ЧЕРН Подпольных песен

Донецк  вновь  жаждет  подпольных  песен
И  зовёт  неплохими  деньгами:
Приезжай  к  нам,  конечно,  будь  весел!
Мы  с  тобой  навек  станем  друзьями.

Тебе  интересна  суть,  все  фронты.
Ты,  как  и  мы,  не  знаешь  предела:
Здесь  не  только  вширь  –  вглубь  горизонты,
Тебе  понравится  наше  дело!

А  ты  спой  нам  снова  «Чёрное  золото»,
Ты  вознеси  славу  о  наших  героях!
Сколько  угля  и  костей  перемолото
В  шахтах  глубоких  и  военных  походах!..

А  ты  спой  нам  снова  «Чёрное  золото»,
Забудь  войну  и  лучше  спой  о  шахтёрах!
Вдохни  мечту  в  племя,  –  так  ещё  молодо,  –
Не  войной  (а  трудом)  стать  сюжетом  для  песен  новых.


В  передрягах  любому  случиться
И  в  беде  не  всегда  сдержать  слова  –
Мы  не  бросим,  могу  поручиться:
Приезжай  к  нам,  мы  ждём  тебя  снова!

Вдруг  «Москвич»  колею  не  удержит,
И  слетит  прочь  на  скользкой  дороге,
Знаешь,  дончанин  всегда  поддержит,
Макеевчанин  будет  в  подмоге.

А  ты  спой  нам  снова  «Чёрное  золото»,
Ты  вознеси  славу  о  наших  героях!
Сколько  угля  и  костей  перемолото
В  шахтах  глубоких  и  военных  походах!..

А  ты  спой  нам  снова  «Чёрное  золото»,
Забудь  войну  и  лучше  спой  о  шахтёрах!
Вдохни  мечту  в  племя,  –  так  ещё  молодо,  –
Не  войной  (а  трудом)  стать  сюжетом  для  песен  новых.

6  июня  2015  г.


По  словам  Д.  Карапетяна,  поездка,  в  которую  они  с  Высоцким  отправились  21  августа  1970  года,  была  связана  с  двумя  разными  планами.  С  одной  стороны,  сам  Д.  Карапетян,  работая  над  сценарием  фильма  о  Махно,  хотел  увлечь  своей  идеей  Высоцкого,  и  для  сбора  материалов  мечтал  проехаться  по  махновским  местам  –  в  частности,  побывать  в  Гуляйполе.  Высоцкому  же  надо  было  съездить  в  Донецк,  где  ему,  тогда  сильно  стеснённому  в  средствах,  были  обещаны  большие  деньги  за  фонограммы  его  песен.  До  Донецка  доехали  без  приключений,  но  там  оказалось,  что  человека,  который  предлагал  записать  Высоцкого  для  выпуска  "подпольных"  записей,  нет,  и  где  он,  никто  не  знает.  Затея  с  заработком  рухнула.  Теперь  можно  было  ехать  в  Гуляйполе,  куда  друзья,  переночевав  в  Донецке,  и  отправились  23  августа.  

Но...  не  добрались.  Высоцкий,  в  то  время  водитель  весьма  неопытный,  не  справился  на  повороте  с  управлением,  –  и  машина  очутилась  в  кювете.  С  этого,  как  потом  оказалось,  началась  его  первая  поездка  в  Макеевку.  "Тут  же  тормознули  какую-то  "Победу",  с  помощью  троса  соединили  его  с  нашим  бедолагой-"Москвичом"  и  вытащили  на  трассу",  –  пишет  Д.Карапетян.

