[i]Информационные аспекты власти
[/i]
1. Феноменология власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2. Поле мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3. Социальная информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697
4. Ордозная монада
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698
[b]5. Замыкание в цепи
[/b]
Самое время обратиться к пионерским работам А. Лазарчука по социальной информатике.
«С того момента как появились общественные отношения, появилась необходимость в управлении, то есть в подаче команд и контроля их исполнения, На первом этапе передача информации осуществлялась непосредственно от генератора идей к среде реализации, то есть от вождя, от старейшины – к племени. Но племена росли, жизнь становилась сложнее, и на каком-то этапе интенсивность информационного потока, выдаваемого и получаемого генератором, превысила тот предел, который способен осилить человеческий мозг. С этого момента появляются помощники вождя, с этого момента зарождается бюрократия… это просто механизм обработки информации в условиях централизованного управления.
Идеи, спускаемые сверху, были слишком сложны для общества, а информация, идущая снизу, подвергалась идеологическому обобщению, поэтому их (идеи) приходилось обобщать, адаптировать.»
Здесь очень хорошо показано, что структурирование общества (ордозной монады) является следствием усложнения сигнала. С этого момента вступает в силу «закон маргинального митоза»: [u]усложнение связи между объектами приводит к тому, что связь сама становится объектом.[/u] Информационный поток обособляется от источников и формируется как самодостаточное единство (гештальт). При этом прерывается или блокируется связь с ближайшими соседями и формируются внутренние связи.
«Но не сразу. Сначала бюрократия могла вести – и вела – информационную игру с генератором идей. Поставляла ему такую информацию, которая заставляла его генерировать именно те идеи, которые нужны аппарату. То, что служит для жизнеобеспечения, осуществляется легко и непринужденно, а навязанные задачи решаются долго, громоздко, со множеством ошибок… да это и не вполне ошибки.»
Одновременно канализируется «социальный запрос» – он направляется через аппарат непосредственно к исполнению. Формирующаяся система власти сама становится «вождем» для «орды» и «ордой» для «вождя». Но не прерывает информационного обмена между ними; только замыкает его на себе. И если вспомнить, что цикл этого обмена имеет как восходящую ветвь («социальный запрос»), так и нисходящую («культура»), то получается, что система власти – просто короткое замыкание в этой информационной цепи. В результате, образуется «восьмерка» из двух информационных циклов: «масса – власть – масса» и «элита – власть элита».
«И постепенно аппарат приобретает несколько интереснейших свойств: во-первых, контроль над всей решительно информацией; во-вторых, возможность преобразовывать ее, исходя из своих интересов; в-третьих, обретение этих самых интересов; наконец, в-четвертых, безграничные практически возможности насильственно внедрять в среду реализации те или иные идеи.»
Информация накапливается в аппарате. Формируется «система отмазок», направленная вовне (ближайшим соседям). Так разрешаются латентные конфликты власти; проблема двойной ответственности: моральной – перед массой и практической – перед «генератором идей». Система власти ведет себя в точности как «химерическая антисистема» по Л. Гумилеву: конкретный здравый смысл опровергается общими идеями, а моральные требования – конкретными обстоятельствами.
Внимательный читатель, вероятно, заметил, как изменилась наша терминология: мы отказались от слова «вождь», заменив его «генератором идей», а затем и просто «элитой».
Изменение характера информационного сигнала приводит к трансформации его узлов и их ролей в социуме. Метаморфоза эта происходит настолько же стремительно, насколько стремительно идет процесс формирования Системы, начиная от первого посредника между «вождем» и «ордой».
Но посредники никогда не приходят по одному. Общественная необходимость в управлении привлекает и собирает вместе людей, пригодных для этого дела. Социально активную прослойку «людей середины». (Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются «верные слуги».) Большинство из них сильны, беспринципны, умеют выживать. Нужно лишь хвалить их, хвалить безудержно – и они не отстанут от тебя ни на шаг. Убедите их, что они соль земли…
«Так оно и выглядит повсюду – это богосквернящее умение, одно из самых черных и грязных: создание «механического дива». Собираются в одно место сотни и тысячи живых людей, над ними производится особая инвольтация, после чего они перестают быть людьми, а становятся частями чрезвычайно мощного чародейского инструмента.»
Предложенный А. Лазарчуком исторический экскурс в ордозную предысторию власти имеет одну существенную лакуну: там полностью исключена фаза информационного программирования. И хотя сама процедура «механического дива» отражена автором (А, Лазарчуком) в другом контексте, ситуация требует пояснения. Надо ясно понимать разницу между загрузкой и перезагрузкой системы: в первый раз она инсталлируется в пакете с биосом. Последующие перезагрузки выполняются намного проще, быстрее и вполне однотипно.
После создания «механического дива» место вождя можно считать вакантным, а его функцию «генератора идей» анонимной. С этого момента информационный обмен между массой и элитой – беспрепятственный в фазе установки – начинает неуклонно сокращаться; пропасть между ними снова обнаруживает себя. (И система власти – как ступенька посредине.) Образуется информационная «вилка» в точке, где запрос обретает вербальную форму: по мере развития Системы он перенаправляется в обход элиты. Запрос становится «общественным».
Система власти сформирована и получила установку на исполнение, в обществе установлено «поле мотивации» к созидательному труду. Фаза установки завершена. Интенсивность информационного обмена между аппаратом и массой достигает пороговых значений, за которыми следуют качественные изменения; главным из которых есть отключение элиты.
6. Пустые кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7. OS Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8. Сумерки власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9. Толкование яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10. Кривологика Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
12. Цикл Соляриса
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
13. Ренегаты элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14. Прыжки над пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383
[i][b]От автора[/b]: Тексты «Маргинального пояса» чуть ли не наполовину состоят из цитат. Но я уже отчаялся надлежащим образом их форматировать: программа, работающая в Клубе, начинает тормозить и зависает при попытках усложнения. Поэтому я просто прилагаю к каждому тексту краткий список источников цитат.
[/i]
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук. «Кесаревна Отрада…»
Лао Цзы. «Дао дэ цзин»
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин