Дискобол

Когда  Димке  было  четыре  года,  мир  состоял  из  частей,  едва  связанных  между  собой.  Мир  тогда  напоминал  выкройку:  обширное  белое  поле,  на  котором  разноцветными  линиями  обозначены  неузнаваемые  детали  какой-то  одежды,  а  между  этими  деталями  –  пустота.  Димкин  дом  и  двор,  жилища  бабушек-дедушек,  село  на  Лимане,  Днепр,  лес  за  Днепром,  папино  пароходство  на  далеком  южном  полуострове,  парк,  кинотеатр  –  все  эти  места  не  были  частями  целого.  Единственное,  что  их  объединяло,  -  это  он  сам,  Димка,  когда  посещал  эти  места.  Ему  иногда  снилась  эта  выкройка;  она  очень  напоминала  те,  которые  он  видел  в  маминых  журналах  о  кройке,  шитье  и  прочих  премудростях  домоводства.  Пожалуй,  в  те  времена  центральное  место  в  этой  выкройке  занимали  Димкин  двор  и  пространство  «за  домом».

Димкин  двор  был  обширным  и  квадратным,  со  всех  сторон  его  ограждали  серо-белые  панельные  «девятиэтажки»  новенького  микрорайона.  Стыки  квадратных  панелей  домов  регулярно  прокрашивали  охрой,  из-за  чего  дома  походили  на  неопрятные  клетчатые  скатерти.  Двор  беспорядочно  загромождали  постройки  и  конструкции:  детский  сад  и  спортивная  площадка  за  оградами  из  ржавой  «рабицы»,  сломанные  качели,  котельная,  гудящая,  словно  улей,  трансформаторная  подстанция,  навечно  оккупированные  доминошниками  монументальные  «грибки»  из  стали  и  бетона,  какие-то  будки  и  сараи.  Время  от  времени  во  дворе  возникали  котлованы  и  начинались  новые  стройки.  Там  и  сям  торчали  измучанные  климатом,  почвой  и  детьми  малорослые  деревья.  У  подъездов  стояли  грубые  скамейки  без  спинок  –  два  бетонных  блока  и  три  деревянных  бруса,  вот  и  вся  скамейка.  На  этих  скамейках  во  всякое  время  дня  можно  было  видеть  оживленно  беседующих  пенсионерок.

Пространство  с  другой  стороны  Димкиного  дома  называлось  «за  домом»  и  решительно  не  походило  на  двор.  Оно  будто  бы  вплотную  примыкало  к  современному  микрорайону,  но  имело  с  ним  мало  общего.  Тут  по-прежнему  -  окраина,  предместье,  ранее  лежавшее  на  значительном  удалении  от  Старого  города.  Но  теперь  город  тесно  прижался  своими  промышленными  и  жилыми  зонами  к  этой  местности,  с  ее  одноэтажными  домиками,  огромными  робиниями,  запущенными  и  заросшими  садами  и  огородами,  кружевом  тропинок,  прихотливо  соединявшими  домики,  колодцы,  огороды,  сараи  и  погреба.  Однако  границу  «между  городом  и  деревней»  окончательно  стереть  не  удалось.  Символом  этой  границы  мог  служить  глубокий  извилистый  овраг,  тянувшийся  от  улицы  вдоль  всего  Димкиного  дома  и  впадавший  в  заболоченную,  заросшую  камышом  и  осокой  речку  с  обидным  прозвищем  «Вонючка».  Настоящего  же  и  красивого  имени  реки  –  Веревчина  –  уже  почти  никто  не  помнил.  После  сильных  дождей  по  оврагу  мчалась  бурная  мутная  вода;  если  бы  грунт  «за  домом»  не  был  таким  плотным  и  глинистым,  эти  потоки  давно  бы  уже  размыли  овраг  до  размеров  Гранд-Каньона.  В  периоды  засухи  овраг  стоял  мрачный,  раскаленный,  безжизненный,  а  причудливой  формы  комья  глины  на  его  склонах  становились  тверже  камня.  Прочитав  где-то  о  Долине  смерти,  Димка  долгое  время  представлял  себе  ее  именно  такой.  Вот  за  этим-то  оврагом  и  лежала  местность  под  названием  «за  домом».

