Поколение разрушителей (2)



[i]Вы  здесь,  со  мной…  О,  говорите  ж!
Мне  нужен  самый  звук  речей.
В  провалах  памяти  моей  
Уже  гудит  подводный  Китеж.

[/i]Максимилиан  Волошин

[b]1.  Провалы  в  памяти
[/b]
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657419

[b]2.  Образ  совка
[/b]
         Есть  вещи,  которые  признают  обе  стороны.  Потому  что  их  невозможно  отрицать.  Не  признают    неоспоримое  только  отпетые  двоечники,  они  энергично  мотают  головой  и  кричат:  «Нехочу-нехочу-нехочу  слушать!  Все  это  неправда-неправда-неправда!  Это  мы  уже  проходили,  вот!»  Пусть  за  меня  скажет  мой  идеологический  противник  –  Дмитрий  Пастернак-Таранушенко,  журналист,  аналитик,  на  странице  вражеского  интернет-издания  «Украинская  Правда».  Он  не  даст  мне  соврать.
       [i]  –  Откуда  вообще  взялась  феноменальная  живучесть  идеи  СССР?  Советский  Союз  создавал  иллюзию  сопричастности  человека  к  строительству  "общенародного  государства",  которая  держалась  на  том,  что  многие  принимаемые  решения  были  направлены  на  достижение  общегосударственных  целей.
[/i]          Вот  это  правильно.  Чего  сейчас  не  хватает  служивой  интеллигенции  –  так  это  чувства  сопричастности  той  грандиозной  кампании  дерибана,  которую  они  обслуживают.      
         [i]–  Страна  накопила  научный  потенциал,  –  продолжает  Пастернак-Таранушенко,  –    развила  производство,  подняла  уровень  образования  и  культуры,  пыталась  поддерживать  какую-то  систему  ценностей  и  тому  подобное…[/i]
         Гм.  «Какую-то  систему  ценностей.»  А  какую  именно?  О  «Моральном  кодексе  строителя  коммунизма»  мы  еще  поговорим,  но  в  системе  ценностей  советского  человека  он  играет  малосущественную  роль.  Нормальный,  здоровый  человек  вырабатывает  в  себе  морально-волевой  иммунитет,  который  позволяет  ему  держать  на  расстоянии  мировое  Зло.  Очищать  и  поддерживать  в  опрятном  виде  суверенное  пространство  своего  бытия.  Как  известно,  цивилизация  –  это  общество  под  властью  уставшей  диктатуры,  и  Советский  Союз  –  нелишнее  тому  подтверждение.  
         [i]–  Общественная  язва,  как  известно,  –[/i]  поясняет  Евгений  Лукин,  –[i]  считается  излеченной,  когда  к  ней  привыкли  настолько,  что  перестают  замечать.
[/i]          Горьким  опытом  своим  советский  человек  выработал  гибкую,  эффективную,  экономичную  стратегию  отношений  с  властью,  основанную  на  принципе  «Не  мешайте  нам  жить!»  –  причем  в  само  понятие  «жизни»  вкладывался  чисто  советский  смысл:  работать  и  зарабатывать.  И  никакой  другой.  Сейчас  нельзя  без  слез  умиления  вспоминать,  каким  рафинированно  советским  был  первый  протест  «против  коммуняк».  Долой,  понимаете,  привилегии!  Закон,  видите  ли,  один  для  всех!  Ну  и  как,  ровеснички  мои,  добились  вы  социального  равенства?  Утвердили  верховенство  права?  
         Нельзя  понять  и  нельзя  представить  советского  человека  без  этой  стратегии  классового  апартеида,  смысл  которой  –  обезвредить  себя  и  общество  от    неадекватной  системы  власти,  свести  ее  к  минимуму  как  помеху.  Уже  в  новые  времена  эту  доктрину  очень  удачно  сформулировал  относительно  молодой  человек:
         [i]–  Я  действительно  люблю  свою  страну,  но  никогда  (даже  во  времена  СССР!)  не  переносил  эту  любовь  на  преданность  правящей  династии  (КПСС,  Путину  и  т.д.)  Я  действительно  убеждён,  что  в  мире  людей  высшей  ценностью  является  твоя  земля,  твоя  почва,  твоя  вселенная  и  её  интересы  превыше  интересов  отдельной  личности,  её  (личности)  священных  и  не  очень  священных  прав,  и  что  страна  имеет  право  брать  с  живущих  в  ней  людей  налог  кровью.  Но  я  также  не  готов  слепо  и  без  сомнений  принимать  волю  людей,  выражающихся  сегодня  от  имени  государства,  как  единственно  верную  и  непогрешимую.
         –  Я  хочу  до  последнего  своего  дня  сохранять  ясность  мысли  и  способность  адекватно  и  критично  оценивать  окружающую  меня  действительность  вне  каких-либо  внешних  идеологических  или  политологических  схем,  а  на  основе  лишь  собственных  убеждений  и  моих  критериев  чести  и  нравственности.
         –  Я  хочу  прожить  оставшееся  отведённое  мне  время  в  ладу  с  собственным  сердцем  и  совестью.
         –  Я  ценю  собственную  свободу  в  форме  принадлежащего  лично  мне  моего  времени  превыше  всех  других  ценностей  и  не  готов  её  обменять  даже  на  перспективы  «потом»  полного  материального  благоденствия.  
[/i]          К  сожалению,  в  массе  своей  постсоветское  поколение  не  разделяет  этой  простой  и  опрятной  философии.  Поэтому  простодушная  неискушенная  молодежь  так  элементарно  ловится  на  мякину;  ну,  например,  «национального  единства»  –    единства  с  вражеской  властью.  Кто-нибудь,  объясните  этим  юнцам,  что  этот  их…  патриотизм  –  просто  новая  форма  совкового  «одобрямса»,  давно  изжитого  советским  человеком.  Сколько  можно  наступать  на  те  же  грабли!  …Смеяться  они  не  умеют,  вот  что.  Чувство  юмора  потеряно.  Канули  в  Лету  ирония  семидесятых  и  стеб  восьмидесятых,  истерлась  чернуха  девяностых,  и  даже  анальный  юмор  нулевых  поблек  и  растаял.  И  если  сегодняшний  студент  говорит:  «Крутой  прикол,  гы»,  –  шутки  тут  не  бывает  ни  разу,  все  надо  так  и  понимать,  буквально.  Гы.  Покорное  созерцание  окружающего  бреда  сделало  их  невосприимчивыми  к  лечебному  абсурду  обыкновенной  человеческой  шутки.  Существенной  составляющей  «советского  апартеида»  были  анекдоты,  недаром  за  них  сажали.  Я  знаю,  есть  собиратели,  есть  богатые  коллекции  советского  антисоветского  анекдота,  но  этого  недостаточно.  Нужен  редактор  для  отбора  и  философ  для  анализа…

