Шипр, апельсины, Пастернак...

-  Ну,  почему  холода  в  Москве  кем-то,  будто  нарочно  -  подгадываются  под  дни,  когда  -  куда-то,  к  кому-то  пришел,  его  -  нет  и  надо  где-то  перетоптаться?  Вот  так,  или  примерно  так  рассуждая,  я  в  один  из  рекордно  холодных  январских  дней  конца  семидесятых,  притаптывал  ногами  под  знаменитым  панно  работы  художника  Красаускаса  у  входа  редакции  журнала  «Юность».  Под  джеклондонской  волчьей  дохой,  купленной  по  случаю  во  время  гастролей  в  Омске,  согревались  несколько  листов  бумаги,  с  подборкой  стихов,  которыми  я  намеревался  осчастливить  многомиллионную  семью  читателей  и  почитателей  сверхпопулярного  в  те  времена  журнала.  Но  все  было,  как  и  должно  было  быть.  За  пару  дней  до  этого,  на  редкость  несимпатичный  (как  мне  тогда  казалось,  да  чего  греха  таить  –  кажется  и  сейчас)  литконсульт,  вынув  из  булькающего  стакана  кипятильник  и  точно  рассчитанными  щелчками  посылая  из  дефицитной  картонки  со  слоном,  черные,  длинные  чаинки,  назидательно  говорил:
-  Ну  вот,  посмотрите,  молодой  человек,  как  у  Андрюшки…  (Так  он  амикошонски  именовал  Андрея  Вознесенского).  
-  А  у  Жени?..
Тут  я  должен  был  сообразить,  что  речь  идет  о  Евтушенко.  Далее  следовала  несколько  перевранная  цитата  из  «Братской  ГЭС»,  прочитанная  не  без  оттенка  снисходительности.  Именно  тогда  я  отчетливо  понял  и  на  протяжении  всей  своей  жизни  все  больше  убеждался  в  одном:  ну,  не  бывает,  просто  в  природе  -  не  может  быть  у  литконсультов  авторитетов  в  литературе,  кроме  них  самих!  Несколько  утешало  лишь  сознание  того,  что  ты  -  в  одной  компании  со  всеми  стихотворцами  мира  -  от  Петрарки  до  Евтушенко,  находишься  где-то  за  высоченным  забором.  И  топчешься  у  входа-выхода,  некой  такой  маленькой  калитки.  А  они,  подсыпая  заварку  в  стакан,  определяют  –  кому  войти,  кому  –  нет.  Поэтому  -  чтобы  так  снисходительно  поминать  всуе  великих,  оказывается  –  совсем  не  обязательно  чокаться  с  ними  рюмками  в  ресторане  ЦДЛ.  Просто  надо  быть  причастным  к  клану  контролеров,  стоящих  у  заветной  калитки.  У  Евтушенко  об  этом  –  в  стихотворении  «Трамвай  поэзии»,  впрочем,  так  сказано  –  лучше,  хоть  убейся  -  не  получится…  Знал  это,  потому  что  по  его  творчеству  в  то  время  готовил  к  защите  дипломную  работе  на  кафедре  литературы  журфака  МГУ.  И  хотя  бы  в  силу  этого  –  наверное,  лучше  литконсульта  знал  стихи  из  всех  девятнадцати,  к  этому  времени  изданных,  сборников  поэта,  буквально,  проспав  в  обнимку  с  ними  последние  полгода.
Буду  честен:  до  сверхмодных  тогда  Роберта  и  Беллы  мой  судья  не  добрался.  Поэтому  я  так  и  остался  не  полностью  информированным  о  всех  его  заоблачных  связях  на  Парнасе…

Но  вернемся  ко  мне,  топчущемуся  спустя  два  дня  под  вывеской  «Юности»  на  тридцатиградусном  морозе.  Мой  благодетель,  к  которому  я  пришел  в  точно  назначенное  им  время,  по  словам  его  соратников,  убыл  по  каким-то  важным  делам  в  неизвестном  направлении,  но  обязательно  –  «должен  быть  к  концу  дня».  Именно  в  этот  день  -  в  редакции  давали  зарплату.  И  по  традиции  тех  времен,  касса  открывалась  за  два  часа  до  окончания  рабочего  дня.  По  причине,  о  которой  –  чуть  позже,  дождаться  его  я  должен  был  -  во  что  бы  то  ни  стало…
Взгляд  мой  тоскливо  скользил  по  площади    Маяковского,  время  от  времени  спотыкаясь  на  заиндевевшей  фигуре  трибуна  революции,  к  которому  в  тот  момент  всей  душой  и  промерзшим  телом  я  самонадеянно  стремился  примкнуть  в  качестве  действующего  коллеги  и  соратника.  Все  дело  было  -  за  ускользнувшим  литконсультом.  Вот  так  мы  смотрели  друг  на  друга  –  бронзовый,  великий,  мертвый  и  -  начинающий,  пока  живой,  но  замерзающий.  До  тех  пор,  пока  уже  в  буквальном  смысле  –  леденеющий  взгляд  мой  не  сместился  чуть  правее  и  не  наткнулся  на  крупные  буквы,  оседлавшие  верхушку  фронтона  большого  желтого  дома.  Вместе  они  составляли  дорогое  всем  слово  –  «МОСКВА».  Внизу,  у  входа  в  здание  висела  афиша  с  надписью:  художественный  фильм  в  2-х  сериях  «СЫН  ПРОКУРОРА».  Производство  –  Индия.  Поскольку,  в  недешевой  «Софии»,  а  тем  более  -  в  интуристовском  «Пекине»  денег  вряд  ли  хватило  бы  даже  на  швейцаров,  решение  о  том,  как  убить  время  в  тепле  и  относительном  комфорте,  пришло  само  собой.  
Пишу  это  и  ловлю  себя  на  мысли,  что,    уподобляясь  многим  другим  –  ныне  состоявшимся  и  благополучным,  и  тоже  -  не  без  ностальгической  нотки,  вспоминаю  и  свою  бессребреную    бесшабашную  молодость,  искушаю  себя  вопросом,  на  который  испокон  веков  еще  никто  искренне  не  ответил  –  готов  ли  ты  сейчас  себя  -  вот  такого!  и  заодно  -  все  прожитое  и  пережитое  тобой  -  махнуть,  не  глядя,  на  ту  свою  несытую  юность,  чтоб  –  все  сначала…  А  ведь  это  –  не  только  подтянутый  живот,  спортивный  вес,  целые  зубы  и  густые  волосы  без  седин  и  залысин  и  восхищенные  взгляды  вслед…  Это  –  и  грядущие  зарубки  на  сердце  от  пережитых  несправедливостей  и  пинков,  саднящих  и  поныне  и  заставляющих  по  ночам  тянуться  к  сигаретной  пачке.  Это  –  потерянные  любимые  и  друзья  и  похороны  родных,  без  которых  когда-то  -  просто  не  представлял  свою  жизнь…  Это  –  неожиданное  обрушение  привычной  жизни  и  страшные  разочарования  девяностых.  И  предательство  друзей  юности,  успевших  хапнуть  своего  червячка  в  ельцинской  мутоте  и  сменивших  лиру  на  калькулятор…  И  –  трагические  ошибки,  и  -  генетическая  доверчивость  с  ее  «попаданиями»,  и  –  последующая  мучительная  расплата  за  них.…  Нет,  все-таки:  «Шепчу  -  «спасибо»  я  годам  и  никому  их  не  отдам,  мои  года  –  мое  богатство…»  -  строки  Роберта  Рождественского,  написанные  в  конце  жизни  –  не  случайны.  Перед  уходом  навсегда  -  не  лавируют  среди  метафор  даже  большие  поэты.  Ведь  потом  –  уже  ничего  не  перепишешь…
Не  буду  утомлять  читателя  моими  терзаниями  –  идти  не  идти?  и  многолетней  историей  своих  отношений  с  индийским  кинематографом,  его  продукцией  и  почитателями  этой  продукции.  Скажу  коротко:  деваться  было  некуда.  Знакомых  в  Москве  –  раз,  два  –  обчелся.  А  в  центре  вообще  –  ноль.  Мороз  –  за  тридцать.  В  кармане  денег  -  на  авиабилет,  да  тощая  заначка  «на  жизнь»  –  все,  что  осталось  от  гастрольных  щедрот  после  сдачи  длинющей  зимней  сессии  вкупе  с  летними  «хвостами»…
В  конце-концов  –  за  какие-то  тридцать  копеек  (шесть  пирожков  по  тем  временам)  я  мог  с  относительным  комфортом  убить  необходимое  время.  (О!  Как  легко  это  было  произносить,  да  и  делать  тогда….)  до  возвращения  в  редакцию  моего  судьбоносца.  И  я  решительно  направился  к  кинотеатру  «Москва»,  ныне  -  «Дому  Ханжонкова».  
Надо  сказать  (вот  они  -  бесконечные  неизбежные  отступления),  что,  несмотря  на  четверть  века  минувшую  с  тех  пор,  в  кинотеатре  все  осталось  в  первозданном  виде  и  сейчас,  хотя  вся  окружающая  «маяковка»  успела  стать  сияющим  куском  Европы.  В  бывшей  «Москве»  успели  появится  только  ларьки  и  теснящиеся  друг  на  друге  коммерческие  конторы.  А  внутри  -  все  те  же  мрачные  своды,  пыльные  шторы  над  мутными  окнами,  подслеповатые  лампочки  и  стены  булыжного  цвета.  Даже  ленинский  лозунг  про  наиважнейший  вид  из  всех  искусств  –  на  прежнем  месте.  А  в  туалете  –  все  та  же  резь  в  глазах  от  хлорки  и  ребристые  «педали»  над  коричневыми  от  ржавой  воды  дырками.  Страшнее,  наверное  –  только  достопамятные  овальные  «очки»  в  деревянных  армейских  сортирах…
Все  это  я  впервые  увидел  в  том  далеком  доперестроечном  январе,  купив  билет  на  один  из  последних  рядов,  тех,  которые  сейчас  -  «для  поцелуев».  И  был  немало  удивлен,  обнаружив  в  зрительном  зале  довольно  много  народу.  Подумалось:  неужели  -  все  как  и  я  -  от  мороза  прячутся?  Впрочем,  мне  уже  тогда  пора  было  понять,  что  любовь  к  тому,  как  иноземцы  плачут  и  поют,  да  еще  при  этом  танцуют,  в  наших  русских  сердцах  -  неизбывна.  И  никаким  интернетам  и  прочим  бездушным  виртуальным  альтернативам  -  её  вовек  не  одолеть!
Не  успел  я  влезть  в  своей  лохматой  шубе  в  дерматиновое  кресло  на  тонких  ногах  
«а-ля  кафе-мороженное»,  как  увидел,  что  сопя  и  озираясь,  по  моему  ряду  к  соседнему  свободному  месту  движется  -  пудов  под  десять,  здоровенный  мужик,  нагруженный  несколькими  обувными  коробками  с  надписью  «Цебо»  и  безразмерной  авоськой  с  апельсинами.  Классика  тех  лет  –  вырвался  в  Москву  из  своего  тотального  деревенского  дефицита  -  «скупиться».  В  семантическом  значении  «скупиться»  -  не  жадничать,  а  ровно  –  наоборот:  скупить  все,  что  попадется  на  глаза,  отстояв  в  огромных  очередях.  Ну,  и,  повидимому  –  культурно  отдохнуть  после  этого…  Описание  долгой  процедуры  его  взгромождения  на  соседнее  креслице  –  тоже  опущу,  так  как  это  грозит  съесть  большую  часть  бумаги,  отведенной  для  рассказа.  Остановлюсь  на  более  существенном  и  страшном  для  меня.  Как  только  сосед  втиснул  свои  чресла  между  подлокотниками  и,  громко  вздохнув,  рассупонился,  меня  тут  же  -  чуть  было  не  лишил  сознания  мощный  выброс  ароматов,  рванувший  от  его  дюжего  организма.  Неизбежную  основу  –  запах  пота  и  сопутствующие  ему  -  водки  и  апельсинов  о,  ужас!!!  -  перешибала  убийственная  вонь  одеколона  «шипр»,  которым,  видимо,  от  всей  души  освежили  гостя  столицы  в  московской  парикмахерской.  Выбирать  приходилось  между  нежданно  обрушившимся  на  меня  пахучим  соседом  и  тридцатиградусным  морозом.  И  я  решил  пойти  конформистским  путем.  А  именно  –  закрыть  глаза  и  нос  и  потом  -  в  темноте,  продержаться  сколько  смогу  -  меж  Сциллой  и  Харибдой  –  «Сыном  прокурора»  и  омытым  «шипром»  соседом.  Задним  числом  могу  сказать  –  лучше  б  я,  вообще,  не  рождался  на  свет,  или  по  меньшей  мере  -  убежал  бы  сразу  и  за  пять  копеек  спокойно  поездил  на  метро  по  кольцевой.  Но  тогда  –  в  зале  погасили  свет  и  в  промежутках  меж  многочисленными  звездами  и  царапинами,  на  экране  начала  развиваться  душераздирающая  история.  У  меня  до  сих  пор  –  устойчивое  ощущение,  что  именно  этот  роковой  фильм  крутил  и  комментировал  для  своих  односельчан  незабвенный  летчик-киномеханик  Мимино.  И  он  же  -  громко  резюмировал:  «Все  умерли…»,  после  того,  как  спев  и  станцевав  напоследок,  застрелился  индийский  красавец  в  золотом  пиджаке.  Но  до  этого  -  красавца,  еще  малолетним,  успели  стырить  из  обеспеченной  прокурорской  семьи  нехорошие  люди  из  банды,  в  которой  он,  собственно,  и  вырос.  Потом  в  искрометном  поединке,  перемежающимся,  как  и  положено  теми  же  –  песнями  и  танцами,  он  победил  вредного  стареющего  главаря  и  возглавил  дело.  В  одной  из  своих  вылазок  банда  напала  на  большую  белую  машину  и  начала,  как  полагается  -  всех  грабить  и  насиловать.  И  –  о,  ужас!  Выволоченная  из  машины  прокурорша,  перед  тем,  как  подвергнуться  неотвратимому  насилию,  по  какой-то,  ей  одной  известной  заветной  родинке,  опознала  в  своем  насильнике  -  похищенного  двадцать  лет  назад,  родного  сына.  Боюсь  повторно  пострадать  за  одно  и  то  же  –  некогда,  уже  инкриминированные  мне  черствость  и  бездушие,  но  все  же  рискну  отдать  должное  индийскому  коллеге-сценаристу.  Такой  «закрут»  способен  произвести  революцию!  Буквально  -  расколоть  общество!  На  две  непримиримые  половины  -  хохочущих  и  рыдающих.  Что,  собственно,  тогда  и  произошло.  Видит  Бог  –  я  делал  все,  что  было  в  человеческих  силах,  чтобы,  надсаживая  внутренности,  давить  в  себе  утробный  смех,  в  то  время,  как  мой  сосед,  прикладываясь  время  от  времени  к  припасенной  чекушке,  чистил  свои  апельсины,  заедал  ими  водку,  громко  сморкался  и  не  таясь  -  рыдал  во  весь  голос!  
Вот  когда  мне  довелось  в  полной  мере  познать  смысл  бессмертных  слов  нашего  первого  пиита  про  русский  бунт  –  бессмысленный  и  беспощадный!  Потому  что  мой  сосед,  додавив  чекушку,  вдруг,  вцепился  в  меня  своими  проапельсиненными  ручищами  и,  движимый  праведным  и  беспощадным  гневом,  давясь  слезами  и  громко  причитая,  стал    меня  убивать.  При  этом  –  обзывал  «фашистом»,  «падлой»,  «гадом»  и  еще  многими  другими  непечатны-ми  словами.  Конечно  же  –  полиомиелитные  ножки  кресел  не  были  рассчитаны  на  подоб-ную  передрягу  и  не  преминули  разлететься  под  нашими  телами.  Последнее,  что  я  помню  во  время  своего  позорного  бегства  на  карачках  –  это  чавкающие  апельсины,  треск  швов  на  дохе  и  попытки  соседа  оседлать  меня,  воспользовавшись  моей  позой  в  партере.  Кое-как  рассмотрев  светящееся  в  темноте  слово  «выход»,  я  нечеловеческим  усилием  сбросил  с  себя  вконец  расстроенного  седока  и  рванул  к  спасительной  надписи.  Надо  отдать  должное  моему  оппоненту,  столь  резко  разошедшемуся  со  мной  во  взглядах  на  индийское  кино:  преследовать  в  вестибюле  он  меня  не  стал,  а,  видимо,  вернулся  собирать  свои  египетские  апельсины,  полученные  нами  за  Суэцкую  ГЭС  и  обувь  чехословацкой  фирмы  «Цебо»,  полученную  за  то,  что  они  нас  тогда  еще  боялись.  Подозреваю,  что  ущерб,  нанесенный  имуществу  кинотеатра  он  возмещал  в  одиночку.  Я  же  -  через  считанные  минуты  раскладывал  перед  довольно  благодушно  настроенным  литконсультом  (видимо,  сказалась  полученная  зарплата),  слегка  помятые  в  схватке  листки.
