Керчь в семейном альбоме

Бывает,  что  история  и  география  дополняются  нашими  личными  воспоминаниями  и  переживаниями,  и  тогда  точка  пространства  приобретает  новое  —  наше  личное  —  измерение.  Для  меня  таким  местом  стала  Керчь  —  ровесница  Рима,  место  проповеди  апостола  Андрея,  поле  многочисленных  битв,  родина  святителя  Луки  (Войно-Ясенецкого).  Познакомил  меня  с  этим  городом  мой  отец  —  и  Керчь  стала  для  меня  навсегда  родной.

             [b]Папа  и  Керчь[/b]

Человек  я  сухопутный,  но  море  всегда  присутствовало  в  моей  жизни.  Хотя  бы  потому,  что  море  —  далёкое,  суровое  море  —  было  обычным  местом  пребывания  моего  папы.  Все  люди  иногда  ездили  на  море,  а  мой  папа  уходил  в  море.  В  моём  детском  восприятии  замена  предлога  «на»  предлогом  «в»  превращала  эти  уходы  в  легендарные  погружения  на  дно  таинственной  пучины,  к  самому  Нептуну.  Это  было  загадочно,  непонятно  и  немного  страшно  —  немного,  потому  что  папа  всегда  возвращался.

Папа  в  моём  детстве  так  и  присутствовал,  незримо:  он  всегда  был  —  но  в  море;  а  дома,  с  нами  —  его  не  было.  Иногда  приходили  «письма  от  папы»  —  помню,  я  ещё  не  умел  читать,  но  подолгу  разглядывал  строчки,  написанные  стремительным  почерком,  в  котором  угадывались  крылья  чаек  и  косые  паруса  на  далёком  горизонте.  Когда  писем  не  было,  я  доставал  из  заветного  шкафа  папины  конспекты  из  мореходного  училища  и,  глядя  на  аккуратные  рисунки  и  записи,  сочинял  очередное  «письмо  от  папы»…

Благодаря  тому,  что  папа  всё  время  находился  то  в  Индийском  океане,  то  в  Атлантическом,  эти  отдалённые  местности  земного  шара  были  мне  намного  ближе,  чем  соседние  города  и  сёла.  Мне  казалось,  что  Южная  или  Центральная  Восточная  Атлантика  —  едва  ли  не  часть  СССР.  Но  папа  неожиданно  приблизил  ко  мне  и  один  город  родной  Украины.

Папино  пароходство  носило  длинное  и  таинственно-секретное  название,  которое  оканчивалось  словом  «разведка».  Моряки  обычно  об  этом  пароходстве  так  и  говорили:  «разведка».  Эта  контора  находилась  в  городе  Керчь,  на  улице  К-ова.  Принадлежащие  пароходству  суда  также  базировались  в  Керчи,  поэтому  с  этим  городом  у  меня  постепенно  связались  слова  «отход»  и  «приход».  Когда  я  немного  подрос,  мама  стала  брать  меня  с  собой  —  на  «приход»  и  на  «отход».

…Поезд  тянется  по  холмистой  серо-жёлтой  равнине  бесконечно.  Сидения,  поручни,  измятая  постель  и  даже  мутное  оконное  стекло  —  всё  раскалено.  Вагон  раскачивается,  мрачные,  истомлённые  жарой  и  бессонной  ночью  пассажиры  качаются  вместе  с  вагоном.  По  столикам  перекатываются  давно  опустевшие  бутылки  из-под  воды.  Время  от  времени  кто-нибудь,  забывшись,  протягивает  руку  к  бутылке,  но  тут  же  раздражённо  отдёргивает,  досадливо  морщась:  бутылка  пуста  и  так  же  горяча,  как  всё  в  этом  вагоне.  Все  молчат.  Кажется,  что  змеящиеся  по  равнине  рельсы  проложены  в  никуда,  и  это  неспешное,  в  раскачку  движение  будет  продолжаться  без  конца.  Наконец  —  знакомое  название,  Багерово.  Я  уже  запомнил,  что  после  Багерова  —  Керчь.  Проводница  внезапно  свежим  голосом  требует  постели,  внимательно  пересчитывает  застиранные  полотенца.  Пассажиры  оживают,  начинается  обычная  суета…

                   [b]Перипетии  истории[/b]

Довольно  любопытно,  что  многие  крупные  города  континентальной  Украины  имеют  историю,  насчитывающую  свыше  тысячи  лет.  В  то  же  время  небольшие  городки  Крымcкого  побережья  часто  являются  ровесниками  Рима  и  могут  похвалиться  возрастом  свыше  двух  с  половиной  тысяч  лет  (при  этом  не  претендуя  на  звание  «Вечный  город»).  Это  связано  с  тем,  что  Северное  Причерноморье  (в  том  числе  и  побережье  Крыма)  активно  осваивали  греческие  —  точнее,  древнегреческие  —  колонисты.  Так  в  VIII–VI  вв.  до  Р.  Х.  появились  греческие  поселения  на  берегах  Боспора  Киммерийского  (Керченского  пролива).  Одна  из  колоний,  основанная  выходцами  из  Милета,  получила  название  Пантикапей,  а  ныне  именуется  Керчь.

