Но что же делать мне, скажи, мой бедный друг?
Иль подражать тому, что вижу я вокруг,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О нет! Благодарю!
Эдмон Ростан «Сирано де Бержерак»
Любите ли вы деньги? Любите ли вы деньги, как любит их мой хозяин? Ну, тот человек, которому я эти деньги зарабатываю. Не спешите с ответом. Чтобы вы не придумали, он все равно будет отрицательным. А как же иначе? Для чего вам эти доллары, евро, фунты и рубли нужны? Правильно, чтобы тратить. Может быть, даже для того, чтобы помогать ближнему.
Но это вы так думаете. Он же держится совершенного иного мнения. И служит им (понятно деньгам), «как пес цепной в нетопленной конуре». Виллы и дорогие машины не в счет. В конце концов, его кованый сундук может обретать самые неожиданные формы. Так чья любовь крепче?
С этим ощущением я и жил все последние годы. Те самые, которые должны были привести всех нас к счастливой обеспеченной жизни, к светлому будущему. Жил и боялся…. Как же иначе? Встанет мой благодетель не с той ноги, услышит по радио о приближающемся кризисе и снова улица, долги, скучнеющие при моем появлении лица новых хозяев.
И скольких бы бодрячков и оптимистов мне не довелось встретить, страх только усиливался. Ведь их радостные лица светились отнюдь не от уверенности в завтрашнем дне. Просто улыбкой они пытались прогнать мрачные мысли. Удавалось далеко не всем. Оно и понятно. Полное отсутствие мозгов, которое только и делает людей беспечными, чтобы там ни говорили, случай довольно редкий.
Главное же: почти у каждого «уверенного в себе» человека существовал свой метод борьбы с навязчивыми и неприятными мыслями. Первое дело, конечно психолог. Правда, он подходит лишь тем, кто окончательно разучился думать самостоятельно. И постоянно нуждается в настройщике, подобно старому пианино.
А если ваша голова работает, что твой атомный реактор. Как у героини фильма «Основной инстинкт-2». Вы же помните, чем кончился поединок между пациенткой (Шарон Стоун) и ее незадачливым врачевателем. Полным уничтожением последнего. Психолога она уничтожила, но реальность- то осталась. А потому "Основной инстинкт -3" не за горами. Страх перед реальностью продолжает делать свое черное дело.
Самое главное, что и психоаналитики смотрели этот фильм. И потому стали опасаться чересчур уж бойких пациентов. Стоило мне появиться в кабинете одного из них, и рассказать о хозяине и о страхах, связанных с его ненасытной любовью к деньгам, как слушательница, начала замечать разного рода неудобства в своем доселе весьма комфортабельном кресле.
Одно дело разрешать семейные конфликты, соединять воедино раздвоенную личность. Другое - исправлять несовершенства общественного устройства. Но, видимо, и здесь у нее имелся кое-какой опыт. Поэтому я получил приглашение на второй сеанс. Где и изложил свои представления о путях и способах разрешения социальных проблем. Весьма радикальных способах. Слова «борьба» и «уничтожение» перемежались в них лишь связующими союзами. Чего стоили, например, заявления о том, что "святость и неприкосновенность частной собственности не распространяется на их владельцев" или, если не одобрение, то «понимание мотивов, побудивших людей к революционному насилию".
Союзницу обрести не удалось. Спасибо, уже за то, что не вызвала наряд полиции или скорую психиатрическую помощь. А просто выпроводила за дверь с пожеланиями удачи на избранном пути. И извинениями, мол, из-за сильной занятости нет никакой возможности принять участия в столь увлекательном предприятии. Один, как известно, в поле не воин.
Другой метод подсказала старая знакомая. Очень избалованное существо, весьма требовательно смотревшая на жизнь.
«В общем-то, ничего сложного,- проворковала она. - Нужно вообразить себя… львом! И посмотреть холодным, спокойным взглядом на раздражитель…. Представить, что ты, будучи царем зверей, с ним сделаешь, Ну, очень помога-а-ает».
Дальнейшие объяснения, как говорится, излишни. Беда в том, что перевоплощаться обратно, в человека, с его страхами и проблемами, так не хотелось.... Оставаться же в роли было не безопасно. В голове порой зарождались столь увлекательные сюжеты, удержаться от реализации, которых часто не представлялось возможным.
