КАК МЕНЯЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ

ЯКОВУ  ЭШКОЛЮ,  секретарю  кибуца  «Нецер  Сирени»
-----------------------------------------------

Мой  взгляд*
-------------

Я  себя  вопрошаю  пристрастно:
смог  бы  жить  и  работать  в  кибуце?
Внешне  всё  здесь  картинно-прекрасно,
все  здесь  сыты  одеты,  обуты.

Но  общественное  производство,
быт  общинный  с  общинной  моралью,
что-то  мне  отдаёт  пчеловодством,
сладощавою  пасторалью.

По  природе  не  единоличник,
плоть  от  плоти  советской  системы,
Я  хочу  всё  ж,  чтоб  были  отличны
друг  от  друга  всегда  мы  и  все  мы,
и  в  трудах,  и  в  словах,  и  в  воззреньях,
кто-то  хуже,  а  кто-то  и  лучше,
чтобы  общностью  нас  в  разуменьях
никакой  идеолог  не  мучил.

*  Писано  перед  поездкой  в
кибуц  «  Нецер  Сирени  »



Прозрение
---------

Я  не  окончу  век  свой  в  пышной  славе,
какой  был  осиян  Иосиф  Флавий.

И  даже  чтя  историю  кибуца,
мне  в  кеды  борзописца  не  обуться
и  не  одеть  кольчуги  летописца,
известностью  при  этом  не  напиться.

А  потому  тщеславья  не  лишённый,
я,  всё  же  проявляя  в  меру  скромность,
словами  выражаю  чувств  огромность,
увиденным  в  кибуце  обожжённый.

-  \  -

Двадцать  шестое  декабря.
Температура  –  плюс  тринадцать.
Дождь  моросит  и  фонари  горят.
Бейт-Шемеш  начинает  просыпаться.

Шабат  похож  на  остальные  дни.
Идут  с  утра  мужчины  в  синагогу.
А  мы,  безбожники,  нацелились  в  дорогу
в  кибуц  какой-то  «Нецер  Сирени».

-  \  -

«Кибуц»,  как  слово,  или  как  понятье,
в  моей  душе  рождает  отторженье:
ведь  мы,  советские,  имели  счастье
быть  в  коллективном  услуженьи.

Колхозы  знаем  мы  не  понаслышке.
Кой-где  бывали  крепкие  хозяйства.
Но  чаще  –  пьянь  и  мелкие  воришки,
секретарей  партийных  краснобайство,–
служак  идеологии  ничтожной,
которой  я  был  тоже  слепо  верен,–
не  понимал,  что  где-то  есть,  возможно,
и  мир  другой,  и  путь  к  нему  измерен,
и  в  нём  другой  идеи  отраженье,
и  в  нём  идеология  другая,
и  у  людей  другое  отношенье
к  себе,  друг  к  другу,  и  мораль  такая,
что  внешне  выражена  теми  же  словами,
как  в  наших  манифестах  и  уставах,
но  ею  дышат  и  живут  веками,
а  не  клянут  печально  и  устало.

-  \  -

«Кибуц»,  как  символ  общности  стремлений,
идей,  труда,  финансов,  доброй  воли
в  согласии  при  расхожденье  мнений,
заботы  общей  о  дальнейшей  доли
своих  детей  и  будущем  кибуца…

Увидеть  подсознанием  всё  это?!
Мне  проще  было  зреть  кобылу  в  бутсах
из-за  слепого  внутреннего  вето,
вошедшего  в  нутро  со  школьной  парты,
из  строчек  песен  о  вожде  любимом,
о  лучшей  и  любимейшей  из  партий,
о  братстве  нашем,  вечном,  нерушимом.


-  \  -

Асфальт  шуршал.  Автобус  плавно  ехал.
А  дождь  всё  моросил  и  моросил.
Столбы  мелькали,  как  за  вехой  веха,
и  наклонялись  буквами  в  курсив.

За  Рамле  повернули  с  трассы  влево.
Пяток  минут  вдоль  вымокших  садов.
И  вот  передо  мной  то,  что  довлело
во  мне  последних  несколько  часов.

Остановились.  Вышли  всей  гурьбою.
Встречал  мужчина;  элегантен,  мил.
Но  чувствуется  был  потёрт  судьбою.
И  удивительно  по-русски  говорил.

Представился:  «ЯкОв  Эшколь,  иль  Яков.
Так  будет  проще.  Здешний  секретарь.
Здесь  в  кибуцЕ,  считай  полжизни  с  гаком.
Ещё  работаю.  Пока  ещё  не  стар».

-  \  -

Во  мне  всё  закипело,  забурлило,
как  будто  бы  внутри  варилась  сталь.
Хотелось  злость  воткнуть,  как  шило  в  мыло:
«И  здесь  есть  свой  партийный  секретарь!»

