Маргиналии на полях великих. Эмпатия

"[i]Эжен  Делакруа  –  это  тот  художник,  который  написал  очень  популярную  картину  «Свобода  ведет  народ  Франции»,  отразившую  революцию  48-го  года.  Помните  –  та  картина,  в  которой  на  первом  плане  парижский  гамен  с  пистолетом  почти  рядом  с  титанической  женской  фигурой  во  фригийском  колпаке…  Впереди  –  труп  молодого  рабочего...[/i]"  (Юрий  Олеша.  Ни  дня  без  строчки)

Правильно  это  картина  называется  "Свобода,  ведущая  народ",  но  дело  не  в  этом.  Дочитал  я  до  "труп  молодого  рабочего"  и  остановился,  потому  что  содрогнулся.  А  содрогнулся,  потому  что  меня  вдруг  -  наверное,  как  никогда  раньше  над  книгой  -  пронзило  ощущение  неправильности,  непоправимости,  а  потому  и  недопустимости  вот  такого  состояния  человека  -  "труп",  и  я  повис  на  этом  ощущении,  как  на  игле  виснет  насекомое,  только  что  помещенное  энтомологом  в  коллекцию,  но  еще  -  живое,  трепещущее,  страдающее...

И  тут  я  как  бы  раздвоился:  пронзенный  и  содрогнувшийся  "я"  отвел  глаза  от  книги  и  погрузился  в  болезненные  размышления,  а  "я"  второй,  упивающийся  точностью  и  метафоричностью  текста  Олеши,  побежал  зрачками  по  строчкам  дальше.  Но  оставим  сейчас  этого  второго,  посмотрим,  чем  там  терзался  первый.

А  вот  его  потрясло  вовсе  и  не  упоминание  трупа  молодого  рабочего,  и  даже  не  его  изображение  -  у  Делакруа  он  полунаг,  в  одном  носке,  так  мог  бы  выглядеть  человек,  которого  смерть  застала  врасплох...  Нет,  другое  стало  ему  понятно;  осознанное,  оно  свалилось  на  него  как  некое  новое  бремя.  Прямо  скажем  -  не  Бог  весть  что,  да  ладно,  вот  оно:  медиа  -  литература,  живопись,  новости,  современная  война  в  прямом  эфире  на  ютуб  -  все  они  дают  очень  специфическое  представление  о  смерти,  о  превращении  человека  -  в  труп;  дело  даже  не  в  том,  как  и  что  они  изображают  -  дело  в  том,  кому.  Все  медиа  априори  сделаны  для  живого  зрителя;  он  воспринимает  "труп  молодого  рабочего"  -  вещь  жуткую  совершенно!  -  из  положения  выжившего.  Если  это  можно  пережить  -  а  мы  пережили!  -  то  это  не  так  уж  и  страшно.  Страшно,  и  даже  очень,  но  не  окончательно  страшно  -  только  для  молодого  рабочего  все  окончательно,  но  ему  уже  все  равно,  а  наша  жизнь  -  продолжается.

И  не  имеет  значения,  что  нас  от  события  отделяют  200  лет  или  200  миллисекунд;  200  лет  или  200  миллисекунд  назад,  но  это  уже  произошло,  а  мы  -  выжили.  Страшное  -  и  даже  самое  страшное  -  давно  или  только  что  кануло  в  Лету,  а  "зори  гибели  озаряют  очарованием  ностальгии  все  кругом;  даже  гильотину"  (Кундера).  Да  потому  что  мы  -  выжили!

И  читатель,  споткнувшись  о  "труп  молодого  рабочего",  не  застывает  в  ужасе  и  муке  навсегда  -  ведь  неправильно,  ведь  непоправимо!  -  а  бежит  дальше,  пусть  даже  и  не  так  бойко,  как  только  что,  как  раньше.
И  даже  самое  гениальное  произведение  не  может  затормозить  или  изменить  ход  событий,  который  множит  "трупы  молодых  рабочих"  или  "страшне  до  озноба  убытки",  о  которых  терзался  перед  смертью  чеховский  гробовщик  ("Скрипка  Ротшильда").  Мало  одной  только  гениальности  автора  -  потому  что  есть  та  самая  априори  выжившая  аудитория;  от  человека  требуется  -  парадокс!  -  нечеловеческая  эмпатия,  чтобы  получить  от  медиа  полноценный  околосмертный  опыт,  который  -  возможно  -  способен  что-то  изменить  в  жизни  этого  человека  и,  как  знать,  других  людей.

Читатель  должен  не  просто  прочесть  о  смерти  другого;  он  должен  умереть  сам.

2017

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=743515
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 26.07.2017
автор: Максим Тарасівський