Из истории музыкальных автоматов

Король  Людовик  получил  когда-то
Семью  изящных  кукол-автоматов,
Которые  писали,  рисовали,
Играли  польки  или,  может,  вальсы

Монархия  роскошно  догнивала,
Прискучили  балы  и  карнавалы,
И  вот  дары  часовщиков-швейцарцев
Пополнили  собой  черёд  сенсаций.

Триумф  искусства,  красоты  и  жизни
В  умнейшем,  но  бездумном  механизме
Казался  власть  имущим  лишь  курьёзом.
Ах,  им  бы  призадуматься  –  но  поздно!

Не  пОнятой  природа  человека
Осталась  для  французов,  римлян,  греков:
Власть,  вместо  просвещения  народов,
Играть  предпочитает  в  кукловодов  …

А  по  стране  рабочие  крушили
Фабричные  и  прочие  машины,
Дошли  и  до  хозяев  с  их  дворцами  –
Но  это  всё  вы  знаете  и  сами.

Железный  век  сумбурен  и  изменчив:
Машин  -  всё  больше,  королей  –  всё  меньше.
И  даже  Нострадамус  не  предскажет,  
Какая  нам  на  завтра  карта  ляжет.

И  лишь  в  музее  кукла  с  клавесином
Как  прежде,  безмятежна  и  красива,
По-прежнему  -  в  изысканной  одежде,
И  так  же  безошибочна,  как  прежде.

Сюда  не  допускают  шум  снаружи,
А  то  ведь  королевская  игрушка,
Услышав,  как  орёт  её  праправнук,
Бренчит,  бранясь:  "О  времена!  О  нравы!"


Aндроиды  -  большие  механические  куклы,  названны  по  фамилии  часовщиков  семьи  Дро  (;-D).  Первую  автоматическую  куклу  Пьер-Жак  Дро  сделал  в  1773  году.  Андроид  назывался  "Пишущий  мальчик".  Он  выводил  гусиным  пером  на  чистом  листе  бумаге  фразы,  промокал  чернила,  задумчиво  смотрел  на  написанное,  а  затем  выбрасывал  листочек  и  снова  начинал  писать.  Премьеру  "Мальчика"  Дро  устроил  в  Париже  в  1774  году  —  при  дворе  только  что  вступившего  на  трон  Людовика  XVI  "живая"  кукла  вызвала  ажиотаж.  Затем  Дро  вместе  с  сыном  Анри  сделал  еще  две  куклы  —  "Рисовальщика"  и  "Музыкантшу".  "Рисовальщик"  рисовал  карандашом  на  бумаге  собачку  и  подписывал  свой  рисунок.  "Музыкантша"  была  более  сложной,  над  ней  работали  уже  три  часовщика  —  отец  и  сын  Дро,  а  также  Фредерик  Лешо.  "Музыкальная"  женщина  сидела  за  самым  настоящим,  только  очень  крохотным,  клавесином  и  могла  исполнить  на  нем  пять  музыкальных  композиций.  
Появление  в  Европе  в  конце  XVIII  века  "заводных  людей"  было  связано  с  попытками  объяснить  природу  человека  вообще.  Еще  в  XVII  веке  Декарт  говорил  о  человеке  "как  механической  машине,  наделенной  душой".  Философские  дискуссии  на  тему  "механики  человека"  не  утихали  на  протяжении  всего  века  Просвещения:  философ  Ламеттри  ответил  Декарту  книгой  "Человек-машина".  Заводные  игрушки  были  столь  популярными,  что  на  четыре  десятилетия  вытеснили  традиционное  механическое  чудо  тех  лет  —  карманные  часы.  Игрушки,  изготовленные  Дро,  хранятся  в  музее  в  Париже  и  до  сих  пор  находятся  в  рабочем  состоянии.
Подробнее  http://kommersant.ru/doc/620946/print

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=507780
Рубрика: Громадянська лірика
дата надходження 27.06.2014
автор: MiShura