Маргинальный пояс (5)



[i]Информационные  аспекты  власти
[/i]
1.  Феноменология  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2.  Поле  мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3.  Социальная  информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697
4.  Ордозная  монада
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698

[b]5.  Замыкание  в  цепи
[/b]
         Самое  время  обратиться  к  пионерским  работам  А.  Лазарчука  по  социальной  информатике.
           «С  того  момента  как  появились  общественные  отношения,  появилась  необходимость  в  управлении,  то  есть  в  подаче  команд  и  контроля  их  исполнения,  На  первом  этапе  передача  информации  осуществлялась  непосредственно  от  генератора  идей  к  среде  реализации,  то  есть  от  вождя,  от  старейшины  –  к  племени.  Но  племена  росли,  жизнь  становилась  сложнее,  и  на  каком-то  этапе  интенсивность  информационного  потока,  выдаваемого  и  получаемого  генератором,  превысила  тот  предел,  который  способен  осилить  человеческий  мозг.    С  этого  момента  появляются  помощники  вождя,  с  этого  момента  зарождается  бюрократия…  это  просто  механизм  обработки  информации  в  условиях  централизованного  управления.  
         Идеи,  спускаемые  сверху,  были  слишком  сложны  для  общества,  а  информация,  идущая  снизу,  подвергалась  идеологическому  обобщению,  поэтому  их  (идеи)  приходилось  обобщать,  адаптировать.»
         Здесь  очень  хорошо  показано,  что  структурирование  общества  (ордозной  монады)  является  следствием  усложнения  сигнала.  С  этого  момента  вступает  в  силу  «закон  маргинального  митоза»:  [u]усложнение  связи  между  объектами  приводит  к  тому,  что  связь  сама  становится  объектом.[/u]  Информационный  поток  обособляется  от  источников  и  формируется  как  самодостаточное  единство  (гештальт).  При  этом  прерывается  или  блокируется  связь  с  ближайшими  соседями  и  формируются  внутренние  связи.
           «Но  не  сразу.  Сначала  бюрократия  могла  вести  –  и  вела  –  информационную  игру  с  генератором  идей.  Поставляла  ему  такую  информацию,  которая  заставляла  его  генерировать  именно  те  идеи,  которые  нужны  аппарату.  То,  что  служит  для  жизнеобеспечения,  осуществляется  легко  и  непринужденно,  а  навязанные  задачи  решаются  долго,  громоздко,  со  множеством  ошибок…  да  это  и  не  вполне  ошибки.»
         Одновременно  канализируется  «социальный  запрос»  –  он  направляется  через  аппарат  непосредственно  к  исполнению.  Формирующаяся  система  власти  сама  становится  «вождем»  для  «орды»  и  «ордой»  для  «вождя».  Но  не  прерывает  информационного  обмена  между  ними;  только  замыкает  его  на  себе.  И  если  вспомнить,  что  цикл  этого  обмена  имеет  как  восходящую  ветвь  («социальный  запрос»),  так  и  нисходящую  («культура»),  то  получается,  что  система  власти  –  просто  короткое  замыкание  в  этой  информационной  цепи.  В  результате,  образуется  «восьмерка»  из  двух  информационных  циклов:  «масса  –  власть  –  масса»  и  «элита  –  власть  элита».
           «И  постепенно  аппарат  приобретает  несколько  интереснейших  свойств:  во-первых,  контроль  над  всей  решительно  информацией;  во-вторых,  возможность  преобразовывать  ее,  исходя  из  своих  интересов;  в-третьих,  обретение  этих  самых  интересов;  наконец,  в-четвертых,  безграничные  практически  возможности  насильственно  внедрять  в  среду  реализации  те  или  иные  идеи.»
         Информация  накапливается  в  аппарате.  Формируется  «система  отмазок»,  направленная  вовне  (ближайшим  соседям).  Так  разрешаются  латентные  конфликты  власти;  проблема  двойной  ответственности:  моральной  –  перед  массой  и  практической  –  перед  «генератором  идей».  Система  власти  ведет  себя  в  точности  как  «химерическая  антисистема»  по  Л.  Гумилеву:  конкретный  здравый  смысл  опровергается  общими  идеями,  а  моральные  требования  –  конкретными  обстоятельствами.  

         Внимательный  читатель,  вероятно,  заметил,  как  изменилась  наша  терминология:  мы  отказались  от  слова  «вождь»,  заменив  его  «генератором  идей»,  а  затем  и  просто  «элитой».  
Изменение  характера  информационного  сигнала  приводит  к  трансформации  его  узлов  и  их  ролей  в  социуме.  Метаморфоза  эта  происходит  настолько  же  стремительно,  насколько  стремительно  идет  процесс  формирования  Системы,  начиная  от  первого  посредника  между  «вождем»  и  «ордой».  
         Но  посредники  никогда  не  приходят  по  одному.  Общественная  необходимость  в  управлении    привлекает  и  собирает  вместе  людей,  пригодных  для  этого  дела.  Социально  активную  прослойку  «людей  середины».  (Когда  в  государстве  царит  беспорядок,  тогда  появляются  «верные  слуги».)  Большинство  из  них  сильны,  беспринципны,  умеют  выживать.  Нужно  лишь  хвалить  их,  хвалить  безудержно  –  и  они  не  отстанут  от  тебя  ни  на  шаг.  Убедите  их,  что  они  соль  земли…
           «Так  оно  и  выглядит  повсюду  –  это  богосквернящее  умение,  одно  из  самых  черных  и  грязных:  создание  «механического  дива».  Собираются  в  одно  место  сотни  и  тысячи  живых  людей,  над  ними  производится  особая  инвольтация,  после  чего  они  перестают  быть  людьми,  а  становятся  частями  чрезвычайно  мощного  чародейского  инструмента.»
         Предложенный    А.  Лазарчуком  исторический  экскурс  в  ордозную  предысторию  власти    имеет  одну  существенную  лакуну:  там  полностью  исключена  фаза  информационного  программирования.  И  хотя  сама  процедура  «механического  дива»  отражена  автором  (А,  Лазарчуком)  в  другом  контексте,  ситуация  требует  пояснения.  Надо  ясно  понимать  разницу  между  загрузкой  и  перезагрузкой  системы:  в  первый  раз  она  инсталлируется  в  пакете  с  биосом.  Последующие  перезагрузки  выполняются  намного  проще,  быстрее  и  вполне  однотипно.

         После  создания  «механического  дива»  место  вождя  можно  считать  вакантным,  а  его  функцию  «генератора  идей»  анонимной.  С  этого  момента  информационный  обмен  между  массой  и  элитой    –  беспрепятственный  в  фазе  установки  –  начинает  неуклонно  сокращаться;  пропасть  между  ними  снова  обнаруживает  себя.  (И  система  власти  –  как  ступенька  посредине.)  Образуется  информационная  «вилка»  в  точке,  где  запрос  обретает  вербальную  форму:  по  мере  развития  Системы  он  перенаправляется  в  обход  элиты.  Запрос  становится  «общественным».
         Система  власти  сформирована  и  получила  установку  на  исполнение,  в  обществе  установлено  «поле  мотивации»  к  созидательному  труду.  Фаза  установки  завершена.  Интенсивность  информационного  обмена  между  аппаратом  и  массой  достигает  пороговых  значений,  за  которыми  следуют  качественные  изменения;  главным  из  которых  есть  отключение  элиты.

6.  Пустые  кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7.  OS  Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8.  Сумерки  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9.  Толкование  яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10.  Кривологика  Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11.  Невыносимая  легкость  бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
12.  Цикл  Соляриса
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
13.  Ренегаты  элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14.  Прыжки  над  пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383

[i][b]От  автора[/b]:  Тексты  «Маргинального  пояса»  чуть  ли  не  наполовину  состоят  из  цитат.  Но  я  уже  отчаялся  надлежащим  образом  их  форматировать:  программа,  работающая  в  Клубе,  начинает  тормозить  и  зависает  при  попытках  усложнения.  Поэтому  я  просто  прилагаю  к  каждому  тексту  краткий  список  источников  цитат.  
[/i]
А.  Лазарчук.  «Зеркала»
А.  Лазарчук.  «Кесаревна  Отрада…»
Лао  Цзы.  «Дао  дэ  цзин»

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин