Зима Чигракова

Семен  Чиграков  был  человеком  импульсивным.  Осмысленные  усилия  давались  ему  только  после  долгих  размышлений  и  колебаний,  да  и  то  редко.  Зато  под  влиянием  момента  Семен  был  способен  на  многое.  Потом  момент  проходил,  а  дела  момента  оставались.  Поэтому  у  Семена  через  какое-то  время  обычно  возникало  горестное  недоумение,  ведь  теперь,  когда  момент  миновал,  ему  казалось,  что  это  какой-то  другой,  неустановленный  пока  и  враждебный  ему  человек  наворотил  всех  этих  некомфортных  обстоятельств,  а  ему,  Чигракову  Семену  Ивановичу,  почему-то  приходится  все  это  расхлебывать.

Вот  и  сейчас  Чигракову  казалось,  что  он  уже  целый  месяц  бредет  куда-то  по  глубокому,  вязкому  снегу,  и  в  лицо  ему  все  время  дует  злой  и  холодный  ветер.  На  самом  же  деле  весна  вступила  в  свою  самую  щедрую  пору,  и  все  вокруг  зеленело,  распускало  лепестки,  пестики,  тычинки  и  формировало  завязь.  Но  Чиграков  ничего  этого  не  видел.  Он  знал  только,  что  у  него  вдруг  не  стало  ни  дома,  ни  семьи,  что  жить  ему  негде,  а  за  кулисами  театра,  где  он  проводил  ночи,  бегают  здоровенные  крысы.  Он  смутно  припоминал,  что  все  это  случилось  не  само  собой,  что  была  совершена  какая-то  страшная  ошибка  и  даже,  пожалуй,  несправедливость,  и  жить  теперь  так,  как  он  жил  последние  двадцать  лет,  нет  больше  никакой  возможности  –  та  жизнь  кончилась,  горько  говорил  себе  Чиграков.  А  жить  иначе  он  не  умел  и  не  знал  как,  да  и  знать  этого  не  хотел.  Ему  очень  хотелось  домой.

Но  каждый  вечер,  когда  коллеги  Семена  после  крикливого  и  нервного  застолья  расходились  по  домам,  Семен  домой  не  шел.  Он  выходил  вместе  со  всеми  из  театра  и  долго  гулял  весенними  улицами,  полными  оживленного  и  радостного  народа.  При  этом  ноги  Семена  увязали  в  снегу,  а  лицо  сек  все  тот  же  злой  ветер  с  острой,  как  будто  стеклянной  крошкой.  Глубокой  ночью  Семен  возвращался  в  театр,  отпирал  двери  своим  ключом  и  устраивался  на  ночлег  в  каких-то  декорациях.  Декоративная  мебель  была  совершенно  неприспособленна  для  реальной  жизни  –  может,  именно  поэтому,  думал  Семен,  засыпая,  ни  сам  он,  ни  зрители  не  верили  их  постановкам?  А  нынешняя  жизнь  Чигракова,  больно  упиравшаяся  бутафорскими  углами  в  его  спину  и  бока,  казалась  ему  пьесой,  очень  талантливо  и  убедительно  написанной  и  поставленной,  однако  совершенно  ничего  общего  не  имеющей  с  реальной  жизнью  Чигракова.  А  она,  снова  и  снова  горько  повторял  себе  Чиграков,  кончилась.

Как-то  днем  он  решил  повидать  младшего  и  зашел  в  школу.  Поблуждав  по  коридорам  и  этажам  старинного  здания  и  несколько  раз  спросив  дорогу  у  вахтера,  уборщиц  и  учителей,  Семен  так  и  не  нашел  нужного  ему  класса.  Он  уже  было  решил  спуститься  вниз  и  дожидаться  сына  у  выхода,  как  вдруг  наткнулся  на  Лизу.  Жена  кивнула  Чигракову  так,  словно  они  виделись  последний  раз  сегодня  утром,  а  не  месяц  назад,  и  принялась  оживленно  рассказывать  ему  что-то  о  школе  и  родительском  собрании.

Лиза  говорила  быстро  и  даже  весело,  время  от  времени  делая  смешное  движение  носом,  которое  Чигракову  очень  нравилось,  а  Лизу  смущало,  если  ей  об  этом  движении  напоминали.  Семен  смирно  стоял  у  широкого  бетонного  подоконника,  внимательно  смотрел  на  жену,  кивал  и  не  слышал  ни  одного  слова.  Лиза  снова  сделала  свое  смешное  движение  носом,  потом  еще  раз,  и  Чиграков  перестал  дышать.  Вернее,  теперь  он  просто  не  смог  бы  дышать,  даже  если  бы  сильно  этого  захотел.  В  его  грудную  клетку  вдруг  вдвинулось  что-то  большое  и  угловатое,  размерами  и  формой  напоминавшее  прикроватную  тумбочку  или  даже  комод.  Ребра  трещали  и  подавались,  легкие,  притиснутые  к  ребрам,  пылали,  диафрагма  натягивалась,  и  Чиграков  взялся  рукой  за  подоконник,  чтобы  не  упасть.

Предмет,  немного  поворочавшись  в  грудной  клетке  Семена,  окончательно  в  ней  утвердился.  Теперь  Семен  и  чувствовал,  и  понимал,  что  предмет  не  имеет  ничего  общего  ни  с  тумбочкой,  ни  с  комодом,  ни  с  какой-либо  другой  мебелью.  Предмет  был  живой;  он  состоял  из  упругого  материала  или  плоти,  но  ни  материалом,  ни  плотью  это  упругое  нечто  не  являлось.  Задыхаясь,  Семен  еще  раз  взглянул  на  жену;  предмет  в  груди  Семена  содрогнулся  и  как  бы  задвигался,  и  оказалось,  что  он  состоит  из  множества  частей.  Части  эти  были  подвижными,  обладали  собственной  структурой  и  внутренним  объемом,  и  тоже  состояли  из  живого  и  упругого  –  ни  плоть,  ни  материал,  -  неизвестно,  что.

Чигракову  уже  нужно  было  вдохнуть  во  что  бы  то  ни  стало;  но  откуда-то  явилось  понимание,  что  пока  предмет  в  его  груди  не  произведет  все  ему  необходимое,  он  Семену  ни  дышать,  ни  жить  не  даст.  И  тут  все  части  предмета  задвигались,  и  Чигракову  снова  явился  образ  комода  или  бюро  со  множеством  ящичков;  ящички  быстро  выдвигались  и  задвигались,  Семен  видел,  что  все  они  пусты  и  полны  одновременно;  но  то,  что  их  наполняло,  было  пустее  всякой  пустоты  и  разреженнее  всякого  вакуума.  Потому-то  сейчас  Семен  и  не  мог  дышать,  потому-то  на  улицах,  по  колено  в  снегу,  морщась  от  секущего  лицо  снега,  он  думал,  что  жизнь  кончилась.  Эта  пустота,  заполнившая  все  объемы  внутри  странного  предмета  в  его  груди,  забирала  себе  все.

Чиграков  поглядел  на  Лизу.  Знает  ли  она  о  предмете  в  груди  Чигракова  или  о  его  удушье?  «Вот,  ты  стоишь  рядом,  ты  говоришь  что-то,  ты  улыбаешься,  ты  трогаешь  меня  за  рукав,  ты  смотришь  на  меня,  но  ты  меня  не  видишь.  Взгляни  на  меня,  ибо  я  умираю  от  любви!»  -  пронеслось  в  его  беспамятной  голове.  Предмет  в  груди  Чигракова  еще  раз  содрогнулся  и  вдруг  расширился  так,  что  Чигракову  стало  очень  больно,  и  сама  собой  пришла  к  нему  мысль  о  смерти,  какая-то  очень  легкая,  спокойная  и  даже  радостная  мысль.  Но  предмет,  расширившись,  перестал  теснить  грудь  и  внутренности  Семена,  как-то  ловко  распределился,  то  ли  внутри,  то  ли  еще  где-то,  но  не  исчез,  не  покинул  Семена,  а  просто  дал  ему  передышку.  «Это  вернется»,  -  с  покорностью  подумал  Чиграков.

Только  сейчас  Семен  заметил,  что  все  это  время  Лиза  держала  за  руку  их  сына,  а  сын  своей  маленькой  горячей  рукой  держал  за  руку  Семена.  Сейчас  сын  дергал  его  руку,  тянул  и  говорил  «Ну  пошли,  папа,  пошли,  что  же  ты  стоишь?»  Семен,  подчиняясь  сыну,  пошел;  он  шагал  автоматически,  ощущая  странную  легкость  в  своих  шагах  и  своей  голове.  Эта  легкость  напоминала  ту,  что  возникает  после  седьмой  рюмки  и  исчезает  после  десятой;  но  та  легкость  была  непослушной  и  обманчивой,  она  не  принадлежала  Чигракову,  и  тело  ей  не  подчинялось,  а  эта  легкость  была  настоящей,  его  легкостью,  и  Семен  вот  так  мог  бы  прошагать  хоть  тысячу  километров…

И  вот  они  простились  у  подъезда,  и  Чиграков  остался  стоять  на  тротуаре,  наблюдая  сквозь  мутные  стекла,  как  по  лестничным  маршам  поднимаются  две  фигуры.  Они  появились,  исчезли,  снова  появились,  снова  исчезли,  и  больше  не  показывались.  Чиграков  постоял  еще  с  минуту,  медленно,  словно  с  трудом,  повернулся  и  пошел  по  улице.  Легкость  покидала  голову  Чигракова,  и  шаги  его  стали  обычными  тяжелыми  шагами  усталого  и  растерянного  человека.  Снегу  вокруг  было  все  еще  много,  и  весна  придет  еще  очень  не  скоро.  Чиграков  ссутулился,  укрываясь  от  злого  холодного  ветра,  посмотрел  на  часы  и  направился  к  театру.  До  начала  репетиции  оставалось  пятнадцать  минут.  «Не  опоздать  бы»,  -  подумал  Чиграков  и  ускорил  шаги.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=499279
Рубрика: Лирика
дата надходження 16.05.2014
автор: Максим Тарасівський