -  начал  я,  -  то  часто  плакал.  Не  потому  что  мне  было  плохо,  а  потому  что  я  был  капризным.  Мать  меня  за  это  никогда  не  била  и  даже  не  наказывала.  А  вот  отец,  когда  увидел  однажды,  что  я  реву,  ударил  меня.    Совершенно  не  больно  ударил,  только  чтобы  припугнуть,  и  сказал,  что  мальчики  не  должны  плакать,  на  то  они  и  мальчики,  чтобы  быть  сильными.  Мне  эти  слова  так  врезались  в  память,  что  я  больше  не  плакал.  Бывало,  что  в  школе  меня  могли  побить  старшеклассники,  но  я  всё  равно  себя  сдерживал,  потому  что  усвоил  урок:  «Мальчики  не  плачут».
У  меня  был  лучший  друг  –  Дилан.  Он  умер  в  семнадцать  от  передозировки  наркотиками,  а  я  его  нашёл.  Его  тело  было  уже  таким  холодным,  а  в  его  глазах  было  темно  и  пусто.  И  тогда  я  заплакал.  Впервые  за  столько  лет  я  плакал  и  не  мог  остановиться.  В  тот  вечер  какая-то  часть  умерла  вместе  с  Диланом.  Мне  кажется,  что  я  до  сих  пор  не  смог  с  этим  справиться,  не  смог  смириться  с  тем,  что  его  больше  нет.  
И  у  меня,  и  у  Дилана  было  много  проблем,  поэтому  мы  и  начали  употреблять  наркотики.  И  я  почему-то  уверен,  что  он  не  случайно  умер  от  передозировки  наркотиками,  он  сам  этому  поспособствовал.
-  Ты  хочешь  сказать,  что  он  покончил  жизнь  самоубийством?
-  Именно.  Он  часто  говорил  какие-то  странные,  порой  даже  страшные  вещи.  Он  говорил  и  о  смерти,  и  о  том,  что  следует  за  ней.  Я  думал  тогда,  что  это  просто  бред,  вызванный  опьянением,  но  он  никогда  не  был  пьян  или  под  кайфом,  когда  говорил  такие  вещи.
-  А  что  было  после  его  смерти?
-  Я  обратился  за  помощью  к  родителям,  попросил  мне  помочь  с  моей  наркозависимостью.  Они  согласились  при  условии,  что  после  того,  как  закончится  курс  лечения,  я  должен  буду  поступить  в  колледж,  который  они  выберут  для  меня,  и  закончить  его.  Я  согласился.  Мне  больше  ничего  и  не  оставалось,  как  принять  их  условия.  Я  очень  хотел  вылечиться,  потому  что  мне  было  страшно,  а  Дилана  больше  не  было  рядом,  чтобы  я  мог  с  ним  поделиться  своими  страхами.  Но  я  смог,  я  вылечился  от  наркозависимости.  Но  я  не  вылечился  от  памяти  и  мои  проблемы  так  и  продолжали  оставаться  моими  проблемами.
Я  кое-как  закончил  колледж  и  всё-таки  сбежал  от  родителей  подальше  в  другой  город.  Мне  больше  ничего  не  оставалось,  как  устроиться  программистом,  чтобы  я  смог  оплачивать  съёмную  квартиру  и  чтобы  мне  было  на  что  жить.  Дальше  ты  всё  знаешь.
-  Когда  я  была  маленькой  –  я  мало  что  помню  из  этого  времени.  Почему-то  ничего  не  запомнилось,  вероятно,  из-за  того,  что  у  меня  ни  с  кем  из  семьи  не  было  близких  отношений.  Никто  и  никогда  не  спрашивал,  чего  я  хочу,  я  просто  «должна  была»  что-то  делать.  Например,  хорошо  учиться,  чего  у  меня  никак  не  получалось.  То  есть  выходит,  что  важнее  всего  было  не  то,  каким  я  стану  человеком,  а  то,  какие  у  меня  будут  отметки.
С  детства  я  боялась  почему-то  (кстати,  до  сих  пор  не  могу  найти  причины,  почему  так  происходило)  быть  собой  и  проявлять  хоть  какие-то  эмоции.  Особенно  я  всегда  сдерживала  слёзы  и  дурацкую  улыбку,  когда  была  влюблена.  Меня  учили  хорошим  манерам.  Хотя,  я  сомневаюсь,  что  они  на  самом  деле  хорошие.  Мне  казалось,  что  если  я  заплачу  при  них,  то  они  увидят,  какая  я  слабая  на  самом  деле.  Нет,  я  не  считала,  что  слёзы  –  это  признак  слабости,  но  почему-то  была  уверена,  что  они  расценят  это  именно  так  и  никак  иначе.  
За  меня  выбирали  всё:  школу,  колледж,  работу  –  абсолютно  всё.  Мне  постоянно  в  пример  ставили  старшего  брата  –  Брендона.  Для  них  он  во  всём  был  лучшим.
И  вообще,  у  меня  никогда  с  ними  не  было  близких  отношений.  Мы  были  будто  бы  из  разных  планет,  совершенно  ничего  общего.  Иногда  мне  даже  казалось,  что  я  им  не  родная  дочь.  Я  не  могла  им  ничего  рассказать,  потому  что  в  любом  случае  была  бы  не  понята  ими.  В  принципе,  их  и  так  ничего  не  интересовало.  Им  просто  было  всё  равно,  ведь  был  Брендон  –  идеальный  сын.
-  Ты  ревновала  их  к  брату?
-  Нет,  никогда.  Потому  что  нельзя  ревновать  того,  кого  не  любишь.  Я  не  любила  своих  родителей.  Сначала  меня  удивили  такие  чувства,  потом  начали  пугать,  а  потом  я  смирилась.  Всегда  и  во  всём  приходит  смирение.  Я  смирилась  абсолютно  со  всем,  кроме  того,  что  до  сих  пор  жива.  Хотя,  есть  вещи,  с  которыми  никогда  не  сможешь  смириться,  например,  ты  и  твой  друг  Дилан.  Ты  никогда  не  забудешь  его  смерть.

Она  была  права.  Есть  такие  вещи,  которые  никогда  не  оставят  тебя  в  покое,  которые  никогда  нельзя  будет  забыть.  И  Дилан  –  это  одно  из  таких  исключений,  которое  навсегда  останется  в  виде  шрама  на  моей  памяти.  И  Мишель.  Её  я  тоже  никогда  не  смогу  забыть.




***
Я  знал,  что  скоро  выхожу.  Мне  больше  всего  не  хотелось  расставаться  с  Мишель.  Чувства  к  ней  вселили  в  меня  уверенность  и  желание  жить,  чтобы  только  видеть  её,  слышать  её,  думать  о  ней.  Я  сомневаюсь,  что  она  хоть  что-то  чувствовала  ко  мне,  ей  просто,  вероятно,  нравилось,  что  я  её  слушал  и  слышал.  Как  она  сама  говорила,  ей  просто  нужен  был  друг.

-  Я  люблю  тебя,  -  я  решил  ей  сказать  о  том,  что  чувствую,  -  ты,  наверное,  знаешь  об  этом.
-  Знаю,  -  это  всё,  что  она  ответила.  Её  лицо  при  этом  никак  не  выражало  совершенно  никаких  эмоций.  Ни  счастья,  ни  разочарования,  вообще  ни-че-го.  Она  просто  произнесла  это  слово  с  придыханием,  и  медленно  прикрыла  глаза,  а  через  секунду  открыла  –  как  будто  наблюдаешь  за  морганием  в  замедленной  съёмке.  Только  глаза  смогли  выразить  «знаю»,  оставляя  при  этом  лицо  каменным  и  неподвижным.  Это  означало,  что  она  не  может  мне  сейчас  ответить,  найти  правильные  слова,  чтобы  меня  это  не  задело.  Я  ведь  знал,  что  для  неё  я  всего  лишь  хороший  друг  и  ничего  более.  Хотя,  с  другой  стороны,  я  заслужил  называться  её  другом  –  это  было  уже  слишком  много  для  меня  одного,  если  учесть,  что  она  почти  никого  не  подпускает  к  себе.

В  этот  же  день  вечером  она  подошла  ко  мне,  взяла  без  слов  за  руку  и  подвела  к  окну:
-  Видишь,  за  окном  пустота?  Ты  ещё  всегда  удивлялся,  почему  я  всё  время  смотрю  в  окно,  если  там  не  на  что  смотреть.
Я  кивнул,  хотя,  пока  не  совсем  понимал,  к  чему  она  клонит.
