Маргинальный пояс (12)



[i]Информационные  аспекты  власти

[/i]1.  Феноменология  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2.  Поле  мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3.  Социальная  информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697
4.  Ордозная  монада
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698
5.  Замыкание  в  цепи
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
6.  Пустые  кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7.  OS  Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8.  Сумерки  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9.  Толкование  яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10.  Кривологика  Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11.  Невыносимая  легкость  бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874

[b]12.  Цикл  Соляриса[/b]

         Ну  что  ж,  остается  осветить  только  один  важный  аспект  темы,  и  можно  подводить  итоги.  Но  мы,  разумеется,  поступим  наоборот:  сначала  итоги.
         Я  честно  старался  как  можно  проще  и  доступней  раскрыть  тему  эссе  –  действительно,  очень  сложную,  но  отнюдь  не  абстрактную.  Поэтому  в  тексте  обилие  образов  и  примеров,  современных  читателю.  Все  это  создает,  однако,  «аберрацию  близости»  (Base-rate  fallacy).  Возникает  впечатление,  что  все  сказанное  относится  лишь  к  недавнему  времени;  скажем,  начиная  с  прошлого  века.    Для  тех,  кто  путает  понятие  власти  с  политикой  или  бюрократией,  приведу  обширную  цитату  из  Умберто  Эко,  который  описывает  позднее  средневековье.  
         «Не  единожды  слышал  я  утверждение,  что  народ  Божий  делится  на  пастырей  (клириков),  собак  (воинов)  и  овец  –  то  есть  простонародье.  Но  со  временем  я  понял,  что  следует  говорить  не  столько  о  трех  состояниях,  сколько  о  двух  великих  сферах,  одна  из  которых  властвует  над  земными  вещами,  а  другая  –  над  вещами  небесными.  Деление  на  клир,  мирскую  власть  и  общество  имеет  силу  для  земных  дел,  но  над  этой  тройственной  связью  возвышается  монашеский  чин  –  прямой  посредник  между  Божьим  народом  и  небом.  
         Столетиями  учители  и  отцы  церкви  по  капле  выделяли  ароматные  эссенции  священного  знания,  чтобы  помышлением  о  высоком  выкупить  убогость  и  соблазн.  Но  мысль,  что  человек  волен  стремиться  к  благодати  на  земле  –  это  дьявольское  извращение,  попытка  выкупить  высокое  через  низменное.  И  когда  никчемные  эти  игры  развращенного  воображения  удостоверит  слово  Философа,  –  о,  тогда  все  суетное  хлынет  с  периферии  и  заполонит  центр;  а  от  самого  центра  не  останется  и  следа.  Народ  Божий  превратится  в  орду  чудовищ,  извергнутых  безднами  неведомых  земель.»    
         Переведем  сказанное  на  современный  язык  информационных  процессов.  

