Представить себе тёмный угол Земли, где в полной изоляции некоторое время находится человек... и вдруг к нему в руки попадает книга Ф. Ницше, основная работа философа – «Так говорил Заратустра». Здесь бы и возник вопрос – вполне очевидный – выживет ли такой человек в условиях уединённости с самим Заратустрой? Не повторит ли он судьбу героя Л. Андреева, для которого загадочный слог пророка стал отправной точкой в неизбежном здесь выборе: «кто ты?», «для чего ты?»
Если бы я сам не был тем самым человеком, никогда бы не поверил и не узнал, насколько философия может выйти из привычных границ. Когда я узнал, что «Так говорил Заратустра» является наиболее спорной, туманной и сложной книгой – я уже знал эту книгу наизусть. С юношеской неподдельностью я никак не мог взять в толк: что же там непонятного?
Признаться, я и сегодня ещё этого не хочу понимать. Сознательно отказываюсь.
Возможно, чтобы понять – нужно быть немного поэтом, достаточно нищим, чтобы с жадностью наброситься на «ничейное» богатство, а также иметь большую роскошь – позволять себе жить ВНЕ социальных интересов, мыслей и повседневности. Вскоре я встретил первых людей, для кого «Так говорил Заратустра» никогда не писался. Беглого взгляда на книгу им вполне хватило, чтобы сделать вывод, будто книга полна агрессии, подстрекания к войне. «Любите мир, как средство к новым войнам...» - воспринялось буквально и сразу вызвало недовольство. Рассмотреть за этой «войной» - нечто большее, нечто глубокое и явное мало кому удавалось.
Ницше вообще оказался в моей жизни случайным образом. Так я считал в начале. Уже гораздо позже желание «узнать больше» познакомило меня с другими работами Ницше, с комментариями к этим работам, с последователями и противниками. Анализировать его философию тем языком пунктуальности и учености, которым это привыкли делать люди, далёкие от творчества – совсем глупо и смешно. Все эти попытки разобраться, кто же, словами Заратустры – «тарантул», а кто - «жёлтый проповедник», в большей степени запутывают, чем облегчают понимание. Меня лично это всегда раздражало. В моём понимании, есть путь, основанный на личном примере. Мой опыт здесь играет важную роль: для понимания Ницше мне не понадобился ни один совет, ни одна подсказка. И теперь, когда знаю об этом, я уже не только догадываюсь о существовании того вида людей, которые, подобно мне, в один момент стали ницшеанцами. Может, стоит даже добавить – «ницшеанцем нужно родиться». Возможно, в будущем, когда «кафедра Заратустры», о которой писал Ницше, будет действительно существовать – можно будет и научиться.
Главным принципом ницшеанства для меня является – отдельная дверь к жизни, куда могут пройти люди, обладающие «нюхом охотника». Здесь даже не может быть речи о том, чтобы понять это как путь нации или расовых представителей. Ницше стоит ВНЕ этих разделителей. И если у психологов люди относятся к пяти известным психотипам, то у Ницше появляется ещё один вид разницы. И, конечно же, этот вид «понимающих интуитивно» не принадлежит к известным.
Мой путь к философии лежал через тысячи вопросов. Сам Ницше именно вопросами и устлал путь к себе. Бессонное «почему» если и не даёт покоя человеку, то далеко не в том направлении. Его «почему» уже отравлено «наукой» воспитания. Для современного человека – философия рождается на кухне и не переступает порог его реальности. Проще говоря – ему совсем не нужна философия. Сложилось ли так в силу «эволюции» или является чьим-то умыслом – вопросы для меня лишние. Очевидно, что для Ницше у человека-от-сегодня нет времени.
Для меня философия Ницше стала последним ударом по философско-аристотелевскому неумению влиять на сознание. Перед тем, как отдохнуть, не следует читать Ницше, иначе не удастся сам отдых. Но что касается Аристотеля – я всегда глубоко спал.
Кто трижды превращался, тот наверняка чувствовал и тяжесть от той науки, которую нам прививают с самого детства. Избавиться от «самого себя» - крайне затруднительно. И если библия убеждает нас, что «там, где двое говорят о господе – с ними бог», то у Ницше ты останешься один на один, и к тому же без третьего.
- Что хочешь – то и делай...
- А что делать? С чего начать и куда идти?
Впервые жизненный путь неопределён и требует всего человеческого потенциала. Но потенциал давно не испытывался на прочность. Есть ли он вообще? Будущее становится – богом, т.е. тем самым источником жизни и самопродолжения, который являет собою мощный контраст с сегодняшним днём. Но здесь уже нет воздаяния «за дела твои». Никаких обещаний. В сущности, сегодня ты ничего не изменишь. Но ты можешь быть частью будущего, когда после ряда мутаций сознания в человеке образуется прочная связка разума и чувств, которая создаст другое понятие, новую силу, способность и цель. Это и будут вёсла, несущие лодку дальше.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=244727
Рубрика: Философская лирика
дата надходження 03.03.2011
автор: Samar Obrin