Межсезонье

                                                 *Истории  о  Пете  Коврижкине

Снег  был  слежавшимся  и  грязным,  каким  он  бывает  только  в  большом  городе  в  самом  конце  зимы,  после  нескольких  оттепелей.  Там,  где  снега  не  было,  -  вокруг  канализационных  люков  и  над  теплотрассами  –  обнажился  растрескавшийся  асфальт.  По  асфальту  бродили  меланхоличные  дворники  в  оранжевых  жилетах,  тощие  кошки  и  неопрятные  голуби.

Небо  было  еще  по-зимнему  низким,  серым  и  мутно-прозрачным,  будто  пропитанная  водой  вата,  но  иногда  порывы  ветра  вдруг  открывали  в  нем  полыньи,  из  которых  брызгало  голубым.  Весна  была  уже  где-то  совсем  рядом;  еще  две-три  недели  –  и  зима  будет  заперта  в  парках  и  скверах,  спрятана  за  заборами  и  позабыта  всеми,  кто  так  недавно  радовался  ей  или  проклинал  ее.  Там  она  и  умрет,  тихо  и  незаметно,  как  умирают  все,  до  кого  больше  никому    нет  никакого  дела.

Но  сейчас  в  природе  словно  наступила  пауза.  Зима  не  спешила  уходить,  а  весна  застыла  где-то  на  подступах  к  городу.  Ничего  не  происходило,  каждый  новый  день  был  похож  на  предыдущий,  а  все  они  вместе  были  похожи  на  понедельник,  хмурый,  полный  неясных  предчувствий  и  смутных  угрызений.  Одно  слово  –  межсезонье.

Петя  Коврижкин  томился.  Дни,  серые,  одинаковые  и  бесконечные,  как  рельсы,  едва  ползли,  сливались  в  один  день,  и  Петя  то  и  дело  терял  им  счет.  Время  от  времени  он  испытывал  беспричинный,  иррациональный  страх,  спохватывался,  что  пропустил  что-то  или  что-то  позабыл,  убаюканный  неразличимостью  дней.  Петя  бросался  к  календарю,  выяснял  дату  и  узнавал,  что  прошло  всего-то  два  дня,  как  он  спохватился  в  прошлый  раз,  и  до  ближайшего  события,  которое  могло  бы  как-то  разделить  поток  времени,  разграничить  прошлое  и  настоящее,  ждать  все  еще  очень  долго.  И  Петя  снова  впадал  в  дремотное  оцепенение,  чтобы  через  несколько  дней  снова  быть  разбуженным  приступом  паники  и  снова  бежать  к  календарю.

Даже  по  ночам  город  не  менялся.  Петя  выглядывал  во  двор,  и  в  резком  свете  фонаря  он  видел  все  тот  же  почерневший  снег  и  серый  асфальт.  В  доме  напротив  светилось  одинокое  окно,  узкое  и  высокое,  светилось  чистым  и  ровным  светом.  Казалось,  это  картина,  вставленная  в  раму  окна:  два  лестничных  марша,  черная  дверь,  над  ней  –  лампа  без  плафона  на  белой  стене.  И  никого,  и  никакого  движения,  только  лестница,  дверь,  лампа  и  ясный,  чистый  свет  в  оконном  переплете.  Но  Пете  в  этой  картине  чудилась  такая  завершенность  и  гармония,  что  у  него  перехватывало  дыхание,  и  он  подолгу  не  мог  заснуть,  взволнованный  и  растревоженный  этим  образом.  А  потом  наступал  новый  день,  в  котором  не  было  ничего  нового,  и  Петя  увязал  в  нем,  тонул  и  терялся,  все  глубже  погружаясь  в  сонную,  клейкую  апатию.

В  один  из  таких  дней  Петя  остановился  у  железной  лестницы,  соединявшей  дворы,  пропуская  старушку  с  авоськой.  Пока  старушка  преодолевала  ржавые  ступени,  Петя  рассматривал  причудливые  трещины  на  асфальте,  напоминавшие  какую-то  большую  реку  с  притоками.  Один  из  притоков  реки  у  Пети  под  ногами  уводил  его  взгляд  к  колесам  старого  разбитого  пикапа.  Пикап  стоял  здесь  очень  давно,  еще  с  осени,  и  под  ним  совсем  не  было  снега.  Под  задним  колесом  пикапа  лежала  маленькая  белая  раковина,  из  тех,  что  усеивают  берега  всех  наших  морей.  Петя  нагнулся  и  поднял  ее.

Раковина  была  некрупной,  с  ноготь  большого  пальца.  Ее  шероховатая  поверхность  была  чистой  и  сухой.  Петя  смотрел  на  раковину  у  себя  на  ладони,  трогал  ее  указательным  пальцем,  и  грязный  снег,  серое  низкое  небо,  ржавая  лестница  и  разбитый  пикап  вдруг  унеслись  куда-то.  Петя  видел  свой  двор  в  самый  поздний  и  безлюдный  час  ночи;  фонарь  на  стене  мигнул  и  погас,  но  тьма,  метнувшаяся  было  во  двор  изо  всех  щелей  и  закоулков,  уже  отступала  перед  бледным  свечением.

Свечение  шло  из  высокой  арки  дома  напротив;  оно  мерцало  и  переливалось,  усиливалось,  наполняло  двор,  и  вот  –  выплеснулось  на  черный  снег  и  серый  асфальт,  выплеснулось  вместе  со  своим  источником  –  зеленоватой,  колеблющейся,  будто  бы  даже  клубящейся  водой.  Море,  теплое  тропическое  море  приливом  заполняло  двор,  над  ним  поднимался  мягкий,  неяркий  свет,  идущий  из  глубины,  ласковые  волны  ходили  между  подъездами  и  гаражами,  в  небо  взлетали  брызги  и  клочья  пены.  Вода  все  вливалась  и  вливалась  во  двор,  и  вот  уже  арка,  из  которой  появилось  море,  скрылась  под  светящейся  поверхностью,  вода  уже  ласкалась  к  спящим  окнам  третьего  этажа,  над  водой  танцевали  тени  и  блики,  сквозь  них  виднелась  картина  в  переплете  окна  в  доме  напротив,  и  лампа  без  плафона  висела  над  морем  полной  луной.

И  вот  сейчас,  Петя  знал  это  совершенно  точно,  сейчас  распахнется  дверь  на  картине,  и  по  трапу,  рукой  придерживая  кортик,  побежит  офицер  в  белом  кителе.  Но  море  уже  отступало,  пришел  час  отлива,  море  светилось  все  глуше,  волны  втягивались  в  высокую  арку,  уходили,  чтобы  вернуться  с  приливом  следующей  ночью,  в  самый  глухой  и  безлюдный  час.  Тьма  уже  готовилась  выпрыгнуть  из  щелей  и  затопить  двор,  но  фонарь  на  стене  ожил,  моргнул  и  вспыхнул,  тьма  отпрянула  в  щели  и  закоулки,  и  перед  Петей  снова  были  только  черный  снег  и  серый  асфальт  в  резком  ртутном  свете,  еще  мгновение  –  и  Петя  вновь  стоял  у  железной  лестницы,  по  ржавым  ступенькам  медленно  поднималась  старушка,  а  на  ладони  у  Пети  лежала  маленькая  белая  раковина...

Петя  вздохнул,  спрятал  раковину  в  карман  и  последовал  за  старушкой.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=484924
Рубрика: Лирика
дата надходження 11.03.2014
автор: Максим Тарасівський