         Наиболее  существенным  фактом  информационного  метаболизма  человечества  является  его  революционный  характер:  мы  умнеем  рывками.  И  каждый  такой  рывок  связан  с  историей  отдельной  системы  власти,  которая  решает  отдельную  духовную  задачу:  установить  в  обществе  новый  образ  жизни,  новую  нравственность  и,  как  следствие,  новое  мировоззрение.  Каждая  система  власти  создается  этой  задачей  и  умирает  в  ее  решении.  
         В  информационном  отношении  этот  процесс  выглядит  как  «[u]цикл  власти[/u]»  (или  «[u]цикл  Голема[/u]»),  который  состоит  из  двух  встречных  потоков.  Первый  из  них,  «[u]поток  исполнения[/u]»,  в  свою  очередь,  состоит  из  ветви  «[u]общественного  требования[/u]»  (масса  –  власть),  проходящей  через  эмоциональную  область  инфосферы,  и  ветви  «[u]управления[/u]»  (власть  –  масса),  которая  проходит  через  рациональную  область.  Функционально  это  информационный  дубликат  исполнения  той  задачи,  которая  была  поставлена  перед  системой  власти.  «[u]Поток  кривологики[/u]»  также  состоит  из  двух  ветвей:  «[u]общественный  отказ[/u]»  (сознание  общества  –  Голем)  и  «масс-медиа»  (Голем  –  подсознание  общества).  Функционально  этот  поток  служит  для  подавления  социального  запроса  (который  не  был  исполнен)  путем  угнетения  и  анестезии  подсознательных  желаний  и  устремлений  массы;  в  том  числе  и  тех,  которые  создали  действующую  власть,  ее  задачу  и  ее  идеологию.
         В  фазе  стагнации  «поток  исполнения»  только  поддерживает  существующий  порядок.  Этого  уже  недостаточно.  (Perpetuum  mobile-II  невозможен!)  Чтобы  скомпенсировать  энтропические  потери,  и  задействован  «поток  кривологики».  Он-то  и  искажает  «персональный  миф»,  вытесняя  подсознательные  устремления  массы  на  периферию  общества.  Вытесняет  –  но  не  уничтожает.  «Цикл  Голема»  ограничен  актуальной  сферой  социума;  то  есть  обществом.  Он  формирует    общественную  практику  и  управляет  ею.  Элита  находится  вне  общества,  на  периферии  инфосферы.  Здесь  и  происходит  информационный  обмен  между  массой  и  элитой;  здесь  формируются  общественные  идеи  будущего.  Одним  из  побочных  эффектов  идеологической  пропаганды  является  активизация  «сослагательного»  сегмента  инфосферы.  (Информационный  террор  вполне  успешно  подавляет  протестные  импульсы  конформиста,  «но  ложь!  ложь!»  –  это  вызов  каждому  мыслящему  человеку.)  Здесь,  в  общественном  подсознании,  «социальный  запрос»  обывательской  массы  формирует  другой,  «культурологический  цикл»  информационного  обмена  –  между  массой  и  элитой,  состоящий  из  восходящей  ветви  «социального  запроса»  и  нисходящей  –  «культуры».  Этот  процесс  проходит  вяло  и  не  влияет  на  порядок  вещей,  на  события.  До  поры.  

           «[u]Культурологический  цикл[/u]»  можно  считать  латентной,  «нулевой»  фазой  развития  Системы  власти  –  еще  без  системы  и  без  власти  как  таковых.  Когда  «поле  мотивации»,  установленное  действующей  –  уже  бездействующей  –  властью,  расползается  лоскутами,  и  в  актуальной  сфере  общества  образуется  вакуум,  в  этот  вакуум  власти  и  вторгается,  как  уже  сформировавшийся  циклон,  «культурологический  цикл»,  входя  в  первую  фазу  трансформаций  –  фазу  установки.
         Мощность  информационного  обмена  растет  на  порядок,  он  усложняется,    нисходящий  сигнал  («[u]культура[/u]»),  идущий  от  элиты  к  массам  приобретает  конструктивный  характер.  Формируется  «первый  посредник»  между  массой  и  элитой:  прототип  аппарата  власти.  Он  частично  перемыкает  на  себя  «[u]социальный  запрос[/u]»,  направляет  его  к  исполнению  –  но  это  только  стимулирует  информационные  процессы.  Социальный  запрос  стремится  к  полноте  выражения,  и  обретает  ее  уже  в  интерактивном  режиме,  в  ходе  исполнения  первичных  требований  массы.  Таким  образом  в  обществе  формируется  новое  поле  мотивации.  Массы  еще  не  всегда  видят  прямую  связь  между  своими  запросами  и  командами  новой  власти,  но  это  вопрос  пропаганды.

           Ну  а  теперь  –  бонификация  для  тех,  кому  все  сказанное  в  этом  разделе  показалось  тривиальным  повторением  ранее  сказанного.  Самое  время  предложить  им  вопрос  действительно  нетривиальный.  Все  остальные  могут  пропустить  следующий  раздел  и  переходить  сразу  к  эпилогу.

13.  Ренегаты  элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14.  Прыжки  над  пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 16.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин