Синий

...Говорят,  замысел  повести  «Хаджи-Мурат»*  настиг  Толстого,  как  вспышка  молнии  настигает  в  ночи  зрачок  человеческого  глаза:  свет  ее  уже  погас,  а  зрачок  все  еще  видит  все,  что  она  только  что  выхватила  из  мрака.

Толстой  всего  лишь  увидел  в  придорожной  пыли  надломленный  репейник.  Наверное,  тогда  уже  тысячи  людей  знали  историю  Хаджи-Мурата;  мимо  этого  репейника  прошли  и  проехали,  наверное,  тоже  тысячи.  Но  для  Толстого  упрямое  колючее  растение  оказалось  чем-то  большим:  метафорой,  из  которой  в  его  голове  в  один  момент  -  как  вспышка  молнии  -  выросла  целая  повесть.

И  со  мной  приключилась  очень  похожая  история.  Очень,  просто  до  невероятного  похожая.  Только  все  в  моей  истории  было  наоборот.

Роль  репейника  в  моей  истории  исполнял  цвет  в  сопровождении  одного  симпатичного  животного.  Исполнял  терпеливо  -  лет,  наверное,  несколько.  Себе  я  скромно  отвожу  роль  Льва  Толстого.  Хаджи-Мурата  в  этой  истории,  естественно,  не  было.  Повести  тоже  не  получилось.  А  получилось  вот  что.

Несколько  лет  подряд,  обнаруживая  на  каком-нибудь  рыночном  прилавке  или  в  музейном  аквариуме  раков,  я  переживал  нечто  вроде  вспышки  молнии,  озарившей  в  свое  время  голову  великого  писателя.  Но  моя  молния,  как  и  все  в  этой  истории,  тоже  была  наоборот:  она  не  высвечивала  все  до  обычно  невидимых  подробностей,  а  топила  окрестности  в  непроглядном  мраке,  оставляя  меня  тупо  глазеть  на  броненосных  севанцев  и  днепровцев.  Что-то  с  ними  было  не  то;  так  шляпа  фокусника,  в  которой,  как  известно  всем,  заранее  припрятан  белый  кролик,  все-таки  таит  интригу.  Кролика  не  видно,  но  и  воспринимать  фокусничью  шляпу  как  головной  убор,  без  кроличьей  начинки,  невозможно.  Но  кролика  по-прежнему  не  видно,  интрига  сохранена.  Вот  и  раки  что-то  от  меня  скрывали.

Итак,  я  годами  разглядывал  шляпу,  то  есть  раков,  а  за  ними  что-то  брезжило.  И  так  слабо,  неубедительно,  неотчетливо  -  совсем  не  разобрать.  То  ли  форма,  то  ли  запах,  то  ли  цвет  –  нет,  не  угадать...  Но  вот  однажды  -  наконец-то!  -  моя  безумно  медленная  и  ослепительно-черная  молния  проделала  весь  положенный  ей  путь,  погасла,  и  я  увидел.

Рак  на  синем.  Вот  и  все,  что  я  увидел  поначалу,  -  но  я  вцепился  в  этот  синий  цвет  изо  всех  сил.  Рак  был  совершенно  ни  при  чем.  Синий,  синий,  непременно  синий!  –  но  к  чему  он?  Может,  это  не  моя  память,  а  память  маленького  немого  без  глухоты  оборванца  из  Энска,  жаждавшего  изловить  в  речке  Песчинке  голубого  рака,  который,  по  слухам,  приносил  счастье?  –  Ерунда:  и  Энск  вовсе  не  Энск,  и  Песчинка  не  Песчинка,  и  раки  счастья  не  приносят,  может,  и  оборванца  никакого  никогда  не  было.**  Откуда  у  него  память?

Но  нет  же,  нет.  Не  голубой,  не  синий  рак  –  обыкновенный,  зеленоватый  в  желтых  точках-пупырышках,  он  медленно  пошевеливал  усами,  глазами,  ногами  и  клешнями  на  синем…  на  ярко-синем…  не  «на»,  а  «в»!

