Славная роль

Славный  префект,  не  ведал  ты  всадник,
Смеялся  над  ним,  глупцом  называл,
Но  я  знал,  буду  всюду  изгнанник,
Когда  в  последний  раз  целовал.

Вечная  память  и  вечная  боль.
Скажи,  как  давно  ты  не  был  собой?
А  я  был  с  ним,  дарил  людям  свет,
Но  дал  не  тот  ответ…

Всего  тридцать  монет  –  проданный  раб  –
О  пол  звенели  как  слово  «предать».
Я  не  был  счастлив  и  не  был  богат,
Я  должен  был  за  грехи  отвечать.

Распределив  роли  ему  и  мне,
Мы  решили  разыграть  их  всерьез:
Он  всегда  был  уверен  в  себе  –
Я  дал  ответ,  не  расслышав  вопрос.

Вечная  память  и  вечная  боль.
Скажи,  как  давно  ты  не  был  собой?
Вода  не  сможет  след  крови  стереть:
Среди  всех  его  просьб  исполнил  и  смерть.

18  июня  2009  г.


http://www.stihi.ru/avtor/andreipushchin


До  находки  текста  о  Евангелии  Иуды  было  известно  только  из  сочинений  авторов  II  века  —  Иринея  Лионского  и  Епифания  Кипрского,  которые  писали  о  нём  в  связи  с  гностической  сектой  каинитов  (каиниан).  По  словам  Иринея  Лионского,  каиниане  учат:  
так  как  один  Иуда  знал  истину,  то  и  совершил  тайну  предательства,  и  чрез  него,  говорят  они,  разрешено  всё  земное  и  небесное.  Они  также  выдают  вымышленную  историю  такого  рода,  называя  её  «Евангелием  Иуды».

Епифаний  же  сообщает:
Ему  же  (Иуде)  приписывают  они  преизбыток  ве́дения  и  даже  выдают  от  его  имени  какое-то  сочиненьице,  которое  называют  Евангелием  Иуды  (…)  говорят,  что  хотя  Христос  и  благ,  но  Иуда  предал  Его  по  небесному  знанию.

Евангелие  Иуды  —  гностическое  апокрифическое  евангелие  на  коптском  языке,  входящее  в  найденный  в  1978  году  в  Египте  кодекс  Чакос;  частично  восстановлено  и  опубликовано  в  2006  году.  В  этом  евангелии  Иуда  Искариот  показан  как  единственный  ученик,  которому  Иисус  Христос  открывает  все  таинства  Царства.  Не  входит  в  список  канонических  евангелий  и  не  признаётся  христианством.

Доступная  для  прочтения  часть  текста  была  воспринята  некоторыми  как  доказательство  сенсационного  факта:  Иуда  не  был  предателем  и  выдал  Христа  римлянам  по  его  же  просьбе.  Иуда  был,  наоборот,  самым  успешным  учеником,  и  единственным,  кого  Спаситель  избрал  для  того,  чтобы  открыть  всю  истину.

Изложенные  в  евангелии  разговоры  Иисуса  с  учениками  (в  частности,  эпизод,  где  последние,  все  кроме  Иуды,  просят  Христа  растолковать  их  коллективное  видение  о  жестоком  жертвоприношении  во  имя  господа,  а  тот  объясняет,  что  совершающие  его  —  и  есть  сами  ученики,  а  жертвы  —  толпа,  которую  те  вводят  в  заблуждение)  дают  основание  полагать,  что  один  лишь  Иуда  целиком  и  полностью  понял  замысел  Христа,  и  именно  потому  он  согласился  сыграть  в  нём  важную  роль,  отказавшись  от  всего  —  славы  в  веках,  признанности  своего  евангелия  и  даже  самой  жизни.

Однако,  среди  исследователей  рукописи  существует  и  альтернативная  её  трактовка:  Иуда  был  всего  лишь  гордецом  среди  прочих  учеников,  и  Иисус,  заранее  зная  о  намерении  Иуды  предать  его,  пытался  указать  Искариоту,  что  тот  встал  на  ложный  путь.  Внимание  читателей  обращено  на  тот  факт,  что  знаменитые  строчки:  «Но  ты  превзойдёшь  их  всех.  Ибо  в  жертву  принесёшь  человека,  в  которого  я  облачён»  —  следуют  в  тексте  сразу  после  упоминания  о  творящих  «всё,  что  есть  зло»,  значит,  Иуда  превзойдёт  их  вовсе  не  в  хорошем  смысле,  а  наоборот.

В  конце  50-х  годов  XX  века  во  время  «хрущёвской  оттепели»  в  самиздатовской  литературе  появилась  ехидная  эпиграмма:

Видно,  совесть  у  предателей  чиста.
Среди  них  бывают  тоже  чудо-юды.
Снова  вышла  биография  Христа
В  популярном  изложении  Иуды.


Маргарита  Пушкина  –  Молитва  (текст  одноимённой  песни  группы  Ольви)

Я  накинул  петлю  на  осиновый  сук  
И  с  тоскою  взглянул  в  небеса,  
Чуть  замедленным  было  движение  рук,  
И  чуть  теплилась  вера  моя  в  чудеса.  

Ты  же  сам  выбрал  нас  
И  назначил  наш  час...  

Я  ужасен  как  черт,  Он  прекрасен  как  бог,  
Мы  два  брата,  как  дым  и  огонь.  
Но  меня  воспитали  волчица  и  волк,  
Появившись  на  свет,  я  нарушил  закон.  

Ты  же  сам  выбрал  нас  
И  назначил  наш  час:  
Я  –  Иуда,  а  Он  –  Христос!  

Каждый  выполнил  роль!  
Так  смягчи  нашу  боль  –  
боль  Иуды  и  боль  Христа  –  
И  сними  нас  обоих  с  креста!  

Как  собаку  меня  все  пинают  ногой,  
И  не  хочет  никто  правду  знать.  
Я  прощаю  им  все,  но  Отец,  Боже  мой!  
Не  хочу  молодым  умирать.  

Серебро-серебро,  посеребри  соловья  
В  Гефсиманском  саду  без  меня…

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=499203
Рубрика: Философская лирика
дата надходження 15.05.2014
автор: Andrew Pushcha