То,  что  двор  и  «за  домом»  были  самостоятельными,  не  связанными,  не  сшитыми  воедино  пространствами  не  только  в  Димкином  воображении,  но  и  в  реальности,  подтверждалось  и  различиями  в  населении  этих  пространств.  Постоянными  обитателями  двора  были  пенсионеры  и  малыши,  а  также  дети  постарше,  но  робкого  десятка.  «За  домом»  совсем  не  встречалось  малышей,  а  дети  постарше  были  известны  в  сопредельных  землях  как  сорванцы,  сорвиголовы  и  даже  хулиганы.

Маленький  Димка  был  стихийным  бунтарем.  Если  его  причисляли  к  примерным  детям,  он  начинал  хулиганить,  а  если  к  хулиганам,  он  вел  себя  как  лорд-хранитель  печати  на  приеме  у  английской  королевы.  Поэтому  Димка  прогуливался  и  во  дворе,  и  «за  домом»,  а  также  поддерживал  дипломатические  отношения  с  обитателями  обоих  берегов  оврага.  Иначе  было  нельзя;  если  такие  отношения  не  устанавливались  с  владетелями  местности  «за  домом»,  считалось,  что  стороны  находятся  в  состоянии  войны.  Во  дворе  же  это  грозило  молчаливой  изоляцией  и  полным  исключением  из  коллективных  игр.

Одним  из  обитателей  пространства  «за  домом»,  с  которым  Димка  установил  и  поддерживал  дружественные  отношения,  был  Вовка.  По  правде  сказать,  до  черноты  смуглый,  черноволосый  и  кареглазый  Вовка  был  соседом  Димки,  жил  в  том  же  подъезде,  но  был  года  на  полтора  старше,  на  голову  выше  и  однозначно  принадлежал  к  клану  хулиганов  и  даже,  кажется,  гордился  этим.

Однажды  летним  вечером,  когда  солнце  уже  скрылось  за  верхушками  деревьев,  Димка  отправился  погулять  «за  дом».  Несколько  дней  назад  прошел  сильный  дождь,  но  теперь  овраг  уже  высох,  и  Димка  надеялся  найти  в  нем  что-нибудь  интересное,  полезное  или  занимательное,  принесенное  дождевой  водой.

Димка  шел  по  краю  оврага  и  внимательно  осматривал  его  склоны  и  дно  в  поисках  того,  что  взрослые  сочли  бы  хламом,  а  мальчишка  четырех  лет  -  сокровищем.  Ему  так  и  не  попалось  ничего  ценного,  а  через  несколько  шагов  он  понял  почему.  На  дне  оврага  стоял  Вовка  и  разглядывал  что-то  у  себя  под  ногами;  он  довольно  улыбался,  а  карманы  его  перепачканных  глиной  шортов  выпирали  двумя  бугристыми  полусферами.  Значит,  он  уже  собрал  в  овраге  все,  что  могло  представлять  хоть  какой-то  интерес.  Димка  махнул  Вовке  рукой  и  ускорил  шаги,  надеясь,  что  Вовка  еще  не  ходил  по  оврагу  дальше.  Но  Вовка,  видимо,  решил  подразнить  Димку  и  предъявить  ему  свои  находки.  Он  крикнул  Димке  подождать  и  стал  выбираться  из  оврага.  Димка  покорно  остановился.  Этикет  есть  этикет.

–  Смотри,  что  я  нашел!  –  сказал  Вовка,  делая  большие  глаза  и  пытаясь  что-то  вытащить  из  кармана.  Но  карманы  были  так  плотно  набиты,  что  Вовке  никак  не  удавалось  извлечь  оттуда  желаемое.  От  нетерпения  он  притопывал  ногой  по  краю  оврага,  неровному  и  зазубренному,  точно  старая  пила.  Когда  таинственная  находка,  наконец,  стала  подаваться  и  уже  показалась  из  кармана,  произошла  катастрофа.