Настоящее же открытие произошло только тогда, когда очень важный босс пригласил меня в свой кабинет. Не за тем, чтобы отблагодарить. Совсем наоборот. Отчитать, выругать, наказать, что означало вчинить штраф за какую-нибудь пустяшную провинность. Хозяева часто устраивают подобные экзекуции своим работникам. Жалко деньги отдавать. Хоть пустячок вернешь, а все равно приятно. Придраться не составляло труда. Верно, говорят в народе: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Гордыня, знаете ли, не зря числится среди смертных грехов. А гордыня и невежество… подавно. Представьте себе, сидит эдакое надменное существо в кресле и предвкушает кровавое пиршество. Вот-вот польются оправдания, извинения. Шалишь брат. Не обдуришь. Нет резона тебя прощать. Ведь «Я» знаю «Формулу денег»: «работник» минус «его шкура» равно «Прибыли».
Беда с этими начальниками. Ну, не всякий зверь, что лакомится растительной пищей, то есть работает на вас, безобиден. Медведь, например. Ну, и ваш покорный рассказчик, который, образно говоря, как раз в это время примерял, по совету милейшей дамы, на себя шкуру льва. Готовился к встрече.
Честно признаюсь, если бы все потекло по намеченному руслу, результат оказался бы ничейным. Может быть, чуточку в мою пользу. Обыкновенная драчка с хозяином - эка невидаль. Увы, из-за своего невежества, босс просто не понимал, во что ввязывается. Ну, прицепился бы к мелочам: дисциплине, пожурил бы за неаккуратность.... Получил бы в ответ обещания исправиться и разошлись бы с миром. Так нет, решил копать глубже. Взял в руки отчет о проделанной мною работе за последний день. Лучше бы это была раскаленная сковородка....
Здесь необходимо уточнить, почему своего шефа я так настойчиво величаю невеждой. Когда-то, еще во времена НЭПа, один очень предприимчивый человек, по имени Александр Иванович Корейко, открыл химическую артель «Реванш». Не сомневаюсь, вы читали об этом у Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Производство было устроено предельно просто. Две бочки, клистирный шланг, вода и мальчик - движущая сила замысла.
Химическая лаборатория, где сей благодетель, предложил мне зарабатывать ему деньги, мало отличалась от этой самой артели. Разница чисто мировоззренческая. Александр Иванович знал начатки химии, все-таки шесть классов гимназии окончил. И понимал – продукция, выпускаемая его предприятием, имеет узко судебный интерес. Рынок с ней не завоюешь.
Эта пиранья бизнеса не обладала столь высоким образованием. А простодушно уповала на пресловутую «формулу денег» и еще более сомнительное утверждение, будто «деньги делают деньги». О чудесах, на которые способна химия, мой босс не подозревал.
Зря, потому что после того, как он отказался купить все необходимое для их сотворения. Колбы, пробирки, приборы и прочее. И сопроводил свой отказ мало приличным жестом, показав мне язык. Передо мной встала непростая моральная проблема. Признаться в собственном бессилии, мол, не из пальца же мне все результаты высасывать, и понятно оказаться на улице. Или же взвалить на свои плечи ответственность Творца.
Жизненный опыт и воспитание подсказывали принять последний вариант.В конце концов, бессмертие и несменяемость не распространяются даже на руководителей фирм. Опробовав все имеющиеся в наличие средства, я остановился на… потолке. Не то, чтобы он был так привлекателен внешне, но взгляд на него всегда придавал мне уверенность в себе и в собственных силах.
Сколько славных предшественников, возведя к нему взор, обрели мировую славу и благодарность потомков. Ньютон, Коперник, Галилео Галилей… Вы, конечно, возразите. Мол, Ньютона ударило по голове яблоко, а Коперник и Галилей наблюдали за небесными светилами. Так ведь это лишь конечная стадия познания. А сколько бессонных ночей провели они в своих кельях, а потом и в тюремных застенках? Что ж и там на них падали яблоки и светили звезды? То-то же.
Стоит признать: потолок он не только вдохновляет, но позволяет быстро найти нужный ответ. Все эти тигли и реторты, пипетки и склянки, кислоты и щелочи делают химию загадочной и непостижимой для простого смертного, тем более для начальника. Но процесс, сам процесс именно из-за них становится таким тягучим, скучным и невыносимым для человека-порыва, человека-мечты, что к черту, к дьяволу, весь этот ненужный хлам. (Гм, где-то мне уже приходилось об этом писать.)…. Итак, потолок – результат, результат и снова потолок….
Повторяю, встреча с боссом так бы и прошла в мелких препираниях из-за сущих пустяков, если не отчет. Признаюсь, красотой этот отчет не блистал. Человек моих убеждений не может обладать каллиграфическим почерком. Но из записей следовало, что вся проделанная работа заняла совсем немного времени. Так мало, что экзекутор, вооружившись калькулятором, быстро посчитал мой дневной заработок. Для интереса, умножил его на число рабочих дней в месяце, за тем в году и...
Вам, конечно, уже наскучили эти подробности. Понимаю, кому интересно знать, сколько долларов я заработал за день, мог бы заработать за месяц, за год. Не спешите. Потому, что полученная цифра, отразилась в глазах начальника не переходящим ужасом. Он открыл рот, но вдохнуть воздуха ему так и не удалось. Какой там воздух, когда его убеждения, более того, цель его жизни – Деньги, Деньги и еще раз Деньги рассыпались в прах при виде полученной суммы. Суммы моего возможного заработка. Тут-то он и осознал свое ничтожество. И, наконец, понял, кто перед ним сидит.
Поверьте, и я видел эту цифру. Она ошеломляла. Мой месячный оклад, если исходить из проведенных подсчетов, оказался бы выше годового дохода президента США. Да что там какой-то президент. Если представить, что случилось бы, работай я изо дня в день, не покладая рук. Доходы всех наркокартелей мира выглядели смешной пародией на богатство в сравнении с моей зарплатой.
Может, действительно стоило постараться? Но меня опять охватил страх. Страх за босса, успевшего сползти студнем со стула на пол. Его тело с едва приметными признаками жизни продолжало растекаться по керамической плитке, а немигающие глаза уставились в потолок…. Потолок молчал. Он упрямо не хотел делиться своими тайнами с человеком чуждым порыва, человеком напрочь лишенным воображения.
Думаю, не стоит объяснять, что значит иметь нежную и чувствительную душу. Вот перед вами, заполнив все трещинки и углубления в полу, лежит человек. Умом вы понимаете: хозяин, начальник и нет ему сострадания. А неизъяснимые томления сердца и духа все равно не дают вам покоя. Даже львиная сущность, которая к этому моменту уже полностью овладела мной, не позволяла броситься и растерзать жертву.
Советы старой знакомой так и не удалось претворить в жизнь. Мужчины сильны лишь телом. Мстительность, последовательность – не наш удел. Но как победить страх? Нельзя же жить с ощущением, что на каждом шагу тебя подстерегает опасность. А пока существуют боссы, эти враги человечества, невозможно радоваться голубизне неба, восходу Солнца, нежиться в вечерней прохладе.
Вы же понимаете, как не выстраивай ход своих рассуждений, а все равно получается…. ВОЙНА! Но возможно ли драться и победить без союзников? (Если помните, я получил решительный отказ от женщины психоаналитика).
Хватит ли сил принять бой, когда душа полна сострадания ко всему живому? (Последний случай). Ответ отрицательный.
Стоит добавить, что проявленное милосердие, так и не пошло на пользу моему противнику. Понятно, он больше не пытался постичь азы химии. И вообще обходил меня стороной. Но отношение к остальным сотрудникам, моим товарищам по работе, не изменил. Экзекуции продолжались. Гены, генетический код хищника, сотворившие этого Минотавра, требовали все новых жертв, и свежей крови.
Именно Минотавра, потому, что со временем его пристрастие измываться над молодыми женщинами становилось все очевиднее. Он уже вышел из своего кабинета-пещеры и стал прилюдно оглашать свою волю над бедными страдалицами. Мольбы, слезы, стенания наполнили коридоры учреждения. Незадачливых защитников он изгонял из стен фирмы.Казалось, что уже ничто не может утихомирить разбушевавшегося зверя. Правда, при моем появлении он несколько смягчал тон. А когда я милостиво улыбался ему, даже иногда соглашался на некоторые послабления очередной жертве.
Но невозможно же было все время прогуливаться по коридорам. Потом мои собеседования с потолком тоже никто не отменял. Работа, знаете ли, есть работа. Иногда, в редкие часы отдохновения, приходили разные мысли, навеянные просмотром фильмов-ужасов. Но ни одна из них не могла быть приемлема с точки зрения морали….
Мораль! Мораль! Как можно было забыть, об этом сильно действующем средстве? Конечно, речь не шла о том, чтобы пристыдить, укорить, прочесть нотацию нашему монстру. Он только бы посмеялся над жалкой попыткой изменить его жизненную позицию. В смысле, его отношение к деньгам. Но поступок…. Поступок – это не пустые слова.
Взять помянутый отчет. Результат вам известен. Одна лишь перспектива получить нечто подобное еще раз, и все разногласия, претензии и даже алчные поползновения пресекались на корню. Но это касалось лишь моей персоны.
