Чёрный квадрат

Проникнуть  в  суть  картины  дивной
Под  силу  только  знатокам,
Ведь  лишь  на  первый  взгляд  наивной
Она  казаться  может  вам.
Противник  Божьего  Закона  –
Художник,  ощутив  кураж,
Низверг  священную  икону,
Иконой  сделав  свой  «пейзаж».
За  авангарда  изощренность,
И  за  фурор  и  эпатаж,
И  замысла  непревзойденность
Картину  взяли  в  Эрмитаж.

Сюжет  и  замысел  картины
Непросто  оценить  «на  глаз»,
Ведь  в  ней  сплелись,  как  паутина,
Протеста  и  бунтарства  глас
И  философское  прозренье
О  темных  близких  временах,
Когда  искусств  произведенья  
Сжигаться  будут  на  кострах,
Когда  иконы  и  Писанье,
На  злобу  наступавшим  дням,
Не  устрашившись  наказанья,
Безбожно  придадут  огням.

По  темным  улицам  помчатся
Меж  инквизиторских  костров,
Что  черным  дымом  заклубятся,  
Кортежи  черных  воронков,
Как  всадники  из  недр  ада,
Блистая  чернотой  подков,
И,  словно  загоняя  стадо,
Ныряя  под  ночной  покров,
И  жертву  в  сумраке  хватая,
И  свой  собрав  ночной  улов,
В  темницы  жертв  сопровождая
Под  перезвоны  кандалов.


------------------------

           На  последней  футуристической  выставке  картин  «0,10»*  (ноль-десять)  в  1915  г.,  где  впервые  экспонировалась  картина  "Чёрный  квадрат"  и  другие  работы    Казимира  Малевича  и  его  соратников,  представивших  новое  направление  в  русском  авангарде  —  супрематизм**,  Малевич  намеренно  водрузил  «Черный  квадрат»  в  красном  углу  помещения,  где  у  славян  всегда  висят  иконы.  
Картину,  ставшую  благодаря  выставке  известнейшей  картиной  русской  авангардной  живописи,  затем  прозвали  «иконой  русского  авангарда».
           Художественный  критик,  основатель  объединения  «Мир  Искусства»  Александр  Бенуа  написал  в  газете  «Речь»  от  9  января  1916  года:  «Несомненно,  это  и  есть  та  икона,  которую  господа  футуристы  предлагают  взамен  мадонн  и  бесстыжих  Венер».
------
*«Последней  футуристической»  выставка  была  названа  из-за  желания  организаторов  завершить  футуристический  период  в  русской  живописи  и  обозначить  переход  к  супрематизму.
«0,10»  —  это  не  одно  число  (одна  десятая),  а  числа  ноль  и  десять,  перечисленные  через  запятую.  Ноль  означает  отсутствие  (нулевое  количество)  предметных  форм  в  супрематизме.  Десять  означало  количество  художников,  планировавших  участвовать  в  выставке,  но,  когда  участников  стало  четырнадцать,  название  не  было  изменено.

**Супремати́зм  (от  лат.  supremus  –  наивысший)  –  доминирование,  превосходство  цвета  над  всеми  остальными  свойствами  живописи.  В  беспредметных  полотнах  краска,  по  мысли  основателя  супрематизма  Казимира  Малевича,  была  впервые  освобождена  от  подсобной  роли,  от  служения  другим  целям,  —  супрематические  картины  стали  первым  шагом  «чистого  творчества»,  то  есть  акта,  уравнивавшего  творческую  силу  человека  и  Природы  (Бога).

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=700151
Рубрика: Лирика
дата надходження 12.11.2016
автор: Sempervivum