О природе Разума

В  эти  святые  дни  все  думают  о  Боге,  о  сотворении  мира  ,  о  всевышнем  Разуме.  В  этой  поэме  я  немного  тоже  рассуждаю  об  этом

Не  каждый  мудрствующий  знает  
(Вопрос  ведь  этот  не  так  прост),  
Что  энтропия  возрастает,
Ввергая  мир  вещей  в  хаос.
И  чтоб  главенствовал  порядок,
Для  всплесков  не  было  причин,
Понизить  энтропию  надо
До  самых  малых  величин.
Но  это  сделать  не  так  просто.
Нельзя  уладить  без  борьбы  ,
Ведь  ограничить  надо  в  росте
Любой,    не  чтящий  меру  вид.
Природа  в  муках  научилась
Сама  пределы  расставлять,
И  все,  без  меры  что  развилось
Умеет  быстро  сокращать.
Умеет,  кстати,  раз  за  разом,
Коль  надо,  сильных  убивать,
Ссылаясь  на  Всевышний  Разум,
Которому  дано  все  знать.
И  в  этом  весь  вопрос  извечный  -
Есть  Разум  свыше  или  нет  ?
Все  ищут  в  спорах  бесконечных
Веками  на  него  ответ.
Скажу  я  сразу  -  нет  ответа,
Понять  нам  это  не  дано,
К  тому  же  хочется  отметить,
Что,  в  принципе,  и  все  равно.
Но  зуд  познания  все  ж  тревожит,
Вопрос  сей  хочется  решить.
И  рассужденья  мои,  может,
 Помогут    двери  приоткрыть.

Вопрос  сначала  мы  разложим  
На    два  -  Вселенский  и  Земной.
Любой  из  них  все  так  же  сложен,
Но  проще  кажется  любой.
Не  трудно,  в  общем-то  представить,
Что  робот  можно  сделать  нам,  
Потом  его  же  и  заставить  
Других  чтоб  собирал  он  сам.
А  по  пути  букашек,  пташек  
И  мошек  разных  сотворить  .
Подумать  даже  нынче  страшно,  
Что  может  быть.  Или  не  быть.
При  этом  принцип  размноженья
Коль  надо  -  можно  изменить,
Набравшись  знаний  и  терпенья
Всему  их  можно  обучить.
Пути  тут  могут  быть  различны,
Материал  сойдет  любой,
Органика  пойдет  отлично
Уж  через  год  или  другой.
А  через  сотню  лет  иль  раньше
На  Марс  их  можно  запустить,
Назначить  в  каждой  сотне  старших
И  в  телескоп  за  всем  следить.
А  можно  их  еще  подальше
Чрез  пару  сотен  лет  загнать  -
В  созвездье  Львов  пусть  землю  пашут  -
И  на  отчеты  редко  звать.
Они,  конечно,  помнить  будут
Нас  -  может  в  Боги  возведут.
Поступят,  я  надеюсь,  мудро
И  дальше  нас  еще  пойдут.
Ну  чем  не  мира  сотворение,
Касаясь  части  лишь  земной?
Отличие    в  том,  что  искушенье
Тут  не  нашептано  змеей.
А  в  целом  выглядит  прилично-
Наш  разум  может  сотворить
Другой  мир,  пусть  и  не  привычный,
Где  нам  подобным  можно  жить.
Так  мира  Богом  сотворенье
Для  нас  уже  и  не  вопрос  -
Всевышний  в  срок  всего  недельный
На  нашу  Землю  все  привнес.

