Немного об авторской глухоте

АВТОРСКАЯ  ГЛУХОТА  —    явные  стилистические  и  смысловые  ошибки  в  художественном  произведении,  не  замеченные  автором.  Причины  этих  ошибок  объясняются  по-разному:  в  одних  случаях  А.  Г.  является  результатом  небрежности  или  неряшливости  писателя,  в  других  случаях  —  возникает  непроизвольно,  когда  увлечение  главной  задачей  вытесняет  из  поля  внимания  отдельные  детали.  
А.Г.  -  неспособность  автора  произведения  самостоятельно  выявить  фактические,  смысловые,  стилистические  (речевые)  и  другие  грамматические  ошибки,  бессознательно  допущенные  в  тексте  художественного  произведения.  Иногда  авторская  глухота  порождается  небрежностью,  малограмотностью,  часто  граничит  с  авторской  вольностью.  
Не  станем  здесь  рассматривать  явления  А.Г.,  имеющие  место  на  этом  сайте,  поскольку  они  свойственны  не  только  рядовым  писателям,  но  и  большим  мастерам.  Подобные  ошибки  у  классиков  русский  критик  и  пародист  начала  20  в.  А.  А.  Измайлов  назвал  «пятнами  на  солнце».  Вот  несколько  примеров  А.  Г.
у  А.  Пушкина:
Вот  испанка  молодая
Оперлася  на  балкон  (вместо  на  перила  балкона);
у  М.  Лермонтова:
И  Терек,  прыгая,      как    львица
С  косматой    гривой    на      хребт  е...
(грива  растет  только  у  льва  и  не  на  хребте,  а  на  шее);
у  А.  Плещеева:
Дам  тебе  (ласточке)  я    зерен,  А  ты  песню  спой,  (ласточка  питается  насекомыми,  а  не  зернами);  
у  А.  Фета:
О  первый    ландыш!      Из-под    снега  Ты  просишь  солнечных  лучей.
(из-под  снега  вырастает  подснежник,  а  не  ландыш,  который  появляется  уже  в  разгар  весны);
у  В.  Маяковского  в  прологе  к  поэме  «Во  весь  голос»:
Поэмы  замерли,
к      жерлу      прижав      жерло  
нацеленных  зияющих  заглавий.
(поэт  хочет  сказать  «к  стволу  прижав  ствол»;  это  настолько  ясно,  что  читатель  может  сразу  не  заметить  ошибки.  Однако,  очевидно,  пушки-поэмы,  прижатые  жерло  к  жерлу,  стали  бы  стрелять  друг  в  друга);
у  Э.  Багрицкого  в  «Думе  про  Опанаса»:
На  руке  с  нагайкой  крепкой  —
Жеребячье  мыло;
Револьвер  висит  на  цепке
От        паникадила      (вместо  от  кадила);
у  И.  Уткина:
Не  твоим  ли  пышным  бюстом  Перекоп      мы        защищали?
(красные  в  гражданскую  войну  не  «защищали»,  а  штурмовали  Перекоп).
У  Лермонтова:  
"  Не  встретит  ответа  
Средь  шума  мирского  
Из  пламя  и  света  
Рожденное  слово..."  
"Из  пламя  и  света"  классифицируется  то  как  случай  авторской  глухоты,  то  как  осознанное  пренебрежение  грамматической  нормой.  
Авторской  глухоте  в  поэзии  Б.Л.  Пастернака  посвящена  статья  М.  Шапира  "...  А  ты  прекрасна  без  извилин"  (Новый  мир.  2004.  №  7)  с  характерным  подзаголовком  "Эстетика  небрежности  в  поэзии  Пастернака".  В  статье  рассматриваются  случаи  непроизвольной  двусмысленности,  например:  
"Ты  так  же  сбрасываешь  платье,  
Как  роща  сбрасывает  листья,  
Когда  ты  падаешь  в  объятье  
В  халате  с  шелковою  кистью"  ("Осень")  
Здесь  платье,  понятое  в  узком  значении,  а  не  в  родовом  (как  "любой  вид  одежды"),  оказывается  надетым  поверх  халата.  
Еще  один  пример:
…И  двор  в  дыму  подавленных  желаний,
В  босых  ступнях  несущихся  знамен.
(“Спекторский”)
Этот  “пример  грамматической  непрозрачности,  —  говорит  Шапир,  —  любопытен  тем,  что  допускает  сразу  два  прочтения,  за  каждым  из  которых  стоят  незапланированные  смещения  в  картине  мира…  Если  знамена  носятся  по  двору  сами  собою,  значит,  у  них  есть  босые  ступни,  а  если  знамена  несомы  какими-то  людьми,  эти  люди  держат  их  в  своих  босых  ступнях”.  magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/7/shap9.html
Конечно,  самому  трудно  выявить  у  себя  примеры  авторской  глухоты,  но  тем  интереснее,  когда  находишь  их  у  себя  впоследствии,  или  о  них  кто-то  говорит.  Ведь  очень  часто  мы  пишем  что-то  неосознанно,  иногда  допускаем  "оговорки  по  Фрейду",  "по  Юнгу"  или  просто  другим  видны  наши  скрытые  стороны  личности.  Авторская  глухота,  скорее  всего,  тогда  имеет  место,  когда  автор  не  признает  своей  оплошности  и  по  этой  причине  с  ней  не  расстается.
По-моему,  тема  очень  интересная  и  полезная,  в  связи  с  чем  авторам  сайта  желательно  перечитать  опубликованные  здесь  стихи  с  целью  поиска  примеров  собственной  поэтической  глухоты.  Вот  потому-то  сырому  стихотворению  важно  "отлежаться",  и  тогда  оговорки  станут  заметны:  не  секрет,  что  многие  из  нас,  написав  что-либо,  торопятся  это  побыстрее  опубликовать.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=347495
Рубрика: Лирика
дата надходження 01.07.2012
автор: Konst