Краевед  Дмитрий  Носов  первым  занялся  поиском  деталей  пребывания  Высоцкого  в  Макеевке.  Ему-то  и  удалось  разыскать  владельца  "Победы"  Тараса  Мануйло.    "Дело  было  так,  –  рассказывает  Тарас  Иванович.  –  После  обеда  прошёл  дождь.  Дорога  стала  скользкой.  Я  ехал  медленно.  На  одном  из  поворотов  увидел  перевёрнутую  машину  и  стоящих  около  неё  мужчин.  Они  знаками  просили  остановиться.  Я  подъехал  к  ним.  "Помогите  поставить  машину",  –  попросили  мужчины.  Я  знал,  как  это  делать.  Достал  из  машины  трос,  соединил  им  свою  "Победу"  с  перевёрнутым  "Москвичом",  два  раза  хорошо  дёрнул,  и  "Москвич"  снова  был  на  колёсах.  Теперь  меня  попросили  осмотреть  машину,  решить,  можно  ли  на  ней  ехать  дальше.  Ехать  можно  было.  Во  время  недолгой  беседы  узнал,  что  один  из  незнакомцев  –  Владимир  Высоцкий.  Я  им  посоветовал  следовать  за  мной  по  дороге  на  Донецк.  Вечером  они  отстали  от  меня".

Отстали  московские  гости,  видимо,  потому,  что  решили  подобрать  двух  "голосующих"  на  шоссе  женщин.  "Посадили  их,  угостили  подсолнухами,  разговорились,  –  продолжает  Д.Карапетян.  –  Одну  из  них  звали  Аллой.  Обе  трудились  на  одной  из  крупных  макеевских  шахт.  Узнав  о  наших  трудностях,  Алла  предложила  переночевать  у  неё,  а  подруга  обещала  через  мужа  помочь  нам  с  машиной.  Я  заколебался,  но  Володя  стал  меня  убеждать:  "Давай  поедем.  В  такое  время  в  Донецке  могут  быть  проблемы  с  гостиницей"".  

Эта  информация  чётко  согласуется  с  той,  что  обнаружил  цитировавшийся  выше  Д.Носов:  "В  это  время  в  Великоновосёлковском  районе  находились  жена  начальника  участка  шахты  "Бутовская-Глубокая"  Г.Трофименко  и  дежурная  по  участку  А.Смирнова.  Опоздав  на  автобус,  они  "голосовали"  на  дороге.  Несколько  машин  пронеслись  мимо.  Но  вот  одна  затормозила.  Мужчина,  сидевший  рядом  с  водителем,  спросил:  "А  вы  дорогу  на  Донецк  знаете?  Тогда  садитесь..."  В  пути  водитель  и  его  спутник  интересовались,  где  можно  побыстрее  отремонтировать  машину.  Трофименко  ответила:  "Поедемте  в  Макеевку,  это  недалеко.  Мой  муж  на  шахте  работает,  у  него  на  участке  есть  умельцы,  мигом  исправят".

Вспоминает  Алла  Смирнова:  "Она  помятая  была,  конечно,  машина.  Он  представился,  говорит:  "Я  Высоцкий".  Очень  приятно.  Куда?  Ночь.  Куда  мы  едем?  Конечно,  я  пригласила  его  к  себе.  Куда  же  люди  денутся?  Потом  мы  подумали-подумали,  кое-что  на  шахте  могут  им  помочь.  Тем  более,  вот  эта  Галина  Трофименко,  муж  её  с  нами,  он  мой  начальник  был  непосредственный.  Ну,  в  общем,  приехали  мы,  до  утра  отдохнули,  а  утром  всё  началось.  Надо  ж  было  договориться,  чтобы  сделали  машину.  Потому  что  он  говорит:  нас  в  Москву  не  пустят,  а  нужно  срочно  уезжать...  Ну,  начальником  шахты  тогда  был  Сухоруков.  Сухоруков  дал  им  свою  "Волгу",  они  поехали  в  Гуляйполе  за  материалом.  Ну  а  ребята  занялись  на  дегазации,  делали  ремонт  машины.  В  общем,  они  постарались  все,  хорошо  сделали  всё".

