О книгах. Часть1. Артефакты

часть  1.  Артефакты
часть  2.  Обретение  Нового  Завета
часть  3.  Уборка

ЧАСТЬ  1.  АРТЕФАКТЫ

Время  от  времени  мои  личная  финансовая  ситуация  и  ситуация  на  книжном  рынке  оказываются  в  противостоянии.  То  ли  мои  доходы  вырастают  ни  с  того  ни  с  сего  -  я  ведь  порядочный  лентяй  -  то  ли  цены  на  книги  падают.  В  общем,  в  таких  случаях  надо  покупать,  и  я  покупаю.

Впервые  такое  противостояние  случилось  в  конце  90-х.  Я  был  студентом,  а  в  одном  из  корпусов  университета  располагался  такой  себе  аквариум  -  будка  со  стеклянными  стенами,  только  жили  в  нем  не  рыбки  и  улитки,  а  книги,  канцтовары  и  толстая  тетка,  которая  не  очень  любила  студентов.

Я  регулярно  наведывался  в  этот  аквариум  –  после  многих  лет  неутолимого  книжного  голода,  который  помнят  все,  кто  жил  в  Советском  Союзе  и  любил    читать,  наконец,  наступило  книжное  изобилие.  Печатали  все  то,  чего  раньше  было  не  найти,  -  печатали  плохо,  на  паршивой  бумаге,  со  множеством  ошибок,  но  печатали.  Кроме  того,  смутные  времена  погнали  в  "Букинисты",  на  книжные  развалы  и  в  такие  вот  аквариумы  пенсионеров  с  их  подписными  изданиями,  -  и  роскошные,  без  единой  опечатки  собрания  сочинений  родом  из  моего  детства  оказывались  на  прилавках  по  сходной  цене.  Помню,  когда  я  был  школьником  и  читал  Купера,  Чехова  и  Толстого  в  изданиях  60-х  годов,  я  со  страшной  тоской  думал,  что  книги  эти  были  изданы  чуть  ли  не  за  20  лет  до  моего  рождения,  и  поэтому  мне  никогда  уже  не  иметь  их  в  своей  библиотеке.  А  иметь  хотелось  именно  эти  издания,  а  не  какие-нибудь  другие.  Ведь  это  не  просто  любимые  тексты  -  это  [i]артефакты[/i]  моего  детства.

Но  вот  такой  неожиданные  эффект  имел  распад  СССР  -  изданные  в  нем  книги  стали  общедоступны,  когда  СССР  уже  не  существовал.  И  я  эти  книги  покупал  -  благо,  как  раз  мои  финансы  и  цены  книжного  рынка  оказались  в  противостоянии.

Однажды,  когда  лекции  уже  закончились,  я  подошел  к  аквариуму  поглядеть,  не  появилось  ли  что-нибудь  новое.  В  углу,  образованном  крашеной  стеной  коридора  и  стеклянной  стенкой  аквариума,  стоял  какой-то  дед.  В  руках  он  держал  стопку  книг.  На  его  лице  было  странноватое  выражение  -  он  как  будто  бы  ждал  чего-то,  на  что  совершенно  не  надеялся.  Ну,  дед  и  дед,  а  тут  -  вот  же  -  книги!  -  И  я  погрузился  в  созерцание  корешков  и  обложек.  Так,  это  у  меня  есть...  это  мне  не  нужно...  это  я  не  вижу,  надо  бы  спросить,  что  это,  а  это...  -  Полное  собрание  сочинений  Чехова!  То  самое,  из  моего  детства,  толстые  серые  томики  с  тисненными  бронзовыми  буковками.  Короче  –  [i]артефакт[/i].  И  вообще,  Чехов…  -  Что  тут  говорить:  стоило  увидеть  этот  артефакт  и  это  имя,  как  на  меня  напала  острейшая  «тоска  по  прекрасному»  и  мучительная  ностальгия  по  детству.  Это  сочетание  не  оставляли  выбора:  надо  брать.

Я  спросил  последний  -  12-ый  том;  именно  на  форзаце  последнего  тома  толстая  тетка  проставляла  «простым»  карандашом  цену  тому,  что  для  меня  было  бесценно.  Цена  оказалась  смешной  -  взятая  отдельно  от  значимости  Чехова  или  от  обстоятельств  пенсионера,  который  приволок  сюда  это  увесистое  собрание,  она  заставила  меня  широко  заулыбаться.  Я  на  всякий  случай  уточнил  у  толстой  тетки  цену,  быстро  отсчитал  деньги  -  что-то  около  трети  стипендии  отличника  -  и  вот  она  уже  передает  мне  сквозь  узкое  окошко  серые  томики.

Тут  я  боковым  зрением  уловил  движение  -  ко  мне  шел  тот  самый  дед,  который  без  особой  надежды  чего-то  ожидал  в  углу,  образованному  крашеной  стеной  коридора  и  стеклянной  стенкой  аквариума.  Он  сказал:
-  Вы,  я  вижу,  Чехова  покупаете.  Этой  мой...  то  есть,  это  был  мой  Чехов.  Вот  у  меня  тут  еще  есть  книги...  их  на  комиссию  не  взяли,  говорят,  не  пойдут,  а  это  хорошие  книги.  Я  подумал,  отдам  их  тому,  кто  Антона  Павловича  возьмет.  Так  что  это  вам.  -  Старик,  секунду  помешкав,  положил  свою  стопку  книг  на  пол  у  моих  ног,  шагнул  к  окошку,  взял  у  толстой  тетки  деньги  за  своего  -  теперь  уже  моего  -  Чехова  и  быстро,  не  оглядываясь,  ушел.

Эти  книги  я,  конечно,  тоже  утащил  в  "общагу".  В  стопке  оказались  воспоминания  литераторов  и  издателей  о  литераторах  и  издателях  (так  у  меня  появились  мемуары  Сабашникова  и  Панаева)  и  произведения  авторов,  о  которых  я  никогда  не  слышал  (например,  "Барон  Брамбеус"  Сенковского).  В  общем,  неплохой  подарок  за  любовь  к  Чехову.

Потом  такие  противостояния  повторялись  еще  несколько  раз,  и  так  моя  библиотека  пополнилась  почти  всеми  собраниями  сочинений,  о  невозможности  иметь  которые  я  тосковал  в  детстве.  Осталось  только  улучить  момент  и  приобрести  Купера  -  такие  толстые  зеленые  книжки  с  загадочным  -  теперь  говорят  "этническим"  -  орнаментом  на  корешках.  Перечитывать  я  их  вряд  ли  стану  -  хотя  почему  нет?  -  но  не  будет  мне  покоя  без  этих  зеленых  фолиантов,  от  которых  я  не  мог  оторваться,  когда  мне  было  лет  10...

Да,  да,  есть  у  меня  Купер,  есть,  в  издании  90-х,  на  серой  бумаге,  с  опечатками.  Но  это  не  то,  совсем  не  то.  Короче,  не  артефакт!

2014  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=502729
Рубрика: Лирика
дата надходження 02.06.2014
автор: Максим Тарасівський