Клуб Четырех.

   Мелодичный  звон  часов  нарушил  торжественную  тишину.  Дверца  распахнулась,  показалась  процессия    бронзовых  медвежат  –  сначала  большой  в  шлеме  и  с  копьем,  следом  поменьше,  с  флажком;  замыкал  процессию  малыш  с  бочонком    в  лапках.    Звонко    прокукарекал  серебряный  петух;  медведи  чинно  прошествовали  в  башенку.  Когда  дверца  за  ними  закрылась,  мальчик  ударил    в  колокольчик.  Лев  кивнул  головой  шесть  раз.
-  Шесть,  господа!  –  свернул  газету  сидевший  в  кресле  седой  человек  в  дорогом  английском  костюме.  Красное  обветренное  лицо  и  грива  седых  волос  делали  его  похожим  на  старого  рассерженного  льва.  –  Вечер.  Еще  один  тоскливый  вечер!  Впрочем,  есть  предложение.  А  не  расписать  ли  нам  банк?  Ваше  мнение,  господа?
-  Я  –  за!  –  щелкнул  крышкой  часов  невысокий  мужчина.  В  свете  газовых  рожков,  стилизованных  под  старинные  канделябры,    его  лысина  сверкала,  как  начищенный  бильярдный  шар.
-  Поддерживаю!  –  подал  голос  сухопарый  брюнет  с  блестящим  моноклем  в  глазу.  –  Тем    более  что  я  имею  на  вас  зуб  –  еще  не  отыгрался  за  прошлый  раз.
-  Не  думаю,  что  вам  удастся  огорчить  меня.  –  довольно  потер  руки  Седой.  –    Чувствую,    я  сегодня  в  ударе.  А  вы,  барон?
     Бароном  оказался      благообразного    вида  мужчина.    Круглое  лицо,  аккуратная  эспаньолка  –  его  вполне  можно  было  принять  за  почтенного  профессора.  
-  Банк?  –  растерянно  спросил  он.  –  Ну  что  же,  я  не  против.  
   Седой    тронул  серебряный    колокольчик.  На  пороге  тотчас  возник  дворецкий;    безупречная  одежда  и  бесстрастное  лицо  скорее  принадлежали  кукле,  чем  живому  человеку.  Порыв  ветра  от  открывшейся  двери  качнул  пламя  в  камине.
-  Гюнтер!  –  обратился  к  дворецкому    Седой.    –  Подать    свет  в  гостиной;  разожгите  камин  и  приготовьте  кофе.  
 Лысый  кашлянул.
-  И  прикажите    венгерского  коньяка.  –  по  размышлению  добавил  Седой.  –  Ликер  и  немного  бордо  из  моих  запасов.  Специально  для  вас,  барон  –  знаю,  что  вы  не  патриотично  предпочитаете  его  рейнскому.
-  Вы  несправедливы.  –  с  легкой  обидой  возразил  Эспаньолка.  –  Я  истинный  патриот  Германии;  но  что  же  делать,  если  с  приходом  двадцатого  века  все  меняется,  и  не  всегда  в  лучшую  сторону.
-  Да,  того  рейнского,  которым  вы  угощали  меня  в  своем  замке,  уже  нет!  –  согласился  Седой.  –    И  если  бы  только  вином  дело  ограничилось.  Ну  что  же,  пока  готовят  комнату,  поговорим  о  деле,  господа.  Кто  из  вас  читал  мою  последнюю  статью?
-  Она  великолепна!  –  откликнулся  Монокль.
-  Очень  сильна!  –  щелкнул  крышкой  часов  Лысый.
-  А  ваше  мнение,  барон?
Эспаньолка  нерешительно  почесал  бородку,  выглянул  в  окно.
-  Ваша  рецензия,  несомненно,  хороша,  –  осторожно  выбирая  слова,  сказал  он.  –  Как    всегда,  логична,  свежа,  внутренне  содержательна…
-  Остроумна!
