А во вторник... Лари первой прибежала на веранду. Она целый день старалась быть хорошей девочкой, даже из школы принесла одни четверки! А сегодня. Когда Яська всё расскажет, она всё-все запомнит. И расскажет на уроке! Вот все удивятся и учительница, и эта зубрила Анита – думает, только она умеет рассказывать! Ну, и конечно дома: как все удивятся, когда она, Лари, придёт с пятеркой в дневнике!
Но на веранде было ещё пусто. Мама, как всегда. Хлопотала на кухне. Папа уехал командировку. Ясь еще не вернулся с тренировки, а Ясминка от преподавателя.
Первым на веранду влетел Ясь. Он вбежал в свою комнату, бросил на кровать рюкзак, помыл руки. И сбежал по лестнице вниз:
– Маам, скоро ужинать будем? – спросил он нетерпеливо.
– Скоро, скоро... – откликнулась из кухни мама. – А если вы Ясей накроете на стол, то будет ещё быстрее!
– Так Яська еще и не пришла! Вечно она опаздывает!
– И ничего я не опаздываю! – раздался Ясминкин голос из прихожей. – Сейчас накроем на стол, и будем ужинать. Мы с мамой накроем, а ты, Ясь, раздвинь пожалуйста, стол! Он тяжелющий, нам с ним не справиться.
– Попробую...- неуверенно сказал Ясь. Ему еще никогда одному, без отца нее приходилось раскладывать огромный стол, стоящий на веранде. Ведь до сегодняшнего дня он только помогал папе!
Но, делать нечего. Сегодня он единственный мужчина в доме, А значит – за дело!
Получилось у него не сразу, но к тому времени, когда Ясминка вышла на веранду с подносом, стол был уже разложен, и даже накрыт скатертью!
Мама и Ясминка быстро накрыли на стол. Даже малышка Лари помогала им — порезала хлеб и разложила салфетки.
А после ужина... Лари с интересом поглядывала на старшую сестру, которая казалось, вовсе не торопилась начинать рассказ. Она неторопливо убрала со стола грязную посуду, потом вернулась из кухни, неся поднос с чаем и горячими булочками. Поставила поднос на маленький столик, разлила чай по чашкам...
– Яся, не мучай сестренку! – улыбнулась мама. – Она же сейчас лопнет от нетерпения, разве не видишь?
– Ладно, ладно! – Ясминка хитро перемигнулась с братом, и уютно устроилась на своём любимом месте — тихо поскрипывающем кожаном диванчике в углу веранды. Забравшись туда с ногами и укутавшись в большой, мохнатый клетчатый плед, Ясминка начала рассказ:
***
Сказка о простаке Мартинеке
Жил-был давно в нашем городе один парень. Звали его — Мартинек. Ну, то есть по настоящему-то его Мартином звали. Но он был такой увалень и простофиля, что даже малые дети над ним потешались. Вот и звали все го по-простому — Мартинек, да Мартинек.
Бы он подмастерьем у кузнеца Якуба. И надо сказать — руки у него золотые были! Если нужно коня подковать, или ось телеги поправить — смело иди к Мартинеку! Сделает к сороку, и деньги лишней не возьмет. Спросят его: мол, сколько за работку возьмешь, но и ответит:
– Да сколько дадите — то и ладно будет!
Однажды даже был случай — одит крестянин, которому Мартинек воз поправил. хотел уехать, не заплатив. Мол, это простофиля все равно не хватится! Ну, тут уж сам кузнец не выдержал, на такое непротребство глядючи — догнал хитреца, да за ставил сполна расплатиться с Маринеком за работу.
И вот, однажды вечером, когда вся работа была сделана, Мартинек обратился к кузнецу:
– Дозвольте, мастер Якуб, завтра утром со двора уйти!
– На что тебе? – недовольно спросил Якуб. Он-то рассчитывал завтра закончить решетку для забора графской усадьбы, да деньги получить. А этот негодный мальчишка сбежать решил! Ведь без Мартинека ему никак не управиться!
– Да мне бы матушку повидать... Совсем она хворая стала, так и просит прийти, повидаться! Я за два дня управлюсь, послезавтра к вечеру вернусь.
– Ну, иди, коли так... – недовольно пробурчал Якуб. Но отпустил!