Лариса  Айгина  (в  девичестве  Смирнова),  дочь  А.Смирновой,  рассказала  о  своей  первой  встрече  с  Высоцким:  "Было  около  трёх  часов  ночи  или  половина  третьего  ночи.  Звонок  в  двери.  Открываю.  Стоит  мама,  и  стоят  двое  мужчин,  у  одного  гитара,  второй  такой  чернявый,  худощавый.  Как-то  я  так  глянула,  а  мама  говорит:  "Ты  узнаёшь?  Это  Высоцкий".  А  я  говорю:  "Да  заходите"  –  и  пошла.  Я  сразу  не  сориентировалась.  Я  ушла,  потом  –  подожди,  думаю,  это  ж  Высоцкий.  Я  быстренько  раз-два  вскочила,  опять  туда  в  кухню  захожу.  Мама  их  там  чаем  поит.  Высоцкий  говорит:  "Алла,  не  волнуйтесь,  нас  всё  устраивает,  вы  нам  душ,  потому  что  с  дороги  все  грязные,  там  постираться..."  В  другой  беседе  Л.Айгина  добавила  любопытную  деталь:  "Не  поверила  я  тогда,  что  передо  мной  известный  артист.  Когда  они  с  Карапетяном  на  кухне  ужинали,  я  достала  из  внутреннего  кармана  замшевой  куртки  документы,  раскрыла  потёртый,  в  разводах  паспорт,  откуда  и  вычитала,  что  он  принадлежит  Владимиру  Высоцкому,  1938  года  рождения,  увидела  штамп  с  московской  пропиской,  данные  о  семейном  положении...  Тогда  и  успокоилась.  Мне  всегда  хотелось  быть  бдительной,  это  передалось  от  обоих  дедов  –  один  был  председателем  суда,  другой  –  прокурором.  И  я  помнила  с  детства,  что  враги  не  дремлют,  а  потому  надо  всегда  быть  начеку".  Да,  советское  воспитание  оставляло  глубокие  следы  в  сознании...  "Ну,  утром  всё  там  закружилось  по  поводу  ремонта  машины,  –  продолжает  свой  рассказ  Л.Айгина.  –  Володя  и  Давид  разговаривали  со  мной:  куда  поступила?  Как  дела?  Ну  это  примерно  часов  до  10  или  11  утра  было,  а  с  одиннадцати  уже  стали  приходить  к  нам  люди.  И  стали  идти,  идти,  идти,  я  поняла,  что  дверь  закрывать  не  нужно,  потому  что  уже  слух  прошёл,  что  приехал  Высоцкий.  ...Ну  а  дальше  пришла  мама,  и  они  стали  говорить  о  том,  что  ремонт  машины  уже  начался  на  шахте...  Высоцкий  говорит:  "А  чем  же  я  буду  расплачиваться?  У  меня  практически  и  денег  нет".  А  мама  говорит:  "Ну  что  Вы,  какие  деньги  могут  быть,  это  если  только  споёте  кому-нибудь  что-нибудь,  там,  на  ушко,  а  можно  и  вслух".  Он  говорит:  "Ну,  я  подумаю".  А  был  тогда  директор  ДК  Бажанова  Коваль.  И  он  тоже  был  здесь  и  говорит:  "А  что  если  Вы  дадите  концерт  в  моём  ДК".  А  подо  мною  живёт  Кочеткова  (она  работала  в  отделе  культуры)  и  Ковалю  тогда  были  большие  неприятности,  но  он  сказал,  что  всё  равно,  я  директор  ДК,  и  я  решаю,  кто  в  моём  ДК  будет  выступать".