Но,  Господи,  как  я  ещё  наивен!
Каков  в  суждениях  совковый  примитив!
И  через  час  был  сам  себе  противен,
в  себе  услышав  новый  я  мотив,
как  результат  увиденного  мною
труда  чужого,  коллективных  сил.

Загадить  злопыхательской  слюною
возможно  всё.  Но  мне  ведь  больше  мил
свет  истины,  который  мне  открылся
в  коровнике,  в  телячьем  блеске  глаз,
в  столовой,  где  наелся  и  напился
и  где  я  слушал  Якова  рассказ.

-  \  -

«Нецер  Сирени»  –  кибуца  названье.
«Нецер»  –  «потомок»  и  «ветвь  молодая».
Слово  играет  своим  содержаньем,
внутренним  смыслом  на  солнце  блистая.

«Быть  продолжению  рода!»  в  нём  слышно.
«Если  есть  корни,  то  листьям  быть  тоже!»
«Дерево  срублено  –  грех,  что  так  вышло,
но  это  не  значит,  что  род  уничтожен!»

«Жизнь  продолжается,  если  есть  Память,
если  есть  Вера  и  корни  Традиций!»
«Горе,  конечно,  что  старшие  пали,
но  ведь  из  праха  их  жизнь  возродится!»

«Это  мы  сделаем!»  –  клятва  звучала
узников  бывших  из  Бухенвальда.
«Нецер»  –  в  названье  теперь  означало
Вечность  для  тех,  кто  не  вышел  из  ада.

А  слово  «Сирени  –  фамилия  парня,
еврейского  парня,  сына  Италии.
Был  схвачен  и  он,  и  разведчик-напарник.
И  немцы  их  вместе  там  расстреляли.

Одиннадцать  выходцев  из  Бухенвальда
и  шесть  миллионов  жертв  Холокоста
в  Израиле  этот  кибуц  основали.

Какая  духовность  громадного  роста!
Какая  несломленность  духа  у  нации!
Какая  устойчивость  древних  традиций!

Отсутствие  рабства  в  душе  и  прострации
позволит  еврейству  всегда  сохраниться!

-  \  -

Общественная  собственность  средств  производства
по  нравственности  здесь  совсем  иная,
чем  всё,  что  раньше  видел  я,  и  я  не  знаю,
как  эта  форма  в  экономике  зовётся.

Но  «наше»  здесь  не  значит,  что  «бесхозно».
Оно  синоним  личному  «Моё!»
Поэтому  в  реалиях  возможно
забвенье  слов  «бездушие»,  «ничьё».

Здесь,  не  в  пример  колхозам  и  совхозам,
во  всём  общественный  открытый  интерес.
Поэтому  не  мучусь  я  вопросом,
как  был  достигнут  нынешний  прогресс:
компьютерная  дойка  и  кормёжка
с  анализом  здоровья  у  коров
и  равная  доходная  делёжка
с  обеспеченьем  быта  стариков,
библиотека  и  Дворец  культуры,
спортивный  комплекс  и  мемориал,
полнейшее  отсутствие  халтуры,
незнанье  слов  «нажмёмся»  и  «аврал».

Здесь  на  кибуц,  на  общий  накопитель,
работают  дояр  и  музыкант,
историк,  инженер,  озеленитель.
\Невиданный  в  природе  вариант!\

Здесь  нет  диктата  личностной  идеи,
ничто  не  делают  здесь  люди  впопыхах,
и  нет  здесь  места  групповой  вандее,
и  коллективность  здесь  не  на  словах.

Мне  в  «развитом»  моём  социализме,
который  строил  и  в  котором  жил,
который  был  мерилом  нашей  жизни,
которым  раньше  очень  дорожил,
такое  и  не  виделось  воочию,
а  если  б  увидал  –  захохотал.
ведь  чудеса  приходят  только  ночью,
когда  изрядно  выпил  иль  устал.

А  наяву  из  книг  соцреализма
и  розовости  пряного  кино
лишь  виделись  мордашки  оптимизма
залезших  по  уши  в  идейное  дерьмо.


-  \  -

Всё  это  вместе  мозг  мой  оживило,
предубежденья  вычеркнув  внутри,
какой-то  тумблер  там  переключило
и  приказало  памяти:  «Сотри!
ненужность  и  убогость  информаций,
заложенных  в  совковости  ещё!
Способность  в  старости  регенераций
всегда  в  себе  приветствуй  горячо!»

Что  я  и  делаю  сейчас,  итожа
огромность  чувств,  рождённых  там  в  кибуце.
И  сам  себе  стараюсь  улыбнуться,
и  всем,  кто  был  со  мной  в  кибуце,  тоже.

И  Якову  Эшколю  благодарен
со  всеми  сокибуцниками  разом
за  то,  что  новый  мир  был  там  подарен
мне  их  кибуцем  и  его  рассказом.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=306457
Рубрика: Лирика
дата надходження 14.01.2012
автор: Исаак