Сказано – сделано! Мартинек завязал в узелок краюху хлеба, луковицу да щепоть соли в тряпице. Повесил на плечо сапоги (никак в город идти — чтобы не осрамиться!). И — пошел себе пятками дорожную пыль месить! Идет. По сторонам сморит, песни поёт во все горло. Так он дошагал до первой придорожной корчмы на перекрестке. Зашел. Спросил квасу, достал хлеб и лук из узелка. Поел хлеба с луком, да квасом запил.
Вышел, глядь — а там бродяги фокусники у дороги сидят, в веревочку игру ведут. Народ честной вокруг них роем вьется, каждому охота попытать счастья! Ну как тут было нашему Мартинеку счастья не попытать! Нащупал он в узелке медный грош, подошел.
– А ну-ка, добрые люди, дайте и мне сыграть!
– Да отчего же не сыграть-то? – отозвался бродяга-зазывала. - Доставай капиталы. Видать, велики они у тебя!
– У меня целый грош есть! – простодушно сказал Мартиинек.
– Целый грош! – захохотал второй бродяга. – Так ты богач, мошна лопается!
– Ну, хватит лясы точить! – с напускной строгостью одернул их старший. – Давай, добрый человек — выкладывай свой грош на кон, да лови птицу-удачу за хвост!
Глупый Мартинек достал свой последний грош, и положил на утоптанную площадку, где дурили честной народ мошенники-бродяги.
– А теперь — во все глаза смотри, не зевай. – вкрадчиво сказал первый бродяга. - Вот, видишь – веревочка?
– Вижу, его ж не видеть — простодушно улыбнулся Мартинек.
– А я вот её сейчас вокруг пальца обведу, потом – в другую руку перекину. Угадаешь, в какой руке – твой капитал удвоится, не угадаешь – свой грош потеряешь! Играй так, сколько хошь — сказочные барыши приобретешь! Вот ты кто с заводу?
– Кузнецы мы – солидно сказал Мартинек.
– А звать тебя как? – продолжил закидывать удочку первый бродяга.
– Мартинеком кличут – охотно откликнулся парень.
– Ну, Мартинек, сейчас попытаешь счастья. Вот, смотри – веревочка. Я её вот так вокруг пальца обведу. А теперь – оп! – в другую руку переведу. И обратно. Где веревочка?
– Знамо, в левой руке! – довольно прогудел Мартинек.
– Правильно! Башковитый ты парень, как я погляжу! Два гроша твои! А ну, сможешь ещё раз птицу — Фортуну за хвост поймать? – вкрадчиво спросил бродяга.
– А чего ж... Можно! – отвечал довольный Мартинек. А сам думал «Два гроша за такую безделицу! Это ж и к матушке не с пустыми руками придти можно! Вот она меня похвалит– добытчик!»
– А ну, давай ещё! – решительно сказал Мартинек.
Так они «играли» долго, и бродяга поддавался Мартинекц, пока тот не выиграл целый золотой! Дураку бы остановиться — ведь уже получил немало!
Но нет, захотелось ему богачом на дурнинку стать. Да этаким франтом к матушке явиться. Вот, мол, смотрите матушка — какой бедовый сын у вас вырос!
– Ну – нетерпеливо спросил бродяга – Играешь, али нет? Или играй, или забирай капитал и отходи — нечего время у добрых людей отнимать!
– Эх, была не была! – хлопнул шапку о землю Мартине – Играю!
Тут бродяга вертел-вертел веревочку– из руки в руку, да обратно. Мартинек во все глаза смотрит, да думает «Вот удача, так удача. За такую безделицу — 2 золотых получу!»
– Ну, братец, отгадывай, в какой руке? – сказал наконец бродяга.
– Да чего гадать – хмыкнул Мартинек – в левой, вестимо! Ты ж её туда пихал!
Разжал бродяга ладонь левой руки, а там нет ничего! Разжал кулак правой — вот она, веревочка!
– Ну, что, не повезло тебе, братец! Проиграл ты, давай 2 золотых!
– Да откуда ж у меня такие деньжищи! – оторопел Мартинек. – Один грош у меня был, да и тот я на кон положил.
– Ну, тогда снимай да отдавай сапоги, да пояс— долг платежом красен!...
– Ага! – встряла неугомонная Лари – И ещё поговорка, я знаю!
