Приготовились-пишем

Давным-давно,  кажется,  классе  в  девятом  мы  учились  по  субботам,  причем  обучали  нас  довольно  странной  вещи  -  стенографии,  или  скорописи.  Хотя  почему  "странной"?  В  те  далекие  времена  ни  в  нашей  сонной  провинции,  ни  даже  в  нашей  сонной  столице  не  было  еще  компьютеров,  диктофонов  и  прочей  оргтехники,  которая  теперь  вся  целиком  плюс  еще  десяток  игрушек,  банкинг,  "умный  дом"  и  обширная  библиотека  с  видеотекой  помещаются  в  устройстве,  пардон,  гаджете  размером  со  школьный  пенал  того  самого  далекого  времени  -  середины  80-х.

Поэтому  учитель  стенографии  -  рослый,  плечистый,  красномордый  и  меднобородый,  в  кожаном  плаще  до  пят  и  кожаной  широкополой  шляпе  -  в  два  счета  убедил  нас  в  пользе  и  даже  перспективности  своего  ремесла.  Ведь  в  чем  секрет  счастья?  Собирается  в  горисполкоме  или  еще  где  совещание;  речи,  реплики,  овации,  тосты...  -  все  это  нужно  запротоколировать  для  истории  и  не  только;  машинистки  не  успевают,  а  стенографистки  -  вполне.  Вот  стенографисткой  этот  бородач  и  служил  -  и  называл  стоимость  своих  услуг  просто  баснословную!  Помнится,  так  же  мощно  в  детстве  меня  прельстила  только  одна  профессия,  название  которой  сохранилось  в  памяти  как  "трубогнутчик",  а  оклад  -  500  советских  рублей…  Но  вернемся  к  стенографии.
 
Итак,  меднобородый  показал  нам  свой  алфавит,  нечто  вроде  схематического  изображения  морских  узлов  или  кружев;  поначалу  каждый  узелок  обозначал  буковку,  потом  -  сочетание  буковок,  а  после  -  уже  и  целое  слово.  Вскоре  он  обучил  нас  писать  диктанты  -  и  писать,  признаться,  весьма  скоро;  гораздо  труднее  было  прочитать  написанное  -  я  и  кириллические  буквы  в  собственном  исполнении  разбирал  по  складам,  а  уж  стенографию...  Однако  положение  обязывало!  -  я  же  был  почти  круглым  отличником,  и  к  девятому  классу  успеваемость  превратилась  в  нечто  вроде  привычки,  то  есть  второй  натуры  и,  по  большому  счету,  судьбы...  Но  вернемся,  вернемся  к  стенографии  -  потому  что  о  ней  речь!

Наш  учитель,  несомненно,  был  отличным  стенографистом,  а  его  колоритный  облик  -  ну  просто  какой-то  Агенобарб  Барбароссович!  -  вызывал  интерес  и  даже  почтение,  что  в  педагогическом  деле  -  вещь  весьма  полезная,  даже  если  внушает  ее  всего-то  борода,  рост,  шляпа...  Свои  диктанты  он  начинал  всегда  одними  и  теми  же  словами;  возможно,  это  был  такой  прием,  чтобы  снять  стресс:  начать  диктовку  с  уже  хорошо  знакомых  нам  крючочков  и  петелек.  А  может,  все  дело  было  в  том,  что  уроки  происходили  по  утрам  в  субботу  -  такое  подозрение  у  нас  тоже  возникало.  Потому  что  диктант  неизменно  стартовал  с  вот  этого:
-  Приготовились-пишем...  Свежее  пиво...

Один  из  моих  ровесников  увлекся  стенографией  по-настоящему.  Он  и  в  самом  деле  намертво  выучил  все  её  хитросплетения,  и  теперь  мог  записывать  всё,  что  произносили  учителя  на  уроках  -  ну,  абсолютно  всё,  включая  реплики  в  сторону  и  междометия.  И  он  записывал!  –  его  тетради  превратились  в  самые  полные  конспекты  школьной  программы  и  летописи  нашей  урочной  жизни,  в  бесценные  кладези  знаний,  которыми  мог  воспользоваться  только  один  человек  в  целой  школе  –  а  нас  там  было  тысячи  две  с  половиной.  Ну,  или  два  человека,  считая  учителя  стенографии,  который,  увы,  покинул  нас  так  же  скоро,  как  записывал  речи  исполкомовских  цицеронов.  Что-то  там  щелкнуло  в  механизме  нашей  школьной  фортуны,  и  нам  заменили  стенографию  чем-то  иным,  более  традиционным  и  совершенно  уже  кириллическим.

Класс  выдохнул  с  облегчением,  потому  что  все  новый  предмет  ненавидели  совершенно  искренне  и  даже  извинительным  образом.  Грамота  вообще  штука  непростая;  орфография,  синтаксис,  пунктуация...  –  к  девятому  классу  многие  поняли,  что  с  алгеброй  или  геометрией  им  как-то  проще,  понятнее,  нагляднее;  и  тут  им  ни  с  того,  ни  с  сего  предложили  освоить  новое  письмо,  а  они  ведь  и  старым  пользовались  не  без  труда.  Короче,  класс  возликовал  и  мгновенно  забыл  стенографию;  только  один  человек  упорно  исповедовал  эту  тайнопись  -  и  не  только  для  секретных  посланий  и  конспектов,  но  даже  и  дневник  заполнял  ею.  Он  стал  своеобразным  меньшинством  школы,  меньшинством  из  одного  человека,  первым,  единственным  и  последним  из  могикан;  а  меньшинства,  увы,  часто  превращаются  в  изгоев.

Так  что  кончилось  всё  это  весьма  предсказуемо:  никто  из  учителей  не  мог  проверить,  как  этот  шифровальщик  выполняет  домашние  задания  и  вообще  –  чем  он  на  уроках  занимается.  Неаттестация  по  итогам  четверти  и  сомнительный  годовой  результат  –  вот  что  было  на  кону.  Разумеется,  пришлось  этому  бунтовщику  смириться  и  заняться  тем,  чем  после  записи  речей  и  тостов  занимался  учитель  стенографии,  но  о  чем  нам  говорил  удивительно  мало,  -  расшифровкой.  И  мой  приятель,  потратив  бездну  времени  на  превращение  узелкового  письма  в  кириллическое  и  на  переписывание  работ  по  всем  предметам  за  целую  четверть,  отрекся  от  своей  веры  и  впредь  пользовался  стенографией  только  для  приватных  целей.

...Нет,  стенография  -  вполне  достойное  ремесло  и  полезный  навык.  Мы,  да  и  не  только  мы,  школьники,  тогда  даже  не  подозревали,  как  скоро  появятся  устройства,  которые  начнут  превращать  речь  в  текст  и  даже  кое-как  обратно.  Точно  так  же  мы  и  теперь  не  догадываемся,  что  нас  ждет  в  недалеком  будущем  или  даже  завтра;  стенография?  –  почему  нет,  все  может  быть.  Но  соль  этой  истории,  как  вы  сами  понимаете,  совсем  не  в  этом.

2018

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=780710
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 07.03.2018
автор: Максим Тарасівський