-  На  заднем  дворе  действительно  ничего  нет,  на  что  стоило  бы  обратить  внимание,  -  продолжила  она,  -  приблизительно  так  выглядит  моя  душа  –  пу-сто-та,  -  Мишель  нарочито  выделила  это  слово  по  слогам,  наверное,  именно  от  неё  мне  передалась  такая  привычка  говорить  какое-то  слово,  разделяя  его  на  слоги.  –  Чем  бы  я  не  заполняла  эту  пустоту,  она  становится  только  больше.  Мои  внутренние  чувства  настолько  атрофировались,  что  я  совершенно  разучилась  чувствовать.  Просто  не  могу  –  и  всё.  Я  даже  не  испытываю  совсем  никаких  эмоций  ни  отчего.  Раньше  испытывала,  а  потом  –  раз!  –  и  внезапно  перестала.  Только  мысли  в  хаотичном  порядке  циркулируют  по  моему  сознанию:  несовместимые  мысли,  сталкиваясь,  ранят  меня,  понемногу  убивают.
Если  бросить  камень  на  дно  моей  души,  то,  вероятно,  мы  не  услышим,  как  он  упадёт  и  ударится  о  дно,  потому  что  дна  –  нет.  А  если  и  есть,  то  оно  так  глубоко,  что  звук  упавшего  камня  просто  не  долетит  до  нас.  Вот  такая  во  мне  огромная  пропасть.  Там  темно,  вероятно,  из-за  этого  ни  одно  светлое  чувство  не  может  зародиться  во  мне  и  расцвести.  Это  как  цветы  без  солнца.    Ты  понимаешь,  о  чём  я  толкую?
-  Да,  -  ответил  я.  Она  говорила  не  только  о  своей  душе,  она  клонила  к  тому,  что  это  и  есть  причина,  почему  она  не  может  мне  ответить,  почему  она  не  может  меня  любить.
-  Теперь  посмотри  ещё  раз  в  окно.  Что  ты  там  ещё  видишь,  кроме  пустого  двора?
-  Забор,  -  первое,  что  пришло  мне  в  голову.
-  А  ещё?  –  спросила  она,  так  как  была  недовольна  моим  ответом.
-  Город  за  забором,  -  предположил  я.
-  Это  уже  ближе,  но  не  то.  Исключи  забор  из  своих  размышлений,  -  она  дала  мне  подсказку,  но  я  никак  не  мог  сообразить,  что  же  она  хочет,  чтобы  я  заметил  за  окном,  на  что  я  должен  обратить  внимание.  Возможно,  на  деревья  за  забором,  но  это  опять-таки  относится  к  забору,  а,  значит,  не  подходит.  Что  же  это  ещё  может  быть?  Думай,  Брайан,  думай.  Может,  это…
-  Небо!  –  неожиданно  для  себя  выпалил  я.
-  Ага.  В  точку.
-  Почему  ты  хотела,  чтобы  я  заметил  именно  небо?
-  Небо  –  это  надежда  на  свободу.  Моя  душа  до  сих  пор  желает  освободиться,  и  я  верю,  что  за  этой  пустотой  меня  ждёт  безграничное  небо.
Она  взяла  меня  за  руку  и  снова  повела  за  собой.
-  Мы  куда?  –  спросил  я.
-  Ты  мне  доверяешь?  
-  Да,  -  ответил  я.  Конечно  же,  я  ей  доверял,  как  никому  другому.  
-  Мы  сейчас  должны  выбраться  отсюда  ненадолго,  а  то  мне  здесь  стало  тяжело  дышать,  -  она  повернулась  ко  мне,  и,  улыбаясь,  заглянула  в  глаза,  -  не  переживай,  никто  даже  не  заметит  того,  что  нас  нет.
Я  ей  действительно  верил,  поэтому  не  стал  оспаривать  её  желание.  
На  первом  этаже  в  уборной  для  персонала  можно  было  пролезть  в  окно,  это  было  единственное  окно  без  решёток  и  единственный  выход  из  здания,  через  который  мы  могли  выбраться  незамеченными.  
Уже  через  десять  минут  мы  оказались  в  саду,  где  больше  всего  любили  бывать  вдвоём.
-  Мне  очень  захотелось  сейчас  оказаться  здесь,  -  сказала  Мишель,  усаживаясь  на  лавочку.  И  я  последовал  её  примеру.  –  Вот  бы  сейчас  оказаться  где-нибудь  на  морском  берегу.
