Особенная атмосфера

Свет.  Чистый  свет.  Такой  однородный.  Но  это  свет.  И  он  кажется  плотным.  Он  кажется  живым.  Это  не  электрический  свет.  Это  самый  что  ни  на  есть  чистый  белый  свет.  Но  такой,  каким  я  никогда  его  себе  не  представлял  и  не  чувствовал.  Я  не  только  наблюдаю  свет  глазами,  я  могу  слышать  его  трепет,  ощущать  движение  света,  вдыхать  его.  Это  что-то  невозможное,  невозможно,  чтобы  всё  было  так  наполнено  светом.
А  ведь  это  должен  быть  обычный  белый  свет,  который  попадает  в  окно  при  обычном  пасмурном  дне.  Да,  это  должен  быть  именно  такой  свет.  Я  вижу  окно.  Оно  большое,  в  человеческий  рост  по  вышине.  Окно  закрыто,  а  стекло  искрится,  сверкает  от  света.  Проходя  через  стекло,  свет  оставляет  отблеск,  бесчисленное  множество  отблесков.  Я  не  могу  за  ними  уследить.  Я  могу  видеть  то  тут,  то  там  искрение,  но  и  их  число  бесконечно.
Я  начинаю  видеть  комнату.  Вернее,  пока  лишь  очертания  комнаты.  Мне  трудно  что-либо  разглядеть  подробно.  Я  могу  определить  только,  что  я  не  вижу  всю  комнату  целиком.  И  я  пытаюсь  присмотреться  и  понять,  какую  же  её  часть  я  наблюдаю.  Я  различаю  стены,  они  какого-то  матового  цвета,  то  ли  это  зелёный,  то  ли  один  из  синих  оттенков,  впрочем,  может  даже  светло-коричневый  (словно  моё  восприятие  света  играет  со  мной).  Я  вижу  границу  между  потолком  и  стенами.  Теперь  я  могу  более  точно  оценить  цвет  стены:  это  некий  оттенок  синего,  которым  видится  снежный  покров  в  сумеречное  время  (скорее,  в  начале  сумерек).  Впечатление  именного  такого  цвета:  темноватого,  но  лёгкого,  холодного,  но  удивительно  родного.  Он  даже  немножко  светлеет.  Мне  так  кажется.
Судя  по  всему,  я  сейчас  нахожусь  где-то  в  больнице.  Однако,  что  примечательно,  я  чувствую  себя  очень  умиротворённо.  Мне  даже  не  хочется  определять  более  точно,  где  и  почему  я  нахожусь  в  данный  момент.  Я  не  хочу  двигаться.  Единственное,  что  мне  доставляет  чувство  радостного  удовлетворения,  это  смотреть.  Просто  смотреть,  не  разглядывая.
В  комнате  кто-то  есть.  Я  различаю  силуэты  на  фоне  стены  и  чего-то  ещё.  «Что-то  ещё»  –  это  диван.  Люди  сидят  на  диване.  Я  здесь  не  один.  Почему-то  этот  простой  факт  меня  сильно  радует.  И  очертания  людей  начинают  становиться  более  ясными.  Да  и  всей  комнаты  тоже.  Вот  чудно!  Мне  это  необъяснимым  образом  нравится.
Эти  люди,  я  узнаю  их.  Здесь  находятся  совсем  не  чужие  мне  люди.  Я  могу  видеть  их  лица.  Это  просто  великолепно!  Я  вижу  знакомые  мне  черты,  знакомые  жесты.  Здесь  трое  моих  коллег  по  работе,  двое  друзей,  с  кем  я  вместе  учился,  и  Мари.  Меня  охватывает  восторг,  но  при  этом  я  спокоен.  Я  вижу,  как  одна  из  моих  коллег  что-то  объясняет  двум  другим  коллегам  при  помощи  круговых  движений  одной  руки:  начиная  с  маленьких  кругов,  вычерчиваемых  в  воздухе  при  помощи  одной  только  кисти  руки,  она  переходит  к  кругам  большего  диаметра,  которые  уже  создаются  движением  всей  руки,  постепенно  во  вращение  вовлекается  и  плечо.  Она  обычно  так  объясняет  план  выполнения  какой-либо  задачи:  начиная  с  маленьких  вещей,  переходим  к  более  сложным,  охват  становится  шире,  и  всё  сцепляется  воедино.  Такие  её  рассуждения  часто  вызывают  скептические  улыбки  и  шутки.  Сейчас  ничего  такого  нет.  В  этом  есть  некая  прелесть.  Лица  моих  коллег  сейчас  очень  сосредоточены.  А  мои  друзья  оба  смотрят  как-то  рассеяно.  Оба  сидят,  наклонивши  спину  вперёд  и  положа  локти  на  колени.  Не  меняя  позы,  держа  упор  на  локтях,  они  попеременно  делают  движения  руками,  вероятно  пытаясь  найти  для  них  наиболее  подходящее  положение.  Это  немного  забавно.  Не  в  том  смысле,  что  это  смешно  или  как-то  вызывает  смех.  Это  забавно,  но  не  связано  со  смехом  вовсе.  (Даже  сама  такая  мысль  забавна  и  не  смешна.)
А  Мари,  как  прекрасно  видеть  её  здесь!  Она  сидит,  держа  спину  прямо,  взгляд  её  устремлён  вперёд,  но  иногда  она  закрывает  глаза,  на  время,  ненадолго,  затем  снова  смотрит  вперёд.  Вокруг  неё  я  словно  вижу  больше  света  и  сияния,  чем  вокруг  других.  Я  не  понимаю,  отчего  это  так,  как  и  не  понимаю,  почему  я  вообще  различаю  некое  сияние  вокруг  людей.  Я  даже  не  могу  определить,  увидел  ли  я  его  сразу  или  оно  появилось  постепенно.  Но  сияние  вокруг  Мари  ярче.  Похоже,  что  дело  в  её  одежде.  Она  единственная  из  всех  в  белом.  Точнее  наполовину  в  белом,  у  неё  кофта  белого  цвета;  остальные  же  исключительно  в  тёмных  цветах,  если  касаться  одежды.  Я  любуюсь  Мари  и  любуюсь  этим  свечением.  Её  кофта…  это  ведь  та  кофта,  которую  Мари  одевает  обычно  в  ноябре  или  декабре,  непременно  начиная  с  того  дня,  когда  выпадет  первый  снег,  то  есть  такой  «настоящий»  снег,  который  полностью  покроет  предоставленную  ему  поверхность  и  не  растает  через  час.  Но  ведь  сегодня  ещё  только  сентябрь.  Пусть  и  холодный,  но  не  может  же  сейчас  выпасть  такой  «настоящий»  снег!  Это  становится  любопытно.  Мари  каждый  год  подстраивала  игру-угадайку:  кто  точнее  из  нас  предскажет  день  выпадения  первого  снега,  её  первого  снега.  Благодаря  этому,  ожидание  снега  каждый  год  превращалось  в  праздничное  ожидание.  Предсказания  обычно  давались  в  конце  сентября,  так  что  мои  метеорологические  знания  не  давали  мне  преимущества  (тем  более  что  я  охотно  делился  своими  знаниями).  Я  проигрывал,  непременно  проигрывал,  и  лишь  в  прошлом  году  мой  прогноз  оказался  точнее.  Мари  почему-то  восприняла  это  более  серьёзно,  чем  рядовое  случайное  событие.  Хотя  сначала  показалось,  что  она  просто  порадовалась  тому,  что  мне  повезло,  но  потом,  когда  я  при  случае  в  шутливой  форме  напоминал  об  этом,  у  Мари  появлялось  такое  серьёзное  выражение  лица,  что  мне  становилось  не  по  себе.  Однако  тон  её  слов  в  этих  случаях  был  всегда  спокойным  и  безмятежным.
И  вот  сейчас  у  Мари  такое  же  серьёзное  выражение  лица.  И  я  замечаю,  что  никто  из  шестерых  не  улыбается.  Они  не  кажутся  грустными.  Наоборот,  я  как-то  интуитивно  чувствую  или  вижу  их  скорее  радующимися,  а  не  горюющими.  Только  вот  отчего-то  они  не  улыбаются.  Сосредоточены  на  чём-то.  Странно.  Но  это  не  кажется  важным.  Главное  то,  что  я  очень  рад  их  видеть.
Мари  сидит  на  краю  дивана,  ближе  всех  к  окну.  Перевожу  внимание  на  окно.  Я  начинаю  привыкать  к  этому  искрящемуся,  но  самому  обыкновенному  дневному  свету.  Я  уже  смог  бы  встать,  посмотреть  в  окно,  убедиться,  что  снега  ещё  нет,  и  тогда  спросить  у  Мари,  что  же  такого  сверхсерьёзного  произошло,  что  она  одела  свою  первоснежную  кофту.  Ведь  Мари  не  могла  её  просто  так  надеть.  Не  могла.  Это  было  бы  интересно  выведать,  но  я  не  хочу  сейчас  двигаться,  не  хочу  нарушать  спокойствия.  Моё  настроение  настолько  прекрасно,  что  я  чувствую  себя  вовлечённым  в  таинство,  в  коих  я  никогда  не  участвовал.  Я  просто  желаю  не  нарушать  это  таинство.  Впрочем,  я  что-то  вижу,  глядя  в  стекло,  я  могу  что-то  различить  по  ту  сторону  стекла.  Там  что-то  удивительное  и  невероятное.  Самое  невероятное.  Там  идёт  снег.  Снег!  Чистый  прекрасный  снег.  Мягкие  хлопья  снега  тихо  и  аккуратно  планируют  сверху  вниз.  Да,  это  не  мокрый  снег  вперемежку  с  дождём,  а  тот  самый  «настоящий»  снег  для  Мари.  Я  так  думаю.  Мне  становится  радостно  от  таких  мыслей.  Конечно,  я  не  вижу  всего  за  окном,  не  вижу,  покрывает  ли  снег  улицы  или  же  он  сразу  тает.  Но  я  вижу  Мари  в  её  белой  кофте,  и  я  вижу  снег.  Я  чувствую  себя  счастливым.
Как  же  это  чудно:  ещё  сентябрь,  а  уже  снег.  Редкое,  даже  исключительное  явление  в  наших  местах.  В  этом  году,  получается,  нам  с  Мари  не  придётся  гадать,  когда  выпадет  первый  снег.  Её  первый  снег  нас  опередил.  Мари  не  смотрит  в  окно.  А  мне  хочется  разделить  с  ней  радость  от  этого  прекрасного  снега.  Я  хочу  подойти  к  ней,  сказать,  как  я  рад  её  видеть.  И  внезапно  понимаю,  что  я  не  могу  сейчас  сдвинуться  с  места.  Я  совершенно  неподвижен.  И  не  в  состоянии  даже  что-нибудь  сказать  или  просто  издать  звук.  Единственное,  что  я  могу,  это  смотреть.  Я  даже  поворачивать  голову  не  имею  возможности.  Вот  те  раз!  Я  чувствую  необъяснимый  прилив  счастья,  и  я  так  ограничен  в  его  проявлении.  Я  просто  зритель.  Но  что  более  волнующе,  ведь  я  сразу  почувствовал  себя  в  роли  зрителя,  в  этой  изумительной  для  меня  сейчас  роли.
Это  слишком  странно,  это  слишком  необычно,  но  я  легко  смиряюсь  с  тем  фактом,  что  не  могу  двигаться.  Я  открываю  для  себя  новые  возможности,  новые  преимущества.  Я  безмятежно  наблюдаю.  Мой  взор  парит.  Я  отказываюсь  от  обязательных  условий,  от  заученных  установок.  Если  сейчас  произойдёт  то-то,  то  тебе  нужно  отреагировать  так-то  –  нет,  теперь  этого  нет.  И  я  могу  видеть  и  замечать  гораздо  больше,  гораздо  большее.  Я  не  расстраиваюсь  в  данную  минуту  только  потому,  что  в  данную  минуту  я  должен  быть  расстроен.  Я  радуюсь.  Я  счастлив  быть  здесь,  рядом  с  Мари,  рядом  с  друзьями,  я  счастлив  проживать  такой  чудесный  день.