История  организации  концерта  в  ДК  шахты  несколько  иначе  запомнилась  бывшему  председателю  профсоюзного  комитета  шахты  им.  Бажанова  Александру  Столярову:  "Переговорив  с  парторгом  шахты  А.Л.Переверзевым  и  директором  Дворца  культуры  А.Л.Ковалем,  я  обратился  к  Высоцкому  с  предложением  выступить  в  ДК.  Он  согласился,  тут  же  стал  набрасывать  программу  выступления.  Поскольку  не  было  листа,  я  позвонил  в  городской  отдел  культуры  за  разрешением.  (Учитывая,  что  на  дворе  был  1970-й  год,  в  такое  развитие  событий  верится  больше,  чем  в  решение  директора  ДК  устроить  концерт  Высоцкого  без  согласования  с  "верхами"  –  М.Ц.)  Трубку  взяла  заведующая  отделом  Валентина  Леонтьевна  Тихая.  Объяснил  ей,  что  у  нас  Высоцкий.  Валентина  Леонтьевна  удивилась  и  ответила:  "Пусть  готовится.  Я  приеду  к  Вам,  посмотрю  программу".  На  шахте  около  Дворца  культуры,  в  посёлке  вывесили  три  афиши,  и  этого  было  достаточно,  чтобы  все  билеты  были  проданы.  Но  люди  всё  подходили.  Тогда  решили  транслировать  концерт  на  площадь  перед  Дворцом,  где  собралось  немало  молодёжи".

Вспоминает  побывавший  на  концерте  Василий  Кудрик:  "На  концерт  съехались  ну  буквально,  кто  только  смог  поприсутствовать,  все  приехали  на  посёлок  шахты  Бажанова.  Во  Дворце  был  проведён  этот  концерт.  Людей  было  очень  много.  Негде  было  не  то  что  сидеть,  негде  было  стоять.  Стоимость  билетов  была  чисто,  можно  так  сказать,  символическая.  Очень  много  вопросов  задавали  Владимиру.  Общение  было  тёплое,  простое".

Любопытное  свидетельство  принадлежит  Галине  Цейтер:  "Когда  Владимир  Высоцкий  давал  концерт  в  ДК  шахты  им.  Бажанова,  я  была  школьницей  и,  конечно,  понимала,  что  достать  билет  при  таком  ажиотаже  мне  практически  не  светит.  Выручило  меня  то,  что  я  пела  в  клубном  вокальном  ансамбле,  и  наш  руководитель  пропустил  меня  и  ещё  двух  девчонок  за  кулисы.  Там  мы  его  и  слушали.  Помню,  людей  в  зале  было!  Не  то  что  все  места  заняты  –  проходы  забиты.  ...А  после  концерта  нам  дали  по  букету  и  отправили  вручать  певцу.  Как  вручали  другие,  не  помню.  Сама  подошла,  вручила  ему  букет,  а  он  меня  неожиданно  в  щёку  поцеловал.  Насколько  мне  повезло,  осознала,  только  когда  занятия  в  школе  начались.  На  меня  пальцем  показывали  и  шептали:  "Это  та,  которую  Высоцкий  поцеловал".  Я  гордилась  ужасно".  

Ещё  одна  свидетельница  первого  выступления  Высоцкого  в  Макеевке  Людмила  Мороз:  "Я  попала  в  зал!  Достать  билет  было  проблематично,  но  подруга,  Тамара  Гагарина,  работавшая  кассиром  Дворца,  помогла,  и  я  смотрела  выступление  Высоцкого,  сидя  в  третьем  ряду,  как  говорится,  "глаза  в  глаза".  Концерт  был  бесподобный!  Он  пел,  разговаривал  со  всеми.  В  зале  даже  стоячих  мест  не  было".  

После  выступления  Высоцкому  подарили  шахтёрскую  каску,  а  художественный  руководитель  ДК  Лев  Лазорько  вручил  ему  сувенир  –  кусок  угля,  укреплённый  на  прямоугольном  постаменте.  Сохранился  снимок,  на  котором  Высоцкий  держит  этот  сувенир,  стоя  на  сцене  в  каске.  После  концерта  Высоцкий  расписался  в  книге  почётных  гостей  Дворца  культуры,  а  затем,  по  свидетельству  радиста  ДК  Е.Голызны,  "молодёжь  вынесла  его  на  руках  из  Дворца  к  площади  перед  входом.  Когда  он  всё-таки  уговорил  её  отпустить  его,  он  сел  в  автомобиль.  Молодёжь  теперь  приподняла  уже  саму  эту  машину  и  снова  не  отпускала..."