История  уготовала  городу  бурную  судьбу  —  Керчь  почти  всегда  находилась  на  перекрёстке  международных  торговых  путей  и  часто  оказывалась  в  перекрестье  военно-политических  планов.  Город  и  возник  как  оборонительное  сооружение  милетцев  против  местного  населения  —  скифов.  Греки,  скифы,  сарматы,  римляне,  остготы,  гунны,  византийцы,  славяне,  генуэзцы,  татары,  османы,  запорожцы,  россияне,  англичане,  французы,  немцы  —  все  за  две  с  половиной  тысячи  лет  обнаруживали  интерес  к  городу.  Поэтому  нынче  тут  можно  и  скифские  курганы  увидеть,  и  греческие  портики  посмотреть,  и  в  турецкую  крепость  наведаться.  В  общем,  Керчь  —  это  музей  истории  Северного  Причерноморья  под  открытым  небом.

Однако  история  —  наука  специфическая.  Помимо  событий,  в  ней  запечатлеваются  оценки  этих  событий,  и  даже  оценки  оценок.  Как  результат,  какие-то  события  могут  из  истории  исчезнуть,  какие-то  —  появиться,  а  препирательства  сторонников  разных  точек  зрения  постепенно  превращаются  в  самостоятельный  раздел  знаний,  собственно  от  истории  далеко  отстоящий.  Но  какие-то  события  стереть  или  забыть  невозможно,  а  какие-то  настолько  желательны,  что  трудно  удержаться  от  соблазна,  чтобы  не  согласится:  конечно,  именно  так  всё  и  было.  Есть  такие  события  и  в  истории  Керчи.

                     [b]Андрей  Первозванный[/b]

Андрей,  брат  апостола  Петра,  сын  Зеведея,  галилейский  рыбак,  ученик  Иоанна  Крестителя  и  первый  —  первозванный  —  апостол  Христа.  То,  что  призванный  первым  оказался  как  бы  в  тени  своего  брата  Симона  (Петра),  тоже  может  иметь  разные  объяснения.  Не  исключено,  что  свою  роль  сыграла  специфика  истории  как  науки.  Например,  есть  мнение,  что  определённые  разногласия  в  описании  апостольского  служения  Андрея  и  Петра  связаны  с  противостоянием  Рима  и  Византии.  Другое  мнение  состоит  в  том,  что  Андрей  не  отстаивал  своего  первенства,  потому  что  имел  опыт  бесконечного  смирения  перед  волей  Божией…

Не  буду  я  рыться  в  древних  манускриптах  и  «оценках  оценок».  Согласно  преданию  —  а  верить  хочется  только  ему!  —  Андрей  Первозванный  прошёл  по  нашим  землям,  от  Крыма  до  Новгорода.  Апостол  начал  проповедь  Евангелия  на  Боспоре,  в  Пантикапее  —  то  есть  в  Керчи  —  почти  за  тысячу  лет  до  Крещения  Руси.  Андрей  прошёл  от  Пантикапея  до  Херсонеса  (ныне  —  территория  Севастополя).  Часто  в  доказательство  этой  проповеди  приводится  свидетельство  другого  апостола  —  святого  Климента,  одного  из  семидесяти  учеников  Христа,  который  незадолго  до  своей  мученической  смерти,  около  98  года  по  Р.  Х.  и  приблизительно  через  тридцать  лет  после  проповеди  апостола  Андрея,  был  сослан  в  Инкерман  и  насчитал  там  свыше  двух  тысяч  христиан.

Неподалёку  от  берега  Керченского  пролива,  где  центральная  улица  Керчи  (само  собой,  Ленина,  бывшая  Воронцовская)  выплёскивается  на  широкую  площадь  у  подножия  горы  Митридат,  стоит  храм  Иоанна  Предтечи.  Архитекторы  и  историки  (ну,  ещё  бы!)  спорят,  отнести  ли  храм  к  VIII  или  IX  веку.  Но  разница  в  сто  лет  не  имеет  значения  —  этот  храм  является  древнейшим  на  территории  бывшего  СССР  памятником  византийского  зодчества  периода  раннего  христианства.  Более  пятидесяти  лет  храм  был  закрыт  —  но  теперь,  когда  приближаешься  к  белым  известняковым  стенам,  опоясанным  красной  плинфой,  легко  и  прочно  веришь,  что  храм  на  этом  месте  стоит  не  случайно.  Не  случайно  храм  выстоял  все  набеги,  оккупации,  бомбёжки,  десанты  и  даже  научный  атеизм.  Ведь  именно  отсюда  по  нашим  землям  начала  распространяться  Благая  Весть,  принесённая  Андреем.  Стоя  под  древними  каменными  сводами,  в  этом  —  невозможно  сомневаться.

