9. Зона ближайшего развития




[i]Проект  "Ребенок"  (*)
[/i]
       В  момент  рождения,  когда  Буфер  Обмена  пуст,  «перцептивная  карта»  пуста,  первичная  «матрица  ситуации»  пуста,  вся  поступающая  извне  информация  достается  Второй  сигнальной.  И  Дао,  работая  с  полной  нагрузкой,  имеет  возможность  анализировать  не  только  всю  ситуацию  в  целом,  но  и  сути  всех  ее  мельчайших  форм.  Жизнь  человека  начинается  с  тотального  инсайта.  Вероятно,  об  этом  «моменте  истины»  писал  А.  Лазарчук;  о  том,  что  человек  сохраняет  смутную  «память  о  божественном  состоянии,  когда  весь  мир  стал  книгой,  написанной  простым  языком,  а  на  каждый  заданный  вопрос  тут  же  возникал  выросший  из  этого  вопроса  ответ».
       Это  описание  явно  неполно,  ему  недостает  главной  эмоции:  любви,  исходящей  от  внешнего  мира.  Того,  что  Карен  Хорни  обозначила  «базальным  доверием»,  которое  младенец  испытывает  к  этому  миру  как  Источнику  Благодати,  Образу  Красоты  и  Доказательству  Истины.  Это  самое  первое  впечатление  человека  о  Вселенной,  и  оно,  конечно  правильное:  Дао  не  ошибается.
       Возможно,  состояние  «базального  доверия»  могло  бы  продолжаться  до  бесконечности,  если  бы  разум  не  обладал  материальным  носителем,  который  нуждается  в  постоянной  заботе  и  поддержке.  С  первых  мгновений  жизни  ребенка  возникают  и  физиологические  потребности,  и  физиологические  рефлексы.  «Перцептивная  карта»  Эго  и  Буфер  Обмена  стремительно  заполняются  информацией,  первичная  «матрица  ситуации»  становится  все  более  содержательной,  а  ее  архетип  –  обедняется  и  искажается.  Начинается  процесс  «базального  отчуждения»,  который  субъективно  воспринимается  как  угасание  благодати,  в  лучах  которой  купался  новорожденный.  Но  этот  процесс  нельзя  свести  к  одному  только  «угасанию».  Свет  мира  вокруг  нас  тускнеет  не  равномерно;  и  из  теней  все  отчетливей  выступают  образы  для  «матрицы  форм».
       Физиологические  проблемы  младенца  (а  они  неотделимы  от  эмоциональных)  вызывают  в  ребенке  первичный,  устраняемый  дефицит  доверия  к  окружающей  среде  –  «базальную  тревогу»  по  К.  Хорни.  Мало  кто  из  нас  помнит  себя  в  младенчестве,  но  ощущение  беспричинной  неосмысленной  тревоги  знакомо  всем;  вот  это  она  и  есть.  Только  у  младенцев  тревога  жестко  связана  с  физиологическим  дискомфортом  –  на  то  она  и  «базальная»;  то  есть,  лежащая  у  основы…  человеческого  развития.  Кто-то  взрослый  (как  правило,  мамочка)  решает  проблему  ребенка  и  устраняет  «базальную  тревогу».  Прошу  обратить  внимание:  в  отличие  от  всего  остального  мира  этот  взрослый  сохраняет  полностью  «базальное  доверие»  ребенка  –  и  значит,  полностью  воспринимается  младенцем  в  режиме  инсайта,  во  всей  глубинной  сути.  Как  правило,  это  мамочка.  Это  и  называется  эмпатической  связью  ребенка  и  матери.  (Вообще,  вся  эмпатия  –  мелкие  осколки  «момента  истины».)  Поэтому  не  спрашивайте,  как  мамочке  и  другим  взрослым  из  ближайшего  окружения  удается  без  всяких  рассуждений  и  нотаций,  на  одних  эмоциях  внушать  (именно  так)  ребенку  нормы  поведения  и  навыки  потребления.  Все  дело  в  ребенке  (не  обязательно  младенце):  он  чувствует  лучше,  чем  взрослый  рассуждает.  Мы  знаем,  что  «ребенок  восприимчив»,  но  не  способны  представить,  до  какой  степени.  Именно  эта  восприимчивость  и  создает  «зону  ближайшего  развития»  (по  Л.С.  Выготскому)  в  деятельности  ребенка.  Это  круг  социально  значимых  навыков  и  умений,  который  –  по  уровню  своего  развития  –  готов  освоить  дошкольник  (0-6  лет).  Надо  ясно  понимать,  что  процесс  этого  усвоения  невозможен  без  активного  участия  и  инициативы  взрослых,  подсказывающих  (не  обязательно  собственным  примером)  новые  стратегии.  Поэтому  понятие  «зоны  ближайшего  развития»  коррелируется  с  понятием  «ближайшего  окружения»  в  том  смысле,  что  в  разные  периоды  развития  ведущую  роль  в  воспитании  ребенка  играют  разные  взрослые  –  это  зависит  от  тех  навыков,  которые  ребенок  осваивает  в  этом  периоде.    
