[i]Психологические аспекты власти
[/i]
[b]3. Вторая душа тупицы
[/b]
Каждый человек от рождения талантлив. А по истечении Третьего возраста Эриксона (который почему-то называют Пятым) психотип не изменяется; социальная идентификация индивидуума завершена, и он бессознательно дрейфует к той общественной нише, к той социальной группе, которая соответствует его психотипу. Надо продержаться 21 год…
[i] В огромном большинстве стран мира воспитание молодого поколения находится на уровне восемнадцатого-девятнадцатого столетия. Эта давняя система воспитания ставила и ставит перед собой прежде всего и по преимуществу подготовить для общества квалифицированного, но оболваненного участника производственного процесса. Во всех технических процессах господствует смысл, который располагает человеческими поступками и поведением, и не человек выдумал или создал этот смысл… Эту систему не интересуют все остальные потенции человеческого мозга, и поэтому вне производственного процесса человек в массе остается психологически человеком пещерным.
[/i] Страшно потерять талант, соблазниться легкой радостью бытия. Но по-настоящему глупость страшна не сама по себе. Это первый шаг в бездну, вот что. На том, кто сделал второй шаг от разума, уже падает отчетливая тень Зла: равнодушие. Полное отключение абстрактного любопытства. Человек становится тупицей не потому, что он не способен понять объяснений, а потому, что истина этих объяснений для него пустое место. Сам того не понимая, он руководствуется иной, не человеческой логикой, чуждой человеку целесообразностью; видит смысл, созданный не человеком.
[i] – Они научились, – сказала девочка. – Они были детьми, умели думать. Они узнали все, что им нужно для жизни. И перестали думать. Думать – трудно. Думать больно и опасно. Если в мире нет неизвестных опасностей, тебе вовсе не нужно думать.[/i]
У тупицы есть бытовой синоним: «тормоз» – из-за того, что в любой нестандартной ситуации он беспомощен. Способность руководствоваться соображениями разума уже утеряна, а навыки бессознательного автоматизма бесполезны: ситуация-то нестандартная. В этот момент тупица похож на автомат с лакунами в программном обеспечении – вот он и зависает. И есть только один путь решения его проблем: еще быстрее вперед, прочь от разума. Заполнять лакуны в программе – тупой, еще-тупее, тупее-всех-тупых – и превращаться в дурака. Тупость – это процесс.
Это не следствие глупости; то и другое – симптомы «бегства от разума», разные его стадии. В конформисте атрофия духовных качеств начинается с интеллекта. А потом процесс затрагивает и модифицирует все остальное: мораль, вкус, чувство юмора… Мы говорим: «тупой гоблин», и меньше всего имеем в виду умственные способности; прежде всего это этическая и эстетическая характеристика.
Мы говорим: «Тупой исполнитель», – с его девизом «Ничего личного!» Совершенно верно, сфера личной жизни тупицы необратимо сужается. Каждый глупец имеет свою тихую радость; тупица лишен и этого. Его природная личность, его внутренний «поэт» изолируется от актуальной сферы психики, погружается все глубже в подсознание. Так составлена его [i]Конвенция актуальности[/i]: почти во всех жизненных ситуациях поступками руководит внутренний «ватник», инспирированная обществом «персона». Природные духовные качества в душе тупицы подменяются социогенными симулякрами: мораль – нравственностью, истина – предрассудком, знание – верой, вкус – вкусами, любовь – сексом, чувство юмора – гэгом. Вся духовная сфера формируется заново, начиная с интеллекта. «[i]Человек создает окружающую среду,[/i] – говорил Э. Реклю, –[i] по своему образу и подобию[/i]». И мы говорим: «Вторая природа». Но верно и обратное: окружающая среда по своему образу и подобию создает человека. [i]Но смысл того, что правит этим изменением, попрежнему темен.
[/i] Мы говорим: «отупение», атрофия чувств. Эмоции тупицы сугубо эмпатичны, это отражение настроений толпы, и оживают они только в массе. Только в гуще обыденной рутины он сколько-нибудь жив. Действие является образом жизни; действие – но не поступок. Мы видели, как глупец заменяет мышление действием: зачем размышлять над проблемой, если можно испробовать решения? Одно, другое, третье… Получилось! Тупица же – не хочет и отказывается решать проблемы, он просто их избегает. [i]«Быть разумным так глупо! Ничего не знаешь наперед.» [/i] Его действие глубоко пассивно, он только объект этого действия. Он ищет и находит стандартные ситуации, повторяет свой день снова и снова, закрепляя этим повторением суррогат духовности; свою «вторую душу».
Как ковровую дорожку под ноги, стелет общество путь этого повторения, замкнутый цикл быта; то, что Фрейд называл «идиотизмом обыденной жизни». То самое общество, которое лепит свой любимый образ из этого человечьего пластилина. Нужно ли объяснять читателю, сколь целесообразна тупость, какая от нее практическая польза? Любая форма общественной адаптации в том или ином смысле сводится к отупению. Глупец убегает от разума – это его выбор, его решение. Но рано или поздно, все настойчивей и настойчивей общество начинает толкать его в том же направлении – от разума. Куда?
[b]2014
[/b]
[b]Литература раздела:[/b]
1. М. Хайдигер. «Отрешенность»
2. А. и Б. Стругацкие. «Хищные вещи века».
3. С. Лукьяненко. «Спектр».
4. Ник. С.Пичугин. «Конвенция актуальности».
[url="getpoem.php?id=512886"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=512886[/url]
5. Ник. С.Пичугин. «Почти как люди», эссе
1. «Категория нормы».
[url="getpoem.php?id=514265"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514265[/url]
2. «Прагматизм отрешенности».
[url="getpoem.php?id=514458"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514458[/url]
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514880
Рубрика: Лирика
дата надходження 01.08.2014
автор: Ник.С.Пичугин