Но  это  очень  упрощенный  
Взгляд  на  создание  миров
И  самый  лишь  неискушенный
Поверить  нам  уже  готов.
С  душой  проблема  возникает  -
Есть  у  живых  существ  она?
И  в  мир  иной  ли  улетает
При  приближении  смерти  к  нам.
Коль  мир  иной  и  существует,
То  почему  же  никогда
 Никто  из  мертвых  не  прибудет
И  не  расскажет    как  же  там?
Такое  слышно  возраженье
Того,  кто  кума  в  гости  ждет
После  его  захороненья,
Чтоб  опрокинуть  чарку  в  рот.
Признаюсь,  человека  гений  
Вопрос  не  может  сей  решить,
Но  против  этих  утверждений
Могу  я  веско  возразить.
Иной  мир,  может  быть,  и  рядом,
Но  нам  его  не  увидать  -  
Увидеть  можно  нашим  взглядом
Лишь  то,  что  может  отражать.
А  коль  душа  есть  бестелесна,
то  отраженья  вовсе  нет
И  сквозь  нее  во  свод  небесный
Уйдет  ослепший  как  бы  свет.
С  душой  любое  столкновенье
Нельзя  нам,  смертным,  воспринять.
Коль  тела  нет  -прикосновенье
Ее  нельзя  нам  ощущать.
И  звук  издать  душа  не  может,
Звук  есть  фононов  длинный  ряд.
Коль  массы  нет  -  что  ей  поможет
Звук  в  атмосфере  возбуждать?
Но  что  собою  представляет  
Тогда  душа?  В  чем  тут  секрет?
И  разум  наш  нам  отвечает:
Душа  есть  волновой  пакет.
Когда  плода  сердечко  бьется
В  такт  сердца  матери  своей,
Тогда  душа  передается  
В  него,  как  вешняя  капель.
Когда  кровь  в  венах  уже  стынет
И  стука  сердца  уже  нет,
Уходит,  челюсти  раздвинув  
Из  тела  волновой  пакет.
В  пакет  собрался  мощный  сгусток
Энергии,  дающей  жизнь
И,  уходящей  своим  руслом,  
Из  тела,  устремляясь  ввысь.  
Пакет,  похоже,  излучает  
В  эфир  телепатоволну,
И  спящий  ночью  принимает
Сигнал,  отправленный  ему.
Сигнала  код,  бесспорно,  сложный,
Есть  речь  в  нем  и  портрета  след,
И  диалог  вполне  возможен
С  душой,  явившейся  во  сне.
Итак,  коль  есть  душа,  то  сложно
Ее  сегодня  сотворить
И  только  мысленно  возможно
Ее  нам,  смертным,  ощутить.
Путь  в  Боги  это  удлиняет
Еще  на  пару  сотен  лет,  
И  косвенно  предполагает,
Что  Богом  создан  человек.

Второй  вопрос  -  самосознанье.
Как  ощущаем  “я”  свое?
Оно  сидит  в  воспоминаньях
Или  в  код  генный  вплетено?
Мы  помним  шалости  из  детства
И  прелести  былой  любви,
И  говорим  всем  без  кокетства,  
Что  в  тех  деяньях    были  мы.
Но  помнят  много  также  гены  -  
Цвет  глаз  им  ведом  и  волос,
Которыми  был  горд  наш  предок  
И  что  в  могилу  он  унес.
Им  также  ведомы  болезни-  
Чем  может  каждый  заболеть.
И  от  каких  скорей  исчезнет  
С  лица  Земли  сей  человек.
И  помнят  гены  все,  что  было
По  жизни  древа  своего,
Они  есть  наша  Книга  Были,  
Быть  может,  даже  неземной.
Итак,  мы  помним  все,  что  было
Со  дня  рожденья  до  сих  пор,
А  гены  наши  не  забыли
Природы  вечный  с  ними  спор.
И  наше  ”я”  на  два  разбилось-
Одно  дано  нам  осознать,
Второе  в  генах  затаилось,
Ему  дано  о  нас  все  знать.
Одно  при  смерти  в  душу  влившись  
Летит  куда-то  в  мир  иной,
Второе  с  телом  новым  слившись,
Свой  продолжает  путь  земной.

Теперь  на  каверзный  вопрос  я  
Хочу  вниманье  обратить,
 Вопрос,  что  Дарвин  ставил  остро,
Земную  жизнь  чтоб  объяснить.
Есть  эволюция  ль  основой  
Возникновенья  на  Земле
Всего,  что  есть  вокруг  живого
Начало  взяв  в  морской  воде?
Произошел  ль  от  обезьяны
Венец  природы  -  человек?
Иль  есть  в  теории  изъяны,  
Что  сводят  всю  ее  на  нет?
К  чему  борьба  различных  видов?
К  чему  естественный  отбор?
И  есть  ли  целью  всего  мира
Земной  лишь  видов  вечный  спор?
Отбор  в  природе  происходит,
Тут  никаких  сомнений  нет,
На  пьедестал  лишь  сильный  всходит,
Ему  сияет  жизни  свет.
При  этом  вид  приобретает
Необходимое  ему.
Про  остальное  он  не  знает  -
Все  остальное  ни  к  чему.
Борьба  вид  сильно  изменяет  
И  появляется  подвид,  
Но  новый  вид  не  возникает,
Ему  в  итоге  тут  не  быть.
Мутация  тут  силу  может
Свою,  бесспорно,  проявить,
Но  в  генах  предка  код  заложен
И  вновь  рожденным  ему  быть.
Отбору  гены  недоступны,
А  вида  код  хранится  в  них,
И  миллиардный  нужен  путь  им
По  Дарвину,  чтоб  вид  возник.
А  виды  часто  исчезают,
Не  выдержав  борьбы  накал,
И  в  результате  обедняет
Отбор  различных  видов  вал.
Итог  борьбы  сей  каждый  знает,
Он  всех  ведет  в  один  тупик,
Где  мир  живого  исчезает
Так  и  не  поняв  как  возник.
Уместно  вспомнить  катаклизмы-
Они,  быть  может,  вся  вина
В  перерожденьях  организмов  ?
Что  нам  дано  об  этом  знать?
Конечно  катаклизмы  могут
Всю  биосферу  изменить
Путем  уничтоженья  многих
Неприспособившихся  жить.
Бесспорно,  развитые  виды  
Исчезнут  в  большинстве  своем,
В  живых  останутся  бациллы
И  пресмыкающихся  сонм.
При  этом  фауна  и  флора  
Будут  откинуты  назад
И  путь  придется  им  повторно  
Пройти  сквозь  цепь  сплошных  преград.
Мутация  вновь  вступит  в  силу
И  все  сначала,  все  опять  -
Учиться  вновь  летать  бескрылым,
На  ноги  бесхребетным  стать.
И  вывод  нам  понять  несложно  -
Процесс  коль  этот  изучить,
От  катаклизмов  невозможно
 Прогресса  видов  получить.

Теперь  вернемся  все  же  к  диву
И  постараемся  понять,
Что  обезьяну  побудило  
Кисть  живописца  в  руки  взять.
Действительно  ли  это  было,
Меж  руслами  двух  южных  рек,
Что  обезьяна  с  ветки  спрыгнув,
Уже  пошла  как  человек?
“Труд  homo  sapiensa  создал”,-
Марксисты  с  Дарвиным  твердят,
Забыв,  что  птицы  строят  гнезда,
А  звери  норы  для  зверят.
Нет  на  Земле  существ,  что  праздно
Хоть  день  один  могут  прожить,
Не  напрягая  весь  свой  разум,
Не  стоя  между  “быть  -  не  быть”.
Но  все  они  умны  настолько,
Чтоб  кров  и  пищу  лишь  добыть
И  раз  в  году  чтобы  наскоком
Для  размноженья  “полюбить”.
И  обезьяны  в  этом  мире  
Влачат  такое  ж  бытие.
Лишь  человек  один  в  отрыве
Не  только  тем,  что  он  умен.
А  тем,  что  может  свои  чувства
В  стихах  иль  в  музыке  воспеть,
Осознавая  себя,  с  грустью
С  любимой  звезды  ночью  зреть.
И  различить  один    он  может
Добро  и  зло,  печаль  и  грусть.
Сомненья  часто  его  гложат,
Презренье  вызывает  трус.
И  вряд  ли  мог  от  обезьяны
Он  интеллект  свой  перенять,
Иль,  накопив  все  в  виде  знаний,
По  поколеньям  передать.
Скорее,  был  он  создан  сразу,
Способным  мыслить  и  любить.
Через  него  ,чтоб  божий  Разум  
На  маленькой  Земле  внедрить  -
Есть  разум  каждого  отдельно,  
Который  в  разум  слит  людской,
Людской  же  вплетен  нитью  бледной
В  Всевышний  Разум  неземной.
Чтоб  вплетенным    быть  в  Разум  этот
Он  должен  годы  жизни  зреть,
И  умудренный  после  смерти
С  душой  к  Всевышнему  взлететь  
И  получается,  что    создан
Подобным  Богу  человек,
Чтоб  рано  очень  или  поздно
С  ним  слиться  вновь  -  уже  навек.
 Когда  душа  родных  приходит  
Во  снах  к  нам,  чтоб  поговорить,
Похоже,    нужным  Бог  находит
О  чем-то  нас  предупредить.
Есть  это  соприкосновенье
Двух  разумов  из  двух  миров  -
Всевышний  Разум  ,лишь  мгновенье,
Нас  учит  мудрости  Богов.

