2. Первый условный



Проект  "Ребенок"  (*)

       Не  хочется  отходить  от  этого  величественного  зрелища,  подобного  взрыву  Сверхновой.  За  всю  оставшуюся  жизнь  с  человеком  не  происходит  ничего  существенного,  если  сравнивать  с  первыми  мгновениями  его  жизни…  просто  он  забыл.  Мы  забываем  все,  что  нас  не  беспокоит;  и  этот  колоссальный  шок  от  внешнего  мира  мы  сумели  пережить  и  приспособиться.  Мы  сублимировали  хлынувшую  в  нас  информацию  в  действия  –  сначала  бессмысленные  рефлекторные  движения,  а  затем  целесообразные  поступки  условного  рефлекса.
       Я  хочу  понять,  какая  же  программа  включается  в  момент  рождения,  и  что  же  всасывается  с  молоком  матери,  буквально.  Кстати.  Достаточно  вспомнить  физический  механизм  сосания,  чтобы  понять,  что  сосательный  рефлекс  возник  уже  в  пожилом  возрасте,  минуты  через  полторы.  А  вот  дышать  ребенок  научился  в  первые  свои  мгновения  в  этом  суетном  мире  –  под  влиянием  кислородного  голодания  и  асфиксии  после  перерезания  пуповины.  Иногда  первый  глоток  воздуха  он  делает  при  содействии  акушера,  но  как  правило  –  самостоятельно,  вследствие  «первичного  процесса»  (какое  удачное  название!),  сформированного  творческим  инстинктом.    Среди  всех  беспорядочных  мышечных  сокращений  находится  дело  и  для  мышц  дыхательных  путей.  Первый  глоток  воздуха  предшествует  глотку  молока.  

       Так  формируется  «рефлекс  среды»…  А  дальше?  Как  формируется  условный  рефлекс?  Давайте  сюда  микроскоп,  мы  рассмотрим  детали.  Условный  рефлекс  привносит  порядок,  последовательность  и  целесообразность  в  действия  ребенка.  Творческий  инстинкт  –  это  генератор  хаоса;  в  этом  смысле  он  бесполезен,  он  только  начинает  «первичный  процесс»  формирования  условного  рефлекса.  А  заканчивается  этот  процесс  в  момент  «подкрепления»  –  когда  раздражающий  сигнал  перестает  поступать.  Движения,  совершаемые  в  этот  момент,  и  фиксируются  в  разуме  как  нужная  (рефлекторная)  реакция  на  раздражение.  Инстинкт  приспособления,  устанавливающий  эту  связь,  отвечает  за  ввод  информации  и  является  первичным,  далее  неразложимым  механизмом  психики.  Инстинкт  приспособления  –  это  стремление  вернуться  к  состоянию  блаженного  гомеостаза,  «как  у  мамочки».  То  есть  избавиться  от  всех  раздражений  внешней  среды.  Здесь  два  пути:  либо  заблокироваться  от  этой  пассивной  информации  –  либо  устранить  ее  источник.  Очень  сложный  –  через  внешнюю  среду  –  способ  управления  хаосом,  но  блокада  по  многим  причинам  еще  хуже.
       Конечно,  инстинкту  безразлично,  по  какой  причине  прекращается  дискомфорт:  вследствие  какой-то  разумной  реакции  –  или  сам  собой.  Рефлекс  все  равно  формируется.  Другое  дело,  что  в  процессе  закрепления  рефлекса  все  случайные,  несущественные  движения  (ножкой  или  ручкой)  отсеются,  будут  исключены  из  карты  рефлекторной  реакции,  останутся  только  существенные  «оперантные»  движения  мышц  дыхательных  путей.  Информация  о  кислородном  голодании  потому  и  является  дискомфортом,  физиологической  проблемой,  что  она  воспроизводится  средой,  –  причем,  с  нарастающей  интенсивностью.  Каждый  раз  проблемные  сигналы  среды  (сомы)  прекращаются  случайно  выполненными  движениями  мышц,  но  каждый  раз  в  эту  случайность  вмешиваются  уже  закрепленные  условные  связи.  Реакция  организма  становится  все  более  целенаправленной  и  закономерной.  Так,  в  «скиннеровом  режиме»  (случайных  связей)  формируется  и  закрепляется  условный  рефлекс,  и  –  в  считанные  минуты!  (в  данном  случае)  –  образуется  «вторичный»  рефлекторный  процесс.  
       Рано  или  поздно  оказывается,  что  «как  у  мамочки»  все  равно  уже  не  будет,  что  кислородное  голодание  будет  возвращаться,  но  закрепленный  рефлекс  избавляет  от  этой  докуки.  Не  совсем  покой,  но  разумный  компромисс.  

   [b]    В.  Мы  забываем  о  том,  что  нас  не  беспокоит.    

[/b]        Но  это  еще  не  все  о  Первом  условном.  Когда  малыш,  приподняв  головку,  тянется  за  игрушкой  –  и  упирается  лобиком  в  решетку  кроватки,  он  пытается  снова  и  снова,  по-всякому,  но  у  него  ничего  не  получается,  и  не  получится,  пока…  Вот  в  таких  ситуациях  и  возникают  различные  «блокады»:  торможение,  смещение,  перенесение,  вытеснение…  Но  ребенок  не  торопится  обзавестись  комплексами,  у  него  есть  другой  путь,  принципиально  отличный  от  двигательной  рефлексии.  Он  начинает  плакать!  Сами  все  принесут  и  все  дадут.  Это  один  из  первых  его  опытов  управления  людьми.  Рефлекс  плача  возник  одновременно  с  первым  дыханием,  с  первым  глотком  воздуха.  Но,  в  отличие  от  дыхательного,  не  законсервировался,  не  впал  в  гомеостаз…  Вот  это  и  есть  первый  условный  рефлекс  –  Второй  сигнальной  системы.

(*)  Вторая  редакция

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=743434
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 25.07.2017
автор: Ник.С.Пичугин