Рак  лежал  в  синем  кузове  игрушечной  деревянной  машины,  грузовика.  А  кабина  и  колеса  грузовичка  –  тоже  деревянные  –  были  красными.  И  держала  этот  автомобиль  детская  рука,  держала  крепко,  но  с  опаской:  рак  того  и  гляди  дотянется  и  ущипнет.  Вот,  ущипнул!  –  и  грузовичок,  который  выскользнул  из  детской  руки,  кто-то  подхватил,  а  вместе  с  ним  и  рака,  а  мальчик,  которого  ущипнул  рак,  поднял  глаза,  чтобы  посмотреть  на  того,  кто  поймал  машинку.  А  поймал  ее…

И  вот  тут  передо  мной  вспыхнула,  наконец,  молния,  очень,  наверное,  похожая  на  ту,  которая  в  свое  время  озарила  голову  Толстого.  И  я  увидел  –  все  и  сразу.

Мальчик  с  грузовичком  –  это  я,  лет  пяти,  наверное,  -  сидел  на  раскаленном  дерматиновом  сидении  старого  троллейбуса,  который  неспешно  двигался  по  горбатому  мосту,  ведущему  в  Старый  Город.  Мостом  Старый  Город  был  соединен  с  Островом  –  частично  жилым,  частично  промышленным.  На  самом  краю  Острова  располагался  пляж,  а  за  пляжем  река,  а  за  рекой  –  еще  один  остров,  -  Гидропарк,  за  которым  протекал  уже  настоящий  –  широкий  и  судоходный  –    Днепр.  Вот  оттуда-то  и  возвращался  мальчик.

На  реке  он  провел  целый  день,  и  сейчас  испытывал  ту  сладко-пьянящую  сонливую  усталость,  которую  можно  заработать  только  одним  способом:  нужно  с  самого  утра  и  до  первых  закатных  теней  плескаться  в  сладкой  днепровской  воде  под  яростным  и  бескомпромиссным  херсонским  солнцем.  Такая  усталость  –  как  счастье,  только  лучше:  если  счастье  настигает  и  оставляет  внезапно,  то  эта  чудесная  усталость  обволакивает  нежно  и  прочно,  длится  долго  и  ощущается  в  каждой  клетке  тела  как  то  самое  стремительное  счастье.  А  потом  еще  оказывается,  что  из  этого  блаженного  состояния  –  всего  один  шаг  до  полной  и  безоговорочной  нирваны:  нужно  всего  лишь  прилечь  на  белую  прохладную  простыню  и  на  секундочку  –  на  самую  короткую  в  мире  секундочку  –  прикрыть  глаза,  которые  и  без  того  уже  закрыты  сном.  И  через  секундочку  открыть  –  уже  утром…

Как  только  я  «оказался»  в  старом  троллейбусе,  события  того  дня  начали  складываться,  как  мозаика:  я  вспомнил  все  до  самых  ничтожных  подробностей.  На  пляже  я  был  с  отцом  –  это  он  подхватил  грузовичок,  когда  рак  ущипнул  меня;  Господи!  –  ведь  тогда  ему  было  на  35  лет  меньше,  чем  сейчас,  я  думал,  что  таким  молодым  я  помню  его  только  по  фото.  Отец  нырял,  пугающе  долго  находился  под  водой  –  под  самой  страшной  водой,  в  черной  глубине  которой  терялись  солнечные  лучи,  шевелились  мрачные  растения  и  пролетали  зеленые  и  синие  тени  –  и  появлялся  с  добычей,  и  добычей  замечательной.  Пресноводные  мидии  формой  и  размерами  напоминали  крупные  черепаховые  мыльницы;  раки,  извлеченные  из  нор,  размахивали  клешнями,  как  рыцари  на  турнире,  и  по  прибрежному  песку  передвигались  скоком  –  как,  наверное,  рыцарские  лошади.  Одному  из  них  предстояло  отправиться  в  ярко-синем  кузове  деревянного  грузовичка  в  Старый  Город  –  через  горбатый  мост,  под  вздохи  и  лязги  старого  троллейбуса…

Мозаика  складывалась,  и  я  вспоминал  все,  мимоходом  удивляясь,  насколько  цепкой  может  быть  человеческая  память:  не  только  события,  но  и  ощущения  были  сохранены.  Увидев  себя  на  пешеходном  мосту  между  Островом  и  Гидропарком,  я  немедленно  ощутил  ступнями  горячий  шершавый  асфальт  –  в  нем  были  глубокие  трещины,  в  которых  вырос  спорыш,  в  самую  тяжкую  жару  –  зеленый  и  упрямо-прохладный.  И  тут  по  мизинцу  левой  ноги  разлилась  острая  боль:  засмотревшись  на  океанское  судно,  неслышно  летевшее  по  фарватеру,  я  до  крови  сбил  палец  о  какую-то  ребристую  железную  штуковину,  торчащую  из  асфальта.  –  Тот  день  стремительно  разворачивался  у  меня  перед  глазами  и  не  только:  он  был  как  мир,  который  дан  нам  в  ощущениях,  –  и  ощущения  того  дня  были  возвращены  и  отданы  мне  все  и  сполна.

