Иллюзии школы

К  написанию  данной  статьи  меня  подтолкнуло  осознание  всей  бесперспективности  самообмана  нашей  образовательной  системы,  которая  с  фанатизмом  внедряется  в  мозги  народа  как  единоверная.  Времена  перемен,  так  активно  переплетенные  с  судьбой  нашего  народа,  требуют  порой  решительных  и  дерзких  действий  и  абсолютно  не  нуждаются  в  наигранной  обстановке  стабильности  и  комфорта.  Тем  более,  что  эффективному  учебному  процессу  постоянно  мешают  иллюзии,  которые  не  позволяют  трезво  оценивать  ситуацию  и  пытаться  найти  из  нее  выход.
 Иллюзия  первая:  “Демократичность  системы  образования”.  В  связи  с  распадом  СССР  и  всего  с  ним  связанного,  мы  дружно  отказались  и  от  системы  образования  тех  времен,  на  смену  взяв  тенденции  Запада  и  США.  Провозгласили  всеобщую  демократию,  я  б  даже  сказал  диктатуру  демократии,  и  приготовились  жить  лучше.  А  теперь  начинаются  сплошные  но...  Вместо  эффективного  авторитарного  (возможно  единственно  подходящего  славянам)  педагогического  процесса  мы  скатились  к  либерализму,  когда  уже  от  учителя  почти  ничего  не  зависит.  Ученика  не  напугаешь  двойкой,  или  возможность  попасть  на  второй  год,  само  общество  во  всех  его  проявлениях  (кино,  книги,  телевиденье  и  т.д.)  показывает  ученикам,  что  им  знания  не  нужны.  Как  же  тогда  привлекать  их  к  учебе?
 Из  этого  вытекает  вторая  иллюзия,  порожденная  вопросом:  “Кому  это  вообще  нужно?”.  Ученики  искренне  считают,  что  только  учителям.  Учителя  –  что  ученикам.  А  государству  вообще  кроме  средних  чисел  ничего  не  надо:  родился  –  пошел  в  садик  –  школа  –  институт  –  работа  –  пенсия.  Все  становятся  как  бы  актерами  одного  спектакля,  маскарада,  где  заранее  расписаны  роли.  А  если  кто-то  пытается  модернизировать  свою  роль,  то  он  сразу  или  двоечник,  или  фантазер,  или  со  временем  уволенный  “неудобный”  сотрудник.  А  вопрос  так  и  остается  открытым  –  кому  же  это  нужно?
 Тут  на  сцену  выходит  третья  иллюзия:  “Учитель  –  заложник  своего  положения”.  К  сожалению,  это  уже  не  иллюзия,  а  закоренелый  факт.  Ведь  действительно  –  учителю  нужно  учить,  за  это  он  деньги  получает.  А  кого  и  как  учить,  если  это  почти  никому  не  нужно?  Единицы  учеников  приходят  за  знаниями,  остальные  отбывают  урок  как  повинность.  В  советские  времена  этой  проблемы  не  было:  Учись  -  Почему?  -  Так  нужно!  Все,  лаконично,  четко,  понятно.  Не  будешь  учится  –  останешься  на  второй  год,  не  попадешь  в  партию,  не  пробьешься  в  жизни.  Времена  кардинально  изменились.  Сейчас,  не  учишься  -  после  школы  в  армию  -  потом  на  стройку  -  зарплата  выше,  чем  у  преподавателя  в  вузе.  Или  же  еще  лучше  –  дал  взятку,  поступил  в  институт,  а  потом  уже  и  работать  можно,  заместителем  директора  у  папы  на  фирме.  В  такой  ситуации  учитель  оказывается  как  бы  в  заложниках  своего  положения.  С  одной  стороны  должен,  но  с  другой  его  слушать  уже  никто  не  хочет  и  не  будет.  Наказать  он  не  может,  не  демократично,  а  заинтересовать  знаниями  в  стране,  где  они  не  нужны  –  похоже  на  сизифов  труд,  с  возможной  пирровой  победой.  
 В  итоге  мы  сталкиваемся  с  четвертой  иллюзией:  “Ученик  –  король  урока”.  А  что?  Не  жизнь,  а  мед.  Не  накажут,  не  заставят,  не  повлияют  –  сиди  не  хочу!  И  тут  оплошность  выходит.  Ведь  не  все  дети  богатых  и  влиятельных  родителей,  не  все  хотят  в  армию  или  на  стройку.  Вот  на  таких  детях,  в  основном  учителя  и  отыгрываются  за  всех  остальных,  до  кого  “дотянуться  не  могут”.  Да  и  “золотой  молодежи”  не  сладко  –  наказать  их  учителя  может  и  не  в  состоянии,  а  нервы  потрепать  –  запросто,  а  ведь  они  уже  не  восстанавливаются.
 Теперь  подойдем  к  самой  циничной  пятой  иллюзии:  “Школа  учит  нас  тому,  что  нам  пригодится  жизни”.  Да?  Знания  –  они,  конечно,  всякие  и  всем  нужны,  но  в  каждый  период  развития  социума  и  каждому  конкретному  индивидууму,  необходимы  в  большей  мере  те  или  иные  подходящие  навыки  и  умения,  а  не  все  без  исключения.  Школа  же  не  учит  быть  ученика  харизматичным  или  хладнокровным,  а  эти  качества,  к  примеру,  присущи  почти  всем  лидерам.  Школа  не  обучает  основам  бизнеса  и  маркетинга,  а  это  могло  бы  пригодиться  при  открытии  своего  дела.  Она  не  учит  аспектам  личной  жизни,  взаимодействию  полов,  умению  пробиться  среди  себе  подобных.  Она  дает  фундамент,  но  на  бетоне  деревья  не  вырастут,  а  почва,  видите  ли,  грязная  –  в  ней  учителям  нельзя  мараться.  Фраза  конечно,  на  первый  взгляд  сильно  образная,  но  отображающая  реальное  положение  дел.
 Если  бы  я  на  этом  и  закончил,  то  грош  цена  была  бы  этой  публикации.  Критиковать  все  умеют,  проблемы  тоже  всем  заметны.  А  что  делать?  Постараюсь  предложить  некоторые  свои  идеи.
 Ситуации  не  образные,  а  конкретные,  из  жизни.
 Старшеклассники.  Перемена,  класс  пустой,  заменяю  учителя.  Начинают  заходить  ученики,  меня  не  знают.  Поражает  неуважительное  отношение  к  нашей  братии.  Реплики  в  мой  адрес  вроде  “Хэллоу.  Йоу  и  т.д.”.  Обильная  распальцовка  и  жаргон  продолжается  и  после  звонка.  А  ведь  это  не  колония,  не  школа  для  слабоумных  или  притон,  обычная  школа,  обычные  дети.  Ситуация  с  которой,  к  сожалению  периодически  сталкиваются  молодые  учителя  почти  во  всех  средних  школах  страны.
 Далее  привожу  по  пунктам  мои  действия,  возможно  знание  этих  приемов  принесет  кому  то  из  педагогов  пользу.  Начинаю  с  фразы:  “Ребята,  вы  знаете,  что  такое  иллюзии”.  Молчат.  Не  ожидали.  Урок  ведь  биологии,  причем  тут  иллюзии?  Продолжаю.  “Иллюзии,  это  заблуждения,  когда  выдаешь  за  реальное  то,  чего  нет  на  самом  деле.  Вот  и  у  учеников  свои  иллюзии.  Во-первых,  вы  считаете,  что  мне  интересен  ваш  выпендреж,  вроде  сильно  расставленных  пальцев,  жаргона  и  т.д.  Во-вторых,  думаете,  что  это  вас  выгодно  отличает  от  меня  и  прочих  учителей.  В-третьих,  подсознательно  ждете  от  меня  порывов  благородного  гнева  и  нравоучений.
