Узкий переулок уводит с широкого тенистого променада во дворы. Там, в окружении старинных особнячков и флигелей, расположилось маленькое уютное кафе с открытой терраской. На ее деревянном помосте – несколько столиков; в этот ранний час в кафе только один посетитель, мужчина лет 35. Он пьет кофе, нервно поглядывая то в газету, то на часы, то на двери кафе. У ног его стоит полупоходный – полуделовой портфель, видно, человек этот приезжий, прямо с поезда, завтракает и не хочет опоздать к открытию какого-то официального учреждения.
Из щели между флигелями появляется полная женщина. Она катит перед собой коляску с ребенком, а следом за ней спешат еще двое – мальчик и девочка. Воздух наполняется детскими криками. Мать отвечает детям коротко, зычно, не говорит – рыкает.
Приезжий оглядывается на пришельцев и прячется за газетой. Женщина вкатывает коляску на помост, решительно расталкивая ее грязными колесами и своими массивными бедрами лишние стулья и столики. Она усаживается, опирается спиной на деревянное ограждение терраски, закуривает и рыкает в сторону кафе:
- Официант!
Мальчик и девочка вскарабкиваются на ограждение терраски и пытаются влезть с него на невысокое деревце. Это им не удается, но их попытки побеспокоили женщину. Она, отогнав рукой от лица табачный дым, рявкает короткое непечатное слово. Человек за газетой вздрагивает так, что газета в его руках складывается пополам и открывает его вытянувшееся лицо. Дети спрыгивают с ограждения и отбегают на несколько шагов. Остановившись, они с опаской смотрят на женщину. Она снова рявкает «Официант!» и добавляет слово, согнавшее детей с ограждения. Человек с газетой снова вздрагивает. Дети, убедившись, что теперь раздражение матери адресовано не им, возвращаются к терраске и усаживаются на стульях на некотором расстоянии от женщины.
Появляется официантка. Женщина рычит ей:
- Что, клиента потерять хочешь? Как обычно. Живо.
Женщине, наверное, лет сорок, но выглядит она старше. Лицо – сердитое, обрюзгшее, обильно и неумело раскрашенное косметикой кричащих цветов. Редкие волосы сожжены краской – женщина пыталась стать блондинкой. Весь ее туалет катастрофически невыгоден – так могла бы одеться только девушка с идеальной фигурой.
Официантка возвращается и ставит перед женщиной графин с прозрачной жидкостью, рюмку и три пакетика сока. Женщина наливает полную рюмку и швыряет ее содержимое себе прямо в горло, широко раскрыв рот и запрокинув голову. Она тут же снова наполняет рюмку, жестом отпускает официантку и медленно, закрыв глаза, выпивает водку.
Дети изучающе смотрят на мать. Ее лицо проясняется, она закуривает и подзывает детей движением головы. Они подходят, берут пакетики с соком. Девочка пьет сок, уставившись в одну точку. Мальчик ставит свой сок на стул и открывает пакетик для самого младшего, который неподвижно сидит в коляске. Мальчик прилаживает пакетик ребенку в руку, потом поднимает руку ко рту и говорит: «Пей, ну, вкусно же, пей?» Ребенок вяло пьет. Женщина с умилением наблюдает эту сцену и выпивает еще рюмку.
Человек с газетой рассчитывается с официанткой, бросая быстрые взгляды на женщину и ее детей. Старшему мальчику на вид лет восемь, у него живые, умные глаза, острый взгляд и ловкие движения. Он пропорционально сложен, очень худ и очень подвижен; одежда его требует и чистки, и починки. Девочка, тоже худенькая, в грязноватом платьице, с кое-как остриженными волосами, намного спокойнее мальчика. Но в ее спокойствии виноват не темперамент; у девочки студенистый, уходящий в никуда взгляд, неловкие движения и никакой мимики. Ребенок в коляске – лет трех – сидит совершенно неподвижно и как-то косо, как сидела бы поспешно сунутая в коляску тряпичная кукла. Его рука с пакетиком сока безвольно упала на колени, а по подбородку стекает струйка слюны, окрашенная соком в розоватый цвет. Взгляд его совершенно пуст.
Человек берет свой чемодан и покидает кафе. Женщина уже прикончила свой графинчик и мечтательно наблюдает за колечками табачного дыма, как бы с раздумьем поглядывая в сторону кафе. Человек с чемоданом уходит, но еще и еще раз оглядывается на детей и женщину. Прежде чем скрыться за углом, он останавливается, ставит свой чемодан на землю и долго смотрит на семейство. Женщина, заметив его взгляд, резко притягивает к себе детей, рыкает короткое непечатное слово и показывает человеку непристойный жест. Вздрогнув, он подхватывает чемодан и исчезает за углом. Женщина удовлетворенно ухмыляется, непослушной рукой ерошит мальчику волосы, сжимает плечо девочки, толкает ногой коляску и произносит хрипло и раздельно: «Мать есть мать».
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=485654
Рубрика: Лирика
дата надходження 14.03.2014
автор: Максим Тарасівський