Кое-кто жалуется, что первый том Поттерианы – скучноват. Что поделаешь! – читателя нужно ввести в мир магов, дать ему кое-какие намеки и путеводные указания, чуть-чуть предыстории, немного рассказать о предместье Лондона и много – о сиротстве Гарри и тех печальных условиях, в которых он достиг 11-летия. Только после этого и начинаются магия, колдовство, Хогвартс и все остальное, что, собственно, и превратило эпопею в такое захватывающее чтение и в полной мере раскрылось в самом конце, как тот самый снитч, подаренный Гарри Дамблдором.
Я перечитал Поттериану раза четыре, прослушал множество лекций по ее следам, сам покопался в ее сложнейшей конструкции, прежде чем заметил, наконец, одну важную деталь. Пожалуй, даже одну из самых важных. Дело вот в чем.
Гарри лишился родителей, когда ему исполнился год; 10 лет его воспитывала семья Дурсли, которые никогда не давали ему забыть, что он – неродной, приемный, происходит от недостойных родителей и вообще всем в жизни обязан Дурслям. Живет мальчик в каморке под лестницей, где обычно хранят хозинвентарь, донашивает одежду и обувь после своего кузена Дадли, которая ему не росту и не по размеру. Он обделен всем – и вниманием, и заботой, и любовью, лишь упреки от тетки с дядей, тычки от Дадли и работа по дому достаются ему в избытке.
Мы видим и другой полюс воспитания – Дадли: его заласкивают, задаривают, ублажают и всячески ему потворствуют, и чем громче и противнее он орет – тем более заискивающе ведут себя родители. Его портят – и он портится, превращается в избалованного, капризного, скандального, жестокого, жадного и несдержанного мальчишку. Этот плод – обратите внимание, он толстый, то есть даже в эстетическом плане он испорчен! – воспринимается как само собой разумеющееся: а кого же еще можно воспитать таким образом? Друзья у Дадли – ему под стать, жертва – Гарри – всегда под рукой, так что он – такой, какой есть, – целиком собой доволен и пребывает вполне в своей тарелке.
Однако у меня возник вопрос: как Гарри, помещенный на другой полюс воспитания – тот вымороженный, бесприютный, неприкаянный мир сироты и нелюбимого приемыша – как Гарри смог вырасти приличным человеком? Разумеется, на нем сказались и сиротство, и опыт отверженности и преследований, да; тем не менее, великодушие, отвага, самопожертвование – вот что предъявляет нам Гарри, оказываясь на бесконечно сложных и мучительных развилках повествования. Но как?! Откуда?
Весьма соблазнительной мне казалась идея его избранности – ведь избранный, тем более, по евангельским лекалам созданный, должен являть миру высший образец добродетелей. У него могут быть слабости, но пороков быть не может. Все сокровища его сердца – врожденные, в генах, в крови, он не может от них избавиться.
Однако соблазн – он и есть соблазн, может ли быть его источником что-то доброе? Эту линию – врожденных, в крови сидящих свойств в эпопее представляет Волдеморт (по сути, фашист). Это он делит людей по крови и предкам – на магов и магглов; это для него кровь, грунт, традиция и порядок – все, а человек – ничто. Значит, Гарри, пусть и получив частицу волдемортового яда вместе с авадой-кедаврой, не может быть таким же, как Волдеморт. Его качества должны происходить откуда-то еще.
Нам, простым магглам, понятно, что наши маггловские дети – плод наших усилий, а также усилий окружения, среды, информационного и культурного поля. Но вот с Гарри как раз в этой плоскости и происходит затруднение; он рос в тяжко травмирующих условиях: родителей нет; родственники враждебны и холодны; окружение и среда – похоже, кроме пауков под лестницей и миссис Фиг по соседству, никто ему не составлял компанию. За ним приглядывали волшебники, но в контакт с ним не входили. Ему нечем было заместить то доброе, что маггловским детям дают их родители, а в случае их отсутствия – окружение. Не Би-Би-Си, в конце же концов, воспитало Избранного! – хотя телевидение в Британии неплохое, очень неплохое.
И я ломал над этим голову и даже заподозрил, что этот момент – самый грандиозный ляп Поттерианы, хотя мое подозрение было слишком слабым даже для меня. Все-таки Роулинг сделала фантастически сложную и прекрасную вещь, и такой пробел на первых же ее страницах, полагаю, пропустить не могла. Тогда это не ляп и не пробел, а нечто, пока еще мной не понятое.
Кажется, я нашел возможную разгадку. Точнее, нашел ее не я – я только приложил ее к тайне воспитания Поттера и, на мой взгляд, всё срослось, и шва не видно. На одной из лекций Дмитрий Быков отвечал на вопросы из зала о воспитании детей и учеников; он несколько категорично высказался в том смысле, что по-настоящему воспитывает детей только одна вещь. Она либо случается с ними, либо нет, и каковы бы ни были усилия педагогов, решающее воздействие оказывает именно это. Чудо. И мне кажется, что именно им и ничем другим объясняется весь сверкающий набор добродетелей Гарри.
Разумеется, нам, простым магглам, понятно, что чудеса пусть изредка, но все-таки происходят даже в нашем неволшебном мире. Однако наш мир лежит во зле, и потому вероятность чуда, как всякого счастливого случая, бесконечно мала по сравнению с вероятность любого другого события или случая. И потому трудимся мы над своими чадами самостоятельно, по мере сил и возможностей, уповая на чудо не слишком и памятуя о том, что Бог помогает тому, кто помогает себе сам.
Однако мир магов – это не вполне наш мир; там чудеса, там леший бродит и прочее колдовство и магия – рядовые, обыденные, нормальные вещи.
Именно потому чудо – самая рациональная разгадка тайны воспитания Поттера.
2018
Фото из соответствующего фильма: монумент в холле Министерства магии с надписью MAGIC IS MIGHT (Магия - сила), внизу - попираемые волшебниками магглы. Стоял там два года после возвращения Волдеморта
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=779155
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 26.02.2018
автор: Максим Тарасівський