Взволнованный  и  растроганный,  я  сидел  на  своем  любимом  табурете  в  квартире  на  тихой  улочке  Киева  и  одновременно  –  стоял  по  колено  в  воде,  с  замиранием  сердца  ожидая,  когда  из  глубины  вынырнет  отец,  и  загадывал,  что  за  добычу  он  на  этот  раз  поднимет  над  головой.  Табурет,  квартира,  тихая  улочка,  Киев,  40  моих  лет  были  при  этом  куда  менее  реальными,  чем  белый,  тончайшего  помола  речной  песок,  в  котором  сейчас  утопали  мои  ступни,  и  ласковая  желтоватая  вода,  плескавшаяся  у  коленей.  Казалось,  что  все  это  –  табурет,  Киев,  40  лет  –  просто  строка  в  книге,  второпях  и  вскользь  прочитанная  тем  мальчиком  на  реке,  потому  что  уже  на  следующей  странице  книги  и  прямо  сейчас  вокруг  –  по-настоящему  интересно.

А  потом  на  реку  набежала  тень  –  наверное,  собиралась  гроза.  Я  поднял  глаза:  нет,  ничего,  небо  ясное,  но  откуда  же  тень,  откуда?  –  День  стремительно  чернел;  вода  в  реке  застывала  и  превращалась  в  студенистое  желе;  ужас  напомнил  меня:  а  как  же  папа?!  –  и  я  уже  видел,  как  он  вязнет  и  задыхается  в  густой  массе,  все  еще  удерживая  в  руке  очередную  находку...  Но  реки  уже  не  было.

На  жестком  серо-коричневом  ковре  с  выцветшими  узорами  в  какой-то  огромной,  просто  необъятной  комнате  с  пыхтением  возились  двое  мальчишек.  У  обоих  братьев  –  я  точно  знал,  что  это  были  братья,  –  разбиты  носы,  исцарапаны  руки  и  лица.  Они  дрались.  Повод  для  драки  находился  тут  же  и  был  весьма  серьезным,  однако  сейчас  им  было  не  до  него.  Сейчас  каждый…  нет:  сейчас  я  понимал  ситуацию  очень  просто:  победить  или  погибнуть.  Их  сердца…  нет:  мое  маленькое  сердце  переполнялось  ненавистью  и  жаждой  убийства.  А  уж  потом  победитель  получит  все  –  и  причину  драки  тоже.  Такой  славный,  такой  замечательный,  такой  синий…  деревянный  грузовичок  с  красной  кабиной.

Вот  он,  кролик!  –  фокусник  улучил  момент,  и  когда  зрители  увлеклись  представлением  и  позабыли  о  припрятанном  кролике,  ловко  извлек  его  за  уши  из  своей  шляпы,  в  очередной  раз  сразив  всех  этим  старым  и  таким  предсказуемым  трюком.

Вот  она,  молния!  –  вспыхнула,  наконец,  по-настоящему  –  стремительная,  слепящая,  бело-голубая  –  и  за  мгновение  и  на  мгновение  выхватила  из  вязкого  и  цепкого  забвения  то,  что  упорно  скрывалось  там  столько  лет.  Выхватила  и  погасла  –  а  я  еще  целую  секунду  –  самую  длинную  в  мире  секунду  –  видел  то,  что  она  только  что  высветила  во  мраке  моей  памяти  и  забвении  моей  совести.

Да  что  же,  собственно?  Ничего  ведь  особенного.  Пустяки.  Чушь.  Даже  не  скелет  в  шкафу  –  так,  призрак  кролика  из  воображаемой  шляпы.  Зря  все  это.  Полыхнуло  впустую:  куда  моему  синему  грузовичку  до  «Хаджи-Мурата»...

...Любимый  табурет,  тихая  улочка,  Киев,  40  лет  –  прочные,  надежные  и  по  всем  ощущениям  совершенно  подлинные  и  реальные  –  вернулись  и  встали  на  свои  места.  Жизнь  как  будто  двинулась  дальше  –  своим  обычным,  устоявшимся,  спокойным  и  размеренным  чередом.