Концерт  во  Дворце  спорта  был  вечером,  а  днём  Высоцкий  и  Карапетян  не  упустили  возможности  спуститься  в  шахту.  Благодаря  авторам  книги  "Владимир  Высоцкий:  –  Махнём  к  Махно?!"  мы  знаем  точную  дату  и  даже  время  этого  спуска.  В  архиве  шахты  им.  В.М.Бажанова  авторы  обнаружили  среди  фамилий  шахтёров  в  "Табелях  спуска  и  подъёма  в  шахту  надзора"  и  фамилии  московских  гостей.  Теперь  мы  совершенно  точно  знаем,  что  дата  спуска  в  забой  –  24  августа  1970  года,  время  спуска  –  14:00,  время  подъёма  –  18:00.  

Заместитель  главного  инженера  шахты  Пётр  Лысенко  рассказывал  журналисту  Д.Носову:  "Я  как  раз  готовился  отправиться  на  второй  участок.  Ко  мне  подвели  молодого  человека  невысокого  роста,  сказали,  что  это  Высоцкий.  Мы  с  ним  обменялись  рукопожатием  и  отправились  переодеваться.  Спустившись  на  горизонт  1012  метров,  мы  пошли  по  вентиляционному  штреку.  Сначала  шли  молча.  Но  вот  вышли  на  свежую  струю,  на  конвейерный  штрек,  и  Высоцкий  сразу  оживился,  начал  задавать  вопросы  мне,  шахтёрам".

Вспоминает  Владимир  Корж:  "В  шахте  побывали,  опустились  с  ним,  с  шахтёрами  пообщался,  посмотрел,  как  рубят  уголь...  Выехал,  с  нами  в  бане  помылся,  в  шахтёрской  настоящей.  Попробовал  вкус  шахтёрского  угля.  После  этого  сидели,  пили  чай,  кофе,  разговаривали,  он  пел  песни..."

Рассказывает  Виктор  Радкевич:  "Дело  было  в  70-м  году  в  августе  месяце.  Я  работал  здесь  на  шахте  ещё  молодым  парнем,  был  членом  комитета  комсомола  на  шахте,  был  у  нас  комсорг  шахты  Белоиван.  Позвал  всех  членов  комитета,  мы  пообщались.  Высоцкий  нам  несколько  песен  спел  в  комитете  комсомола.  Ездил  в  шахту  на  участок  №  1,  мы  ему  показали  шахту".

Упоминавшийся  выше  А.Столяров  вспоминал:  "Высоцкий  выехал  с  шахты  радостным,  возбуждённым.  Подойдя  ко  мне,  сказал:  "Видел  горняков  в  деле:  здорово  работают.  Теперь  я  песню  "Чёрное  золото"  немножечко  по-другому  написал  бы".

О  своих  впечатлениях  от  посещения  шахты  Высоцкий  высказался  кратко,  предваряя  исполнение  песни  "Марш  шахтёров":  "В  этом  году  летом  поехал  в  Донецк  и  спускался  в  самую  глубокую  шахту  у  нас  –  на  тысячу  одиннадцать  метров  туда  вниз,  смотрел,  как  они  там  работают,  в  лаве  этой,  и  вдруг  увидел,  что  я  там  кое-что  даже  правильно  написал".

Для  Высоцкого  насыщенный  день  24  августа  закончился  там  же,  где  и  начался  –  в  квартире  А.Смирновой.  В  документальном  фильме  "Высоцкий  в  Макеевке"  режиссёра  Алевтины  Ворожцовой  об  этом  вспоминают  участники  вечера.  

