Предел совершенства

[b]ЧАСТЬ  1.  СТАРЫЕ  ВРЕМЕНА[/b]
   История  1.  Дискобол
   [b]История  2[/b].  Предел  совершенства
   История  3.  Сквернословие
   История  4.  Игры  разума
   История  5.  Морская  душа  (цикл):  Пролог
   История  6.  Морская  душа:  Амфора
   История  7.  Морская  душа:  Спасание  утопающих
   История  8.  Морская  душа:  На  плоту
   История  9.  Морская  душа:  На  море  (Образ  будущего)
   История  10.  Морская  душа:  На  протоке  ([i]Terra  Incognita[/i])
   История  11.  Любовь
   История  12.  Сила  искусства
   История  13.  Поединок
   История  14.  Оранжевое  настроение  

[b]ЧАСТЬ  2.  НОВЫЕ  ВРЕМЕНА[/b]
   История  15.  Репатриация  ложки
   История  16.  Крылья  Родины
   История  17.  Разделительная  полоса
   История  18.  Не  навреди
   История  19.  Бремя  отцовства
   История  20.  Разговоры  с  дочерью.  Ботаника  (Пять  лепестков)
   История  21.  Ловцы  человеков  

[b]История  2.  ПРЕДЕЛ  СОВЕРШЕНСТВА[/b]

Лето  Димка  проводил  в  селе.

Каждое  сельское  утро  начиналось  одинаково:  Димка  выходил  из  темных  прохладных  сеней  на  двор,  где  уже  деловито  расхаживали  куры,  и  солнце  тут  же  заставляло  его  прикрыть  глаза  сжатыми  кулаками  и  зажмуриться,  зажмуриться  так  сильно,  что  перед  закрытыми  глазами  плыли  багровые  и  фиолетовые  пятна.

Потихоньку  открывая  глаза  и  привыкая  к  солнечному  свету,  все  еще  окрашенному  примесью  фиолетового,  Димка  оказывался  перед  «басыней»  -  так  в  той  местности  называли  колодцы.  Басыня  пряталась  в  тени  кряжистой  старой  «маслины».  Много  лет  спустя  Димка  обнаружил,  что  их  сельская  «маслина»,  как  и  библейская  «дикая  маслина»,  по-научному  зовется  «лох  узколистый»  и  приходится  родственницей  не  оливковому  дереву,  а  облепихе.  Похоже,  Димкины  односельчане  в  своих  таксономических  упражнениях  уподоблялись  то  ли  древним  израильтянам,  то  ли  переводчикам  библейских  текстов.

Привыкнув  к  свету  и  кратко  полюбовавшись  на  басыню  и  «маслину»,  Димка  с  разбегу  нырял  в  долгий  летний  день.  Дни  тогда  своим  плавным  и  непрерывным  течением  напоминали  именно  это  –  нырок  в  зеленоватую  воду  Лимана,  на  берегу  которого  лежало  село  (это  города  обычно  стоят  -    навытяжку,  напряженно  или  высокомерно,  а  села  всегда  лежат:  непринужденно,  раздольно,  привольно  и  несомненно  –  лежат).

…Ты  ныряешь,  погружаешься,  и  вот  уже  со  всех  сторон  окружен  этой  теплой,  сладковатой,  будто  бы  прозрачной,  но  непроницаемой  для  глаз  водой.  Ты  весь  охвачен  ею,  объят,  принят,  обнят  этой  неглубокой  ласковой  водой,  в  которой  можно  было  бы  заблудиться,  потерять  направление,  если  бы  не  близкое  песчаное  дно  и  зеленовато-белый  дробящийся  круг  солнца  на  поверхности.  Вода  –  неподвижная,  сплошная,  без  просветов,  вкраплений,  провалов  и  пустот;  движение  свое  внутри  воды  нельзя  увидеть,  измерить,  можно  только  почувствовать,  но  зато  почувствовать  сразу  всей  кожей…

Вот  и  дни  тогда  были  такими  же:  цельные,  слитные,  сплошные,  они  ощущались,  как  движение  под  водой,  —  сразу  всей  кожей.  И  утром  Димка  нырял  в  день,  чтобы  вынырнуть  из  него  только  вечером,  когда  первая  звезда  загоралась  над  Лиманом.  Потом,  через  много  лет,  один  из  Димкиных  университетских  приятелей  приговаривал,  закуривая:  «Я  не  курю,  я  структурирую  время».  А  вот  то  летнее  сельское  время  не  имело  никакой  структуры,  да  и  не  нуждалось  в  ней.

Но  были  у  лета  и  некоторые  недостатки.  Кем  бы  Димка  себя  ни  вообразил,  в  кого  бы  он  ни  превратился,  наряд  всегда  был  один  и  тот  же:  плавки  или  шорты.  Поэтому  и  индейцы,  и  пираты,  и  крестоносцы,  и  Робинзон,  и  все-все-все,  кого  воплощали  Димкины  игры,  щеголяли  в  этом  легкомысленном  наряде.  Что  поделаешь  –  жара!  Поначалу  это  Димку  немного  огорчало,  но  постепенно  его  воображение  наловчилось  преображать  действительность  полностью  и  до  мельчайших  деталей,  и  перевоплощение  плавок  сообразно  игре  почти  не  требовало  усилий.

Лето  проходило  так  же  плавно,  как  и  каждый  его  день,  длилось  долго  и  в  осень  перетекало  незаметно.  Димка  вдруг  обнаруживал,  что  небо,  будто  еще  вчера  раскаленное  до  бесцветности  и  вдали  незаметно  сопряженное  с  водами  Лимана,  налилось  холодной  синевой  и  ушло  ввысь,  намного  выше  полупрозрачных  облаков.  Облака  эти  назывались  «перистыми»,  как  пояснял  папа  –  мореход,  выдумщик  и  шутник,  но  ни  на  какие  перья  они  совсем  не  были  похожи.  Больше  всего  они  напоминали  вспаханное  поле  или  песчаное  дно  Лимана  у  берега,  в  самый  тихий  –  «мертвый»  –  штиль.

В  темно—зеленых  зарослях  осоки  и  камыша  по  дороге  к  Лиману  появлялись  и  множились  желтые  линии,  полосы  и  пятна.  Вода  в  Лимане  меняла  свой  летний  зеленый  цвет  на  осенний,  желто—коричневый.  Обнажались  поля  и  огороды.  Обнажался  и  горизонт;  он  больше  не  прятался  в  дымке  и  мареве,  теперь  он  решительно  отсекал  небеса  от  вод.  Димке  мерещилось,  что  эта  тонкая  с  едва  заметной  кривизной  линия  скрывала  какие-то  невероятные,  сказочные  дали.  Но  когда  лет  через  двадцать  он  попал  за  горизонт,  на  противоположный  берег  Лимана,  то  никаких  сказочных  далей  там  не  оказалось  –  все  тот  же  низкий  песчаный  берег,  камыш,  старые  рыбачьи  лодки,  хуторок  в  три  дома  и  заросли  «маслин»,  а  вот  далей  не  было.  Но  тогда,  двадцать  лет  назад  –  были.

Смена  сезонов  для  маленького  Димки  имела  сугубо  практическое  значение.  Менялись  его  игры  и  несложные  хозяйственные  обязанности,  начинались  занятия  в  школе  –  вот  и  всё.  Осень  так  осень.  Зато  осенью  игры  становились  ближе  к  реальности,  —  ведь  Димкины  персонажи,  наконец,  по-настоящему  могли  облачиться  в  положенные  им  по  легенде  игры  наряды,  а  не  превращать  плавки  силой  воображения  в  латы,  камзолы  или  шинели.

Сегодня  с  самого  уже  немного  прохладного  утра  Димка  был  краснофлотцем.  На  его  голове  красовалась  бескозырка,  обнаруженная  вчера  в  одном  из  сараев.  Бескозырка  была  самая  настоящая,  с  черной  лентой,  украшенной  на  концах  якорями,  бронзовой  надписью  по  околышу  «ВОЕННО—МОРСКОЙ  ФЛОТ»  и  лаковой  вишневой  звездой  в  обрамлении  золотых  листьев  на  тулье.  Бескозырка  остро  пахла  пылью  –  видно,  она  много  лет  пролежала  в  сарае.  Эта  находка  перевернула  Димкины  планы,  и  теперь  все  боевые  действия  переносились  на  море  или,  в  крайнем  случае,  на  морское  побережье.

Бескозырка,  правда,  была  так  велика,  что  то  и  дело  сваливалась  с  головы  –  хоть  лентой  ее  к  ушам  привязывай.  А  еще  босоногий  «краснофлотец»  вырядился  в  длинный,  до  колен  пехотный  мундир  с  нашивками  СА  на  погонах;  так  что  непосвященному  было  бы  непросто  догадаться,  что  Димка  именно  краснофлотец,  а  не  партизан,  ополченец,  пленный  или  мародер.  Но  Димку  это  не  смущало:  время  военное,  коммуникации  ненадежны,  поэтому  привередничать  нечего.  Когда  же  Димка  готовился  к  атаке  и  зубами  закусывал  черную  жесткую  ленту  бескозырки,  он  чувствовал  себя  бесшабашным  «братишкой»,  неукротимой  «полундрой»  -  от  кончиков  черной  ленты  в  зубах  и  до  самой  последней  полоски  на  воображаемой  тельняшке.

Короткими  перебежками  Димка  сместился  от  малинника  к  огромному  камню  под  старой  развесистой  абрикосой  у  беседки.  Укрывшись  за  серым  шершавым  камнем,  Димка  отхлебнул  из  мятой  армейской  фляги  и  поморщился  –  вода  имела  сильный  металлический  вкус.  Зато  кампания  пока  складывалась  удачно,  Димка  еще  ни  разу  не  был  ранен,  а  «немцы»  понесли  тяжелые  потери;  однако  Димка  ощущал  какое-то  беспокойство.  По  правде  сказать,  это  непонятное  беспокойство  посетило  его  еще  утром,  у  басыни  под  старой  «оливой»,  когда  он  разглядывал  свое  украшенное  бескозыркой  отражение  в  ведре  с  водой.  Что-то  было  не  так.

Тут  Димка  услышал  шаги  и  осторожно  выглянул  из-за  камня.  К  абрикосе  вперевалку  шла  бабушка.  Она  несла  широченные  грабли  с  очень  длинной  ручкой,  отполированной  до  блеска  ее  трудолюбивыми  руками.  Грабли  были  такого  размера,  что  могли  бы  служить  буквой  «Т»  в  раскинувшемся  на  калифорнийском  холме  слове  «HOLLYWOOD»,  если  бы  в  нем  была  эта  буква.  Угрозы  бабушка  собой  не  представляла,  и  Димка  снова  откинулся  спиной  на  камень  и  задумался.

Что  же  его  беспокоило?  У  него  было  всё  для  полного  перевоплощения:  настоящая  флотская  бескозырка,  настоящий  армейский  китель,  солдатская  фляга,  очень  правдоподобная  деревянная  винтовка,  две  самодельные  «трофейные»  гранаты  и  патронташ.  Патронташ  был  мирный  –  охотничий,  зато  он  распространял  ни  с  чем  не  сравнимый  запах  пороха.  Лиман,  то  есть  море,  сопровождал  все  маневры  краснофлотца  равномерным  шумом  прибоя.