Вот тогда и зародилась мысль представить злодею что-нибудь из классики прошлых лет. Угрызения совести, испытанные королем Лиром, конечно, задели бы его за живое. Ведь из своих, из начальников. Но с другой стороны, где же найти дочь, добрую душу, которая приветила бы такое, даже не смотря на раскаяния.
Страшная история с ростовщиком Шейлоком из «Венецианского купца», безусловно, возымела бы действие. Но в ней перемешано уж слишком много переживаний, обид, коварства. Человек, не осиливший даже элементарных законов химии, вряд ли смог бы разобраться во всех хитросплетениях шекспировской драмы.
Оставалось обратиться к героической поэме Эдмона Ростана. Только ее герой, гасконец Сирано и мог вразумить, поставить на место этого человека, чье сознание, казалось безнадежно, отравлено рыночными отношениями.
Молитесь, принц! Конец вас ждет.
Ага! У вас дрожат поджилки?
Раз, два - пресек... Три - финта...
Вот!
И я попал в конце посылки!
Браво! Браво! Но начинать надо, конечно, не с этого. Нужен благородный жест, что не проблема, там, где каждый день творится несправедливость.
Стоит выйти в коридор и вот, пожалуйста, хозяин, опять издевается над очередной жертвой. Бедняжка, мать одиночка, плачет, умоляет оплатить расходы на дорогу и свои сверхурочные часы. Он безжалостен. Этот гриф-могильник, распугал своим клекотом почти все живое. Его заместитель и главный бухгалтер, рыскающие вокруг подобно шакалам, не в счет. Они только и ждут своей очереди, ждут, когда начнется кровавое пиршество.
Настал мой черед. Умиротворенный взгляд, тихий удивленный голос возымели действие мгновенно. Вся разношерстная стая прекратила свое мельтешение, замерла на месте. Понятно. На сцене появилось новое действующее лицо. Не совсем-таки новое. Они и раньше со мной сталкивались, а потому не ожидали ничего хорошего. Отчет припоминаете?
Из него, между прочим, следовало, что я, если не сегодня, то в любой другой неподходящий момент, могу оказаться богатейшим человеком планеты. Мысль об этом, с одной стороны, наводила ужас. Он и без денег, со своими долгами банку и непредсказуемым поведением способен натворить черт его знает что. Коли уж и средства появятся, тогда спасайся, кто может!
Интересно, одновременно с ними, буквально та же мысль пришла в голову и мне. Не в столь простой, а в гораздо более изысканной форме. О, Ростан! То были его слова:
На Мельпомены плащ я наложу заплату,
Предохранив его от нежеланных дыр.
Вот вам мой кошелек, ловите!
В моем кармане шелестели какие-то бумажки. Уже не помню, откуда они там появились. То ли очередной взнос за квартиру…. Может, подарил кто? Ну, нет, вряд ли. Короче, запустил руку, вынул их и протянул несчастной затравленной женщине пятьсот полновесных долларов….
Подобные сцены в театральном представлении вызывают умиление, невольную слезу. В жизни, нашей жизни … ужас! Понятно, что подумала бедная жертва: «Еще один псих!» Подумала, но, преодолев испуг, осторожно взяла деньги.
Хозяин же и его окружения решили иначе. Самое ужасное свершилось! О, ужас, он разбогател! SOS, SOS, SOS!!!
* *
*
Вы полагаете – это конец рассказа? Вовсе нет. Во-первых, у несчастной, одинокой женщины тут же нашелся муж. Он долго и нудно допрашивал меня
за что и с какой стати я сделал его жене такой подарок. Моим объяснениям не поверил. Драться не полез. Правда, и денег не вернул.
Но главное, я навсегда избавился от всех своих опасений. Всего-то за
500 баксов! Видимо, и на страх можно найти управу, если следовать словам бессмертного Эдмона Ростана:
Шутить всегда, смеяться вечно
Чтоб смерть в бою была легка,
По больше шуток, в шутках перца!
Чтоб острие входило в сердце,
И острое слетало с языка!
Послепослесловие.
Рассказ прочла жена.
«Свежо, с юмором, - сказала она задумчиво. – Ты и в правду так поступил?»
«Ну, а ты-то как думаешь?»- ловко парировал я ее неуместное любопытство и гордо выпятил грудь.
«Понимаешь, - продолжила она, как бы не слыша моего ответа,- скажу, нет, обижу тебя, как автора…. Ну, а ежели, да….» .
И большой половник описал полукруг в воздухе.
«Гасконцы никогда не врут!» - промелькнуло у меня в голове, а в глазах стало темно.
Доверие между супругами – это залог долгого и счастливого брака.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=502404
Рубрика: Лирика
дата надходження 31.05.2014
автор: Михаил Брук