 Так  вот,  вынужден  вас  огорчить.  Нравоучений  почти  не  будет.  Я  здесь  не  из-за  того,  что  так  рад  вас  видеть  и  не  могу  и  дня  без  вас.  Я  выполняю  свою  работу  и  все,  больше  меня  ничего  не  интересует.  Теперь,  насчет  вас.  Вы  тоже  выполняете  свою  работу  –  учитесь.  Каждая  специальность  требует  определенного  поведения.  Учитель  –  учит,  ученик  –  учится,  не  мешает  педагогу  и  т.п.  Если  вы  приходите  ко  мне  на  урок,  вы  принимаете  это  соглашение.  Не  хотите  принять  –  можете  быть  свободны  (за  все  время  после  этой  фразы  ушло  только  2  школьника).  Те,  кто  остаются,  ведут  себя  как  порядочные  ученики,  и  ни  как  иначе.  Старайтесь  добросовестно  выполнять  свою  работу,  это  пригодится  вам  в  жизни.
 Следующее  –  вы  думаете,  что  мне  интересно  смотреть  на  ваше  вызывающее  поведение.  Нет.  Если  бы  я  проводил  с  вами  деловую  беседу,  то  после  первого  “Йоу”  мы  бы  попрощались.  Оставьте  свой  дешевый  жаргон  для  подворотен.  Это  школа  и  в  ней  надо  жить  по  правилам  учебного  заведения,  а  не  улицы.  Или  вы  думаете,  что  я  таких  слов  не  знаю?  Поверьте  –  это  тоже  иллюзия.  Я  могу  говорить  так,  что  у  вас  и  уши  в  трубочку  свернутся,  но  я  на  работе,  и  веду  себя  как  показано  учителю.
 И,  наконец,  если  вы  хотите  задеть  мое  самолюбие  или  на  моем  фоне  выделиться,  то  победите  меня  там,  где  я  на  ваш  взгляд  силен.  Считаете  меня  “ботаником”.  Так  докажите,  что  вы  еще  более  крутой  “ботаник”,  узнайте  предмет  лучше.  Тогда  вам  честь  и  хвала.  А  пытаться  показательно  одолеть  человека  в  том,  в  чем  по  вашему  мнению  он  значительно  слабее  –  достойно  только  презрения.  Поэтому  побеждать  меня  надо  наукой,  а  не  дворовой  лексикой  (хотя,  поверьте  –  здесь  они  тоже  б  пролетели)...”
 После  короткого  воспитания  мы  перешли  к  непосредственному  проведению  урока  и  изложению  материала.  Больше  вопроса  поведения  у  нас  не  вставало.
 Выводы.  Во-первых,  все  то,  что  я  делал  и  говорил,  было  направлено  в  пользу  самим  ученикам.  Просто,  к  сожалению,  времена  и  психология  современных  подростков  сами  наталкивают  на  подчеркнуто  холодную  и  жесткую  манеру  общения.  Если  учителя  будут,  как  и  родители,  окружать  их  любовью  и  опекой,  то  у  школьников,  разовьется  иллюзия,  что  они  всем  и  везде  нужны,  важны  и  дороги.  Все  принесут  на  блюдечке,  а  за  ошибки  погладят  по  голове.  Только  взрослая  жизнь  вносит  свои  коррективы.  Никому  никто  посторонний  просто  так  не  нужен,  все  пытаются  друг  на  друге  нажиться,  любой  ценой  самовыразиться  и  т.д.  Школа  должна  воспитать  детей  не  с  “розовыми  очками”  на  глазах,  а  с  реальными  представлениями  о  реальной  жизни,  о  ее  законах  и  правилах.
 Еще  одним  очень  важным  моментом  есть  необходимость  хоть  как-то  заинтересовать  детей  материалом.  Предлагаю  два  варианта:  максимальная  привязка  к  реальной  современной  жизни  и  обилие  юмора.  Иначе,  я  думаю,  не  сильно  изменится.  Тут  или  деньги  плати  ученикам,  чтобы  они  ходили  в  школу  и  хорошо  учились  (для  нашей  страны  это  даже  не  фантастика,  а  утопия),  или  хоть  материал  сделай  интересным  и  полезным,  что  в  силах  самого  учителя.
 Самое  главное  приспособить  образование  к  современности,  а  не  навязывать  детям  непонятно  что,  заставляя  учителей  выполнять  порой  бессмысленную  работу  ради  очередной  галочки  в  журнале  какого-нибудь  чиновника.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=301648
Рубрика: Гражданская лирика
дата надходження 22.12.2011
автор: Лядский Игорь