Пахарь и Лекарь

Мой  дед  Иван  и  моя  бабушка  Тамара  -  самые  настоящие  ветераны.  Они  прошли  всю  Великую  Отечественную  войну  -  дед  в  артиллерии,  начал  младшим  лейтенантом,  закончил  подполковником.  Бабушка  -  в  медсанбате,  5  лет  -  на  передовой.  Где-то  на  фронте  они  и  познакомились  -  и  уже  навсегда  остались  вместе.

Они  ушли  на  фронт  студентами.  Дед  Иван  учился  на  агронома,  бабушка  -  на  врача.  После  войны  дед  вернулся  к  занятиям  агрономией  и  восстанавливал  сельское  хозяйство  Херсонщины.  Не  встретилось  мне  никогда  больше  другого  человека,  который  бы  каждое  поле  в  области  знал,  как  свой  собственный  огород  и  относился  бы  к  нему  так  же  любовно  и  с  уважением.  Бабушка  так  и  не  получила  диплом  врача  -  после  войны  она  родила  троих  детей,  и  до  самой  пенсии  работала  медсестрой.  Но  и  без  диплома  она  умела  врачевать  любые  раны  и  хвори  -  фронтовая  школа  дала  ей  потрясающий  багаж  знаний  и  опыта.

О  войне  они  никогда  не  рассказывали.  То  есть  рассказывали,  но  совсем  не  то,  что  хотели  бы  услышать  я  и  мой  брат,  насмотревшись  бессчетное  число  советских  кинолент  о  той  Войне,  которые  дед  с  бабушкой  никогда  не  смотрели.  Нам  хотелось  историй  о  подвигах  -  но  нет,  их  рассказы  были  совсем  о  другом.

А  ведь  рассказать  им  было  что  -  медали  "За  отвагу",  ордена  Красной  звезды,  Боевого  красного  знамени,  Великой  отечественной  войны  просто  так  не  раздавали.  Много  позже  я  сам  кое-что  узнал  о  фронтовой  юности  своих  предков  -  на  сайте  "Подвиг  народа"  обнаружились  наградные  документы  Ивана  и  Тамары.  Пожелтевшие,  с  приставшими  комочками  земли  и  травинками,  они  кратко  повествовали  о  подвигах.  О  тех  самых  настоящих  подвигах,  о  которых  ни  дед,  ни  бабушка  никогда  не  проронили  ни  слова.

Когда  я  повзрослел,  я  понял,  почему  им  не  хотелось  говорить  о  войне.  Война  оторвала  их  от  любимых  мирных  дел  -  и  они  сделали  все,  что  от  них  зависело,  чтобы  поскорее  к  этим  делам  вернуться.  Пахарь  и  лекарь,  они  были  людьми  мира,  и  войну  преодолели,  как  преодолевают  препятствие,  чтобы  позабыть  о  нем,  как  только  препятствие  осталось  позади.  Ведь  впереди  -  она,  мирная,  подлинная  жизнь,  в  которой  есть  любовь,  труд,  дети,  дом  -  все  то,  что  придает  жизни  смысл.  А  война  смысл  их  жизни  убивала  -  и  потому  они  не  вспоминали  о  ней.

И  потому  их  рассказы  о  войне  не  могли  удовлетворить  глупое  любопытство  двух  мальчишек.  Дед  как-то  обронил,  что  с  войны  у  него  остались  трофеи  –  два  немецких  «Вальтера».  Их  он  утопил  в  каком-то  колодце  в  Каневе,  когда  ездил  туда  на  могилу  Тараса  Шевченко.  Вот  и  все  –  как  в  песне,  «с  войной  покончили  мы  счеты».  Дед  свой  счет  с  той  войной  закрыл.  А  счет  немалый  –  пять  лет  смертельного  риска  и  младший  брат,  погибший  весной  45-го  под  Кенигсбергом.

Бабушка  иногда  рассказывала  довольно  странные  и  в  чем-то  забавные  вещи.  Однажды  в  их  часть  приехал  с  лекцией  профессор  медицины.  Он  советовал  солдатам  питаться  регулярно  и  при  этом  не  есть  ни  слишком  горячей,  ни  слишком  холодной  пищи  –  это  очень  вредит  желудку.  Мы  с  братом  недоумевали:  да  разве  приходилось  солдатам  выбирать,  когда  и  какой  температуры  пищу  принимать?!  Это  же  война,  подвиги,  самоотверженность  и  героизм!  А  тут  какое-то  пищеварение…

И  только  однажды  бабушка,  услышав  от  нас  с  братом  что-то  о  Курской  дуге,  сообщила,  что  принимала  участие  в  крупном  сражении  под  Касторной.  Наши  глаза  разгорелись,  но  рассказ  вышел  страшным  и  коротким:  разведка  ошиблась,  и  бабушкин  батальон  оказался  зажат  между  огневых  точек  противника.  Пока  артиллерия  эти  точки  «накрыла»,  батальон  был  почти  весь  выкошен  кинжальным  огнем  немцев.  Уцелело  несколько  человек  –  в  том  числе  и  бабушка.  Потом  несколько  дней  она  совсем  ничего  не  могла  делать  –  только  сидела  на  одном  месте  и  плакала.  «А  больше  я  во  время  войны  и  не  болела,  -  добавила  она  после  паузы,  -  вот  только  тогда…  Зато  уж  после  войны  года  три  болела  всем,  чем  только  можно,  за  все  пять  лет  войны  отболела».