Однако  ночью  мне  не  спалось.  Я  ворочался  на  горячей  измятой  простыне,  и  в  голове  моей  ворочались  бессонные  мысли.  Ну,  что  мне  тот  день  на  реке?  Что  -  грузовичок?  Даже  смертный  бой  братьев  -  пусть  и  с  каким-то  ветхозаветным  привкусом  -  не  может  тягаться  с  историей  мятежного  кавказца,  да  и  вообще  этот  воин  тут  ни  при  чем.  Но  почему  же,  почему  мой  кролик  так  тщательно  и  долго  таился  в  шляпе  и  молниеносно  выпрыгнул  оттуда  только  теперь,  когда  все  давным-давно  прошло  и  даже  почти  забылось?

Да  и  что  я  такого  вспомнил?  -  День  на  реке,  драку  с  братом,  каких,  наверное,  было  много.  Нынче  я  это  запишу,  а  завтра  опять  забуду.  Но  будь  я  проклят,  если  стану  теперь  оглядываться  в  свое  прошлое  без  опаски!  Ведь  там,  наверное,  таких  шляп  с  кроликами  внутри  за  четыре  десятилетия  скопилось  порядочно.  А  что,  если  в  моих  шляпах  -  не  только  кролики?

В  шляпе  Толстого  обнаружился  целый  крокодил.  И  потому  повесть  о  Хаджи-Мурате  пролежала  в  его  столе  больше  20  лет  и  увидела  свет  только  через  два  года  после  смерти  писателя  –  да  и  то,  с  цензурными  купюрами,  а  полностью  –  и  того  позже…  А  еще  чуть  позже  –  лет  через  150  –  события  той  повести  начали  повторяться!  И  страшный  миф  о  вечном  повторении  в  очередной  раз  оказался  правдой.

Но  то  был  чужой,  не  личный  крокодил  Толстого.  Извлечь  его  из  шляпы  было  делом  относительно  безопасным,  хотя  по  тем  временам  и  неполиткорректным.  А  вот  личные  –  мои  личные  кролики,  раки,  крокодилы  и  прочие  до  поры  до  времени  скрытные  существа  -  с  ними  как  быть?..

...Эй  вы,  звери  мои.  Выходите.  Ваш  создатель  ждет  вас.

2016

*  [i]Повесть  «Хаджи-Мурат»  представляет  собой  литературную  версию  истории  аварца  Хаджи-Мурата,  который  в  течение  10  лет  был  правой  рукой  имама  Шамиля  и  непревзойденным  командиром  его  кавалерии.  Однако  в  1851  году  после  ссоры  с  Шамилем  он  перешел  на  сторону  русских  правительственных  войск,  так  как  имам  взял  в  заложники  семью  Хаджи-Мурата,  и  последний  надеялся  на  помощь  русской  армии  в  их  освобождении,  очевидно,  в  обмен  на  то  влияние,  которое  легендарный  Хаджи-Мурат  имел  на  горцев.  Русские  хорошо  приняли  Хаджи-Мурата,  однако  освобождать  его  семью  не  спешили;  когда  до  него  донеслись  слухи,  будто  Шамиль  собирается  расправиться  с  его  родными,  Хаджи-Мурат  уходит  от  русских,  однако  его  настигает  погоня,  и  он  гибнет  в  неравном  и  жестоком  бою  с  казаками.[/i]

**  [i]Речь  идет  о  главном  герое  романа  В.  Каверина  «Два  капитана»  Александре  Григорьеве.  Он  страдал  «немотой  без  глухоты»:  все  слышал,  но  говорить  не  мог.  Родился  и  вырос  в  городе  Энск  (речь  идет  о  Пскове),  у  слияния  рек  Песчинки  и  Тихой  (реки  Пскова  и  Великая).  Однажды  ночью  маленький  Саша  отправился  на  Песчинку  на  ловлю  голубого  рака,  который,  по  мнению  мальчишек,  приносил  счастье.  Голубого  рака  он  не  поймал,  а  вместо  этого  стал  свидетелем  убийства  сторожа.  У  тела  убитого  Саша  обронил  нож,  подаренный  отцом,  –  и  на  следующий  день  по  подозрению  в  убийстве  арестовали  Сашиного  отца,  потому  что  на  рукоятке  ножа  была  выжжена  фамилия:  Григорьев.  В  тюрьме  отец  Саши  заболел  и  умер.[/i]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=665832
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 14.05.2016
автор: Максим Тарасівський