– Верно – улыбнулась мама. – А то, что перебивать некрасиво, ты знаешь?
– Я больше не будууу! – протянула смущенно Лари.
...Оторопел тут Мартинек:
– Братцы! Да что же это... Сапоги-то последние, маманька корову продала, чтобы их купить. И пояс мне маманя на дорогу повязала, как из дому уходил.
– Ничего, босыми пятками пыль помесишь, – загоготали бродяги-мошенники — Было ваше – стало наше!
Долг платежом красен! – загоготало вокруг.
Что было бедняге Мартинеку делать? Снял сапоги да кушак, отдал бродягам. И пригорюнившись, побрел дальше — еле ноги волочит! Добрел до материнского дома. Матушка ему навстречу выходит, на шею кидается:
– Сынок! Заждалась я тебя. Загорел-то как, возмужал! Но где же твои сапоги, и пояс?! Что же ты как босяк-то ходишь?
Заплакал тут Мартинек, рассказал матери всю правду.
– Ах ты, горе моё луковое… Да ведь вся округа знает – шаромыжники это, бродяги дорожные. Ходят по деревням да по корчмам, честных людей окручивают. Али ты с дуба рухнул, что про них не слыхал?
– Не слыхал, матушка – потупился виновато Мартинек. – Хотел на удачу за халяву капитал получить!
– Ох, совсем ты у меня ещё дурачок! До потолка вырос, а ума не нажил. Ведь так оно и бывает, если на халяву поживиться захочешь. Понял теперь?
– Понял, матушка – прогудел виновато потупившись, Мартинек. – За версту не подойду, если на дурнину капитал предлагать станут.
– Ну, вот и ладно. Умойся с дороги, да за стол садись. Изголодался небось! А у меня и похлёбка уже готова.
***
– Бедный Мартинек! – хлюпнула носом Лари. – И деньги потерял, и без сапог остался, и мама отругала.
– И поделом ему – решительно возразил Ясь. – Нечего было на халяву рассчитывать!
– Злые вы… – снова всхлипнула Лари. Я завтра добрую сказку расскажу!
– А про что будет твоя сказка? – поспешила отвлечь сестренку Ясминка.
– А это сюрприз! – лукаво ответила Лари.
– «Молчание – золото» – понимающе улыбнулся сестренке Ясь.
– Ой, а откуда ты знаешь? – удивлённо захлопала глазками Лари – Я про это и хотела рассказывать!
– Случайно получилось – виновато улыбнулся Ясь.
– Не знаю, как вы, а я сидя сплю– зевнула Ясминка. – Ну и денек был! И выходные ещё далекоо!
– Угу, а про каникулы и говорить нечего! – вздохнул Ясь.
– А значит – пора спать! – мама укачивала на руках забравшуюся к ней на колени малышку Лари.
При этом темные растрепанные кудри девочки водопадом рассыпались по ее белой пушистй шали. А из-под век малышки, окруженных густыми ресницами, поблескивали большие вишнево-карие глаза.
Кстати, рыжеволосые и светлоглазые Ясь и Ясминка были вовсе непохожи на младшую сестренку. Мама даже шутила, что старшие дети — папины, а младшая дочка– её. И действительно — крепкий, как румяный гриб-боровик рыжеволосый Ясь, был точной копией отца. Да и хрупкая, как фарфоровая статуэтка, Ясминка, с её молочно-белой кожей, медного цвета волосами и зелеными глазами была больше похожа на папу.
Ну а маленькая Лари — темноволосая и темноглазая, пухленькая и румяная, как сдобная булочка, была точной копией мамы.
– Идите спать, кто вам мешает?
– Лень… – вздохнула Ясминка. – Здесь так хорошо, что и уходить не хочется.
– Это хорошо, что не хочется. Но надо! – улыбнулась снова мама. – Я отведу Лари в кровать, а когда вернусь – чтобы на столе было убрано, и никого из вас тут не было! Вам обоим надо хорошо выспаться!
– Ладно – хором прошептали Ясь и Ясиминка.
А через полчаса на старой веранде в доме Тироли было тихо, спокойно и пусто. Самое время для ночных духов. Каких? Это знает Шпулька! Чу! Она уже крадется сюда, а значит — сказка будет!
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=649111
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.03.2016
автор: Ясмина Горич