[i]Проект "Ребенок" (*)
[/i]
В момент рождения, когда Буфер Обмена пуст, «перцептивная карта» пуста, первичная «матрица ситуации» пуста, вся поступающая извне информация достается Второй сигнальной. И Дао, работая с полной нагрузкой, имеет возможность анализировать не только всю ситуацию в целом, но и сути всех ее мельчайших форм. Жизнь человека начинается с тотального инсайта. Вероятно, об этом «моменте истины» писал А. Лазарчук; о том, что человек сохраняет смутную «память о божественном состоянии, когда весь мир стал книгой, написанной простым языком, а на каждый заданный вопрос тут же возникал выросший из этого вопроса ответ».
Это описание явно неполно, ему недостает главной эмоции: любви, исходящей от внешнего мира. Того, что Карен Хорни обозначила «базальным доверием», которое младенец испытывает к этому миру как Источнику Благодати, Образу Красоты и Доказательству Истины. Это самое первое впечатление человека о Вселенной, и оно, конечно правильное: Дао не ошибается.
Возможно, состояние «базального доверия» могло бы продолжаться до бесконечности, если бы разум не обладал материальным носителем, который нуждается в постоянной заботе и поддержке. С первых мгновений жизни ребенка возникают и физиологические потребности, и физиологические рефлексы. «Перцептивная карта» Эго и Буфер Обмена стремительно заполняются информацией, первичная «матрица ситуации» становится все более содержательной, а ее архетип – обедняется и искажается. Начинается процесс «базального отчуждения», который субъективно воспринимается как угасание благодати, в лучах которой купался новорожденный. Но этот процесс нельзя свести к одному только «угасанию». Свет мира вокруг нас тускнеет не равномерно; и из теней все отчетливей выступают образы для «матрицы форм».
Физиологические проблемы младенца (а они неотделимы от эмоциональных) вызывают в ребенке первичный, устраняемый дефицит доверия к окружающей среде – «базальную тревогу» по К. Хорни. Мало кто из нас помнит себя в младенчестве, но ощущение беспричинной неосмысленной тревоги знакомо всем; вот это она и есть. Только у младенцев тревога жестко связана с физиологическим дискомфортом – на то она и «базальная»; то есть, лежащая у основы… человеческого развития. Кто-то взрослый (как правило, мамочка) решает проблему ребенка и устраняет «базальную тревогу». Прошу обратить внимание: в отличие от всего остального мира этот взрослый сохраняет полностью «базальное доверие» ребенка – и значит, полностью воспринимается младенцем в режиме инсайта, во всей глубинной сути. Как правило, это мамочка. Это и называется эмпатической связью ребенка и матери. (Вообще, вся эмпатия – мелкие осколки «момента истины».) Поэтому не спрашивайте, как мамочке и другим взрослым из ближайшего окружения удается без всяких рассуждений и нотаций, на одних эмоциях внушать (именно так) ребенку нормы поведения и навыки потребления. Все дело в ребенке (не обязательно младенце): он чувствует лучше, чем взрослый рассуждает. Мы знаем, что «ребенок восприимчив», но не способны представить, до какой степени. Именно эта восприимчивость и создает «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) в деятельности ребенка. Это круг социально значимых навыков и умений, который – по уровню своего развития – готов освоить дошкольник (0-6 лет). Надо ясно понимать, что процесс этого усвоения невозможен без активного участия и инициативы взрослых, подсказывающих (не обязательно собственным примером) новые стратегии. Поэтому понятие «зоны ближайшего развития» коррелируется с понятием «ближайшего окружения» в том смысле, что в разные периоды развития ведущую роль в воспитании ребенка играют разные взрослые – это зависит от тех навыков, которые ребенок осваивает в этом периоде.
И не будем забывать о подкреплении, одной подсказки недостаточно. Ни один рефлекс не закрепляется без процедуры подкрепления; причем в эмоциональном одобрении нуждаются и поведенческие рефлексы – если речь идет о дошкольнике (Возраст до семи лет). Но на самом деле между подсказкой воспитателя и его одобрением нет четкой границы. Стратегии внушаются не волшебством, а постоянным эмоциональным одобрением каждого шага в нужном направлении. Этот интерактивный режим и называется вниманием к ребенку.
Существенным является то, что внимание обоюдно. Ближайшее окружение является зоной повышенного, почти исключительного внимания ребенка. «Базальное отчуждение» – это, в основном, отчуждение от всего остального мира. Формальные образы привычной обстановки (а это не только люди!) закрепляются в Эго, в «перцептивной карте», а стратегия «послушания», то есть внимания к этим формам – в Супер-Эго (в «матрице установок»). С первых месяцев жизни ближайшее окружение формируется из взрослых, которые заботятся о младенце, но по мере вытеснения чисто физиологических потребностей он испытывает «базальное доверие» преимущественно к тем, кто проявляет к нему внимание, просто внимание. Это тоже забота – о его эмоциональном состоянии, о его эмоциональных потребностях, которые растут день ото дня. Внимание – это подсказка и формирование стратегий поведения. Ребенок беспомощен и чрезвычайно зависим в этом отношении. Без руководства взрослого, без эмоционального импульса от него, самостоятельно ребенок не способен к абстрактному мышлению и стратегическому поведению. В контурах «матрицы установок» (это прототип Второй сигнальной) образуется вакуум, разум редуцирует к животному состоянию, в котором идут только вторичные (рефлекторные) процессы Первой сигнальной. («Базальная тревога» – психический статус животного.)
В этом причина панического страха остаться одному, который испытывают все малыши – и в меньшей степени старшие дошкольники. Этот страх и называется «базальной тревогой». И если бы меня попросили описать интегральный архетип эмоциональных проблем этого Возраста, я бы сказал так: «Мамочка выходит из комнаты… и если она правда не вернется, ребенок отправится ее искать, другого выхода у него нет».
[i](*) Вторая редакция
[/i]
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=747465
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 23.08.2017
автор: Ник.С.Пичугин