Вероятно,  глина  еще  не  успела  полностью  высохнуть  после  недавнего  дождя  и  не  достигла  своей  обычной  каменной  твердости.  Вовка  еще  раз  топнул  ногой,  и  край  оврага  обвалился,  с  шорохом  и  шуршанием  увлекая  за  собою  и  Вовку.  Через  мгновение  Вовка  оказался  на  дне  оврага,  покрытый  рыжей  пылью  и  присыпанный  комьями  глины.  Он  выл  от  боли  и  держался  руками  за  правую  лодыжку.  Димка  стоял  сверху,  раскрыв  рот  от  удивления  и  неожиданности.

Покричав  немного,  Вовка  уставился  на  Димку  злыми,  полными  слез  глазами.  Наверное,  он  решил,  что  это  Димка  от  зависти  столкнул  его  в  овраг.  «Дурак!»  –  выкрикнул  Вовка  рыдающим  голосом.  Он  схватил  с  земли  ту  самую  штуку,  которую  он  рассматривал,  когда  его  повстречал  Димка.  Это  был  ржавый  металлический  диск  диаметром  сантиметров  около  двадцати.  Вовка  вскочил  на  ноги,  что-то  шепча,  замысловатым  образом  завертелся,  взмахнул  этим  диском  и  швырнул  его  в  Димку.

Много  позже,  когда  Димка  уже  бросил  бокс  и  ненадолго  увлекся  толканием  ядра  и  метанием  диска,  тренер  именно  так  учил  его  метать  диск.  Димке  этот  бросок  долго  не  удавался,  а  вот  у  Вовки  он  получился  с  первой  же  попытки  и  безо  всякой  тренировки.  Вовка  запустил  свое  орудие  возмездия  идеально,  самым  правильным  способом,  гарантирующим  дальность  и  точность  броска.  Может  быть,  это  вышло  случайно;  а  может,  у  него  был  природный  дар,  талант  к  этому  спорту.

Солнце,  которое  уже  скрылось  за  деревьями,  вдруг  снова  засияло  у  Димки  прямо  перед  глазами  в  полную  силу.  Его  внезапный  свет  был  так  ярок,  что  у  Димки  тупо  заломил  лоб,  заболели  виски  и  глаза.  Иногда  от  боли  люди  кричат  и  прыгают  на  месте,  трясут  руками,  шипят  и  бранятся.  А  от  этой  боли  Димка,  напротив,  ослабел,  ноги  его  подкосились,  и  он  опустился  на  горячий  край  оврага.  Тут  солнце  снова  скрылось  за  деревьями  и  даже,  казалось,  опустилось  за  горизонт.  В  полном  гула  и  стука  полумраке  Димка  увидел,  как  Вовка,  прихрамывая,  без  оглядки  убегает  по  дну  оврага.

Димке  стало  очень  тоскливо  и  пронзительно  захотелось  домой,  к  маме.  Он  хотел  бы  оказаться  у  мамы  на  руках  прямо  сейчас,  немедленно,  но  он  не  мог  даже  встать.  Руки  и  ноги  стали  какими-то  ватными,  чужими,  они  просто  торчали  в  разные  стороны  из  туловища  и  совсем  не  слушались.

Постепенно  солнце  снова  выглянуло  из-за  горизонта,  и  в  глазах  у  Димки  посветлело.  С  этого  момента  его  воспоминания  становились  отрывочными.  Он  помнил,  как  поднялся  и  пошел  домой  вдоль  оврага.  Какая-то  непослушная  плотная  прядь  волос  все  время  валилась  ему  на  глаза,  что-то  липкое  текло  и  капало  с  этой  пряди  на  лицо  и  руки.  Он  помнил  пенсионерок,  которые  дружно  вскочили  с  лавок  с  беззвучно  раскрытыми  ртами,  выпученными  глазами  и  воздетыми  к  небу  руками,  словно  болельщики  футбольной  команды,  забившей  гол.  Помнил  гул  и  стук  в  голове  и  незнакомый  вкус  во  рту.  Дерматиновую  обивку  своей  двери,  в  которую  едва  смог  постучать  непослушными  руками.  Потом,  после  долгого  неясного  промежутка,  кафельные  стены,  человека  в  марлевой  маске  и  окна,  закрашенные  до  половины  белым…