Но  чего-то  все  равно  не  хватало.  Димка  никак  не  мог  взять  в  толк,  чего  именно,  ведь  обычно  игра  даже  с  куда  более  скромным  инвентарем  бывала  упоительна,  поглощала  его  и  не  отпускала  даже  ночью,  продолжаясь  в  Димкиных  снах.  Такая  игра  переставала  быть  игрой;  Димка  уже  не  играл,  —  он  жил.

В  замешательстве  Димка  забыл  о  «немцах»,  встал  на  ноги  и  принялся  расхаживать  под  старой  абрикосой.  Он  посматривал  на  бабушку,  которая  в  двух  шагах  размеренно  орудовала  граблями.  У  ее  ног  постепенно  собиралась  куча  листьев,  сучьев,  высохших  сморщенных  абрикосов  и  клочьев  травы.  Ручка  граблей  блестела,  как  ложе  винтовки  Мосина  образца  1891  года,  которую  Димка  много  раз  видел  в  городском  краеведческом  музее.

Димка  снял  бескозырку  и  с  грустью  провел  пальцем  по  лаковой  звезде.  Его  ожидания  не  оправдались  –  даже  с  этой  замечательной  бескозыркой  игра  осталась  всего  лишь  игрой.  Будь  Димка  постарше,  он  бы  воскликнул:  «Не  верю!»

Димка  вздохнул,  снова  нахлобучил  на  голову  бескозырку  и  решил  сходить  к  Лиману.  Может,  у  воды  получится?  А  еще  можно  попробовать  вот  так:  хладнокровный  вражеский  снайпер  улучил  момент,  когда  потерявший  бдительность  краснофлотец  высунулся  из-за  бруствера,  прицелился  и  плавно  нажал  спуск…

БАЦ!  -  что—то  твердое  и  тупое  и  в  самом  деле  ударило  Димку  над  правым  глазом,  да  так  сильно,  что  Димка,  коротко  взмахнув  руками,  рухнул  навзничь.  То,  что  Димка  только  начал  придумывать,  вдруг  случилось  на  самом  деле  –  и  Димка  сначала  удивился,  а  уж  потом  почувствовал  боль.  Еще  он  услышал  странный,  как  будто  удаляющийся  крик  бабушки;  только  тогда  он  понял,  что  оказался  в  радиусе  действия  длинной  ручки  бабушкиных  граблей  и  получил  этой  ручкой,  как  медведь  из  песенки,  -  «прямо  в  лоб».

Потом  Димка  неподвижно  лежал  на  руках  у  мамы  и  томно  смотрел  вверх.  На  глубоком  синем  фоне  неба  листочки  абрикосы  казались  черными.  Они  образовывали  причудливый  узор.  На  Димкином  лбу  набухала  шишка,  кожа  на  ней  натягивалась  и,  казалось,  готова  была  вот-вот  лопнуть  от  резких  коротких  толчков  изнутри.  В  голове  слегка  гудело.  Взволнованные  голоса  мамы  и  бабушки  звучали  приглушенно.  Пахло  йодом.  Ах,  да,  ведь  на  войне  бабушка  служила  в  медсанбате.  Итак…

…Хладнокровный  вражеский  снайпер  улучил  момент,  когда  потерявший  бдительность  краснофлотец  высунулся  из-за  бруствера,  прицелился  и  плавно  нажал  спуск.  Тяжело,  но  не  смертельно  раненный  краснофлотец,  обливаясь  кровью,  свалился  на  дно  окопа.  К  нему,  пригибаясь  под  пулями,  уже  спешили  самоотверженные  санитарки  из  медсанбата.  Высокое  синее  небо  перед  глазами  терявшего  кровь  раненого  колебалось,  словно  штора  под  ветром,  и  переливалось  разными  цветами.  Свет  тускнел,  звуки  затихали…

Димка  счастливо  улыбнулся  сквозь  слезы  и  боль.  Получилось!  Наконец-то  все  было  по-настоящему!

2012,  2015

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=488854
Рубрика: Лирика
дата надходження 29.03.2014
автор: Максим Тарасівський