-  Любишь  море?  –  поинтересовался  я.
-  Не  то  слово!  Безумно  люблю!  А  ты  разве  не  любишь?  –  мне  даже  показалось,  что  она  как-то  оживилась,  обычно  она  была  слишком  спокойна  и  вся  в  своих  мыслях,  а  сейчас  я  увидел  в  ней  нечто,  чего  раньше  не  было.
-  Ты  обещала,  что  не  будешь  говорить  слово  «безумно»,  -  подметил  я.
-  А  ты  обещал,  что  не  будешь  отвечать  вопросом  на  вопрос,  -  засмеялась  она,  -  так  что  мы  вдвоём  нарушили  обещание.  Но  сегодня,  думаю,  можно.  Так  как  на  счёт  моря?
-  Я  тоже  люблю.
-  Вот  если  бы  мы  сейчас  оказались  на  побережье,  то  там  небо  было  бы  не  таким  унылым,  как  здесь,  -  и  Мишель  разлеглась  на  лавочке,  положив  мне  голову  на  колени.  –  Мне  нравится  наблюдать  за  небом  и  плывущими  облаками.  Меня  это  успокаивает,  -  пояснила  она.
-  Мне  нравится  слушать  шум  прибоя.
-  Точно!  Мы  бы  лежали  на  песке,  любовались  бы  небом  и  слушали,  как  волны  бьют  о  берег.  А  вокруг  бы  никого  не  было.  Только  ветер,  потому  что  я  очень  люблю  ветер,  невероятно  люблю  ветер  –  морской,  прохладный,  который  нежно  и  бережно  касается  кожи.  Потом  бы  начался  дождь,  но  мы  бы  всё  также  сидели  на  берегу  и  смотрели,  как  капли  разбиваются  о  воду,  как  песок  становится  влажным,  как  в  воздухе  пахнет  свежестью  и  чем-то  необъяснимым.  Наши  волосы  и  одежда  стали  бы  мокрыми  и  прилипли  к  телу,  но  мне  даже  нравится  это  ощущение.
-  Почему  именно  дождь?
-  Он  смывает  с  тебя  всё,  что  болит,  и  ты  становишься  чистым  и  свободным.
-  Пообещай  мне  одно.
-  Что  ты  хочешь,  чтобы  я  тебе  пообещала?
-  Ты  не  покончишь  с  собой  после  того,  как  я  выйду  отсюда  и  мы  обязательно  встретимся,  идёт?
-  Хорошо.  Обещаю,  –  без  раздумий  ответила  Мишель.
-  Я  буду  приходить  к  тебе  каждый  день,  ладно?
-  Договорились.  А  я  буду  ждать  тебя  каждый  день.
-  А  потом  мы  обязательно  поедем  туда,  где  находится  твой  невероятной  красоты  берег,  будем  смотреть  на  море  и  будем  ждать  дождь,  который  нас  очистит.
-  Именно  так  и  будет.  Я  уверенна.  Я  это  знаю.
Мишель  приподнялась  и  посмотрела  на  меня:
-  Ты  же  мне  веришь,  что  именно  так  всё  и  будет,  –  утвердительно  прошептала  она.  Это  точно  был  не  вопрос,  а  утверждение.
Мишель  приблизилась  настолько  близко,  что  я  чувствовал  её  дыхание  на  себе.  Она  еле-еле  коснулась  губами  моих  губ  и  нежно  поцеловала.  Я  почувствовал  тёплое  прикосновение  её  кожи  и  её  рук,  которыми  она  прикасалась  к  моему  лицу.  
Я  обнял  её,  и  мы  просидели  так  довольно  долго,  пока  нам  не  пришлось  вернуться  обратно.




***
На  следующий  день  я  вышел  оттуда.  Воздух  за  стенами  клиники  показался  мне  абсолютно  другим  –  новым  и  лёгким.  Мне  так  легко  было  им  дышать.  Мне  нравилось  идти  по  городу  и  знать,  что  больше  за  тобой  не  следят,  что  ты  принадлежишь  сам  себе.
Мне  не  хватало  только  одного,  чтобы  быть  до  конца  счастливым  –  Мишель.

