Объектив

Между  реальностью  и  нашим  восприятием  реальности  может  быть  колоссальная  разница,  вплоть  до  «ничего  общего».  Да  и  кто  знает,  какова  она,  -  реальность?

Такая  же  разница  может  наблюдаться  и  между  нашими  восприятиями  реальности.  Вчера  было  одно  восприятие,  а  сегодня  –  совсем  другое.  Мир  не  изменился,  -  картина  мира  изменилась.  Догадайся,  каков  мир,  если  картина  его  так  часто  и  так  заметно  –  до  неузнаваемости  -  меняется.

А  для  кого-то  картина  мира  не  меняется  никогда.  Хором  все  вокруг  кричат  такому  твердолобому  упрямцу:  «Посмотри,  наступили  новые  времена!»  А  он  отвечает:  «Времена  всегда  одинаковые!»  Или  наоборот.  Доходит  до  рукоприкладства  –  и  это  не  самое  худшее,  на  что  способны  сторонники  разных  взглядов  на  картину  мира.

Взять,  к  примеру,  время.  В  сутках  24  часа,  в  часе  –  60  минут,  в  минуте  –  60  секунд.  Если  бы  это  не  было  именно  так,  Швейцария  не  смогла  бы  прославиться  точностью  своих  часов.  Но  из-за  постоянства  слагаемых  времени  его  можно,  во-первых,  измерять,  во-вторых,  измерять  со  швейцарской  точностью.

Но  часы  –  бездушный  механизм.  Нет  ни  души,  ни  поэзии  в  их  монотонном  –  пусть  ювелирно,  пусть  нейрохирургически  точном    -  тиканьи.  А  если  часы  стоят  –  стоит  ли  время?  Сомнительно,  что  бы  время  находилось  внутри  металлических,  пластмассовых  и  деревянных  корпусов  и  повиновалось  прихотям  их  шестеренок  и  пружин.  Маловероятно,  да.

Однако  мало  кто  не  испытал  на  себе  переменчивость  скорости,  с  какой  движется  время.  Это  даже  получило  свое  отображение  в  словах,  какими  описывают  это  движение.  Время  идет,  течет,  летит,  мчится  или  ползет,  а  ведь  это  все  те  же  60  секунд,  составленные  в  минуту,  60  минут,  сливающиеся  в  час,  и  24  часа,  утрамбованные  в  сутки.  Как  заставить  самые  лучшие  швейцарские  часы  отсчитать  5  минут,  которые  «пролетели»  или  «проползли»?  –  Не  выйдет!  –  А  ощутить  внутри  себя  ту,  вполне  определенную,  скорость,  с  которой  движется  время,  ничего  не  стоит,  это  так  же  осязаемо,  как  температура  воздуха  или  дуновение  ветра.

Эта  загадка  впервые  поразила  меня  в  раннем  детстве,  еще  в  том  возрасте,  когда  я  ходил  в  детский  сад.  Зимние  ночи  –  самые  длинные  в  году,  но  мне  они  казались  самыми  короткими.  Из  того  своего  возраста  я  только  и  запомнил,  что  вот  это  вот  ощущение  огромной  скорости,  с  которой  пролетали  самые  долгие  ночи.  Эта  скорость  воспринималась  мной  даже  не  как  движение,  а  как  действие  определенного  механизма.  Сейчас  расскажу.  Может  быть,  все  было  не  совсем  так,  но  я  так  запомнил.

Утро.  Я  еще  не  проснулся,  в  моей  голове  еще  мешаются  сны  и  действительность,  но  я  уже  стою,  полуодетый,  прислоненный  к  стене  в  коридоре.  Я  чувствую,  как  медленно  съезжаю  по  этой  стене,  а  сознание  мое  также  плавно  и  незаметно  соскальзывает  обратно  в  уютный  сон.

За  окнами  –  темнота,  с  какими-то  редкими  огоньками,  рисующими  причудливую  линию  невидимого  горизонта.  Тусклый,  желтоватый  свет  горит  только  в  коридоре,  остальные  комнаты  темны.  Поэтому  мне  кажется,  что  там  еще  все  спят,  и  только  мне  пришлось  встать  среди  ночи,  чтобы  идти  в  этот  морозный,  неприветливый  мрак  за  окнами.  На  самом  деле  там  никого  нет,  мы  с  мамой  в  квартире  одни.

Ночь  началась  очень  давно,  еще  вчера,  когда  мы  пришли  домой.  Мы  ужинали,  играли,  смотрели  мультфильм,  новости,  а  ночь  все  это  время  была  за  окнами.  Мы  проснулись,  а  ночь  еще  не  кончилась,  она  полностью  исчезнет,  скроется  постепенно,  когда  я  уже  буду  в  детском  саду,  а  мама  уйдет  на  работу,  и  я  больше  не  смогу  видеть  ее,  даже  плотно  прижавшись  к  оконному  стеклу,  расплющив  об  него  нос  и  до  боли  скосив  глаза.

Но  сейчас,  когда  я  в  полусне  медленно  сползаю  по  стене  коридора,  ночь  мне  кажется  очень  короткой.  Я  воспринимаю  ее,  как  щелчок  затвора  фотоаппарата  «Зенит»,  сделавшего  кадр  на  длинной  выдержке.  Этот  механический  щелчок  отдается  у  меня  в  ушах  еще  до  того,  как  я  действительно  его  услышу,  я  предвижу  и  предчувствую  этот  щелчок.

Сквозь  полуприкрытые  веки  я  вижу  нацеленный  на  себя  объектив  с  маленькими  белыми  буковками  и  циферками  по  окружности,  его  линза  слегка  отливает  сиреневым.  Объектив  висит  в  воздухе,  в  темном  проеме  двери,  ведущей  в  зал.  Самого  фотоаппарата  я  не  вижу,  только  объектив,  но  корпус  фотоаппарата  я  могу  легко  представить,  у  папы  был  точно  такой  же.  Когда  никто  не  видит,  я  потихоньку  беру  его  и  делаю  «снимки»  -  понарошку,  без  пленки.

Этот  объектив,  висящий  в  воздухе  на  уровне  моего  лица,  много  больше  настоящего  объектива,  думаю,  он  был  диаметром  с  тарелку  средних  размеров.  Таких  размеров  объективы  бывают  у  телевизионных  камер,  но  это  точно  был  объектив  фотоаппарата  «Зенит»,  я  знал  это  наверняка.

Вид  у  объектива  был  совершенно  равнодушный,  профессионально-«объективный».  Он  был  готов  с  одинаковым  холодным  вниманием  снимать  пейзажи,  натюрморты,  портреты,  свадьбы  или  похороны.

И  потом  происходило  то,  что  я  предвидел,  предчувствовал,  чего  немного  боялся,  о  чем  всегда  молча  сожалел.  Невидимая  кнопка  затвора  начинала  бесшумно  погружаться  в  корпус  фотоаппарата;  я  видел,  как  за  линзой  объектива  медленно  сокращалась  диафрагма,  и  в  тот  момент,  когда  движение  диафрагмы  останавливалось,  а  я  весь  сжимался  и  покрывался  «гусиной  кожей»,  раздавался  этот  ожидаемый  щелчок.  Вот  и  все.  Я  проснулся.  Ночь  закончилась.  Меня  переполняло  ощущение,  что  она  длилась  только  вот  это  короткое  мгновение,  пока  сокращалась  диафрагма  и  звучал  механический  щелчок  затвора.

И  никакие  часы  –  самые  лучшие,  самые  точные,  самые  дорогие  часы  в  мире  –  не  убедили  бы  меня,  что  ночь  длилась  ровно  столько,  сколько  ей  положено  в  это  время  года  в  наших  широтах.

Да  я  и  сейчас  этому  не  верю!

2012  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=504921
Рубрика: Лирика
дата надходження 13.06.2014
автор: Максим Тарасівський