Через  какое-то  время  воспоминания  Димки  снова  приобрели  непрерывность  и  насыщенность,  но  Вовка  теперь  в  них  появлялся  эпизодически,  пунктиром.  Всякие  отношения  между  мальчишками  прекратились,  хотя  Димка  по-прежнему  гулял  и  во  дворе,  и  «за  домом».  Теперь  его  лоб  украшал  длинный  белый  шрам,  перечеркнутый  вертикальными  коротенькими  дефисами  швов,  что  придавало  шраму  сходство  с  колючей  проволокой  –  такой  проволокой  были  обнесены  все  огороды  и  сады  «за  домом».

Димка  рос,  и  мир  в  его  представлении  постепенно  соединялся  в  целостную  картину.  Пустоты  между  отдельными,  давно  и  прочно  знакомыми  пространствами  и  местами  заполнялись  новыми  пространствами  и  местами,  предположения  или  знаниями  о  них,  а  мир  все  ширился,  разрастался,  какие-то  удивительные,  невероятные  пространства  открывались  Димкиным  глазам,  а  еще  более  невероятные  –  его  воображению.  Димка  взрослел,  но  детство  все  не  отпускало  его,  оставалось  с  ним  всегда,  а  Димка  и  не  хотел  его  отпускать.  Уж  такие  это  были  славные  времена!

Вовка  тоже  стал  эпизодом  Димкиного  детства,  таким  же  неотделимым  от  Димки,  как  и  шрам  на  его  лбу,  оставленный  ржавым  диском.  Вовка  тоже  рос,  он  превратился  в  подростка,  потом  в  юношу,  высокого  и  плечистого,  потом  исчез  на  два  года  –  служил  в  армии.  В  армии  Вовка  как  будто  вырос  еще  больше,  он  входил  в  подъезд,  низко  склоняя  голову  и  чуть  боком,  чтобы  в  двери  поместились  его  широченные  плечи.

А  потом  Вовка  словно  начал  расти  в  другую  сторону.  Димка  видел  его  очень  редко,  не  чаще  раза-двух  в  год,  и  ему  этот  злокачественный  рост  был  очень  заметен.  Вовка  худел,  бледнел,  становился  ниже  ростом,  уже  в  плечах,  ссыхался,  ссутуливался,  занимал  все  меньше  пространства  и  словно  терялся  в  нем.  Он  стал  наркоманом.  Невесть  откуда  принесенная  дрянь  не  знала  различий;  тогда,  в  последнее  десятилетие  двадцатого  века,  она  влекла  и  выкашивала  и  тех,  кто  когда-то  принадлежал  двору,  и  тех,  кто  господствовал  «за  домом».  Тогда  эти  пространства  заметно  опустели  и  обветшали:  у  подъездов  исчезли  неуклюжие  скамейки  вместе  с  пенсионерками;  пропали  ограды  из  "рабицы"  вокруг  детского  сада  и  спортивной  площадки;  долину  Веревчины  перекопали  под  огороды  и  исполосовали  заборами  из  колючей  проволоки,  а  сама  Веревчина  почти  совсем  пересохла;  вокруг  чахлых  деревьев  во  дворе  поднялись  заросли  лебеды;  стыки  между  панелями  «девятиэтажек»  начали  прокрашивать  черным  –  как  будто  в  цвет  времени.  И  однажды  Вовка,  как  и  многие  другие,  исчез.  Он  умер  от  передозировки  в  подвале  своего  же  дома.

А  шрам  у  Димки  остался  на  всю  жизнь.

2012  г.;  редакции  2015,  2016  гг.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=488235
Рубрика: Лирика
дата надходження 26.03.2014
автор: Максим Тарасівський