Алла  Смирнова:  "Когда  они  уже  приехали  в  12  часов  ночи,  а  у  нас  уже,  конечно,  было  народу  до  самого  Бутовского  поворота  с  разными  бандурами,  все  хотели  что-то  записать.  Но  он  сказал:  "Алла,  знаете,  это  разговоры  идут  такие,  что  я  пою  запрещённые  песни,  я  никогда  этих  песен  не  пою  –  это  просто  болтают,  а  песни,  которые  у  меня  есть,  я  спою".  Ну,  конечно,  посидели,  стол  накрыли".  

Георгий  Ваакс:  "Я  живу  в  том  доме,  где  Высоцкому  пришлось  ночевать.  Как  раз  мой  балкон  рядом  с  этим  балконом.  И  когда  он  выходил  на  балкон  петь  песни  …  вокруг  дома  –  я  не  представляю,  я  вот  сейчас  даже  рассказать  не  могу,  что  там  творилось,  столько  было  людей,  но,  наверное,  в  три,  четыре  круга,  и  все  слушали  его,  и  хлопали…  Это  ведь  не  концерт  был,  а,  просто,  он  сам  выступал,  наверное  же,  чувствовал,  что  его  любят,  что  уважают".  

Лариса  Айгина  (Смирнова):  "На  дереве  сидели,  кто  помоложе  –  повыше  забрался.  Людей  было  столько,  полностью  эта  площадь  была  …  Кто  на  машинах,  кто  на  велосипедах.  Мы,  когда  выглянули  –  "Боже  мой!"  –  что  творилось  на  улице.  Балкон  был  не  застеклён,  всё  было  открыто,  его  было  хорошо  видно.  Люди  хлопали,  кричали,  тут  какие-то  вопросы  задавали  –  он  поворачивался.  –  "Ну,  еще  спойте".  "Володя,  давай,  пой.  Давай,  давай".  Я  не  знаю  по  времени,  но  это  долго  было.  Все  мои  друзья  (сидели  люди  постарше),  а  такие  подростки,  как  я  –  17-18  лет,  –  свистели  под  балконом.  Володя  говорит:  "Лариса,  возьми  гитару,  только  не  побей  мне  её".  Я  говорю:  "Нет,  мы  не  побьем".  –  "Вынеси,  ребятам  покажи".  Я  взяла  эту  гитару,  вышла.  В  общем,  мы  два  часа  болтались  по  улицам  с  этой  гитарой.  Все  кричали:  "Гитара  Высоцкого!"  Кто  мог  играть,  друг  у  друга  вырывали…  Удовольствие,  конечно,  выше  крыши.  Вся  эта  толпа  молодёжи  ходила  по  улицам  с  этой  гитарой".  

На  следующее  утро  Высоцкий  выступил  в  нарядной  шахты  имени  Бажанова.  Как  вспоминает  А.Столяров,  "Высоцкий  сам  предложил  дать  концерт  на  шахте,  после  того  как  получил  свою  отремонтированную  машину.  Хочу,  говорит,  спеть  для  шахтёров,  которые  в  забое  работают...  Концерт  проходил  в  общей  нарядной,  людей  собралось  –  без  преувеличения,  яблоку  упасть  негде".  

Это  подтверждает  и  уже  цитировавшийся  выше  Г.Ваакс:  "Это,  конечно,  было  что-то  неописуемое...  Люди  тянулись  ещё  до  концерта,  где-то  концерт  был  назначен  на  второй  наряд,  а  люди  уже  с  утра,  с  утра  приходили,  заполняли  эту  нарядную".

