В озёрах Бейрута, во льдах Енисея

В  озёрах  Бейрута,  во  льдах  Енисея
С  древнейших  времён  спят  наследники  змея  –
Их  люди  возносят  как  местных  богов!
О,  племя,  о,  пламя!  Взвывания  боли!
Их  песни,  их  танцы!  Их  боги  ждут  крови!
Не  жаль  приношенья  кровавых  даров…

Дитя  в  колыбели,  обряда  узоры,
И  травы,  и  краски!  Беспомощны  взоры:
Ребёнок  –  невинность,  плеск  мутной  воды.
Тот  трон  бы  святыней!  Решённая  доля:
Кто  создан  для  счастья,  кто  создан  для  горя,
Реликт  им  толкует  свершенья  судьбы…

С  копьём  навострённым,  непризнанной  верой,
На  белом  коне  он,  но  чёрной  победой
Клянёт  его  славу  молва  языков,
Раздвоенных  ложью,  хвалящих  мгновенье,
Когда  отправляют  детей  в  подношенье
Змеиным  уродцам,  плюя  на  любовь.

Зажравшейся  твари,  молола  веками,
Ответит  достойно!  Он  сдавит  руками,
Вонзит  в  её  чрево  стальное  копьё.
Накинут  поводья,  кто  были  гонимы,
Погонят  на  площадь,  во  град,  на  смотрины,
Но  люди  по  старой  зашепчут  своё…

В  озёрах  Бейрута,  во  льдах  Енисея
Георгий  с  копьищем,  сразившим  и  змея,
Бродил  одинокий,  но  с  верой  в  добро.
Настанет  то  время  –  вновь  лучшие  боги,
Нас  в  жертву  попросят  отдать  им  пороки!
Всё  полнятся  чаши,  преданье  старо…
(Набить  под  завязку  драконье  нутро.)

5  февраля  2013  г.,  2021  г.


Одним  из  самых  известных  чудес,  приписываемых  жившему  в  III  веке  в  городе  Лидде  Сирии  Палестинской  (ныне  Лод,  Израиль)  уроженцу  Каппадокии  (ныне  часть  Турции)  римскому  военачальнику  Георгию,  бывшему  любимцем  императора  Диоклетиана,  но  в  период  гонения  христиан  признавшемуся  в  исповедовании  христианства  и  после  смерти  признанному  христианским  святым,  прозванным  Победоносцем,  считается  умерщвление  им  озёрного  змея-людоеда  (дракона)  в  окрестностях  Бейрута  (ныне  столица  Ливана),  которого  по  решению  царя-язычника  местные  жители  пытались  задобрить  приношением  ему  на  растерзание  собственных  детей  согласно  заранее  составленному  списку,  в  котором,  на  удивление,  были  и  дети  знати,  в  том  числе  и  самого  царя.

Но  когда  выпал  черёд  царской  дочери  подобно  чуду  из  дальних  земель  явился  на  коне  Георгий  и  пронзил  змея  копьём,  избавив  своим  христианским  поступком  царевну  от  ужасной  смерти.  Неожиданное  явление  будущего  святого  немедленно  произвело  положительное  воздействие  на  динамику  обращения  в  христианство  местных  жителей,  по  мнению  которых  чудесное  избавление  никак  не  могло  быть  подстроено  так  горячо  преданным  жертвенному  равноправию  языческим  царём.

Согласно  другому  варианту  описания  чуда  святой  покорил  чудище  молитвой  и  приказал  ранее  предназначенной  в  жертву  девушке  связать  змея  поясом,  после  чего  она  привела  Георгия  со  связанным  змеем  в  город,  где  жители,  видя  это  чудо,  тут  же  обратились  в  христианство,  а  Георгий  убил  чудовище  мечом.

У  силі  своїй  –  всепотужний.
Краса  його  –  криці  краса.
В  десниці  спис  харалужний
І  смерть  на  вістрі  списа.

Олекса  Стефанович,  1934  р.

*Харалужний  –  умовно  сталевий  чи  навіть  булатний  (з  візерункової  сталі),  перше  писемне  вживання  зафіксовано  «Словом  про  похід  Ігоря»  (умовна  назва  літопису  також  імовірно  може  бути  прочитана  як  «Слово  про  похід  і  горе  Ігоря,  сина  Святослава,  онука  Олега»,  біля  1187  р.,  однак  можливо  існуючий  колись  рукопис,  буцімто  віднайдений  у  1791  р.,  опублікований  у  Петербурзі  в  1800  р.,  за  офіційною  версією  згорів  у  московській  пожежі  1812  р.,  до  того  ж  списки  рукопису  й  згадки  про  нього  в  інших  джерелах  невідомі,  що  з  урахуванням  інших  погрішностей  «Слова…»  дозволяє  деяким  дослідникам  сумніватися  в  його  достовірності,  а  також  сприймати  його,  як  мінімум  частково,    в  якості  фальсифікації,  яка  належить  руці  висококваліфікованого  спеціаліста  кінця  XVIII  ст.).

Схожий  сюжет  имеет  и  эллинский  миф  о  Персее  и  Андромеде,  согласно  которому  Персей  победил  морское  чудовище  и  спас  отданную  последнему  на  съедение  царевну  Андромеду  (эллины,  Эллада  –  историческое  и  единственное  современное  самоназвание  народа  и  государства  соответственно,  которые  мир  во  времена  интернета  продолжает  называть  греками  и  Грецией).

