Канны: о важнейшем из искусств

Отзвучали  фанфары,  отщелкали  затворы  фотоаппаратов,  отстучали  каблучки  по  красным  дорожкам,  отбесновались  поклонники  и  критики.  Средиземноморский  ветер  унес  аромат  грушевой  эссенции.  Кинофестиваль  закрылся.

Участники  фестиваля  разъехались,  победители  увезли  золотые  пальмовые  ветви.  Над  улицами  опустевших  Канн  колышутся  только  обыкновенные  пальмовые  ветки  и  кроны  античных  пиний.  Тихо,  солнечно,  в  прогнозе  -  неизменное  "ясно".

Я  приехал  в  Канны  –  по  делу,  замечу,  -  в  середине  июня.  Кинофестиваль  уже  месяц  как  завершился.  Бросив  чемодан  в  отеле,  я  поспешил  на  набережную  Круазет.  Пальмы  приветственно  и  с  достоинством  кланялись.  Пахло  хвоей  и  петуниями.  Над  бухтой  повисал  туман,  словно  пышная  пенка  над  чашкой  капучино.  В  тумане  над  морем  желтело  расплывчатое  солнце.  Круазет  с  пальмой  вместо  круасана,  бухта  с  молоком  вместо  кофе,  небеса  с  одним  желтком  -  вот  такой  завтрак  подают  Канны  тому,  кто  прибыл  рано  утром.  Впрочем,  позавтракать  по-настоящему  тут  тоже  возможно,  даже  с  комфортом  и  не  без  шика:  то  и  дело  попадаются  двери  заведений,  украшенные  звездами  Мишлен.

Но  что  я  говорю?  -  Это  должен  был  я  прилететь  утром,  но  опоздал  сначала  на  один  рейс,  потом  пропустил  другой  -  и  прибыл  в  Канны  к  вечеру.  Самолеты  со  всего  мира  слетаются  сюда  стаями,  отправляясь  из  своих  аэропортов  каждые  полчаса,  как  пригородные  электрички,  и  приземляясь  тут  ежеминутно,  -  и  потому  они  заходят  на  посадку,  выстраиваясь  один  за  другим  в  широкий,  как  бы  текущий  над  морем  круг,  -  так  выглядит  авиа-очередь  на  Лазурный  берег.  Потому,  опоздав  на  один  рейс  в  Ниццу  (ее  аэродром  обслуживает  и  Канны),  с  легкостью  попадаешь  на  следующий;  это  отнимает  все  те  же  полчаса  и  ничего  не  стоит.  Наверное,  авиакомпании  считаются  с  тем,  что  "на  моря"  люди  едут  в  нерабочем  состоянии,  и  позволяют  им  такие  маленькие  слабости...  В  общем,  утренние  Канны  я  принимал  только  на  следующий  день.

Кино  -  это  зрелище;  но  каннские  зрелища  начинаются  задолго  до  прибытия  и  вообще  даже  -  вне  контекста  фестиваля.  Кто  летал  над  сушей  и  над  морем,  тот  знает,  что  суша  обычно  скрыта  от  глаз  плотными  облаками,  а  вот  море  лица  не  прячет  -  смотри,  сколько  захочешь,  сколько  сможешь,  сколько  вместишь.  И  небо  над  приморскими  Каннами,  Ниццей  и  Монако,  как  и  небо  над  Альпами,  которые  шершавой  щекой  прижимаются  к  Лазурному  берегу,  -  безоблачно  или  облачно  ровно  настолько,  чтобы  обеспечить  сценичность  на  высоте  9000  м.  Вид  сверху  -  описуем,  но  неописуемо  хорош.  Городишки,  озера  и  реки  в  долинах,  горные  хребты  и  пики,  сочная  зелень  и  яркий  снег,  испятнанные  голубоватыми  тенями  облаков,  корабли,  вспыхивающие  на  солнце  чешуйки  волн  Средиземного  моря  -  смотреть  на  эту  картину  можно  бесконечно.  Но  вот  и  аэропорт  Ниццы,  очередь  над  морем,  энергичная  посадка,  беспечный  контроль,  автобус  -  и  Канны.

Про  Каннский  кинофестиваль  знают,  наверное,  все,  но  Канны  служат  пристанищем  не  только  для  деятелей  кино  -  тут  создана  мощная  фестивальная  инфраструктура,  которая  прельщает  и  другие  сферы.  Однако  кино,  очевидно,  является  для  Канн  важнейшим  из  искусств  -  муралы  на  стенах  домов  все  до  последнего  посвящены  синематографу.  Над  набережной  реет  огромный,  в  полный  рост  местной  мэрии  Тарантино  -  и  есть  в  этом  что-то  неуловимо-символическое.  Канны  в  прошлом  -  пусть  и  очень  далеком  -  были  все-таки  римским  городом.  Тарантино,  конечно,  режиссер  американский,  а  итальянцы,  конечно,  только  условно  римляне,  но  фамилия  режиссера  -  как  и  многое  в  Каннах  -  недвусмысленно  указывает  в  сторону  Италии.  Впрочем,  это  мои  субъективные  ощущения;  поговорим  о  том,  что  смог  бы  увидеть  каждый.