                   [b]Десанты[/b]

За  тысячелетия  своей  истории  Керчь  стала  городом-музеем.  А  четыре  года  Великой  Отечественной  войны  превратили  её  в  город-герой  (всего  таких  городов  в  Беларуси,  России  и  Украине  двенадцать).  Не  последнюю  роль  в  этом  сыграли  десантные  операции  —  Керченско-феодосийская  (декабрь  1941-го  —  май  1942-го)  и  Керченско-эльтигенская  (октябрь-декабрь  1943-го).  Мой  прадед  Максим  был  среди  тех,  кто  в  декабре  41-го  атаковал  керченский  берег.

…Трудно  представить  себе,  как  можно  с  полной  выкладкой,  по  шею  в  ледяной  воде,  время  от  времени  окунаясь  в  волны  с  головой,  идти  навстречу  хорошо  вооружённому,  дисциплинированному  и  опытному  противнику,  под  плотным  прицельным  огнём  с  суши,  с  воды  и  с  воздуха.  Что  ведёт  человека  навстречу  неотвратимой  смерти  —  мужество,  патриотизм,  вера?  Потом  в  энциклопедиях  и  учебниках  будут  писать  об  ошибках  и  просчётах,  о  героизме  и  подвиге,  о  тактических  успехах  и  стратегических  выигрышах,  о  славе  и  бессмертии.  Но  сейчас  надо  встать  в  полный  рост  и  идти  навстречу  смерти…

Но  прадед  не  погиб  —  ни  в  коварных  прибрежных  глубинах  между  отмелями-барами,  ни  в  изматывающих  боях  с  армией  Манштейна.  Он  разделил  судьбу  десятков  тысяч  наших  солдат  —  контуженного,  его  подобрали  немцы  и  отправили  в  концлагерь.  Только  в  45-м  прадеда  освободили  американцы,  и  он  вернулся  домой.  Тех,  кто  попал  в  плен  во  время  этого  десанта,  не  сажали  «за  измену  Родине».

В  военных  мемуарах  отмечается,  что  десантные  части  пехоты  подкреплялись  моряками.  Не  только  опыт  и  выучка  моряков  принимались  в  расчёт  (а  на  флоте  в  те  годы  служили  пять  лет).  Моряки,  вверявшие  свои  жизни  крохотным  скорлупкам,  едва  ли  способным  противостоять  стихии,  становились  иными  —  бесшабашными,  неукротимыми,  неистовыми.  В  пехотных  частях  они  продолжали  носить  свою  чёрную  флотскую  форму  —  словно  стараясь  быть  заметнее.  Немцы  и  румыны  называли  наших  моряков  «чёрная  смерть».  Своя  пехота  говорила  о  них  —  «полундра».  Моряки  называли  своих,  флотских,  —  «братишки».  У  меня  есть  маленькая  чёрно-белая  фотография.  Мой  папа,  курсант  «мореходки»,  в  форме  ВМФ  СССР,  улыбаясь  от  уха  до  уха,  стоит  в  орудийной  башне  со  снарядом  в  руках.  И  есть  в  нём  что-то  такое  —  и  родное,  и  грозное,  —  что  становятся  понятны  и  «чёрная  смерть»,  и  «полундра»,  и  «братишки»…

…Прошло,  наверное,  лет  двадцать  пять  с  тех  пор,  как  я  последний  раз  был  в  Керчи  «на  приходе».  Мы  всей  семьёй  отдыхали  в  Феодосии  —  всего  в  ста  километрах  от  Керчи.  Неделю  я  томился,  глядя  на  карту  Крымского  полуострова  и  убеждая  себя  в  том,  что  нет  смысла  тащить  детей  по  страшной  жаре  в  эту  Керчь.  Но  на  восьмой  день,  когда  я  в  очередной  раз  произнёс:  «И  что  нам  там  делать?»  —  мои  домочадцы  в  три  голоса  завопили:  «Да  отвези  ты  нас  наконец  в  эту  Керчь!»  И  поехали,  и  побродили  по  смутно  знакомым  улицам,  и  постояли  в  благодатной  прохладе  под  куполом  Иоанна  Предтечи,  и  прошли  по  —  такой  узкой  и  короткой!  —  улице  Ленина…  Как  всё  изменилось!  Как  я  изменился!  Да,  можно  вернуться  в  город  своего  детства,  но  назад  в  детство  дороги  нет.  Вот  оно,  «страшное  и  суетное  электрическое  будущее  человечества»…  Мне  стало  грустно;  но  тут  дочь  потащила  меня  в  одну  сторону,  сын  —  в  другую,  чайка  косо  пронеслась  над  площадью,  солнце  в  последний  раз  остро  блеснуло  в  окнах  и  скрылось  за  горой.  Хлопнули  дверцы,  зашуршали  шины,  пустынная  дорога  потекла  по  холмистой  серо-жёлтой  степи  навстречу  красному  сонному  солнцу.  Казалось,  чёрная  лента  асфальта  проложена  в  никуда  и  неспешное,  в  раскачку  движение  будет  продолжаться  без  конца…

2011  г.  Опубликовано:  Отрок.UA  -  #  4  (52)  -  2011

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=505452
Рубрика: Лирика
дата надходження 16.06.2014
автор: Максим Тарасівський