-  Вполне  с  вами  согласный.  Ваш  слог  вызывает  восхищение;  признаю,  мне  никогда  не  удастся  писать  с  таким  изяществом  и  достоинством.  Но  не  кажется  ли  вам,  друг  мой,  что  в  целом  она…  как  бы  это  сказать…  малость…
-  Резковата?  –  подхватил  Седой.  –  Вы  абсолютно  правы,  барон.  Честно  скажу  вам,  господа,  без  ложной  скромности  –  это  моя  лучшая  рецензия  за  последний  год.  Этот  гамбургский  выскочка  нескоро  еще  подойдет  к  мольберту,  если  вообще  когда-нибудь  решится!  
-  Браво!  –  хлопнул    в  ладоши  Монокль.
   Лысый  тактично  промолчал.  Эспаньолка    вздохнул  –  слишком  красноречиво,  чтобы  остаться  незамеченным.
-  Послушайте,  друг  мой!  –  обратился  к  нему  Седой.  –  Я  всегда    говорил  и  говорю  –  если    что-то    и  мешает  вам  достичь  истинной  высоты,  так  это  ваша  врожденная  мягкосердечность.  Похоже,  вы  никак  не  можете  забыть,  что  в  руках  у  вас  уже  не  кисть,  а  перо.  С  тех  пор  как  вы  оставили  мольберт  и  сели  за  стол  –  вы  уже  не  художник,  а  критик!  А  речь  критика  должна  быть  сурова.  В  ней  нет  места  ложной  жалости  и  сочувствию.  Искусство  –  а  я  говорю    об  истинном  искусстве  –  нуждается  в  защитниках,  чтобы  не  скатиться  до  вульгарности,  не  стать  потехой  лишенной  даже  малости  вкуса  толпы,  которая  не  отличит  гениальности  Дюрера  от  дешевой  мазни  уличного  проходимца,  вроде  Пикассо.  А  защитники  –  это  мы!  Клуб  четырех!  Лучшие    искусствоведы  Германии,  к  нам  прислушиваются  не  только  в  Берлине,  но  и  в  Лондоне,  Париже  и  Риме!  Нам  потребовались  годы  каторжного  труда,  чтобы  заработать  такую  репутацию;  а  потерять  ее  в  один  миг  ничего  не  стоит.
-  Так,  по-вашему,  репутация  стоит  больше,  чем  истина?  –  поднял  брови  Эспаньолка.
Седой  только  отмахнулся.
-  Это  позиция  Герострата!  –  настаивал  Эспаньолка.  –  Не  нравится  мне  храм  –  сжечь  его!  Ах,  он  нравится  другим?  А  мне  что  с  того?  
-  А  кто  сказал,  что  Герострат  был  неправ?!
-  Не  стоит  начинать  старый  спор,  господа.  –  примирительно  обратился  к  спорщикам  Монокль.    –    Трения    бесплодны.  И  вот,  кстати,  случай  по  теме:  недавно  ко  мне  заявился  один  французский  писака;  его  якобы  интересовала  моя  рецензия  на  прошедшую  недавно  в  Париже  выставку.
-  Я  читал  ее!  –  перебил  Седой.  –  Вы  в  пух  и  прах  разнесли  это  сборище  бездарностей  и  выскочек.  Достойная  работа!
-  Благодарю,  благодарю,  Ваша  похвала  дорогого  стоит.    Но    дело  не  в  ней.  Этого  борзописца,  видите  ли,  очень  сильно  интересовал  вопрос  –  этично  ли  с  моей  стороны  высказывать  мнение  человека,  за  всю  жизнь  не  написавшего  ни  одной  картины?
-  Как?  –  побагровел  Седой.  –  Какая  наглость!
-  Бесстыдство!  –  поддакнул,  щелкнув  крышкой  часов,  Лысый.
Эспаньолка  промолчал,  поглядывая  в  окно.  Седой  метнул  в  коллегу  огненный  взгляд:
-  Надеюсь,  вы  достойно  ответили  этому  проходимцу?  