Урок  из  сказанного  выше  -  
Один    о  смысле  бытия!
Был  создан  человек  Всевышним,
Им  обустроена  Земля.
Был  создан  он  когда-то  Богом,
Чтоб  на  Земле  подобным  быть,
Чтоб  приближаясь  к  нему  мог  он
Не  только  жить,  но  и  творить.
Тем  самым  душу  возвышая
Ее  бессмертье  продлевать,
И  гены  древа  умножая,
Своим  потомкам    передать.

Но  есть  вопрос  еще  Вселенский:
Начало  было  или  нет?
Кто  звезды  по  небу  развесил?
И  кто  зажег  первейший  свет?
Сказать,  что  было  это  вечно,  
Есть  равносильным  -  не  сказать.
Чтоб  утверждать:  “Взорвалось  нечто”,
Где  взять  то  “нечто”  надо  знать.
Нам  логика  тут  не  поможет,
Законы  могут  обмануть,
Представить  разум  наш  не  может,
Чтоб  было  вечным  что-нибудь.
Еще  труднее  нам  представить
Из  пустоты  чтоб  сотворить
Хоть  что-то,  что  предметом  станет,
Который  может  после  быть.
Закон  энергий  сохраненья
Тогда  совсем  невыполним,  
Коль  час  чего-то  сотворенья
Из  ничего  вдруг  достижим.
Все  это  значит,  что  понять  нам
Вопрос  Вселенский  не  дано,
И  утвержденья  все  превратны,
Что  нам  подсказаны  умом.
Для  нашего  сознанья  равно
Иль  вечен  мир,  иль  создан  он.
Вопрос  сей,  кажущийся  главным
Есть  замкнутым  в  себе  самом.
А  коль  Вселенную  воспринять
Как  в  ощущеньях  нам  дана,
То  энтропия  -  главный  признак,  
Что  разбегается  она.
Закон  всемирный  тяготенья
Уже  и  вовсе  не  закон,  
Коль  к  разбеганью  звезд  стремленье
Переломить  не  может  он.
Ему  планеты  лишь  подвластны,
Вращает  медленно  их  всех,
Но  он  не  может  своей  властью  
Остановить  Вселенной  бег.
Смещенье  красное  об  этом
Нам  говорит  яснее  слов,
Когда  мы  ловим  лучи  света
Из  глубины  других  миров.
И  звезды  -  огненные  стрелы  -
Немыслимо  куда  летят,
В  лохмотья  разрывают  бездну,
Взрываются,  когда  шалят.
И  беспорядок  возрастает,
Мир  звезд  ввергается  в  хаос,
Рост  энтропии  подтверждает,
Что  беспредел  сей  рос  и  рос.
И  чтоб  порядок  мало-  мальски
Во  всей  Вселенной  навести,
Опять  же  Разум  должен  снасти
Из  тонких  нитей  заплести.
Без  этого  ведь  очень  сложно,
Все  разлетится  что  -  куда.
Ну  кто-то  ж  должен  быть,  кто  сможет
Все  это  вместе  вновь  собрать!

Но  осознать  нам  невозможно...
При  жизни  этой  не  понять,
Когда  сольемся  в  Разум  Божий,
Быть  может  сможем  все  узнать.
 

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=711037
Рубрика: Философская лирика
дата надходження 09.01.2017
автор: Йоргус