Вот  здесь  –  самое  время  признаться  в  том,  почему  в  этот  нелегкий  для  меня  день,  я  должен  был  дождаться  его  -    во  что  бы  то  ни  стало.  После  первого  «разноса»,  я  решился  на  страшный  грех:  сунул  меж  своих  опусов  несколько  собственноручно  отпечатанных  на  «Унике»  стихов  Бориса  Пастернака.  (Конечно  же,  не  «Свечу»,  и  не  «Быть  знамени-тым…»).  Попивая  любимый  чай  (уже  с  пирожным  -  по  случаю  зарплаты)  он  с  плохо  скрываемым  сладострастием  «расплющил»  все  и  на  этот  раз.  По  сей  день  я  счастлив  от  того,  что  перечитывая  и  привычно  «плюща»  все  и  вся,  он  почему-то  остался  особенно  недоволен  стихами  лауреата  Нобелевской  премии!  И  когда  сказал  в  адрес  его  строчки  -  «Луна  скользит  блином  в  сметане…»  что-то  уж  совсем  непотребное,  я  торжественно  раскрыл  свой  страшный,  как  мне  казалось  –  подвох!  И  ожидал    всего:  смущения,  гнева,  заявления,  что,  мол,  черт,  в  запарке  –  не  рассмотрел,  не    красиво  так  поступать,  молодой  человек…  Щас!!!  
Отхлебнув  из  стакана  и  дожевав  пирожное,  мой  визави  совершенно  спокойно  произнес,  буквально,  следующее  –  «А  что  мне  Пастернак?  Тоже  мне  -  говна-пирога…  Вы  что  –  думали  -  я  упаду  в  обморок,  или  волосы  на  себе  стану  рвать  ?  Да  я  большую  часть  его  бреда  завернул  бы,  не  глядя!  И  перед  тем,  как    вытурить  меня  из  своей  каморки-голгофы,  произнес  поистине  историческую  фразу:  «Здесь  я  один  определяю  –  что  такое  в  поэзии  -  хорошо  и  что  такое  –  плохо!  И  что  -  печатать  и  что  -  не  печатать!  Понятно?!!...»
Видимо,  в  этот  памятный  морозный  день  мне  самой  судьбой,  было  предопределено  быть  кругом  –  плохим…  Справедливости    ради,  вспомню,  что  и  одна  старая  корректорша,  дымя  «беломориной»,  заявила  в  свое  время  мне  нечто  подобное  в  редакции  «Московской  правды»  -  «В  этой  газете  -  русский  язык  -  это  я!»
Не  знаю,  как  сложилась  дальнейшая  судьба  этого  литпилата  и  как  долго  он  еще  определял  судьбы  отечественной  поэзии.  Спустя  несколько  лет,  правда,  видел  его  выпившим  (наверняка  –  за  чужой  счет)  и  что-то,  как  всегда  -  назидательно  изрекающим  длинноволосому  бледному  юноше  (кто  знает,  может  быть  –  моему  последователю)  у  барной  стойки  ресторана  ЦДЛ.  Конечно  же  –  не  узнали  друг  друга.  Но,  наверное,  все  же  –тоже  стоило  угостить  его  халявной  стопкой.  За  память  о  радостном.  За  то,  что  позволил  побыть  в  одной  компании  «расплющенных»  -  с  любимым  поэтом.  Сейчас  -  февраль.  Вот,  наверное,  поэтому  и  вспомнил  про  все,  про  это.  Чем  не  повод,  чтобы  тоже  –  «достать  чернил  и  плакать!»?...  
А  перед  неистовым  фаном  индийского  кино,  ей  Богу  –  стыдно  до  сих  пор.  Несмотря  на  то,  что  он  чуть  было  не  придушил  меня  в  тот  судный  день.  Но  сведи  судьба  нас  снова  –  непременно  бы  покаялся  и  даже  с  радостью  выпил  бы  с  ним.  И  про  кино  бы  поговорили,  а  потом,  может  –  и  про  стихи.  И  Пастернака  бы  ему  почитал.  Может,  и  что-то  свое.  Незабвенный  гость  столицы,  огромный  и  буйный  -  просто  реликтово  тонкокожим  был  человеком.  Особенно  ясно  понял  это  за  последние  годы,  практически,  истребившие  их.  Такие,  как  никто  другой  –  не  только  слушать  –  чувствовать  и  сочувствовать  умели…

Февраль  2005  г.
Москва

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=65537
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 26.03.2008
автор: Владимир ПОПКОВ