10. Ребенок в поисках Дао



[i]Проект  "Ребенок"  (*)
[/i]
       Рождение  ребенка  –  это,  кроме  всего  прочего,  –  рождение  открытой  информационной  системы,  и  его  развитие  подчиняется  общим  закономерностям.  Первейшая  из  которых  состоит  в  установлении  равновесного  (информационного)  обмена  с  внешней  средой.  Для  психологии  младенца  существенным  является  положение,  что

[b]        Ж.  разум  новорожденного  воспринимает  собственное  тело  как  окружающую  среду.
[/b]
       Установление  равновесного  обмена  с  сомой  –  в  этом  смысл  и  цель  развития  младенца.  (Достижение  этой  цели  субъективно  воспринимается  как  единство  разума  и  тела.)  В  этом  и  состоят  те  самые  «физиологические  проблемы»,  которые  ребенок  решает  вместе  с  матерью.  Они  разделились  только  телесно,  но  не  эмоционально.  Младенец  воспринимает  мамочку  как  свою  собственную  психическую  структуру,  как  часть  себя  –  главную  часть.  Именно  от  нее  исходит  инициатива  всякого  сознательного  поведения,  сфера  которого  в  младенческом  возрасте  стремительно  расширяется.  Почти  вся  энергетика  (объем  информации)  развивающего  обучения  исходит  именно  от  нее.  К  ней  приковано  внимание  ребенка,  ее  эмпатический  сигнал  проходит  в  сознание  (Супер-Эго)  ребенка  через  Дао  без  изменений.  То  есть,  архетипы  (сигналы)  матери  и  Дао  совпадают,  ребенок  не  может  ощутить  их  разность.  Эмпатия  –  это  резонансная  корреляция  внутреннего  сигнала  от  Дао  с  внешним  сигналом  от  его  прототипа.  Супер-Эго  (матрица  установок)  формируется  эмпатически.  Это  довольно  необычная  версия  схемы  совпадений,  но  это  схема  совпадений.    
       Мать  остается  прототипом  Дао  для  ребенка  до  тех  пор,  пока  его  разум  не  возьмет  под  рефлекторный  контроль  свое  тело,  и  не  установится  их  единство  («проприотический  гештальт»  по  Г.  Олпорту).  После  этого  на  первый  план  выходит  установление  равновесного  обмена  со  средой,  внешней  по  отношению  к  телу  –  то  есть,  проблемы  поведенческого  характера.  «Матрицу  поведения»  в  ясельном  (1-2  года)  возрасте  обычно  формирует  отец  –  целенаправленно  и  интенсивно.  К  нему  и  смещается  «локус  контроля»  (центр  внимания)  за  поведением,  он  и  является  источником  «стратегий»  для  ребенка.  Но  «базальное  отчуждение»  от  матери  (а  это  оно  и  есть)  вовсе  не  означает  утрату  их  эмоционального  контакта.  Структура  с  архетипом  «Матери»  уже  сформировалась  в  Дао,  и  информационный  обмен  с  ее  участием  не  прерывается…  не  может  быть  прерван.
       Разумные  родители  так  и  распределяют  роли  в  воспитании  малыша.  Эмоциональное  подкрепление  и  вся  процедура  закрепления  навыков  остается  за  матерью.  От  отца  не  требуется  ни  постоянного  внимания,  ни  особых  эмоциональных  импульсов  (к  которым  он,  как  правило,  не  приспособлен).    Только  инициатива.  Но  –  вовремя!  Весь  процесс  воспитания  ребенка  (мы  говорим  о  малыше)  теперь  забота  отца.  Он  постоянно  контролирует  и  планирует  заранее  развитие  малыша.  Это  тоже  внимание  –  особого  рода;  и  оно  тоже  оценено  по  достоинству  –  так  уж,  видно,  природа  распорядилась.  Пресловутый  «авторитет  отца»  основан  на  его  инициативе  в  формировании  навыков  поведения.  Закрепленная  еще  в  младенчестве  рефлексия  «внимание-послушание»  потому  и  выделяет  в  ближайшем  окружении  его  образ  в  качестве  прототипа  Дао.  
       Вообще  говоря,  вообще  говоря…  В  разных  семьях  по-разному,  иногда  очень  по-разному,  но  это  формальные  различия.  Для  того  чтобы  передать  суть  воспитательного  процесса,  лучше  всего  брать  общий  случай.  
         «Базальное  отчуждение»  от  Отца  (кто  бы  им  ни  был)  наступает  в  возрасте  2,5-3  года  и,  вероятно,  имеет  характер  генетического  атавизма.  Это  так  называемый  «кризис  трех  лет»:  без  каких-либо  внешних  показаний    ребенок  идентифицирует  и  начинает  «вести»  себя  как  объект  в  окружающей  среде.  Сформировавшаяся  к  этому  времени  рефлексия  «внимание-инициатива»  позволяет  ему  самостоятельно  и  без  указаний  следовать  уже  закрепленным  нормам  поведения.  Отчуждение  выражается  в  том,  что  ребенок  отторгает  такие  указания:  упрямится,  делает  все  назло.  Иногда  родители  связывают  это  с  «изменением  обстановки».  Смешно,  девочки.  Начало  садовского  воспитания  приурочено  к  «кризису  трех  лет»,  а  не  наоборот.    
       Разумеется,  самостоятельность  ребенка  распространяется  лишь  на  закрепленные  поведенческие  рефлексы  –  а  не  на  «стратегии»;  в  этом  отношении  зависимость  от  взрослых,  в  основном,  сохраняется.  Но  некоторые  перемены  происходят  и  здесь.  Ассоциация  установок  «послушания»  и  «инициативы»  приводит  к  тому,  что  дошкольник  начинает  самостоятельно  искать  в  ближайшем  окружении      прототипы  Дао,  –  то  есть,  источники  стратегий.  (Установка  «инициативы»  оказывается  весьма  кстати.)  Наиболее  наглядно  это  проявляется  в  произвольном  выборе  объектов  для  подражания…  отождествления,  вообще  говоря.  И  здесь  уже  основания  для  перемен  имеются  весьма  существенные.  К  садовскому  возрасту  у  ребенка  накопилось  достаточно  эмоциональных  проблем,  решать  которые  ему  предстоит  только  самостоятельно.  Потому  что  они  не  имеют  никакого  практического  содержания.  Близкие  люди  не  могут  ни  подсказать,  ни  одобрить  стратегий  их  преодоления  –  они  просто  не  понимают  этих  проблем  и  зачастую  даже  не  подозревают  об  их  существовании.  Что  происходит?  «Базальное  отчуждение»  ребенка  от  ближайшее  окружения,  от  всех  близких  людей;  это  именно  оно.    

       Я  только  хочу,  чтобы  читатель  правильно  понимал  это  слово,  видел  обе  его  стороны.  Это  не  потеря  привязанности,  это  освобождение  от  уз  «базальной  тревоги».  Синонимами  «базального  отчуждения»  в  этом  случае  являются  «автономия»,  «сознательность»,  «свобода  воли».  Взрослый  дошкольник  все  больше  внимания    –  в  поисках  подсказок!    –  уделяет  окружающему  его  миру,  вглядывается  буквально  в  каждый  цветочек.  Он  сохраняет  эмоциональный  контакт  со  всем,  что  находится  в  зоне  его  внимания;  это  больше,  это  шире  ближайшего  окружения.  И  знаете  что?  Он  их  находит,  эти  подсказки.  Потому  что  здесь,  в  «локусе  Дао»,  действительно  имеется  постоянный,  неизменный  (и  не  выразимый  словами)  воспитатель  и  наставник.  Остается  только  его  найти.  
       И  лишь  когда  отсохнет,  как  пуповина,  последний  внешний  стимулятор,  когда  торкнется  и  начнет  полноценную  работу  Вторая  сигнальная,  дите  найдет  меру  всех  вещей,  обнаружит  окончательный  прототип  Дао,  образ  которого  он  каждый  день  видит  в  зеркале.  

[i](*)  Вторая  редакция[/i]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=748427
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 30.08.2017
автор: Ник.С.Пичугин