       И  не  будем  забывать  о  подкреплении,  одной  подсказки  недостаточно.  Ни  один  рефлекс  не  закрепляется  без  процедуры  подкрепления;  причем  в  эмоциональном  одобрении  нуждаются  и  поведенческие  рефлексы  –  если  речь  идет  о  дошкольнике  (Возраст  до  семи  лет).  Но  на  самом  деле  между  подсказкой  воспитателя  и  его  одобрением  нет  четкой  границы.  Стратегии  внушаются  не  волшебством,  а  постоянным  эмоциональным  одобрением  каждого  шага  в  нужном  направлении.  Этот  интерактивный  режим  и  называется  вниманием  к  ребенку.  
       Существенным  является  то,  что  внимание  обоюдно.  Ближайшее  окружение  является  зоной  повышенного,  почти  исключительного  внимания  ребенка.  «Базальное  отчуждение»  –  это,  в  основном,  отчуждение  от  всего  остального  мира.  Формальные  образы  привычной  обстановки  (а  это  не  только  люди!)  закрепляются  в  Эго,  в  «перцептивной  карте»,  а  стратегия  «послушания»,  то  есть  внимания  к  этим  формам  –  в  Супер-Эго  (в  «матрице  установок»).  С  первых  месяцев  жизни  ближайшее  окружение  формируется  из  взрослых,  которые  заботятся  о  младенце,  но  по  мере  вытеснения  чисто  физиологических  потребностей  он  испытывает  «базальное  доверие»  преимущественно  к  тем,  кто  проявляет  к  нему  внимание,  просто  внимание.  Это  тоже  забота  –  о  его  эмоциональном  состоянии,  о  его  эмоциональных  потребностях,  которые  растут  день  ото  дня.  Внимание  –  это  подсказка  и  формирование  стратегий  поведения.  Ребенок  беспомощен  и  чрезвычайно  зависим  в  этом  отношении.  Без  руководства  взрослого,  без  эмоционального  импульса  от  него,  самостоятельно  ребенок  не  способен  к  абстрактному  мышлению  и  стратегическому  поведению.  В  контурах  «матрицы  установок»  (это  прототип  Второй  сигнальной)  образуется  вакуум,  разум  редуцирует  к  животному  состоянию,  в  котором  идут  только  вторичные  (рефлекторные)  процессы  Первой  сигнальной.  («Базальная  тревога»  –  психический  статус  животного.)
       В  этом  причина  панического  страха  остаться  одному,  который  испытывают  все  малыши  –  и  в  меньшей  степени  старшие  дошкольники.  Этот  страх  и  называется  «базальной  тревогой».  И  если  бы  меня  попросили  описать  интегральный  архетип  эмоциональных  проблем  этого  Возраста,  я  бы  сказал  так:  «Мамочка  выходит  из  комнаты…  и  если  она  правда  не  вернется,  ребенок  отправится  ее  искать,  другого  выхода  у  него  нет».    
     
[i](*)  Вторая  редакция
[/i]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=747465
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 23.08.2017
автор: Ник.С.Пичугин