Однажды мы с сыном пришли в сад. Я присел на краешек песочницы, а Саша стал раскачиваться на качелях. Вдруг, мне на руку село «солнышко»,- маленький жучёк с шестью чёрными точечками на оранжевых надкрылышках.
- Смотри, сынок, кто к нам в гости пожаловал,- позвал я сына.
Саша подошёл ко мне и, увидев сидящую на руке «божью коровку» поздоровался: « здравствуй, жучок» - сказал он, обращаясь к насекомому, как тебя зовут?
- Здравствуй,- вдруг ответило «солнышко»,- зовут меня «божья коровка, так меня величают во Франции и России, а англичане дали мне имя «жук- леди».
- Вот здорово,- обрадовался Саша, а я и не знал, что «божья коровка» умеет разговаривать.
-Всё умеет говорить,- ответил жучёк,- и звери, и птицы, и насекомые, и деревья, и травы и, даже камни. Нужно только быть очень внимательным и терпеливым и ещё нужно уметь слушать.
- Почему же мы раньше никого не слышали?- поинтересовался ребёнок.
- Не знаю, наверное, вы просто не обращали на нас внимания, или были слишком заняты собой. Люди ведь обычно такие гордые, где уж им снизойти до разговора с жуком. Ты вот заговорил со мной, поздоровался, я тебе и ответил.
- А сколько тебе лет, «божья коровка»?- не унимался мальчик,- мне вот осенью пять исполнится,- похвастался он.
- Мы так долго не живём,- проворчало «солнышко»,- для нас время бежит совсем иначе, нежели для людей. Если в год человек совсем ещё младенец, то «БОЖЬЯ КОРОВКА» к году становится совсем дряхлой старушкой, и доживают, до такого преклонного возраста у нас единицы.
- Ничего себе!- удивлённо воскликнул Саша,- я в годик даже в детский садик не ходил, сидел с мамой дома. Так сколько ж тебе сейчас лет, то есть месяцев, ты мне так и не призналось.
- У меня сегодня двойной юбилей,- похвасталось «солнышко»,- мне ровно месяц от роду и ещё нет и часа, как я вторично появилось на свет из куколки.
- Так выходит у тебя два дня рождения?- восхищённо прошептал сынишка.
- Ну, это как считать. Может два, а может и три. Ведь вначале я появляюсь на свет, как маленькое яичко, которое откладывает на листочек моя мама, спустя неделю из яичка появляется личинка. Она совсем не похожа на меня нынешнюю – это такой небольшой тёмный червячок. Он съедает оболочку яйца, из которого только вылупился, а иногда и несколько яичек, находящихся рядом.
- Людоед!- Воскликнул Саша.- Так вы что своих братьев и сестёр едите, ещё даже и не вылупившихся? Каннибалы! А я то думал…
- Обычно это уже погибшие яйца, поспешило успокоить сына «солнышко»,- к тому же, если личинка этого не сделает, то может просто не дожить до линьки. А так, подкрепившись, она начинает ползать вокруг в поисках пищи. И парочка таких личинок недельки за три съедает больше тысячи тлей. Затем личинка превращается в куколку и спустя недельку- другую из неё появляется молоденький жучок. Он, как и все новорожденные, сначала очень беспомощный, его надкрылья мягкие и бледные, даже точечек на них ещё нет. Какое-то время жучёк сидит на одном месте, его надкрылья твердеют и на них, одно за другим, появляются тёмные пятнышки.
Тут уже не выдержал я и вмешался в разговор:
- Скажи, пожалуйста, я вот знаю двухточечную и семиточечную «божью коровку», а у тебя на спинке я насчитал только шесть точек. Ты что, новый вид?
- Нет,- ответило «солнышко»,- я принадлежу к семиточечным «божьим коровкам». Просто если только что вылупившегося из куколки жука спугнуть и заставить сдвинуться с места, то он поползёт и проживёт свою жизнь не хуже других, вот только пятнышек у него на крылышках будет столько, сколько успело проявиться до того момента, как его потревожили.
- Так ты, значит, перепуганное?- воскликнул Саша.
- Сам ты перепуганный,- огрызнулось «солнышко»,- меня просто ветер с веточки сдул. Ладно, заболталось я с вами, пора чего ни будь съестного поискать.
- Аи что ты кушаешь, у меня вот кусочек бутерброда остался, хочешь?- протянул жучку кусочек хлеба, намазанного маслом сын.
- Нет, это не для меня,- поморщилось «солнышко»,- я – охотник. Моя дичь – это разные медлительные насекомые, которые питаются соками растений и приносят немалый вред садоводам - всякие там червецы и тли. Я могу, наверное, сотню тлей за день съесть.
- Ну, это ты загнуло,- усомнился сын.
- Не веришь? Можешь посчитать, когда я охотиться начну. Впрочем, рацион у меня конечно пообширнее. Я и гусениц, и яйца бабочек ем. А когда уж совсем туго с пищей, то могу и яйца колорадского жука проглотить, а что делать – голод не тётка. А на десерт у меня обычно пыльца и нектар цветов и ещё я грибков покушать люблю – плесневых. Ну, а когда жажду нужно утолить, я отгрызаю кусочек сочных листьев - мне ведь много не надо.
- Так ты, выходит, наш помощник,- констатировал Саша,- ты вредителей растений у нас в саду уничтожаешь. Спасибо тебе за это.
- Не стоит благодарности,- застеснялось «солнышко»,- это моя работа. А вообще то ещё в начале ХХ века в США нас использовали для борьбы с тлёй. А делали это так: вначале разведывали и наносили на карты места наших зимовок. ( Дело в том, что мы из года в год, собираемся на «зимние квартиры», в одном и том же месте. Однажды так собралось почти сорок миллионов «божьих коровок»). Здесь мы заползаем под камни, сухие листья, за кору и в разные щели.
- А зачем вас собирается так много?- поинтересовался малыш.
- Это ж и ежу понятно – в таких скоплениях температура поддерживается более высокая и снег тает раньше. А ещё так удобнее человеку. Попробуй нас поодиночке килограмм насобирать, а тут тебе – пожалуйста - миллионы жуков, хоть лопатой греби. Так нас и собирали в Штатах до 1936 года. Я уже говорила, что места наших зимовок наносили на карты, а потом, с декабря по февраль заготовители собирали нас в обычные мешки и продавали фермерам, которые готовы были выложить по восемь долларов за килограмм спящих «солнышек».
Саша взял «божью коровку» с моей руки и посадил себе на ладонь. Перенося жучка, сын немного придавил «солнышко» и на пальцах у мальчика осталось несколько капель жёлтого цвета с резким запахом.
- Ой!- воскликнул ребёнок,- я сделал тебе больно?
- Да нет, ничего, терпимо,- успокоило ого «солнышко»,- это я так защищаюсь от врагов в случае опасности. Если меня придавить, я выделяю из суставов ног немного своей крови, точнее гемолимфы, которая имеет резкий запах, горький вкус и ядовита для большинства животных. Поэтому то у меня мало врагов в природе. Вот разве что динокампусы…
- Кто, кто? – не понял Саша.- Динозавры?
Да не динозавры, а ди-но-кам- пу- сы – насекомые такие. Росточком с миллиметр, а я с ними справиться не могу. Подлетит такой паразит к «божьей коровке», отложит свои яйца прямо во внутрь её или её куколки и они от этого погибают. А находит нас этот наш враг по запаху гемолимфы. Так что одно и то же вещество в одних случаях защищает нас, а в других – губит.
Саша поднял ручку с сидящим на ней жучком и произнёс слова всем известной песенки:
« Солнышко, солнышко, полети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем собачкам раздают,
А тебе не дают».
«Солнышко» расправило свои крылышки и полетело.
- До свидания,- услышали мы.
- До свидания, «солнышко», удачи тебе! Прилетай к нам ещё.
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=51207
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 15.12.2007
автор: morozovlit