После  выступления  в  нарядной  Высоцкий  и  Карапетян  отправились,  наконец,  в  Гуляйполе,  поздно  вечером  вернулись  в  квартиру  Смирновых,  где  Высоцкий  снова  пел,  и,  видимо,  утром  26  августа  московские  гости  на  отремонтированном  "Москвиче"  уехали  домой.    
Следующий  визит  Высоцкого  в  Макеевку  состоялся  в  марте  1973  года.  О  том  приезде  свидетельств  известно  гораздо  меньше,  чем  о  незапланированной  поездке  туда  в  августе  1970-го.  

Концерты  в  Макеевке  были  частью  турне  по  Донбассу.  В  те  дни  Высоцкий  дал  также  концерты  в  Донецке,  Горловке,  Жданове  и,  по  неподтверждённым  данным,  в  Константиновке  и  Дружковке.  Изначально  газета  "Макеевский  рабочий"  в  выпусках  от  7  и  8  марта  анонсировала  три  концерта:  12  марта  в  14  часов  и  14-го  марта  в  12  и  14  часов  30  минут,  однако  этого  оказалось  недостаточно.  Та  же  городская  газета  в  выпуске  от  13  марта,  сообщала,  что  14  марта  в  10  часов  утра  состоится  дополнительный  концерт.  

В  книге  "Высоцкий  в  Макеевке"  Владимир  Яковлев  пишет,  что,  по  словам  заместителя  директора  Донецкой  областной  филармонии  Л.Мордушенко,  который  принимал  активное  участие  в  организации  гастролей  Высоцкого,  ему  12  марта  позвонили  из  Макеевки,  сообщили,  что  все  билеты  проданы,  и  спросили,  сможет  ли  Высоцкий  дать  дополнительный  концерт.  Единственное  свободное  время  оказалось  в  10  часов  утра  14  марта  и,  хотя  Высоцкий  не  был  уверен,  что  в  такое  раннее  время  зрители  соберутся,  концерт  пришёл  при  таком  же  аншлаге,  как  и  все  остальные.  

Финансовое  положение  Высоцкого  за  неполные  три  года  изменилось  в  лучшую  сторону.  Если  в  августе  1970-го  он  сам  ехал  в  Донецк,  чтобы  записать  на  "подпольной"  студии  свои  песни,  то  в  марте  1973-го,  получив  такое  предложение  в  Макеевке,  он  без  раздумий  отказался.  

Вспоминает  Анатолий  Иванов,  бывший  заведующий  кафедрой  физвоспитания  Макеевского  инженерно-строительного  института:  "Однажды  в  марте  1973  г.,  проводя  занятия  в  бассейне  в  Кировской  стороне  рядом  с  ДК  им.  Кирова,  я  узнал  о  том,  что  должен  приехать  Высоцкий  и  выступить  с  концертами...  Я  устремился  к  "чёрному"  входу  ДК,  надеясь  поговорить  с  Высоцким,  так  как  предполагал,  что  его  подвезут  именно  сюда...  Высоцкий  подошёл,  и  я  ему  сказал:  "Извините!"  –  и  протянул  удостоверение  сотрудника  прессы.  Он  взял  удостоверение,  посмотрел  и  спросил:  "Что  Вы  хотите?"  Я  ответил,  что  хотел  бы  пригласить  его  в  студию  звукозаписи,  поговорить  с  ним  и  записать  что-нибудь.  (Должен  заметить,  что  кроме  основной  работы,  я  ещё  трудился  по  совместительству  в  студии  звукозаписи.  Это  было  самое  начало  появления  подобных  студий  в  нашем  городе.)  Высоцкий  ответил:  "Мне  это  не  надо!",  –  вернул  мне  удостоверение,  и  на  этом  наша  беседа  закончилась".  

Следующее  турне  по  городам  Донбасса  Высоцкий  проводил  в  1977  году.  К  тому  моменту  он  уже  начал  работать  не  один,  а  с  вокально-инструментальными  ансамблями,  которые  выступали  в  первом  отделении.  Именно  так  прошли  два  концерта  20  мая  1977  года  в  том  же  ДК  им.  Кирова,  в  котором  Высоцкий  выступал  за  четыре  года  до  того  –  в  этот  раз  "на  разогреве"  был  ансамбль  Северо-Осетинской  филармонии  "Алые  маки".  