Достопримечательностей  здесь,  пожалуй,  не  так  уж  много  -  если  оторвать  Канны  от  Лазурного  берега  и  Прованса,  то  совсем  мало.  Но  они  есть  -  хотя,  пожалуй,  их  все-таки  и  затеняет  кинофестиваль.  Так,  примерно  в  километре  от  берега  лежат  Леринские  острова;  на  одном  из  них  -  Сен-Маргерит  -  стоит  крепость  Форт-Рояль.  Остров,  кажется,  был  обитаем  с  античных  времен;  до  Х  века  им  владели  сарацины,  а  позднее  на  нем  угнездились  крестоносцы.  А  еще  позже,  в  конце  XVII  века,  Людовик  XIV  держал  тут  самого  таинственного  узника  всех  времен  и  народов;  имени  его  не  знает  никто,  кое-кто  слыхал  его  номер  64389000,  а  прозвище  –  в  том  числе  благодаря  кинематографу  –  знакомо  почти  всем:  Железная  Маска.

Ирония  судьбы,  иначе  не  скажешь:  камин  в  комнате,  к  примеру,  кажется  мне  предметом  роскоши,  особенно  в  наше,  централизованно-отопительное  время  (хотя  как  знать?  -  тарифы  нынче  такие,  что  переход  на  дрова  вовсе  не  роскошь).  Но  вряд  ли  узники  Форт-Рояль  считали  камин  чем-то  иным,  кроме  отопительного  прибора:  зимы  на  море,  даже  Средиземном,  достаточно  суровы,  и  потому  каждая  тюремная  камера  форта  оборудована  этим  устройством.  Стены  камер  украшены  древними  фресками;  однако  не  думаю,  что  камин  и  фрески  могли  заменить  узникам  то,  что  они  наблюдали  в  узкие  окошки  своих  камер:  свободу.  Поэтому  пытались  бежать  отсюда  многие,  но  удалось  это,  кажется,  только  одному  наполеоновскому  генералу.

Нынче  остров  -  только  туристический  объект;  на  нем  больше  не  селятся  рыбаки,  крепость  оставлена  солдатами,  а  сведенный  для  отопления  крепости  и  тюрьмы  лес  восстановлен  французскими  лесниками.  В  бывших  казармах  обучаются  дети  -  похоже,  чему-то  бойскаутскому.  И  снова  ироническая  улыбка  судьбы  и  истории:  в  крепости,  пушки  которой  грозили  гибелью  всякому  кораблю,  входившему  в  бухту  Канн,  теперь  музей  античного  судоходства.  Пушки,  впрочем,  по-прежнему  на  месте,  а  их  жерла  смотрят  туда  же,  куда  они  смотрели  все  последние  века:  на  море.

Но  пора  возвращаться  в  город  -  за  10  минут  кораблик  доставит  туриста  обратно  в  гавань.  Да,  гавань,  пожалуй,  тоже  достойна  быть  названной  в  качестве  украшения  местного  ландшафта.  Такое  количество  и  разнообразие  яхт  встретишь  не  часто:  от  самых  крохотных  до  огромных,  в  трюмах  которых  спрятаны  маленькие  яхты,  а  в  кают-компаниях  стоят  обширные  столы,  покрытые  белоснежными  скатертями  и  сервированные,  словно  для  королевского  приема.  Все  флаги  будут  в  гости  к  нам  -  именно  так!  Порты  приписки  покрывают  все  континенты  и  звучат  волнующим,  томительным  призывом  и  влекут  за  горизонт  даже  чуждого  романтике  дальних  странствий  человека.  А  над  гаванью  на  холме  возвышается  угловатый  форт  -  и  вообразить  себя  пиратом  на  какой-нибудь  Тортуге  поэтому  совсем  несложно.  Я  вообразил.

Сам  город  Канны  производит  особое  впечатление.  Само  собой,  Средиземноморье  -  это  всегда  особые  впечатления,  да  еще  так  по-каннски  изысканно  приправленные  кинематографическим  флером,  ароматом  петуний,  из  которых  тут  сооружают  целые  деревья,  и  колеблющимся  лесом  мачт  и  облачками  парусов.  Но  есть  и  еще  кое-что:  Канны  -  место  аристократическое.  Свет  -  тот,  о  котором  читают  в  великосветских  романах  и  в  светской  хронике,  высшее  общество  –  вот  такая  Каннская  достопримечательность.

