Конвенция актуальности



[i]этюд  для  «ЖЧТ»  и  «ФС»[/i]

       Нет  границы  между  людьми,  но  есть  граница  в  человеке.
       Можно  считать  установленным,  что  в  душе  каждого  из  нас  живут,  существуют  и  взаимодействуют  две  индивидуальности  –  настолько  же  непохожие,  как  торговка  и  поэт.  Как  им  удается  уживаться,  как  сохраняется  здоровье  этого  разума,  почему  человек  всегда  похож  сам  на  себя?..  Ну,  или  почти  всегда.  По  основному  свойству  человеческой  души:  она  стремится  к  такому  единству;  это  называется  «инстинктом  самости»  –  или  «гештальт-инстинктом».  Разум  вмещает  в  себя  всю  Вселенную  как  единое  неразрывное  целое  от  начала  и  до  конца  в  пространстве  и  времени,  со  всеми  причинно-следственными  связями,  с  ответами  на  все  вопросы.  Другое  дело,  что  значительная  часть  этой  Вселенной  вместе  с  ответами  упрятана  глубоко  в  нашем  подсознании,  и  достать  ее  оттуда  –  дело  очень  непростое.
       По  этой  причине  «торговке»  и  «поэту»  приходится  как-то  договариваться.  И  неплохо  бы  поучиться  у  них  этому  искусству.  Этот  договор,  который  мы  назвали  «Конвенцией  актуальности»,  и  есть  индивидуальный  образ  человека;  то,  что  отличает  его  от  других.  Собственно,  сами  «торговка»  и  «поэт»  –  или,  как  говорил  Юнг,  «личность»  и  «персона»  –  достаточно  простые  информационные  цепи,  сам  человек  –  это  его  Конвенция.  Насколько  глубоко  проработаны  ее  условия,  настолько  он  –  цельная  личность.
       Суть  и  цель  этой  Конвенции  –  распределение  ответственности  за  поступок.  Для  того,  чтобы  понять  смысл  первого  и  основного  ее  условия  (условия  [b]компетенции[/b]),  надо  знать  природу  каждой  нашей  ипостаси:  «личность»  дается  нам  от    рождения,  а  «персону»  воспитывает  общество.  Поэтому  в  личной  жизни  человеком,  как  правило,  руководит  «поэт»,  а  в  общественной    –  «торговка».  Тоже  –  как  правило.  Потому  что  есть  нюансы,  из-за  которых,  собственно,  и  приходится  усложнять  Конвенцию,  вводить  новые  условия.  Между  личной  и  общественной  жизнью  нет  четкой  границы,  не  правда  ли?  Фрейд  условно  считал  ее  границей  семьи  –  а  это  уже  какое-то  общество,  коллектив.  С  другой  стороны,  друзья,  знакомые,  соперники,  враги  –  такая  ли  это  уж  совсем  общественная  жизнь,  ничего  личного?  Таким  образом,  между  «торговкой»  и  «поэтом»  возникает  спор  из-за  контроля  над  поступками  в  спорных  лично-общественных  ситуациях.  
       Если  этот  спор  не  урегулирован  заранее  условием  договора,  человек  просто  не  решается  на  поступок  –  или  совершает  его  после  долгих  и  мучительных…  раздумий,  назовем  это  так.  Второе  –  промежуточное  –  условие  Конвенции  позволяет  сократить  число  таких  тупиковых  ситуаций.  Оно  очень  простое:  если  «торговка»  и  «поэт»  приходят  к  одному  решению,  оно  осуществляется  немедленно  (условие  [b]консенсуса[/b]).  Из-за  этого  большинство  наших  сознательных  поступков,  как  известно,  имеет  и  другую,  подсознательную  мотивацию,  которую  почему-то  считают  «истинной».  (Что  есть  истина?)
А  как  быть,  когда  возникают  разногласия  «личности»  и  «персоны»?  Третье  условие  ([b]рефлексии[/b])  тоже  объясняется  природой  «торговки»  и  «поэта»,  тоже  их  происхождением.  Сигнал,  формирующий  «персону»,  идет  в  направлении  «поступок  →  мнение  →  убеждения»;  то  есть  поступок  –  причина  всего  –  формирует  «персону».  Конформист  совершает  поступок  не  задумываясь,  рефлекторно.  Но  это  касается  только  знакомых  ему  ситуаций.  В  противном  случае  включается  вторичная  рефлексия  («Где  я?  Что  случилось?  Что  делать?»),  и  человек  действует  исходя  из  убеждений.  «Поэт»  контролирует  поступки  в  нестандартной  ситуации,  «торговка»  –  в  привычной.  Это  условие  Конвенции  очень  близко  «условию  компетенции»,  но,  все-таки,  не  совпадает  с  ним…  Таких  условий,  последовательно  уточняющих  друг  друга,  сужающих  круг  спорных  ситуаций,  великое  множество;  назовем  еще  одно,  последнее:  условие[b]  идентичности[/b].  
       Формирование  индивидуальности  происходит  в  детстве  и  отрочестве,  на  протяжение  первых  трех  возрастов  Эриксона.  Примерно  в  21  год  процесс  социальной  идентификации  («адаптации»,  как  говорят  конформисты)  заканчивается,  и  пора  ставить  точку  в  Конвенции.  Решение  состоит  в  том,  что  спорная  сфера  актуальности  отдается  –  вся  и  бесспорно  –  либо  «торговке»,  либо  «поэту».  Кому  из  них  и  почему?  Этот  вопрос  –  за  пределами  этюда;  сейчас  важно,  что  в  зависимости  от  этого  выбора  человек  идентифицируется  как  творческая  личность  либо  как  конформный  обыватель.  Поэт  или  торговка.  
       Это  последнее  условие  может  показаться  малосущественным  по  сравнению  с  основным  текстом  Конвенции,  но  это  заблуждение.  На  самом  деле  это  и  есть  сфера  свободы  воли,  «полоса  свободы»,  по  термину  Л.  Гумилева.  Оно,  это  условие,  трактует  и  регулирует  самые  индивидуальные,  самые  важные  для  судьбы  человека  вопросы.  Поэтому  дистанция  между  обывателем  и  личностью  огромна;  практически  это  два  различных  неконтактных  разума,  каждый  из  которых  построил  свою  цивилизацию,  свою  общность  на  планете.  
       Поэт  одинок  по-своему:  в  материальном  мире  общественной  практики.  Зато  он  всегда  чувствует  дыхание  ближнего  в  мире  идей.  [i]Элита[/i]  –  это  коллектив  одиночек.  Роль  творческой  личности  –  мыслить,  но  в  практической  жизни,  в  обществе  он  беспомощен.  Напротив,  предназначение  обывателя  –  действие,  он  всегда  в  гуще  событий,  в  толпе…  Толпа  –  это  коллективное  одиночество;  конформист  духовно  одинок.
       Относительная  аутичность  этих  субкультур  и  дала  повод  Андрею  Столярову  назвать  прогресс  «Телефоном  для  глухих».  Однако  его  одноименный  рассказ    –  упрощенная  модель,  символ  реальности.  Повторяю:  «cмокинг»  и  «ватник»  –  сами  по  себе  достаточно  примитивные,  линейные  информационные  цепи.  Запредельно  глубокая  сущность  разума  реализуется  их  Конвенцией.  Каждый  из  нас  умеет  действовать  и  мыслить  –  в  определенной  ситуации  –  и  как  «поэт»,  и  как  «торговка»,  мы  понимаем  друг  друга.  Общество  и  элита  играют  в  «испорченный  телефон»,  но,  все-таки,  друг  друга  слышат.
       Нет  границы  между  людьми,  но  есть  граница  в  человеке.

[b]2014[/b]

[b]Подробнее:[/b]
"Женственные  черты  толпы"
[url="getpoem.php?id=414031"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=414031[/url]
"Феномен  совести"
[url="getpoem.php?id=426805"].  http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=426805[/url]
"От  имени  ватника"
[url="getpoem.php?id=511510  "]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=511510  [/url]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=512886
Рубрика: Лирика
дата надходження 22.07.2014
автор: Ник.С.Пичугин