Материалы  приведены  по  статье  Марка  Цыбульского  (США):
http://v-vysotsky.com/statji/2014/Vysotsky_v_Makeevke/text.html

Возможность  получить  информацию  о  приезде  В.  С.  Высоцкого  в  1970  году  на  Донбасс  дают  Книги  Г.  Бацалёва,  В.  Набокова  и  О.  Попельницкого  "Владимир  Высоцкий:  –  Махнём  к  Махно?!",  Давида  Карапетяна  "Владимир  Высоцкий.  Между  словом  и  славой"  и  работа  В.  Яковлева  "Высоцкий  в  Макеевке",  несколько  статей  макеевского  краеведа  Д.  Носова,  опубликованных  в  1987  году  в  газете  "Макеевский  рабочий".


1. Карапетян  Д.  "Владимир  Высоцкий.  Между  словом  и  славой".  Москва.  2002  г.  Стр.  192.
2. Носов  Д.  "...Память  такая  хорошая"  //  газ.  "Макеевский  рабочий"  1987  г.  20  декабря.  Стр.  4.
3. Карапетян  Д.  "Владимир  Высоцкий.  Между  словом  и  славой".  Москва.  2002  г.  Стр.  194.
4. Носов  Д.  "Вынужденная  остановка"  //  газ.  "Макеевский  рабочий".  1987  г.  21  ноября.  Стр.  3.
5. Яковлев  В.  "Высоцкий  в  Макеевке".  Донецк.  2013  г.  Стр.  8.
6. Там  же.  Стр.  10.
7. Бацалёв  Г.,  Набоков  В.,  Попельницкий  О.  "Владимир  Высоцкий:  –  Махнём  к  Махно?!"  Донецк.  2012  г.  Стр.  67.
8. Яковлев  В.  "Высоцкий  в  Макеевке"  Донецк.  2013  г.  Стр.  8.
9. Носов  Д.  "Песни  для  чародеев"  //  газ.  "Макеевский  рабочий"  1987  г.  22  ноября.  Стр.  3.
10. Яковлев  В.  "Высоцкий  в  Макеевке"  Донецк.  2013  г.  Стр.  15.
11. Там  же.  Стр.  16.
12. Бацалёв  Г.,  Набоков  В.,  Попельницкий  О.  "Владимир  Высоцкий:  –  Махнём  к  Махно?!"  Донецк.  2012  г.  Стр.  82.
13. Там  же.  Стр.  86.
14. Носов  Д.  "Вынужденная  остановка"  //  газ.  "Макеевский  рабочий".  1987  г.  21  ноября.  Стр.  3.
15. Яковлев  В.  "Высоцкий  в  Макеевке"  Донецк.  2013  г.  Стр.  12.
16. Там  же.  Стр.  15.
17. Носов  Д.  "Песни  для  чародеев"  //  газ.  "Макеевский  рабочий"  1987  г.  22  ноября.  Стр.  3.
18. Фонограмма  выступления.  Москва.  РТИ  АН  СССР.  Октябрь  1970  г.
19. Гулевская  Т.  "Сценарий  "Высоцкий  в  Макеевке".  1970  год"  -  www.proza.ru/2012/01/25/143  
20. Яковлев  В.  "Высоцкий  в  Макеевке"  Донецк.  2013  г.  Стр.  14.
21. Там  же.  Стр.  15.
22. Локтионов  В.,  Яковлев  В.  "С  Владимиром  Высоцким  –  по  Донецкой  земле".  Донецк.  2003  г.  Стр.  28-29.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=585782
Рубрика: Сюжетные, драматургические стихи
дата надходження 06.06.2015
автор: Andrew Pushcha