Я  ощущаю  себя  парящим.  Я  смотрю  в  окно,  мне  кажется,  что  я  прыгаю,  перескакиваю  по  этим  парящим,  почти  невесомым  хлопьям  снега.  Такого  чистого,  такого  раннего,  такого,  словно  из  детской  сказки.  Есть  что-то  детское  во  всём  этом.  Чувствует  ли  это  Мари?  Её  взгляд  задумчив.  Я  не  знаю  почему,  но  мне  кажется,  что  мы  можем  сейчас  обмениваться  между  собой  знаками-информацией.  Но  как,  я  не  знаю.  Мне  это  только  очень  ясно  кажется.  Я  чувствую  направление  её  взгляда.  Мари  чуть  наклоняет  голову.  Теперь  её  глаза  начинают  слегка  присматриваться,  и  её  взгляд  приподнимается  вверх.  Вот,  стоп.  Мари  задерживает  свой  взгляд  на  пару  секунд,  отводит  глаза  в  сторону,  затем  возвращает  и  задерживает  взгляд.  Я  словно  предчувствую  каждое  её  движение.  И  я  уверен,  что  в  её  движениях  есть  осмысленность,  она  тоже  что-то  предчувствует.  И  Мари  всматривается.  Ещё  никогда  я  не  следил  за  Мари  так  заворожённо.  Ещё  никогда  эмоциональная  связь  между  нами  не  ощущалась  так  тонко  и  трогательно.  И  за  окном  её  первый  снег.  Теперь  я  бы  сказал:  «наш  первый  снег».  Я  так  отчётливо  ощутил  эту  снежную  красоту,  отчётливо  увидел,  прочитал  эту  детскую  сказку.  Удивительно.  Это,  оказывается,  постижимо.
Я  всё  ещё  не  могу  ни  пошевелиться,  ни  сказать  ни  слова,  но  это  не  занимает  мои  мысли.  В  моей  голове  тешится  лишь  идея:  как  бы  не  потерять  ощущения  этой  комнаты.  Это  звучит  иносказательно,  но  я  чувствую  это  буквально.  Я  стараюсь  подметить  детали  комнаты,  и  я  впервые  понимаю,  как  много  может  быть  уникальных  мелочей  в  пределах  одного  заурядного  помещения.  Возможно,  всё  дело  в  игре  света.  Свет  играет  этой  комнатой  сейчас.  Чем  настойчивее  я  пытаюсь  сфокусировать  свой  взгляд,  тем  быстрее  становится  игра  света.  Мне  трудно  всё  запоминать.  Я  перевожу  взор  на  лица  моих  друзей  и  Мари.  Я  наблюдаю  за  тем,  как  меняется  выражение  взгляда  у  каждого,  и  меня  переполняет  волнение.  Что-то  важное  должно  происходить  здесь  и  прямо  сейчас.  А  я  не  могу  у  них  об  этом  спросить.  Но  вот  я  вижу,  или  даже  чувствую  искорки  у  них  в  глазах,  в  их  очах.  И  мысли,  те,  что  должны  считаться  «обязательными»  при  данных  условиях,  уходят  в  сторону,  уступая  место  предчувствиям  неизведанного.
Они  все  шестеро  смотрят  в  одну  сторону.  Я  не  могу  понять,  куда  именно,  куда-то  вглубь  комнаты.  Лица  их  напряжены.  По-моему,  они  сейчас  тоже  не  могут  сказать  ни  слова.  Это  немая  сцена  на  фоне  снегопада  за  окном.  И  я  вижу,  как  Мари  начинает  улыбаться.  Я  знаю  это,  хотя  на  её  лице  на  самом  деле  не  появляется  улыбка.  Но  я  вижу,  как  внезапно  возникает  блеск  в  её  глазах.  В  этом  блеске,  его  переливе  есть  что-то  особенное.  Затем  я  вижу  ниспадающий  перелив  света  от  края  брови  до  нижней  границы  щеки.  Дальше  перелив  света  идёт  по  внешним  контурам  губ.  Я  вижу,  как  губы  Мари  дёргаются.  Я  знаю,  что  это  может  означать  только  одно:  Мари  улыбается.  Но  движение  губ  тут  же  сдерживается.  Взгляд  Мари  вновь  стал  напряжённым.
И  опять  моё  внимание  переносится  на  искрение  света.  Оно  вылетает  за  окно  и  кружится  вместе  со  снегом.  Оно  нависает  под  потолком  и  скользит  по  стенам.  Оно  прыгает  по  полу  из  угла  в  угол.  Мне  кажется,  что  я  вдыхаю  его.  И  я  наблюдаю,  заворожённый.  Наблюдаю  за  этой  комнатой,  наверняка,  какой-либо  больничной  комнатой  (судя  по  цвету  стен  и  обстановке),  где  я  лежу,  беспомощный,  и  не  могу  поделиться  своей  радостью  с  Мари  по  поводу  так  рано  выпавшего  снега…
Мари  и  все  остальные,  должно  быть,  видят  меня.  Более  того,  они  вероятно  именно  на  меня  в  данный  момент  и  смотрят.  Они  глядят,  находясь  в  напряжении,  их  движения  очень  скованны.  Всё  это  из-за  того,  что  я  сейчас,  скорее  всего,  представляю  собой  очень  жалкое  зрелище.  Я  беспомощен.  Но,  похоже,  некоторое  время  назад  мне  было  ещё  хуже,  и  поэтому  в  их  глазах  читается  приободрение,  а  не  уныние.  И  ведь  всё  это  мне  было  очевидно  с  первого  раза,  как  я  оглядел  комнату  и  увидел  моих  знакомых.  Я  сразу  же  понял  ужас  своего  положения.  Я  всегда  боялся  оказаться  когда-нибудь  в  совсем  беспомощном  положении,  когда  ни  ты  сам,  ни  кто-либо  ещё  не  может  помочь.  Именно  то,  чего  я  опасался,  происходит  сейчас.  Я  не  поборол  свой  страх,  он  нависает  надо  мной.  Я  чувствую  его  присутствие,  чувствую,  что  не  смогу  с  ним  совладать.  Но  этот  страх  не  касается  меня.  Он  рядом,  он  может  поглотить  меня,  но  не  делает  этого.  Что-то  нарушило  обычный  ход  событий  для  меня.  Я  понимаю,  что  мне  совершенно  необязательно  реагировать  на  события  так  и  исключительно  так,  как  я  должен  реагировать.  Что-то  сдвинулось.  Я  ощущаю  волшебство  этой  комнаты,  волшебство  этого  света,  волшебство  этого  снега…  Я  благодарен  всему  свету  за  то,  что  нахожусь  здесь,  сейчас  и  могу  чувствовать  то  невыразимое  в  словах  восхищение.  Восхищение  целым  миром,  который  оказался  мне  словно  подарен.
Что  такое  падение  снега  за  пределами  понятия  об  атмосферных  осадках?  Это  демонстрация  мира  информационного  пространства,  о  котором  мы  не  имеем  сколько-нибудь  рационального  понятия,  только  чувственное.  Чтобы  понять,  что  такое  трёхмерное  пространство,  почему  наша  планета  должна  быть  шарообразной,  достаточно  внимательно  посмотреть  на  падающие  замёрзшие  частицы  воды.  Парящий  снег  –  невообразимый  поток  информации…
Моё  внимание  слабеет.  Я  не  могу  найти  взглядом  Мари.  Чувствует  ли  она  подобное  восхищение  сейчас?  Или  она  просто  переживает  за  меня?  О  чём  она  думает?  Так,  а  это  уже  пошли  мои  «обычные»  вопросы.  Комната  уплывает  от  меня.


(одиннадцатая  глава  из  повести  "Пересказанная  история")

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=577959
Рубрика: Лирика
дата надходження 29.04.2015
автор: untalented