-    Я  приказал  спустить  этого  лягушатника  с  лестницы.  –  довольно    улыбнулся  Монокль.  –  Он  надолго  забудет  дорогу  к  моему  порогу.
-  Молодец!  Достойно!  Однако  же  эти  писаки  совсем  обнаглели.  Какая  разница  –  пишешь  ли  ты  картины  или  нет?  Разве  нужно  уметь  держать  кисть,  чтобы  судить  других?    –  Седой  рассерженно  мерял  шагами  комнату.  –  Я  не  художник!  И  никто  здесь  не  стоял  у  мольберта  –  конечно,  кроме  вас,  барон.  И  не  хмурьтесь!  Вовсе    не  обязательно  уметь  рисовать,  чтобы  судить  о  картине,  достойная  ли  это  работа  или  нет!  Я  на  том  стоял  и  стоять  буду!
-  Но  кто  решает  –  хороша  ли  картина  или  нет?
-  Мы!  –  рассерженным  львом  рыкнул  Седой.  –  Потому  что  мы  –  лучшие!  Наши  учителя  –  вот!  Висят  на  стенах!  Дюрер,  Ренуар,  Рафаэль!  А  все  эти  недоучки,  выскочки  и  самоучки  пусть  знают  свое  место!
 Седого  прервал  деликатный  стук  в  дверь.
-  Все  готово,  господа!  –  торжественно  объявил  Гюнтер.
-  Вовремя!  –  облегченно  вздохнул  Монокль.
-  Прошу,  господа!  –  вытер  красное  лицо  платком  Седой.  –  Прошу,  прошу!  Что  вы  там  прилипли  к  окну,  барон?
-  Минутку,  господа!
-  А  я,  кажется,  знаю,  в  чем  дело!  –  щелкнул  крышкой  Лысый.  –  ОН    здесь?
-  Опять?  –  удивился  Монокль.
-  Это  правда,  барон?  
-  Правда.  –  покаялся    Эспаньолка.  
-  Однако!  –  к  всеобщему  опасению,  снова  покраснел  Седой  –  Нахальство  этого  молодого  наглеца  переходит  всякие  границы.  Сколько  можно  торчать  под  нашими  окнами?  Разве  еще  три  дня  тому  мы  не  дали  понять  этому  провинциалу,  что  не  желаем  видеть  его  работы?
-  А  может…
-  Не  может,  барон!
-  Но  послушайте,  господа!  –  наконец  перешел  на  решительный  тон  Эспаньолка.  –  Юноша,  который  уже  третий  день  мокнет  под  дождем  у  порога,  заслуживает  того,  чтобы  его  хотя  бы  выслушали!
-  А,  по-моему,  он  заслуживает  хорошей  палки!
-  Позвольте,  господа!    Я  никогда  вас  ни  о  чем  не  просил.  Так  почему  бы  вам  не  сделать  мне  одолжение?  
 Часы  на  каминной  полке  снова  зазвенели.    
-  А  что,  господа?  –  вдруг  подал  голос  Монокль.  –  Уважим!  
-  Только  из  нездорового  любопытства!  –  щелкнул  крышкой  часов  Лысый.
 Седой  недовольно  пожевал  губами,  но,  в  конце  концов,  сдался:
-  Из  моего  к  вам  расположения,  барон!  Гюнтер!  
 Дворецкий  явился  тотчас.
-  Там,  на  улице,  мокнет  нахальный  юноша.  Извольте  привести  его  сюда.  Только  проследите,  чтобы  он  ничего  не  прикарманил  по  дороге  –  знаем  таких.
 Седой  сел  в  кресло;  вся  его  фигура  тотчас  приобрела  вид  внушительный  и  строгий.  По  обе  стороны  от  него  стали,  как  верные  стражи,  Лысый  и  Монокль.  Эспаньолка  нерешительно  теребил  бородку  в  стороне.
   В  коридоре  послышались  шаги,  кто-то  робко  постучал.    Суровому    взору  Четверки  предстал  насквозь  промокший  щуплый  черноволосый  юноша.  Темные  струйки  воды  сбегали  по  костюму,  в  котором  с  трудом  угадывался  австрийский  наряд.  Под  мышкой  юноша  держал  нечто,  тщательно  и    аккуратно  завернутое  в  непромокаемую  мешковину.
 Юноша    дважды  низко  поклонился.  Первый  раз  –  картинам  на  стенах,  второй  –    строгим  хозяевам.  Лишь  Эспаньолка  ободряюще  улыбнулся.
-  Господа,  –  робко  начал  юноша,  –  для  меня  большая…
-  Как  вы  смеете!  –  резко  перебил  его  Седой.    –  Как  вы  смеете  заговаривать  первым?  В  каком  медвежьем  углу  осталось  ваше  воспитание?  Молчите,  пока  вас  не  спросят!  Вы  знаете,  кто  мы  и  где  вы  находитесь?
-  О  да,  господа!  Лучшие  художники  Рейха,  да  и  всей  Европы  почитают  за  честь  представить  на  ваш  справедливый  суд  свои  работы;  и  я  счастлив,  что  вы  уделили  мне…
-  Много  слов!  –  перебил  юношу  Лысый,  щелкнув  крышкой  часов.
-  Простите…  Мое  имя…
-  Нас  не  интересует  ВАШЕ  имя.  –  заметил  Седой.  –  Если  вы  знаете  так  много,  то    должны  знать  и  то,  что  даже  для  того,  чтобы  просто  переступить  этот  порог,  надо  иметь  нужную  рекомендацию.  Есть  она  у  вас?  Чье  имя  вы  можете  представить  в  качестве  гаранта?
-  Меня  направил  к  вам  барон  фон  Дист.    К  вашим  услугам…
 Седой  пренебрежительно  махнул  рукой.
-  Фон  Дист!  –  пробормотал  Монокль.  –  Этот  выживший  из  ума  старик  всегда  имел  слабость  ко  всякой  швали.  С  чем  пришли,  юноша?
-  Я  почту  за  великую  честь  представить  на  ваш  суд  мои  работы…
 Седой  пренебрежительно  фыркнул,  на  мгновение  превратившись  изо  льва  в  старого  моржа.
-  Так  показывайте!  Или  вы  думаете,  что  нам  доставляет  удовольствие  наблюдать  вашу  постную  физиономию?  Подставки  там!  И  постарайтесь  поменьше  следить  мне  на  коврах.
 Эспаньолка  молчал.
 Юноша  засуетился.  Вскоре  на  высоких  подставках  перед  Четверкой  разместились  три  небольшие  картины.  Это  они  были  спрятаны  в  непромокаемом  свертке.  Закончив,  юноша  низко  поклонился  и  отошел  в  тень.
   Какое-то  время  в  комнате  стояла  тишина.  Все  внимательно  разглядывали  картины.  Седой  молча  раскурил  дорогую  сигару;  ароматный  дым  сизыми  клубами  поднялся  к  потолку.
-  Скажите,  юноша…  –  первым    нарушил    тишину  Седой.  –  Кто  вы,  в  конце  концов,    такой?
-  Я  бедный  студент,  господин.  Родом  из  Браунау…
-  Это  в  подданстве  Габсбургов?
-  Да,  господин.  Я  работаю  подмастерьем  у  маляра…
-  Почему  вы  решили,  что  умеете  рисовать?
-  Это  решил  не  я.  Герр  фон  Дист  увидел  мои  рисунки;  он    сказал  мне,  что  у  меня  есть  дар,  и  что  мне  стоит  найти  хорошего  учителя.
-  Уж  не  здесь  ли?  –  иронически  поинтересовался  Седой.  –  А  скажите,  вы  никогда  не  жалели  о  своем  решении  стать  художником?
-  Нет,  господа!  Я  был  бы  счастлив,  если  бы  мои  работы  понравились  вам.  Я  хочу  нести  в  этот  мир  красоту  и  гармонию,    светлое,  дарить  людям  радость…
-  А  я  жалею!  –  рыкнул  вдруг  Седой.  –  Иначе  я  не  потратил  бы  на  вас  впустую  столько  времени!
-  Целых  тридцать  минут!  –  щелкнул  часами  Лысый.
 Эспаньолка  молчал,  внимательно  рассматривая  третью,  ближнюю  к  нему  картину.
 Юноша  побледнел.
-  Но  может  быть,  господа…
-  Не  может  быть!  Как  вы  смели  представить  нам  такую    мазню?  
-  Бездарность!  –  поддакнул  Лысый.
-  Хочешь  быть  художником?  –  спросил  Монокль.  –  Тогда  крась  заборы!
     Издевательский  взрыв  хохота  окончательно  добил  юношу.  Вне  себя,  он  кинулся  к  подставкам.  С  треском  разлетелись  рамы;  юноша  швырнул  картины  на  пол  и  принялся  топтать  их,  громко  крича  срывающимся  голосом  непристойные  ругательства.    Две  картины  полетели  в  камин;  по  лицу  юноши  градом    катились  слезы.  Лишь  третью  картину  Эспаньолке  удалось  спасти.
 Седой  бешено  затряс  колокольчик;  в  комнату  ворвались  Гюнтер  и  два  его  помощника.
-  Взять  его!  –  велел  Седой,  указывая  на  юношу.  –  Гнать  взашей!    Если  он  еще  хоть  раз  появится  здесь,  палками  гнать  его  до  самого  Браунау!
Юношу  схватили  и  поволокли  прочь.  Четверо    в  молчании  слушали  удаляющуюся  ругань.
-  Шайзе!  –  громко  донеслось  последний  раз.  
 Тяжело  ударила  входная  дверь.
-  Ну  спасибо,  барон!  –  пригладил  шевелюру  Седой.  –  Удружили!
-  А  знаете,  господа?  –  спрятал  наконец  часы  Лысый.  –  А  мне  понравилось!  Столько  экспрессии,  эмоций!  А  вы  жаловались  на  скучный  вечер.
-  Ну,  если  так…  –  остыл    Седой.  –  Но  этих  эмоций  лично  мне  хватит  надолго.  Кстати,    мое  предложение  в  силе.  Банк,  господа?
-  Присоединяюсь!
-  Поддерживаю!
-  А  вы,  барон?
-  Минутку,  господа!  –  попросил  Эспаньолка.  –  Я  сейчас  к  вам  спущусь.
-  Не  задерживайтесь!
 Оставшись  один,  Эспаньолка  принялся  разглядывать  спасенную  картину.  Мир  и  война,  насилие  и  красота  переплетались  на  ней  самым  причудливым  образом.
-  А  ты  не  так  прост,  юноша!    Конечно,  Дюрер  бы  из  тебя  не  вышел,  но  при  хорошем  учителе…
   Эспаньолка  покосился  в  сторону  двери.
-  …  Ты  мог  бы  и  правда  дарить  людям  прекрасное.  Как  же  тебя  зовут?
 Глаза  Эспаньолки  забегали  по  картине,  разыскивая  подпись.
-  Ну  где  же  вы,  барон?
 Эспаньолка  вздрогнул,  втянул  голову  в  плечи,  как  мальчишка,  застигнутый  за  постыдным  делом.  Огонь  в  камине  радостно  взметнулся,  получив  новую  пищу.
   Уже  с  порога    Эспаньолка  оглянулся.  В  дыму  и  пламени  погибала  последняя  картина  неудачливого  художника.  
-  Шикельгрубер…  –  как    бы  запоминая,  повторил  Эспаньолка.  –  Адольф  Шикельгрубер…  Даже  жаль,  Адольф,  что  мы  о  тебе  больше  не  услышим!

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=567678
Рубрика: Лирика
дата надходження 18.03.2015
автор: taurus