Письма c фронта, которые писал мой папа, я обнаружила в ящике стола бабушки Дуни. Она такая молодец, что сорок лет хранила письма своего сына. Не в каждой семье берегут такие вещи. Письма с войны отличались от писем мирных времен. Они были без марок и конвертов, а просто сворачивались треугольником. Они так и назывались – «солдатскими треугольниками». Над многими из них поработала цензура, вымарав из текста целые строчки. А на письмах они ставили штамп, например, такой: «просмотрено военной цензурой 19284». Эта пачка писем, с пожелтевшей бумагой и выцветшими чернилами, лежала в ящике, связанная ленточкой.
Примечательно, что ни в одном из писем не было описания боев и лишений. Зачем травмировать родных ужасами лишний раз?
Письма, драгоценную реликвию, я положила в файлы и спрятала в папку, чтоб они сохранились.
Вот несколко из этих «солдатских треугольников».
«4 января 1944 г. Сегодня я услышал, что моя Родина освобождена, а поэтому решил написать, не знаю, получите Вы или нет. Пишите. Мой адрес: Полевая почта 16499 Р, Донченко Евгению Петровичу. Всем знакомым мой горячий привет».
«27 апреля 1944 г. Сегодня пишу вам третье письмо. В тех двух письмах я описал кратенько свою жизнь за эти три года. Сейчас собираюсь идти в баню, привезли новое белье. Да называю баней – фронтовая баня – речушка, возле речушки колодезь и жарилка. Вот и вся баня, но и эта хорошая, к ней привыкли. Да привык ко всем условиям, и все кажется действительно хорошим, как будто так и должно быть. Высылаю вам две фотокарточки, на одной я сфотографировался сразу после училища в мае 41 года, а на другой…».
«7 мая 1944 г. Папа и мама, спешу передать вам свой боевой, горячий привет и пожелать много – много счастья в вашей жизни, а также моим сеструшкам, бабуне и дедуне».
«15 мая 1944 г. Привет с Бессарабии. Особенного у меня ничего нет. Самое страшное я пережил, второго Сталинграда, таких боев, как под Сталинградом, уже не будет, сила немцев далеко уже не та. Немец роль льва-героя сменил на роль измученного осла, который сидит в окопе и хлопает ушами в ожидании нашего нового удара. Да перед нами стоят еще большие задачи: нужно окончательно добить и уничтожить проклятый фашизм. Победа уже близка. Не беспокойтесь обо мне. Живу я сейчас хорошо, фронтовая жизнь, жизнь артиллеристов веселая. Правда, долго я не мог привыкнуть, но сейчас - как будто так и нужно. И мне кажется, что если бы сейчас я приехал домой, я оборудовал бы у себя в огороде такой же культурный блиндаж и там бы жил. Трудно будет отвыкать от такой жизни, сначала будет даже скучно. Я выслал вам перевод на две тысячи рублей. Дальше, с июня, вы будете получать в Райвоенкомате по аттестату 400 рублей каждый месяц. Аттестат и перевод я посылаю на маму, потому что папа пишет, что его могут взять еще в армию, и тогда аттестат мог быть недействительным. Я в силах вам помогать и имею возможности на то, чтобы вы жили у меня хорошо, ни в чем не нуждались, и чтобы моя любимая сеструшка Эммочка не ходила в Валиных сапогах. Пока я жив, вы не должны ни в чем нуждаться. На то я русский офицер, притом, орденоносец, привет и почтенье. Бьем немцев, румын и другую свору. Сегодня думаю пойти в кино. Будет для нашего подразделения, говорят, хорошая картина. Действительно, хотелось бы пойти в нормальное кино, посидеть, поговорить с товарищами, с девушками. Да, нужно выгнать и уничтожить проклятого врага, а потом гулять, учиться. Как я за полтора года изменился, постарел, правда?»
«Январь 1945. Наконец, я выслал вам аттестат, так что за декабрь вы получите деньги. Я думаю о помощи вам. Я так многим вам обязан. Кажется, что такие родители есть только у меня. И я сейчас просто горжусь собой, своим воспитанием. Это, между прочим, плохая черта – хвастаться, но, во-первых, это перед вами, а во-вторых, это так. Я посмотрю на других, и мне кажется, я совсем не такой. Везде, где я жил, хозяева меня уважают, любят и со слезами провожают. Вот и сейчас я хорошо живу со своими хозяевами. Они для меня как родные. В этом заслуга ваша – вы меня воспитали. И наверное, хватит. Дальше пробиваться нужно самому. Правда, мне будет трудновато на первом курсе (если только это будет) потому, что нужно учиться и повторять забытое. Ну, кажется, все. Можно было немного больше написать, но как раз сейчас принесли снова командировочное предписание в Бухарест на 5 дней. Я вот около двух месяцев почти все время в командировках. Но, между прочим, я разъезжать люблю. Знакомые мне во всех городах есть. Привет от моих хозяев – Цуки, Цуцу, Цурли».
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=336089
Рубрика: Лирика
дата надходження 09.05.2012
автор: Ліоліна