Говорят,  у  аристократии  принято  содержать  виллу  на  Лазурном  берегу;  эту  традицию  в  середине  19-го  века  заложил  лорд  Генри  Питер  Брум,  проездом  прихворнувший  в  Каннах.  Городишко  лорду  приглянулся,  -  а  он  и  вправду  очарователен,  об  этом  можно  судить  по  живописным  старинным  кварталам  на  холме  Сюке.  Лорд  завел  здесь  дом  -  а  за  лордом  потянулись  и  прочие  титулованные  особы.  И  до  сих  пор  эта  традиция  жива:  кто-то  содержит  виллу  или  даже  целый  дворец,  а  кто-то  на  постоянной  основе  снимает  апартаменты  или  даже  целый  этаж  в  одном  из  прибрежных  отелей.  Нет,  владельцы  и  наниматели  тут  не  живут;  они  навещают  Канны  в  сезон,  проводят  тут  несколько  дней  и  перемещаются  по  глобусу  -  "вслед  за  весной"  -  согласно  великосветскому  календарю.  Виллы  и  отели  пустеют;  так  и  в  июне  они  стояли  безмолвные,  с  закрытыми  ставнями.  И  эта  обратная  сторона  аристократических  визитов  весьма  заметна:  набережная  Круазет,  прибрежные  улицы  -  все  они  производят  впечатление  покинутого  города,  который  по  какой-то  неизвестной  причине  содержится  в  идеальном  порядке,  как  наделенный  искусственным  интеллектом  городок  Бел-Уезер  из  романа  Роберта  Шекли  "Координаты  чудес".  Роскошь,  изысканность,  чистота,  ухоженность  -  и  безлюдье.  Согласитесь,  это  имеет  совершенно  особый  колорит.

Первые  этажи  улиц  -  сплошь  бутики  самых-самых  марок  и  брендов.  И  тоже  -  пусто,  покупателей  нет,  хотя,  насколько  мне  позволяли  судить  мои  скромные  познания  о  событиях  от-кутюр,  на  прилавках  вещи  только  последнего  парижского  показа.  Цены,  естественно,  соответствуют:  тут  цены  вообще  соответствуют  статусу  самых  дорогих  гостей.  В  магазине  "подержанных"  авто  предлагаются  Роллс-Ройсы  -  только  чуточку  постоявшие  в  гаражах  прежних  хозяев.

Да,  а  пляжи  в  Каннах  так  себе.  Впрочем,  может,  кому-то  нравится  серый  песок  -  мне  нет.  Но  море,  Средиземное  море...  Отдался  ли  ты  его  ласковым  объятиям,  взираешь  ли  ты  на  него  с  холма  Сюке,  словно  на  пришпиленного  иглами  мачт  мотылька  с  крыльями  цвета  переспелых  слив,  -  оно  околдовывает.  Займешься  ли  каким-то  делом,  заговоришь  ли  с  трескучим  собеседником,  а  поймаешь  его  цвет  и  ширь  хоть  краем  глаза  -  и  замолчишь  как  будто  бы  ни  о  чем,  и  снизойдет  в  твою  душу  покой  -  такой  же  широкий,  как  море,  и  такой  же  способный  породить  вдруг,  как  море  рождает  волны,  -  чувство,  мысль,  стихи...  

Побродив  по  безлюдным  приморским  улицам  Канн,  скоро  начинаешь  испытывать  нечто  странное.  Все  вокруг  -  вполне  настоящее  -  все-таки  без  людей  кажется  только  почти  настоящим,  даже  бутафорским.  Ты  словно  попадаешь  в...  кино.  Вот,  вот  оно!  -  кино,  декорация!  Канны  в  своей  самой  прибрежной  части  производят  впечатление  дорогих,  на  совесть  и  с  большим  вкусом  сработанных  декораций  для  съемок  какого-нибудь  грандиозного,  с  американским  размахом  фильма  из  жизни  князей  с  княгинями,  а  может,  и  королей  с  королевами.  Так  что  кино  пришло  сюда  неслучайно:  Канны  производят  впечатление  одной  из  самых  лучших  и  достоверных  съемочных  площадок  мира.

Туристы,  конечно,  оживляют  пейзаж,  однако  они  кажутся  в  городе  людьми  случайными,  посторонними:  ведь  сколько  бы  их  не  толпилось  на  Рю  д'Антиб,  все  окна  там  по-прежнему  закрыты  ставнями,  а  ночью  -  темны.  Здесь  никто  не  живет.

Но  есть,  есть  в  Каннах  и  настоящее,  небутафорское  во  всех  смыслах.  Чуть  дальше  от  моря,  чуть  уже  и  круче  улицы  -  и  показывается  обычный  и  живой  средиземноморский  городок,  полный  шума  и  движения.  Среди  старинных  домов  носятся  вполне  современные  дети  и  собаки;  старики  -  тоже  довольно  современные  -  степенно  приподнимают  шляпы  и  раскланиваются  со  знакомыми;  в  лавках  идет  бойкая  торговля  совершенно  человеческими  товарами  по  приемлемым  ценам.  Хлопают  двери  контор,  жужжат  грузовички  торговцев.  В  просветы  между  домами  и  деревьями  врывается  синь  –  то  неба,  то  моря.  За  столиками  кафе  текут  беседы.  В  открытых  окнах  видны  живые  глаза  и  цветы.  Понаблюдаешь-понаблюдаешь,  да  и  задашься  провокационным  вопросом,  а  не  является  ли  искусство  жить  важнейшим  из  местных  искусств.  Впрочем…

Фестиваль  пришел,  фестиваль  ушел.  Кино  кончилось.  Жизнь  -  продолжается.

2016

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=669784
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 02.06.2016
автор: Максим Тарасівський