Три прозаических зарисовки

1
                                                                                                 ТОСЯ
                                                   (маленькая  сонно-солнечная  зарисовка)

– Тося!..  –  она  позвала  его  с  низкого  балкона…
Обычно  Антонов  называют  Тошами,  или  как-нибудь  ещё  –  в  таком  духе.  Но  тут  это  как-то  не  прижилось.  Она  была  старше  его.  Они  просто  жили  вместе.  Так  было  легче.  Так  было  удобно.  Но  это  не  были  люди,  сошедшиеся  от  безысходности,  –  нет.
Был  солнечный  майский  день.  Желтый-желтый  нежный  свет  пробивался  к  земле,  лип  к  молодым  сочно-зелёным  лоснящимся  кленовым  листьям.  Падали  маленькие  букетики  зелёных  кленовых  цветов.  Было  немножко  сухо  и  немножко  пыльно.  В  углу,  образуемом  стёклами  старого  магазина  с  вечной  надписью  на  мелу:  «ремонт»  и  рожицей,  счастливо  подтверждавшей  это  самое  слово  –  с  одной  стороны,  и  серым  выступом  серого  дома,  который  только  раз  в  год  украшали  вишнёвые  цветы,  а  больше  ничего  не  украшало  –  с  другой  стороны,  так  вот  в  этом  самом  углу  лежала  ополоумевшая,  забытая  временем,  почерневшая  от  весеннего  стыда  –  обуглившаяся  на  цветущем  майском  солнце  всё  ещё  большая  куча  снега.  И  тихо  таяла,  спуская  воду  в  один  скромный  узенький  ручеёк.
Скрипнули  петли.  Со  второго  этажа  послышался  треск  рвущейся  клееной  бумаги,  которая  повезла  пыль  по  балконному  полу.  Блеснуло  на  ярком  солнце  широкое  и  высокое  стекло  балконной  двери,  и  отразило  уезжающий  вверх  по  переулку  красно-жёлтый  старый  трамвай.  Нервно  и  нетерпеливо  зашумели  каштаны.  Когда  он  украдкой  сбегал  по  ступенькам  вниз,  она  крикнула  с  балкона  мягко:
– Тося!..
                                                                                                         2
                                                                                                   НОЧЬ
                                                                             (ночная  предыстория)

Я  чувствовал,  что  засыпаю  нехорошо  –  впадаю  опять  в  этот  скверный  прозрачный  сон.  В  нём  –  удручающе  явно  представала  обстановка  моей  тёмной  комнаты,  и  становилось  страшно.  Я  пытался  вырваться  из  этого  сна-состояния.  Меня  начинало  знобить.  Я  задрожал  всем  телом.  Рот  мой  раскрылся  в  судороге,  и  нижняя  челюсть  отбивала  по  подушке  в  такт  каким-то  нечеловеческим  жутким  ударам.  Удары  были  ритмичными  и  громкими:  как  будто  в  стену  вбивали  металлический  штырь.  Я  испугался,  что  будет  как  летом  (когда  был  особенно  сильный  приступ).  В  холодном  поту  –  я  разорвал  веки,  и  неистовым  взглядом  смотрела  на  всё  синее  окружавшее  меня  ночное  пространство  моей  комнаты.  Я  пытался  выдернуть  себя  из  лап  этого  сна,  и  от  того  меня  дёргало  ещё  сильнее.  Стук  ритмично  неистовствовал…
Я  подскочил  и  оглянулся:  сумеречная  комната,  холодный  свет  юпитера  в  окно,  тикают  часы.
Потом  мне  приснился  поцелуй.  Это  была  ночь  на  четырнадцатое.

                                                                                                         3
                                                                                       СУМАСШЕДШИЕ
                                                     (рассказ  о  дне,  состоявшем  из  событий)

Головная  боль  начиналась  с  того,  чем  она  у  меня  обычно  заканчивалась:  сладкий,  приторно  сладкий  зуд  в  переносице.
Еще  не  было  снега.  Гражданка,  стоя  на  балконе  над  моей  головой,  заклеивала  окна  снаружи.  Февраль.  Середина  февраля.  Трещала  липкая  лента,  и  этот  звук  преумножался,  как  в  рупоре,  в  котловане  близлежащей  стройки.

Старая  женщина

Итак,  представьте  себе.  Громадный  библиотечный  зал.  Невообразимо  монументальный  потолок,  вечно  упивающийся  своей  монументальностью.  Рояль  стоял  в  углу,  лицом  к  стене.  На  нём  были  расставлены  горшки  с  цветами.  Это  был  как  раз  тот  угол,  где  стоял  стол,  за  которым  сидела  старая  женщина.  Людей  в  этот  день  было  не  много  –  был  какой-то  праздник,  который  мне  был  чужд.  Тихий  говор  библиотекарей  через  дверное  окошко,  каблучные  шаги  на  лестнице  –  то  есть  было  в  общем-то  тихо.  Особенно  за  книгой  –  вообще  не  было  ничего  слышно.    И  вот  через  это  «ничего»  со  временем  начали  прорезаться  звуки.  Эти  звуки  назойливо  пытались  вырвать  меня  из  книги.  Меня  это  начало  раздражать,  и  я  мысленно  отмахивался  от  них,  хотя  это  не  очень  помогало…  Когда  моя  голова  поднялась  и  пространным  взглядом  уставилась  в  тот  угол,  женщина  с  кем-то  разговаривала.  Беседа  периодически  перерастала  в  спор,  и  её  голос  становился  непозволительно  громче.  Нет,  не  подумайте  –  рядом  с  ней  никого  не  было.  Но  это  не  мешало  ей  разговаривать.  Она  смотрела  куда-то  вправо  и  вниз,  будто  бы,  наклонившись  к  собеседнику  в  такой  себе  раздражённой  позе.  Я  не  стал  прислушиваться.  Решил  сделать  вид,  что  ничего  не  замечаю.  Но  и  она  бы  не  заметила,  если  бы  я  на  неё  засмотрелся.
Через  пол  час  сидеть  проста  стало  невозможно:  девушки,  только  что  севшие  справа  от  меня,  принесли  полный  пакет  разных  конфет,  а  мне  сладкого  хотелось  до  умопомрачения,  в  тоже  время  спор  в  углу  набрал  такие  обороты,  что  уже  не  только  мне  его  трудно  было  не  замечать.  К  спору  подключился  третий  голос.  Женщине  кто-то  отвечал,  хотя  она  всё  ещё  сидела  одна.  Может  я  просто  поначалу  этого  не  заметил?  Теперь  они  лишь  изредка  опускались  на  тон  ниже.  Она  кричала  ему  что-то,  махала  в  его  сторону  рукой,  но  разобрать  слова  было  практически  не  возможно…
Библиотекарша  проводила  меня  взглядом.

Свободные  руки

Там,  откуда  падал  свет,  уже  валил  снег.  Громадными  мокрыми  хлопьями.  Я  запереживал.  Снег,  при  всей  своей  прелести,  сейчас  бы  не  очень  кстати.  Маленький  переулок  в  самом  центре,  невиданно  тихий,  почти  полностью  заставившийся  машинами.  Много-много  людей  в  стильных  костюмах  и  дорогих  пальто.  Кейсы,  деловые  сумочки,  ключи  от  автомобилей.  Я  вспомнил  наш  вчерашний  разговор:  мимолётные  поздравления,  дальше  –  ни  о  чём  ,  потом  –  ещё  ни  о  чём,  потом  я  зачем-то  говорил  ей  про  деньги.  И  зачем  я  водил  её  в  театр?  Зачем  совершал  это  бессмысленное  атавистическое  действие?  Громкий  гул  оборвал  мысль.  Я  сначала  не  понял,  откуда,  а  потом  мне  в  какой-то  витрине  в  глаза  бросились  часы  –  двенадцать.  Монументальные  звуки  колокола  разносились  по  маленькой  улочке  из-под  возвращённого  на  место  недавно  креста…  Я  и  не  сразу  смог  полностью  осознать  то,  что  увидел.  А  потом  –  осознал.  Он  был  в  дорогом  сером  костюме  и  в  чёрном  пальто  с  бобровым  воротником.  Кожаный  портфель,  часы  с  позолотой,  перстень  –  печатка…  И  он  разговаривал  сам  с  собой.  Ха,  хм!..  Конечно  же  я  знаю  о  системе  «свободные  руки»  для  мобильных  телефонов.  Да,  моя  бедность  в  этом  не  ограничила  мою  осведомлённость.  Но  у  него  её  не  было!  Это  я  заметил  совершенно  точно:  никаких  проводков,  никаких  слуховых  аппаратов,  прищепленных  к  ушам,  в  общем  никаких  следов  научно-технического  прогресса  в  радиусе  тридцати  сантиметров  от  его  коротко  остриженной  головы  точно  не  было…
Видение  исчезло  с  последним  ударом  колокола.
Я  шел  быстро,  сворачивая  из  переулка  к  скверу.  Я  радовался,  что  художники  ещё  не  успели  укрыть  от  снега  свои  картины  каким-нибудь  уже  давно  не  прозрачным  замусоленным  полиэтиленом.  Но  и  снег  падал  как-то  будто  бы  мимо  картин.  Только  он  время  от  времени  залеплял  глаза  –  и  не  таял.  На  одной  из  картин  я  увидел  её:  она  стояла  и  смотрела  на  меня  в  упор.  Снежинка  упала  ей  на  уголок  рта,  и  не  растаяла.  Я  понял,  что  это  была  не  картина.

Конец  

Я  думал,  что  это  –  конец.  То  есть,  я  думал,  что  дописал  рассказ.  Но  рассказ  продолжался.  Продолжался,  не  спросив  моей  воли.
Я  шёл  по  улицам  в  снежной  эйфории.  Я  думал:  вот  такой  себе  день  чудес.  Помешавшийся  бизнесмен,  два  голоса,  издаваемые  одной  сумасшедшей  старой  женщиной,  сидевшей  возле  закупоренного  рояля,  картины  и  снег.  Бесконечный  снег.
Я  был  озадачен.  То  есть,  у  меня  была  определённая  задача,  которая  и  вывела  меня  из  дома  в  этот  день.  Поэтому  мне  за  каждым  углов  мерещилось  искусство…
Снег.  Безлюдный  переулок.  Я  и  дамочка,  говорившая  по  телефону.  Я  не  прислушивался,  но  когда  я  её  обогнал,  в  мой  слух  вбросилась  фраза:  «…  он  всё  время  сидит  за  этим  компьютером.  Ты  видела  его  холодильник?  Там  же  ничего  нет!  Нет  ни  молочка,  ни  сметанки…».  Я  подумал  о  том,  что  у  меня  тоже  нет  ни  молочка  ни  сметанки.  Захотелось  чуть  кислой  сметаны.
Снега  не  было.  Пробивалось  холодное  мутно-жёлтое  солнце.  Людная  улица,  трамвайные  рельсы,  серые  дома.  Один  из  них  –  тот  самый  серый  дом,  из  высоко  открытых  балконных  дверей  которого  прошлой  весной  раздавалась  любимая  песня.  Тот  парень,  что  шёл  вдалеке  впереди  меня  –  будто  и  обычный:  голубые  джинсы,  чёрная  короткая  куртка.  Без  головного  убора,  светловолосый.  Шёл  он  не  очень  быстро,  так  что  скоро  я  начал  его  догонять.  Он  то  и  дело  скрывался  за  спинами  идущих  людей.  За  широкими  спинами  толстяков.  Но  в  определённый  момент  я  заметил,  что  у  него  были  крылья.  Я  на  ходу  присматривался  и  пытался  увидеть  ленточки,  с  помощью  которых  крылья  накидывались  на  спину,  или  какое-нибудь  другое  крепление.  Подходя  ближе,  я  увидел,  что  крылья  сделаны  из  настоящих  перьев.  И  вообще  они  были  как  настоящие.  Только  маленькие.  Я  видел,  что  вот-вот  поравняюсь  с  ним.  Это  было  в  преддверии  перекрёстка.  Я  всё  смотрел  и  смотрел  на  эти  крылья,  и  наконец  понял,  что  ничем  они  не  крепятся,  и  ни  из  чего  другого,  кроме  как  из  перьев,  они  не  могут  быть  сделаны.  Они  настоящие…  Я  стоял  перед  перекрёстком  рядом  с  Ангелом.  У  него  были  зелёные  глаза.  Загорелся  зелёный  свет  светофора.
Возможно  я  просто  сходил  с  ума?  Но  тогда  это  происходило  коллективно  вместе  с  теми,  с  кем  сводила  меня  судьба  в  эти  моменты.  И  как  будто  бы  это  был  день,  а  не  ночной  сон.




(c)  Александр  Стадник

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=59226
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 16.02.2008
автор: Александр Стадник