Буквально  на  следующий  день  я  пошёл  её  навестить.  Но  я  больше  не  увидел  её.  Она  умерла.  Нет,  она  не  нарушила  своё  обещание,  она  не  покончила  с  собой.  Мишель  просто  умерла  во  сне  –  её  сердце  остановилось.  Самое  интересное,  что  когда  её  нашли,  её  лицо  было  удивительно  спокойным,  даже  казалось,  что  она  улыбается.  Я  думаю,  что  она  видела  хороший  сон  и  решила  в  нём  остаться  навсегда.  Нашла  свой  билет  в  одну  сторону.  Надеюсь,  что  в  этом  сне  был  и  я.  Конечно,  не  этот  я,  который  живёт  в  этом  мире,  а  другой  я,  с  которым  она  осталась  в  параллельном  мире  грёз.
Её  мучили  мысли,  хаотично  передвигаясь  по  её  сознанию,  и,  возможно,  две  разные  мысли  столкнулись  –  и  это  стало  последней  каплей,  последней  раной,  которая  и  привела  её  к  смерти.  Они  убивали  её  понемногу,  вероятно,  долгое  время  происходил  процесс  саморазрушения  изнутри,  и  вот  –  последнее  столкновение.  Может  быть,  это  столкнулись  мысль  о  самоубийстве  с  мыслью  о  том,  что  она  пообещала  мне  не  делать  этого.  Наверное,  удар  был  невероятно  сильным.  Мысли  врезались  одна  в  другую,  взаимозамещая  друг  друга  –  это  и  послужило  причиной.
Я  не  могу  найти  других  объяснений,  отчего  могла  умереть  во  сне  абсолютно  здоровая  физически  девушка,  и  как  могло  остановиться  здоровое  сердце.
Я  скучаю  за  ней,  мне  её  очень  не  хватает.
В  честь  всего,  о  чём  мы  с  ней  говорили,  я  объездил  пол  мира.  Когда  деньги  стали  заканчиваться,  я  начал  подрабатывать  то  тут,  то  там.  Главным  было  посмотреть  мир  за  неё  и  за  меня.  Актёра  из  меня  не  вышло  и  я  решил  стать  писателем.  Я  много  писал  о  тех  странах,  в  которых  бывал,  и  о  местах,  которые  видел.  Я,  наконец-то,  научился  подбирать  правильные  слова,  выражать  свои  мысли  так,  чтобы  это  было  понятно  даже  тем,  кто  никогда  не  испытывал  таких  чувств,  которых  испытывал  я.

Когда  я  оказался  на  одном  из  самых  красивых  побережий  Индии,  которые  я  когда-либо  видел  –  воспоминания  о  ней  нахлынули  на  меня  с  новой  разрушительной  силой,  и  я  понял,  что  должен  всё  перенести  на  бумагу,  чтобы  избавить  себя  от  боли.  Я  весь  день  просидел  на  том  берегу  и  писал  этот  рассказ.  Я  и  плакал,  и  улыбался,  вспоминая  эти  моменты  моей  жизни,  вспоминая  тот  единственный  поцелуй,  который  принёс  больше  боль,  чем  радость,  но  я  знал,  что  должен  закончить  эту  историю  о  ней:  ради  неё  и  ради  себя,  ради  того,  что  я  к  ней  чувствовал.
Когда  рассказ  был  готов,  день  приближался  к  концу.  Я  лёг  на  песок  и  посмотрел  на  небо,  по  которому  плыли  тёмные  тучи,  предвещая  дождь,  и  подумал,  что  Мишель,  вероятнее  всего,  освободилась  и  попала  именно  туда,  куда  ей  хотелось.  Она  сама  стала  безграничным  небом,  где  не  чувствует  больше  пустоты,  или,  может  быть,  стала  облаком  и  теперь  путешествует  по  миру,  становясь  дождями  –  нет,  скорее,  ливнями  –  там,  где  ей  захочется  пролиться  на  землю  и  когда  идёт  дождь,  я  никогда  не  прячусь  от  его  капель.  
И  в  тот  вечер  пошёл  дождь,  а  я  просто  сидел  на  песке  и  ощущал  его  на  своей  коже,  на  своём  теле.  Он  очищал  меня.  Мне  казалось,  что  это  она  прикасается  ко  мне  и  говорит,  что  она  теперь  счастлива,  счастлива  на-все-гда…
15.06.2010

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=197846
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 25.06.2010
автор: Michelle Paffer