Страшная сила

Как  много  навязших  в  зубах  шуток  о  женской  логике,  женском  уме,  девичьей  памяти  и  прочих  особенностях  мыслительного  процесса  прекрасной  половины  рода  человеческого.  На  самом  деле  это  даже  не  критика  женского  ума  —  это  превозношение  мужского.  Но  это  реальное  или  мнимое  превосходство  не  имеет  никакого  значения.  Ведь  Творец  дал  женщинам  красоту  —  оружие,  тайну  которого  не  способен  разрешить  ни  один  мужской  мозг.


                     [b]Формула  красоты[/b]

Женскую  красоту  называют  силой,  способной  перевернуть  мир.  Речь,  конечно  же,  не  идёт  о  передвижении  гор  и  опрокидывании  морей.  Красота  может  перевернуть  мир  в  глазах  человека  —  об  этом  так  точно  сказал  Чехов:  «Около  нашего  вагона,  облокотившись  о  загородку  площадки,  стоял  кондуктор  и  глядел  в  ту  сторону,  где  стояла  красавица,  и  его  испитое,  обрюзглое,  неприятно  сытое,  утомлённое  бессонными  ночами  и  вагонной  качкой  лицо  выражало  умиление  и  глубочайшую  грусть,  как  будто  в  девушке  он  видел  свою  молодость,  счастье,  свою  трезвость,  чистоту,  жену,  детей,  как  будто  он  каялся  и  чувствовал  всем  своим  существом,  что  девушка  эта  не  его  и  что  до  обыкновенного  человеческого,  пассажирского  счастья  ему  с  его  преждевременной  старостью,  неуклюжестью  и  жирным  лицом  так  же  далеко,  как  до  неба»...  Красивая  женщина  —  что  же  это  всё-таки  значит?

Что  тут  думать!  Конечно  же,  90-60-90  (или  их  региональные  аналоги).  К  этому  стереотипу  есть  ещё  целый  набор  показателей,  «глянец»  его  тиражирует  миллионами  копий.  Так  что  текущий  идеал  —  словно  число  «пи»,  точно  вымерен  до  десятитриллионного  знака  после  запятой,  опубликован  и  вдалбливается  в  головы  —  как  женщин,  так  и  мужчин.  Первым  приходится  этому  соответствовать,  вторым  —  это  любить.  Такой  вот  баланс  спроса  и  предложения.  Рыночная  гармония!

Это  —  оценка  экстерьера,  подход  барышников,  торгующих  лошадьми  и  собаками.  И  дело  не  только  в  ограниченности  подхода  и  «оцифровке»  того,  что  способно  перевернуть  этот  мир  в  наших  глазах.  И  даже  не  в  откровенном  цинизме.  И  вообще  —  какой  у  неё  при  этих  90-60-90  рост  и  вес?!

Нам  приходится  набить  множество  шишек  и  сильно  повзрослеть,  чтобы  согласиться  с  мудрецом:  Сердце  унылое  и  лице  печальное  и  рана  сердечная  —  злая  жена.  Тут  уж  не  помогут  ни  девяносто,  ни  шестьдесят,  ни  снова  девяносто...

А  ещё  эта  дециметровая  красота  —  проходит,  увядает.  И  что  тогда,  лет  через  тридцать,  останется  —  «шаркающая  походка,  плоские  ступни,  полуразвалившийся  бюст,  седеющий  веничек  волос»?  Где  же  тут  красота  —  и  кто  же  это  полюбит?

И  вот  тут  кроется  проблема  взаимности  и  соответствия.  Если  женщина  видит  свою  красоту  исключительно  в  цифровом  эквиваленте,  то  найдётся  и  адекватный  любитель  именно  такого  понимания,  для  которого  незыблемы  стандарты  лошадиных  барышников.  Но  время  всё  расставит  по  своим  местам;  когда  актуальность  показаний  сантиметра  и  напольных  весов  существенно  снизится  —  что  предъявят  ценителю  внешних  прелестей?  Силиконовые  импланты  и  шприц  с  Ботоксом?  А  к  этому  ещё  и  сварливый  нрав  и  неразвитый  ум?  —  Игры  на  этом  поле  и  по  этим  правилам  всегда  заканчиваются  одинаково:  молодость  берёт  не  своё.  —  Таким  образом,  женщина  красива  тем,  что  она  сама  в  себе  полагает  красивым;  любят  её  за  то,  что  она  сама  в  себе  любит  и  культивирует.

Это  всё,  конечно,  не  значит,  что  о  красоте  внешней  следует  забыть.  Куда  там...  От  неё  отрешиться  трудно,  а  в  Киеве  —  абсолютно  никакой  возможности  отрешиться!


                   [b]Несть  спасения...[/b]

Спасаться  в  Европе  намного  легче,  чем  в  родном  Киеве.  Ой-ёй-ёй...  На  улицах,  в  метро,  в  магазинах,  дома,  в  церкви,  в  поле,  в  лесу,  в  офисах  и  на  заводах,  всюду,  всегда  и  везде  —  ну  такие  красавицы.  Ой-ёй-ёй...

Украинки  подобны  фигурам  высшего  пилотажа  —  их  сложно  вообразить,  они  кажутся  невозможными,  но  они  существуют.  Однако  поверить  —  с  трудом  —  в  реальность  бытия  этой  красоты  можно  лишь  в  один  момент  —  в  миг  видения.  Она  скрылась  за  углом  или  канула  в  разверстую  пасть  метро  —  и  уже  охватывают  сомнения:  не  пригрезилась  ли?  Но  тут  же  следующая  грёза  отвлекает  и  заставляет  забыть  ту  неповторимую,  канувшую  в  метро  или  скрывшуюся  за  углом...

В  Европе  ловишь  себя  на  мысли,  что  женщины  хороши,  но  хороши  они  как-то  вполне  ожидаемо.  Могли  бы,  пожалуй,  быть  и  лучше.  Всегда  остаётся  зримый  зазор  между  тем,  что  есть,  и  тем,  чего  бы  хотелось.  Но  наши...  Их  красота  всегда  находится  в  опасной  для  мужчины  зоне  между  тем,  чего  хотелось  бы,  и  тем,  что  совершенно  невозможно.

Всё-таки  в  Европе  спасаться  легче.  Намного  легче!


                     [b]Где  же  тут  красота:  некоторые  наблюдения[/b]

Есть  темы,  чрезвычайно  важные  для  женщин,  о  которых  мужчинам  трудно  судить.  Признаем,  что  есть  дела  чисто  женские,  в  которые  нам  лучше  не  вникать  (и  это  вовсе  не  пресловутые  «киндер,  кюхе,  кирхе»).  Классический  пример  такого  дела  —  мода.  Тут  у  нас  есть  возможность  лишь  для  некоторых  наблюдений,  не  более  того.  В  конце  концов,  всё,  что  изложено  здесь,  нам  могло  просто  показаться.

Вся  одежда  состоит  из  одних  и  тех  же  деталей.  Шьют  ли  её  в  Лондоне  или  в  Стамбуле,  Валентино  из  Парижа  или  Валентина  из  ателье  напротив  —  неважно:  рукава,  воротники,  лацканы  —  ничего  нового.  Но  что  действительно  отличает  изделия  швейной  промышленности  —  так  это  соблюдение  некоторой  границы,  за  которой  и  дорогая  одежда  (вместе  с  владелицей)  смотрится  дёшево.  Дёшево  не  в  смысле  цены,  а  смысле  того,  что  эта  одежда  транслирует  окружающим.  Где  же  тут  красота?

Недавно  британцы  опытным  путём  установили,  что  максимальным  вниманием  мужчин  пользуется  женщина,  которая  обнажает  40;%  поверхности  тела.  Меньшая,  равно  как  и  большая,  обнажённость  резко  снижает  привлекательность  женщины.  Это  же  как  надо  изощряться  дамам  в  странах  с  холодным  или  жарким  климатом...  Наверное,  выводы  этих  учёных  имеют  силу  только  для  того  места,  где  проводился  эксперимент,  —  для  крупного  ночного  клуба.

С  обувью  —  аналогичная  история.  Есть  умельцы,  которые  знают  тайную  комбинацию  высоты  каблука  и  крутизны  подъёма,  которая  заставляет  женщину  ходить  в  лёгком  полуприсяде  и  чуть  согнувшись  в  пояснице.  Это  зрелище  больше  всего  напоминает  собаку,  поставленную  на  задние  лапы,  или  профессора  Люпина,  когда  он  случайно  увидел  луну  и  превратился  в  оборотня.  Где  же  тут  красота?

Прежде  чем  выйти  из  дому  и  предъявить  себя  миру,  женщина  тщательно  и  подолгу  выбирает  одежду.  Можно  подумать,  что  при  выборе  нарядов,  макияжа  и  выражения  лица  она  пытается  произвести  сильное  впечатление  в  первую  очередь  на  себя.  Это  не  совсем  так;  метит-то  она  в  соперниц  (это  —  все  прочие  в  юбках),  но  поражает  —  себя  и  нас,  мужчин.

Итак,  выбор  сделан  и  образ  создан.  Выражение  её  лица  становится  слегка  мечтательным,  глаза  подёргиваются  томной  дымкой.  Красавица  впадает  в  состояние  безадресной  влюблённости.  Она  в  восхищении  от  своего  образа.  Граница  между  этим  образом  и  собственно  личностью  —  так  размыта,  так  тонка.  Разве  мой  образ  —  не  я  сама?  Разве  он  не  отображает  мой  собственный  внутренний  мир?..

Конечно,  если  рядом  находится  мудрый  и  добрый  рыцарь,  женщине  не  только  можно,  но  и  нужно  предаваться  такого  рода  милым  заблуждениям.  Тут  ключевое  слово  «милым».  Для  женщины  в  вопросах  внешности  и  красоты  важна  не  логика,  а  эффект,  а  задача  рыцаря  —  этот  эффект  поддержать.  Однажды  у  витрины,  в  которой  красовались  стройные  и  высокие  манекены  в  купальниках,  остановилась  пара.  Она,  миниатюрная,  но  с  пышными  формами,  сказала  своему  спутнику:  «Смотри,  какие  девушки,  тебе  такие  нравятся».  Он  ответил:  «Нет,  я  люблю  маленьких  и  толстых».  И  тут  же,  на  её  возмущённый  взгляд,  торопливо  добавил:  «Жаль,  что  ты  не  такая!»  Она  расцвела  и  поцеловала  его...

Что  первое  произносит  женщина,  собираясь  выйти  в  свет?  Как  правило,  «мне  нечего  надеть!»  и  «я  толстая!».  Но  не  обманывайтесь:  эти  классические  возгласы,  звучащие  по  всему  миру  перед  зеркалами  и  у  распахнутых  шкафов,  нельзя  воспринимать  буквально.  Это  —  боевой  клич  красавицы,  вышедшей  на  тропу  войны,  в  которой  побеждают  взятые  в  плен...

Первое  сетование  означает,  что  дизайн  и  мода  не  предложили  ничего  достойного  того  образа,  смутные  черты  которого  в  данный  момент  взволновали  воображение  прелестницы.  Это  нериторический  упрёк  всемирному  кутюру,  всем  этим  ферре,  гальяно  и  диорам.  Второй  возглас  —  его  ни  в  коем  случае  нельзя  поддерживать,  кивать  или  просто  молчать,  воздерживаясь  хотя  бы  от  односложного  опровержения.  Это  такое  небезопасное  кокетство,  флирт  на  грани  фола,  парадоксальный  автокомплимент.  Суть  этого  утверждения  —  «я  толстая!»  —  в  однозначном,  недвусмысленном  и  явном  отрицании  приданной  ему  формы.

Тварный  мир  —  весьма  сложная  штука.  Некоторые  вещи  человеку  уже  удалось  познать  и  понять,  но  океан  непознанного  —  безбрежен,  как  прежде.  Человек  во  многом  и  сам  для  себя  остаётся  тайной,  а  ведь  и  для  Господа  человеческое  сердце  —  пресловутый  камень  из  любимой  семинаристами  загадки.  Но  иногда  правильное  отношение  —  много  лучше  правильного  понимания.  Поэтому  разгадку  женской  красоты  лучше  оставить  мудрецам,  а  с  нас  довольно  будет  и  правильного  отношения  к  женщине  —  правильного,  по  заповедям  о  ближнем  нашем.  С  надеждой  на  взаимность.
______________
Опубликовано:  Отрок  -  №  6  (54)  -  2011.  Оригинальный  текст  на  русском  языке,  авторизованный  перевод  на  украинский:  http://otrok-ua.ru/ua/sections/art/show/strashnaja_sila-1.html  

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=498227
Рубрика: Лирика
дата надходження 11.05.2014
автор: Максим Тарасівський