Была  тогда  традиция  на  День  Победы  приглашать  в  школы  ветеранов  –  чтобы  рассказали  о  войне.  Мои  ветераны  категорически  отказывались  ходить  на  такие  встречи,  хоть  я  и  просил.  И  в  мою  школу  всегда  приходили  одни  и  те  же  бодрые  румяные  старики  и  рассказывали  одни  и  те  же  истории  –  и  все  о  боях  и  о  подвигах,  и  все  так  молодцевато,  задорно,  словно  смерть  не  ходила  по  пятам  ни  за  ними,  ни  за  их  товарищами  и  вообще  не  войне  им  никогда  даже  не  встречалась.  Я  тогда  еще  ничего  не  понимал  про  своих  стариков  и  про  войну  и  очень  злился  и  завидовал:  ну  почему  «мои»  тоже  не  могут  быть  здесь  или  хотя  бы  мне  рассказать  что-нибудь  эдакое?!

Потом  я  решил,  что  это,  пожалуй,  было  хорошо:  разочаровал  бы  дед  моих  одноклассников  и  учителей.  Стал  бы  им  рассказывать  с  упоением,  как  он  это  делал  всегда,  о  бескрайних  полях  Херсонщины,  об  урожайности,  о  суховеях,  вредителях  и  сорняках  –  и  вышло  бы,  что  вся  та  война  и  победа  в  ней  свелись  к  одному:  дать  возможность  деду  поскорее  вернуться  к  его  любимому  хлебопашеству.  Тоже  мне  –  патриотическое  воспитание!

Но  очень  скоро  я  начал  жалеть  о  том,  что  вместо  вдохновенной  агрономической  поэмы  моего  деда  Ивана  мы  слушали  тогда  занимательные,  но  слишком  уж  восторженные  и  лубочные  повествования  о  войне,  в  которых  были  только  лихость  и  задор,  но  совсем  не  было  возмущения  бессмысленностью  войны  и  уважения  к  жизни.  Не  это  нужно  говорить  детям,  не  об  этом  нужно  напоминать  взрослым  –  и  здесь,  и  где  угодно,  и  всегда.

А  говорить  нужно  только  одно:  война  убивает  все  то,  что  придает  человеческой  жизни  смысл  –  любовь,  труд,  детей,  дом.  О  войне  должны  были  нам  рассказывать  только  пахари  и  лекари,  только  строители  и  учителя,  которых  она  оторвала  от  мирных  дел  и  заставила  заниматься  для  них  чуждым  и  отвратительным  делом.

Как  знать,  если  бы  с  детьми  о  войне  всегда  и  всюду  говорили  только  хлебопашцы  и  врачеватели,  может,  ее  не  было  бы  вовсе.  Или  было  –  хотя  бы  немного  меньше.  Ведь  война,  как  и  всякое  злое  дело,  начинается  в  умах  и  сердцах.  Но  оттуда  же  растет  и  все  доброе.  Сейте  в  умах  и  сердцах  зубы  дракона  –  и  взойдет  война.  Сейте  добро  и  любовь  –  и  пожнете  иной  урожай.

Моих  деда  и  бабушки  уже  нет.  Я,  пожалуй,  и  не  припомню  тот  последний  ветеранский  парад,  на  который  ходил  с  ними  9  мая  –  слишком  давно  это  было.  Но  сейчас,  в  канун  Дня  Победы,  я  хотел  бы  вспомнить  деда  Ивана  и  бабушку  Тамару  именно  теми,  кем  они  были  в  настоящей,  мирной  жизни  –  как  пахаря  и  лекаря.  Пахарь  и  Лекарь  –  вот  кем  я  их  знал,  любил  и  помню.

Покойтесь  с  миром.  И  -  мира  всем  нам.

05/05/2016

*Для  газеты  [b]"Сегодня"[url=""]http://www.segodnya.ua/opinion/maksim-fedorchenko/voyna-ubivaet-vse-to-chto-pridaet-chelovecheskoy-zhizni-smysl-714015.html[/url][/b]  -  опубликовано  08/05/2016

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=664666
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 08.05.2016
автор: Максим Тарасівський