         Я  вот  что  хочу  сказать.  «Созидательный  вектор»  СССР  –  это  не  установка  партии  и  не  программа  власти,  и  не  вранье  идеологов.  Это  образ  жизни,  избранный  советским  народом.  И  КПСС  в  этом  выборе  играла  роль  свадебного  генерала,  не  больше.  

         «Иждивенчество  совка»?  Это  просто  смешно.  Нет,  что-то  в  этом  есть,  конечно.  По  существу,  главной  заботой  советского  человека  было  –  не  забыть  зонтик.  Но  коллективный  характер  труда  и  высокий  уровень  социальных  гарантий  –  неотъемлемые  атрибуты  современной  цивилизации.  Разве  японцы  такие  уж  совки?  Или  шведы?  Австрийцы?..  Но  не  это  главное.  Называть  иждивенцами  людей,  создавших  своими  руками  мощную  цивилизацию,  по  меньшей  мере,  некорректно.
         Нет-нет,  что-то  в  этом,  все-таки,  есть.  Если  понимать  совка  без  кавычек  и  не  путать  его  с  советским  человеком.  Грустно  смотреть  на  его  карикатурный  образ,  сооруженный  депрессивной  пропагандой,  злонамеренно  смешавшей  тружеников  и  начальников.  Стыдно  за  одичавших,  выродившихся  потомков,  создавших  в  исторической  памяти  этот  уродливый  гибрид.    Халтура,  зависть,  халява,  лень  –  да,  это  портрет  совка,  в  общих  чертах.  Принимается.  Классический  уже  образ  совка,  зафиксированный  ложной  памятью  зомбированных  потомков,  он  возник  –  как  и  пустые  полки  –  в  самом  конце  Перестройки,  и  тоже  в  результате  усилий  «демократических  реформаторов»,  взбаламутивших  и  поднявших  со  дна  души  массового  человека  все  низменное,  все  дикое  и  недостойное.  Маленький  жадный  неумный  самодовольный  ельцин,  живущий  в  каждом  из  нас,  был  выпущен  на  волю  –  и  с  тех  пор  никуда  не  уходил.  Хотите  увидеть  совка?  Посмотрите  в  зеркало.  
         Советский  человек  был  другим.  Не  плакатным  красавцем  с  железобетонной  челюстью  и  «Моральным  кодексом»  подмышкой.  Он  был  живым,  обыкновенным  человеком  во  всей  глубине  человеческих  противоречий.  Вопрос  только  –  что  руководило  его  поступками?  Что  было  востребовано  эпохой?  Культуру  определяет  общественная  нравственность.  А  дикость  –  пещерные  нравы,  соответственно.  Что  востребовано  сегодняшним  днем?
         Советская  цивилизация  опиралась  не  на  корпуса  комбинатов  и  университетов,  не  на  бетон  Байконура,  не  на  Мосфильм  и  Большой  театр.  На  достоинство  каждого  труженика,  который  знал,  что  своим  достатком  –  большим  или  малым  –  он  обязан  только  себе,  своему  труду.  И  только  от  этого  труда  зависит  его  будущее.  Поэтому  в  будущем  он  был  уверен.  Коллективный  характер  индустриального  труда  давал  рабочему  –  да  и  колхознику  тоже,  в  какой-то  мере,  –  не  только  чувство  собственного  достоинства,  ощущение  собственной  значимости,  но  и  ощущение  силы.  И  главной  причиной  деморализации  трудящихся  масс  является  прекращение  созидательного  процесса.  Экономический  Чернобыль  девяностых  с  его  сокращением  ВНП,  переходом  к  простому,  затем  сокращенному  воспроизводству,  безработицей,  вымыванием  квалифицированного  труда  деклассировал  рабочего  человека,  он  оказался  в  одиночестве,  вне  коллектива,  лицом  к  лицу  с  антинародной  властью.

[b]Цитаты
[/b]
Дмитрий  Пастернак  Таранущенко.  Неизбывный  СССР.  Четвер,  07  січня  2016,  10:02
http://www.pravda.com.ua/columns/2016/01/7/7094615/
 Влад  Шурыгин  «Вот,  что  я  вам  скажу...»
http://shurigin.livejournal.com/677784.html

[b]Продолжение:[/b]
3.  Ядовитые  зерна
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657649
4.  Кодекс  джунглей
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657651
5.  Свобода  выбора
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657896
6.  Дельта  КПСС
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657900
7.  Повторение  пройденного
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=658131
8.  Китеж
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=658132


адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657420
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.04.2016
автор: Ник.С.Пичугин