Схема

В  о-ЗЁ-рах  Бей-РУ-та,  /  во  ЛЬДАХ  Е-ни-СЕ-я
010  010  /  010  010
С  древ-НЕЙ-ших  вре-МЁН  спят  /  на-СЛЕД-ни-ки  ЗМЕ-я  –
010  011  /  010  010
Их  ЛЮ-ди  воз-НО-сят  /  как  МЕСТ-ных  бо-ГОВ!
!10010  /  !10  01
О,  ПЛЕ-мя,  о,  ПЛА-мя!  /  Взвы-ВА-ни-я  БО-ли!
!10  !10  /  010  010
Их  ПЕС-ни,  их  ТАН-цы!  /  Их  БО-ги  ждут  КРО-ви!
!10  !10  /  !10  110
Не  ЖАЛЬ  при-но-ШЕНЬ-я  /  кро-ВА-вых  да-РОВ…
!10  010  /  010  01

Ди-ТЯ  в  ко-лы-БЕ-ли,  /  о-БРЯ-да  у-ЗО-ры,
010  010  /  010  010
И  ТРА-вы,  и  КРАС-ки!  /  Бес-ПО-мощ-ны  ВЗО-ры:
!10  !10  /  010  010
Ре-БЁ-нок  не-ВИН-ность,  /  плеск  МУТ-ной  во-ДЫ.
010  010  /  110  01
Тот  ТРОН  бы  свя-ТЫ-ней!  /  Ре-ШЁН-на-я  ДО-ля:
!1!  010  /  010  010
Кто  СОЗ-дан  для  СЧАС-тья,  /  кто  СОЗ-дан  для  ГО-ря,
!10  !10  /  !10  !10
Ре-ЛИКТ  им  тол-КУ-ет  /  свер-ШЕНЬ-я  судь-БЫ.
01!  010  /  010  01

С  копь-ЁМ  на-вос-ТРЁН-ным,  /  не-ПРИЗ-нан-ной  ВЕ-рой,
010  010  /  010  010
На  БЕ-лом  ко-НЕ  он,  /  но  ЧЁР-ной  по-БЕ-дой
!10  01!  /  !10  010
Кля-НЁТ  е-го  СЛА-ву  /  мол-ВА  я-зы-КОВ,
010  !10  /  01!  010
Раз-ДВО-ен-ных  ЛО-жью,  /  хва-ЛЯ-щих  мгно-ВЕНЬ-е,
010  010  /  010  010
Ког-ДА  от-прав-ЛЯ-ют  /  де-ТЕЙ  в  под-но-ШЕНЬ-е
010  010  /  010  010
Зме-И-ным  у-РОД-цам,  /  плю-Я  на  лю-БОВЬ.

За-ЖРАВ-шей-ся  ТВА-ри,  /  мо-ЛО-ла  ве-КА-ми,
010  010  /  010  010
О-ТВЕ-тит  до-СТОЙ-но!  /  Он  СДА-вит  ру-КА-ми,
010  010  /  !10  010
Вон-ЗИТ  в  е-ё  ЧРЕ-во  /  сталь-НО-е  ко-ПЬЁ.
010  !10  /  
На-КИ-нут  по-ВО-дья,  /  кто  БЫ-ли  го-НИ-мы,
010  010  /  !10  010
По-ГО-нят  на  ПЛО-щадь,  /  во  ГРАД,  на  смо-ТРИ-ны,
010  !10  /  !1!  010
Но  ЛЮ-ди  по  СТА-рой  /  за-ШЕП-чут  сво-Ё…
!10  !10  /  010  01

В  о-ЗЁ-рах  Бей-РУ-та,  /  во  ЛЬДАХ  Е-ни-СЕ-я
010  010  /  010  010
Ге-ОР-гий  с  ко-ПЬИ-щем,  /  сра-ЗИВ-шим  и  ЗМЕ-я,
010  01!  /  010  !10
Бро-ДИЛ  о-ди-НО-кий,  /  но  с  ВЕ-рой  в  до-БРО.
010  010  /  !10  01
На-СТА-нет  то  ВРЕ-мя  –  /  вновь  ЛУЧ-ши-е  БО-ги,
010  !10  /  !10  010
Нас  в  ЖЕР-тву  по-ПРО-сят  /  от-ДАТЬ  им  по-РО-ки!
!10  010  /  01!  010
Всё  ПОЛ-нят-ся  ЧА-ши,  /  пре-ДАНЬ-е  ста-РО…
!10  010  /  010  01
(На-БИТЬ  под  за-ВЯЗ-ку  /  дра-КОНЬ-е  нут-РО.)
01!  010  /  010  01

Силлабо-тоническая  система:
тернарная  рифмовка  ААб/ВВб,  где  рифмы
«А»,  «В»  –  4-стопный  амфибрахий  010  с  постоянной  цезурой  после  2  стопы  с  женскими  (полными)  клаузулами  (окончаниями);
«б»  –  4-стопный  амфибрахий  010  с  постоянной  цезурой  после  2  стопы  с  усечённым  (мужским)  окончанием.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=486773
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 19.03.2014
автор: Andrew Pushcha