[i]Информационные аспекты власти
[/i]1. Феноменология власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2. Поле мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3. Социальная информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697
4. Ордозная монада
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698
5. Замыкание в цепи
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
6. Пустые кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7. OS Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8. Сумерки власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9. Толкование яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10. Кривологика Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
[b]12. Цикл Соляриса[/b]
Ну что ж, остается осветить только один важный аспект темы, и можно подводить итоги. Но мы, разумеется, поступим наоборот: сначала итоги.
Я честно старался как можно проще и доступней раскрыть тему эссе – действительно, очень сложную, но отнюдь не абстрактную. Поэтому в тексте обилие образов и примеров, современных читателю. Все это создает, однако, «аберрацию близости» (Base-rate fallacy). Возникает впечатление, что все сказанное относится лишь к недавнему времени; скажем, начиная с прошлого века. Для тех, кто путает понятие власти с политикой или бюрократией, приведу обширную цитату из Умберто Эко, который описывает позднее средневековье.
«Не единожды слышал я утверждение, что народ Божий делится на пастырей (клириков), собак (воинов) и овец – то есть простонародье. Но со временем я понял, что следует говорить не столько о трех состояниях, сколько о двух великих сферах, одна из которых властвует над земными вещами, а другая – над вещами небесными. Деление на клир, мирскую власть и общество имеет силу для земных дел, но над этой тройственной связью возвышается монашеский чин – прямой посредник между Божьим народом и небом.
Столетиями учители и отцы церкви по капле выделяли ароматные эссенции священного знания, чтобы помышлением о высоком выкупить убогость и соблазн. Но мысль, что человек волен стремиться к благодати на земле – это дьявольское извращение, попытка выкупить высокое через низменное. И когда никчемные эти игры развращенного воображения удостоверит слово Философа, – о, тогда все суетное хлынет с периферии и заполонит центр; а от самого центра не останется и следа. Народ Божий превратится в орду чудовищ, извергнутых безднами неведомых земель.»
Переведем сказанное на современный язык информационных процессов.
Наиболее существенным фактом информационного метаболизма человечества является его революционный характер: мы умнеем рывками. И каждый такой рывок связан с историей отдельной системы власти, которая решает отдельную духовную задачу: установить в обществе новый образ жизни, новую нравственность и, как следствие, новое мировоззрение. Каждая система власти создается этой задачей и умирает в ее решении.
В информационном отношении этот процесс выглядит как «[u]цикл власти[/u]» (или «[u]цикл Голема[/u]»), который состоит из двух встречных потоков. Первый из них, «[u]поток исполнения[/u]», в свою очередь, состоит из ветви «[u]общественного требования[/u]» (масса – власть), проходящей через эмоциональную область инфосферы, и ветви «[u]управления[/u]» (власть – масса), которая проходит через рациональную область. Функционально это информационный дубликат исполнения той задачи, которая была поставлена перед системой власти. «[u]Поток кривологики[/u]» также состоит из двух ветвей: «[u]общественный отказ[/u]» (сознание общества – Голем) и «масс-медиа» (Голем – подсознание общества). Функционально этот поток служит для подавления социального запроса (который не был исполнен) путем угнетения и анестезии подсознательных желаний и устремлений массы; в том числе и тех, которые создали действующую власть, ее задачу и ее идеологию.
В фазе стагнации «поток исполнения» только поддерживает существующий порядок. Этого уже недостаточно. (Perpetuum mobile-II невозможен!) Чтобы скомпенсировать энтропические потери, и задействован «поток кривологики». Он-то и искажает «персональный миф», вытесняя подсознательные устремления массы на периферию общества. Вытесняет – но не уничтожает. «Цикл Голема» ограничен актуальной сферой социума; то есть обществом. Он формирует общественную практику и управляет ею. Элита находится вне общества, на периферии инфосферы. Здесь и происходит информационный обмен между массой и элитой; здесь формируются общественные идеи будущего. Одним из побочных эффектов идеологической пропаганды является активизация «сослагательного» сегмента инфосферы. (Информационный террор вполне успешно подавляет протестные импульсы конформиста, «но ложь! ложь!» – это вызов каждому мыслящему человеку.) Здесь, в общественном подсознании, «социальный запрос» обывательской массы формирует другой, «культурологический цикл» информационного обмена – между массой и элитой, состоящий из восходящей ветви «социального запроса» и нисходящей – «культуры». Этот процесс проходит вяло и не влияет на порядок вещей, на события. До поры.
«[u]Культурологический цикл[/u]» можно считать латентной, «нулевой» фазой развития Системы власти – еще без системы и без власти как таковых. Когда «поле мотивации», установленное действующей – уже бездействующей – властью, расползается лоскутами, и в актуальной сфере общества образуется вакуум, в этот вакуум власти и вторгается, как уже сформировавшийся циклон, «культурологический цикл», входя в первую фазу трансформаций – фазу установки.
Мощность информационного обмена растет на порядок, он усложняется, нисходящий сигнал («[u]культура[/u]»), идущий от элиты к массам приобретает конструктивный характер. Формируется «первый посредник» между массой и элитой: прототип аппарата власти. Он частично перемыкает на себя «[u]социальный запрос[/u]», направляет его к исполнению – но это только стимулирует информационные процессы. Социальный запрос стремится к полноте выражения, и обретает ее уже в интерактивном режиме, в ходе исполнения первичных требований массы. Таким образом в обществе формируется новое поле мотивации. Массы еще не всегда видят прямую связь между своими запросами и командами новой власти, но это вопрос пропаганды.
Ну а теперь – бонификация для тех, кому все сказанное в этом разделе показалось тривиальным повторением ранее сказанного. Самое время предложить им вопрос действительно нетривиальный. Все остальные могут пропустить следующий раздел и переходить сразу к эпилогу.
13. Ренегаты элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14. Прыжки над пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 16.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин